Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:54, реферат
С целью изучения проблемы антропогенных воздействий на околоземное космическое пространство, связанных с деятельностью человека как на Земле, так и в космосе, в 1976 г. по решению КОСПАР (Комитет по космическим исследованиям при Международном совете научных союзов) была создана комиссия по рассмотрению подобных возможных вредных воздействий на космическую среду. На конференции КОСПАР в 1979 г. этой комиссией были сообщены основные направления проводимых исследований, а в 1982 г. опубликованы некоторые предварительные результаты исследований по проблеме антропогенных воздействий на околоземное космическое пространство.
Введение           3
1. Освоение  космоса: перспективы и проблемы      5
2 .Воздействие ракетно-космической техники и воздушных судов гражданской авиации на атмосферу           7
3. Радиоактивные отходы в космосе       10
4. Энергетическая проблема         11
5. Спутниковые солнечные электростанции      12
6. Опасная химия - опасная жизнь        13
7. Пора разбираться с космическим "мусором"      15
8. Гидрометеорология         16
9. Меры, принимаемые для ликвидации последствий аварий    20
Заключение           23
Литература           24
      Программа 
научно-технических 
В последние годы у мировой общественности и в научных кругах проявляется значительный интерес к проблеме предотвращения столкновений с Землей крупных космических тел (астероидов, комет). Подобные столкновения могут привести как к локальным катастрофическим явлениям, так и к глобальной катастрофе. Падение на Землю метеорита типа Тунгусского, при современной насыщенности мира опасными производствами, может привести к материальным потерям на миллиарды долларов. Столкновение с астероидами более крупных размеров - диаметром порядка 1 км - угрожает существованию цивилизации в целом. По существующим в настоящее время оценкам, несмотря на малую вероятность падения астероидов на Землю, вероятность риска гибели индивидуума в результате столкновения сравнима с вероятностью гибели в авиакатастрофе, от землетрясения или урагана. Все это выдвигает проблему защиты Земли от подобных столкновений в ряд актуальных для современного мира.
Создание системы защиты Земли (СЗЗ) от столкновения с опасными космическими объектами (ОКО) приведет к решению целого ряда дополнительных задач:
      - 
в результате исследований 
      - 
впервые в истории 
      - 
полученные в ходе реализации 
столь крупного проекта 
При взаимодействии астероидов и комет с атмосферой Земли происходит образование воздушной ударной волны. Температура на фронте волны столь высока, что с его поверхности излучается тепловой поток большой мощности. В результате взаимодействия астероида или кометы с атмосферой происходит его разрушение на отдельные фрагменты и абляция этих фрагментов. При небольших размерах ОКО происходит полное сгорание ОКО или его фрагментов в верхних слоях атмосферы. Начиная с некоторых минимальных размеров ОКО и в зависимости от типа ОКО и скорости соударения, разрушение происходит вблизи поверхности Земли и имеет характер взрыва. При этом возможны существенные разрушения на поверхности Земли и образование крупномасштабных пожаров. При еще больших размерах фрагменты ОКО достигают поверхности Земли и производят удар по ней. В результате образуется кратер, масса грунта выбрасывается в атмосферу, приводя к ее запылению, в результате чего возможны долговременные или даже катастрофические изменения климата.
При ударе о грунт возникает мощная сейсмическая волна, при ударе о воду возможно образование цунами.
Столкновение с очень крупным метеорным телом может привести к полной гибели цивилизации на Земле. Большое число химических заводов, атомных электростанций и других объектов, разрушение которых приведет к региональной катастрофе. В связи с этим все большее внимание уделяется изучению падения тел "средних размеров". Такие тела падают на Землю не часто - примерно один раз в 100 - 300 лет.
Собственно для перехвата ОКО необходимо доставить средства воздействия к его поверхности. В качестве средств доставки могут использоваться существующие либо специально созданные ракетно-космические системы. В зависимости от типа средств воздействия и их габаритно-массовых характеристик требования к средствам доставки могут превысить достигнутые в существующих ракетных системах параметры. Это приводит к необходимости рассмотрения перспективных систем, в частности, перспективных двигательных установок - ядерных, электроядерных и т.п.
Сближение и взаимодействие с ОКО может происходить на скоростях, существенно превышающих скорости, типичные для военных систем. При этом возникает задача создания надежной автоматики, обеспечивающей наведение, сближение и заданный режим воздействия на ОКО.
      Собственно 
воздействие на ОКО может быть 
произведено с помощью ядерного 
взрыва вблизи его поверхности, кинетического 
удара о поверхность ОКО 
      - 
изменение траектории ОКО под 
действием импульса, уносимого выброшенным 
веществом ОКО (мягкое 
      - 
дробление ОКО на фрагменты, 
которые по мере сближения 
с Землей расходятся в 
В зависимости от высоты взрыва над поверхностью ОКО меняется степень воздействия. При заглубленном взрыве в теле ОКО достигается максимальное для данной мощности воздействие. Таким образом, возникают задачи:
- определения импульса, уносимого веществом ОКО, при взрывах (ударах) различной мощности (массы и скорости);
      - 
определения степени и 
      - 
рассмотрения способов 
      При 
создании СЗЗ необходимо также учитывать 
возможные экологические 
 
9. 
Меры, принимаемые для 
ликвидации последствий 
аварий. 
      В 
целях снижения негативных экологических 
и социально-экономических 
В 1997–1998 гг. с учетом требований Госкомэкологии России разработан и утвержден макет экологического паспорта района падения отделяющихся частей ракет-носителей. Ранее были разработаны и утверждены временные экологические паспорта на 4 района падения, расположенные на территории Архангельской области и Республики Алтай.
      В 
1998 г. работы по экологической паспортизации 
районов падения отделяющихся частей 
ракет-носителей продолжались. Разработаны 
проекты экологических 
Паспортизация сухопутных районов падения отделяющихся частей ракет-носителей будет продолжена в 1999–2000 гг. в рамках "Плана проведения экологических обследований районов падения ракет-носителей и информирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Проведен ряд комплексных медицинских и специальных исследований по оценке влияния на население и окружающую среду регионов, в которых расположены поля падения РН, проливов ракетных топлив.
В частности, в 1998 г. проведена оценка масштабов загрязнения районов падения вторых ступеней ракет-носителей "Протон" и "Союз" в Саяно-Алтайском регионе за весь период их эксплуатации.
      Площадь 
загрязнения фрагментами 
      Концентрации 
всех производных компонентов 
      К 
числу неотложных мероприятий, ускорение 
реализации которых позволит свести 
к минимуму ущерб, наносимый населению 
и окружающей природной среде 
ракетно-космической 
– завершение санитарно-гигиенического нормирования содержания компонентов ракетных топлив в объектах окружающей природной среды;
      – 
разработка технологических процессов 
и создание высокоэффективных 
– модернизация ракет-носителей с целью снижения уровня отрицательного воздействия на окружающую природную среду при их испытаниях и эксплуатации;
– организация и проведение мероприятий по экологической реабилитации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей.
Реализация перечисленных выше мероприятий предусмотрена проектом федеральной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности" (программа "Экос-РФ").
      В 
течение 1998 г. вступил в действие 
ряд документов, касающихся вопросов 
обеспечения экологической 
В целях организации работы и координации деятельности по защите интересов субъектов Российской Федерации, территория которых подвержена неблагоприятному влиянию ракетно-космической деятельности, для обеспечения экологической безопасности на таких территориях, а также для защиты интересов юридических лиц и граждан, которым причинен ущерб в результате ракетно-космической деятельности, 12 ноября 1998 г. принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О создании Временной комиссии Совета Федерации по защите интересов субъектов Российской Федерации, юридических лиц и граждан от неблагоприятных последствий ракетно-космической деятельности". В декабре 1998 г. утверждено Положение, определяющее цели, задачи и функции, порядок формирования и деятельности данной комиссии, а также план работы на 1999 г.
В 1998 г. при участии Госкомэкологии России в соответствии с требованиями п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1998 г. № 1039 "О Правилах оповещения органов исполнительной власти при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю" начаты работы по подготовке концепции создания единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций космического характера.
      Продолжались 
работы по совершенствованию договорных 
отношений между Министерством 
обороны Российской Федерации и 
субъектами Российской Федерации по 
использованию территорий под районы 
падения отделяющихся частей ракет-носителей. 
Постановление Правительства Российской 
Федерации от 24 марта 1998 г. № 350 "О внесении 
изменений и дополнений в постановление 
Правительства Российской Федерации от 
31 мая 1995 г. № 536 "О порядке и условиях 
эпизодического использования районов 
падения отделяющихся частей ракет" 
утвердило методику расчета компенсационных 
выплат субъектам Российской Федерации 
за разовое использование районов падения 
при проведении запусков космических 
аппаратов (за исключением запусков в 
интересах обороны, безопасности страны 
и в соответствии с Федеральной космической 
программой).