Контрольная работа по экологическому праву, вариан №4

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе раскрываются вопросы: понятие, содержание и формы права собственности на землю и иные природные ресурсы;понятие и виды права природопользования; способы защиты экологических прав, а также решения задач

Оглавление

Введение
1. Понятие, содержание и формы права собственности на землю и иные природные ресурсы
2. Понятие и виды права природопользования
3. Способы защиты экологических прав
Задача 1
Задача 2
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Эколгическое право.doc

— 107.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение              3

1.              Понятие, содержание и формы права собственности на землю и иные природные ресурсы              4

2.              Понятие и виды права природопользования              10

3.              Способы защиты экологических прав              14

Задача 1              18

Задача 2              19

Заключение              20

Список использованной литературы              21


Введение

Современное состояние окружающей среды в мире характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод.

Возникновение экологического права и законодательства об охране окружающей среды – это реакция общества на происходящие изменения, стремление обеспечить экологическую безопасность.

Экологическое право содержит комплекс взаимосвязанных правовых норм, предусматривающих особые условия и требования, которые должны выполняться в разных сферах жизни и деятельности человека. В связи с этим правильное применение законодательства об охране окружающей среды имеет огромное практическое значение, особенно в условиях формирования рыночной экономики, развития предпринимательства.

Цель контрольной работы по предмету «Экологическое право» заключается в ознакомлении и раскрытии следующих вопросов:

-              понятие, содержание и формы права собственности на землю и иные природные ресурсы;

-              понятие и виды права природопользования;

-              способы защиты экологических прав.

Рассмотрение данных вопросов актуально, так как изучение данного предмета дает возможность:

-              понять основополагающие категории института права собственности на природные ресурсы;

- знать виды права природопользования;

- знать экологические права и обязанности, необходимые для обеспечения экологической безопасности.


1.        Понятие, содержание и формы права собственности на землю и иные природные ресурсы

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория, которую можно рассматривать в двух аспектах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности[1].

Доминирующей среди форм собственности на природные ресурсы является государственная собственность.

Право государственной собственности установлено на все без исключения природные объекты и ресурсы: землю, водные объекты, недра, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории, природные лечебные ресурсы.

В соответствии со ст. 72 Конституции России (п.п. «в» и «г»), разграничение права государственной собственности, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, т.е. государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ[2].

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. В частности, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собствен­ности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов РФ (ст. 18). В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собствен­ности находятся земельные участки:

1) которые признаны таковыми федеральными законами;

2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

3)              которые приобретены Российской Федерацией по основа­ниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Исключительно к федеральной собственности согласно п. «н» ст. 71 Конституции РФ отнесены природные ресурсы территори­альных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

1)  которые признаны таковыми федеральными законами;

2)  право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

3)  которые приобретены субъектами  РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

1)              занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

2)              предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

3)              отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

4) занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ[3].

Право муниципальной собственности на природные ресурсы в общем виде установлено ст. 9 Конституции РФ и рядом федеральных законов, основным из которых является Федеральный закон 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон в ст. 50 закрепил, что в собственности поселений, а также в собствен­ности  муниципальных районов могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры на территории поселения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района.

Что касается леса, то Лесной кодекс РФ не устанавливает права муниципальной собственности на леса, однако в нем дается отсылка к специальному федеральному закону, который может установить формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений.

Наконец, в муниципальной собственности могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям, согласно ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения[4].

В части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления права частной собственности на землю. Но, несмотря на это, Лесным (ст. 20) и Водным (ст. 34, 40) кодексами предусматриваются право собственности на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке и на обособленные водные объекты. 

Законодательство о недрах и о животном мире не предусматривают нахождения данных объектов в собственности физических или юридических лиц. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и изъятые из среды обитания представители животного мира, в установленном порядке (зоопарк, животноводческая ферма) могут находиться в частной собственности.

Содержание права государственной и иных форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.

Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности. Например, для обеспечения режима заповедников, нацио­нальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы государство может учредить охранные зоны с за­прещением на землях этих зон определенных видов деятельности.

Право владения землей и иными природными объектами составляет вто­рое самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворе­ния потребностей общества.

Право пользования землей и природными объектами осуществля­ется с соблюдением определенных правил, основополагающая конст­рукция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей среды» и которые конкретизируются в кодексах и в законах РФ об использо­вании и охране природных объектов, о животном мире, об охране ат­мосферного воздуха.

За соблюдением этих правил в Российской Федерации осуществ­ляется специальный экологический контроль специально уполномоченными на то государственными органами и непрерывное наблюде­ние за результатами экологопользования в экосистеме страны (служ­ба мониторинга).

Таким образом, право пользования землей и другими природны­ми объектами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объ­ектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдени­ем и взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рент­ных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин «определение юридического стату­са природного объекта», поскольку судьбу природных объектов опре­деляет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние[5].

В заключение всего сказанного необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

2.      Понятие и виды права природопользования

Отношения человека с природой имеют разносторонний характер. В течение всей истории человек удовлетворял свои потребности или за счет использования природы, ее ресурсов или свойств, или во взаимодействии с ней. Со временем формы отношений человека с природой усложнялись, становились все более разноплановыми. Для того чтобы предоставить организованности этим отношениям, избежать сокрушительной эксплуатации природных ресурсов, предотвратить их исчерпание и обеспечить рациональное использование и воссоздание, была нужна правовая регламентация. Право природопользования возникло в ответ на эти потребности.

Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительно эффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов, обеспечения многогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных прав субъектов природопользования. Таким образом, под правом природопользования имеется в виду институт общей части экологического права, в котором объединены нормы, которые определяют общие положения для права пользования всеми видами естественных объектов, включая и нормы, которые регулируют их комплексное использование[6].

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.

Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

1)  право землепользования;

2)  право недропользования;

3)  право водопользования;

4)  право пользования атмосферой;

5)  право лесопользования;

6)  право пользования растительным миром вне лесов;

7)  право пользования животным миром.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным за­конодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей[7].

В ст. 7 Земельного кодекса РФ определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории Российской Федерации, соответствующее видам землепользования. К ним относятся земли:

Информация о работе Контрольная работа по экологическому праву, вариан №4