Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:17, доклад
Экологическое право, являясь одной из основных от¬раслей права, не изолировано от других отраслей права. Самостоятельность экологического права относительна.
Обладая специфическими чертами и характерными признаками, экологическое право в то же время нахо¬дится во взаимосвязи и обусловленности с другими от¬раслями права. Прежде всего следует отметить связь экологического права с государственным правом. Госу¬дарственное право содержит нормы, являющиеся осно¬вополагающими для экологического права.
9. Конституционные основы
Экологическое право, являясь одной из основных от¬раслей права, не изолировано от других отраслей права. Самостоятельность экологического права относительна.
Обладая специфическими чертами и характерными признаками, экологическое право в то же время нахо¬дится во взаимосвязи и обусловленности с другими от¬раслями права. Прежде всего следует отметить связь экологического права с государственным правом. Госу¬дарственное право содержит нормы, являющиеся осно¬вополагающими для экологического права.
Конституция
РФ как источник экологического права
содержит в себе важнейшие нормы,
регулирующие отношения в сфере
взаимодействия обще¬ства и окружающей
среды. Эти нормы должны
рассматриваться:
Как источник права высшей силы Конституция РФ содержит комплекс норм, которые: а) выделяют в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей природной среды; б) устанавливают общеправовой принцип приоритета охраны природы; в) закрепляют ответственность ны¬нешнего поколения перед будущими; г) предусматривают экологический су¬веренитет страны и обязанности его защиты государством во внутренних и внешних отношениях. Тем самым Основной Закон страны устанавливает конституционный экологический правопорядок.
Закрепление в Конституции экологических прав челове¬ка и гражданина означает признание их высшей ценнос¬тью, а защиту экологических прав обязанностью государ¬ства (ст. 2 Конституции РФ).
Право граждан на благоприятную окружающую сре¬ду, на достоверную информацию о ее состоянии и на воз¬мещение ущерба, причиненного здоровью или имуще¬ству экологическим правонарушением, закреплено ст. 42 Конституции РФ.
Соблюдение экологических прав рассматривается в качестве критерия эффективности и правомерности зако¬нодательной, исполнительной и судебной власти.
Конституционные основы организации и осуществле¬ния государственной власти в области охраны окружаю¬щей среды закреплены в ст. 72 Конституции РФ, соглас¬но которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, воп¬росы владения, пользования и распоряжения природ¬ными ресурсами находятся в совместном ведении Рос¬сийской Федерации.
В соответствии
с этим положением допускается при¬нятие
субъектами Федерации собственных
законов, регу¬лирующих отношения
природопользования при условии, что
все законы или иные правовые акты,
принимаемые в субъектах
Конституционные основы регулирования отношений собственности на природные ресурсы закреплены в ст. 9 и 36 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В то же время
природные ресурсы могут
Закрепление названных положений в одной статье Конституции означает признание неразрывного единства публично-правовых и частноправовых основ регулирова¬ния отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Отношения собственности на природные ресурсы ре¬гулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной соб¬ственности землю.
Допуская возможность передачи природных ресурсов в частную собственность при одновременном закрепле¬нии режима народного достояния,. законодатель признает комплексную природу экологических отношений, устанавливая приоритет публично-правового регулирования , указанных отношений.
Информация о работе Конституционные основы экологического права