Экологическое право России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является, изучение основных моментов экологического права в России.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
Проследить историю формирования экологического права.
Описать общие характеристики и дать определение эколого-градостроительному праву.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………….…...1
2. Глава 1. История формирования экологического права в России…...2
3. Глава 2. Эколого-градостроительное право…………………..…….. 10
2.1 Понятие и общая характеристика экологического права………….
2.2 Принципы экологического права……………………………………
2.3 Методы правового регулирования………………………………….
2.4 Система экологического права……………………………………...
2.5 Источники экологического права……………………………………
2.6 Право собственности на природные ресурсы………………………..
2.7 Управление охраной окружающей среды и природопользованием.16
2.8 Экономический механизм охраны окружающей среды
2.9 Право природопользования и его виды
2.10 Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 48.44 Кб (Скачать)

Проводимые в условиях социально-экономических перемен  пересмотр общечеловеческих ценностей  привел к тому, что на первое место  в системе экологических отношений  поставлены задачи охраны жизни и  здоровья граждан, обеспечение благоприятных  условий жизнедеятельности граждан  и их экологической безопасности. В этой связи отношения в сфере  экологической безопасности человека занимают центральное место в  системе экологических отношений.

Объекты экологических общественных отношений определены Законом РФ «Об охране окружающей природной  среды» от 19 декабря 1991г.

Охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения на территории РФ подлежат: естественные экологические  системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные  воды, атмосферный воздух, леса и  иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране в соответствии с действующим законодательством  подлежат государственные природные  заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

 

2.2 Принципы экологического  права

           Экологическое право при регулировании экологических отношений имеет свои нормативно-руководящие начала, то есть принципы. Эти принципы основываются на международно-правовых актах, положениях Конституции РФ и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

К числу наиболее важных принципов относятся следующие:

- разнообразие форм собственности  на природные ресурсы и равновеликая  защита всех форм собственности

- программирование природоохранительной  деятельности и природопользования

- приоритет охраны жизни  и здоровья человека, обеспечения  благоприятных условий для жизни  и отдыха населения

- научно обоснованное  сочетание экологических и экономических  интересов общества, обеспечивающих  реальные гарантии прав человека  на здоровую и благоприятную  для жизни среду

- обеспечение рационального  использования природных ресурсов  с учетом законов природы, потенциальных  возможностях окружающей природной  среды, необходимости воспроизводства  природных ресурсов

   - нормирование и управление качеством окружающей природной среды

   - обеспечение населения полной, достоверной экологической информацией

- неукоснительное соблюдение  требований экологического законодательства, неотвратимость ответственности  за совершение экологические  правонарушения

- международное сотрудничество  в области охраны окружающей  среды

 

2.3 Методы правового  регулирования

 

Под методом правового  регулирования понимается совокупность приемов и методов (способов) воздействия  на участников экологических отношений. Наибольшее применение в экологическом  праве находит императивный метод. Это особенно характерно для управленческих отношений. Он проявляется в установлении строго обязательных предписаний, повелений, запретов, ограничений, а в случаях  их невыполнения – применение мер  юридической ответственности к  правонарушителям.

 Диспозитивный метод,  напротив, позволяет использовать  установленные нормами права  дозволения, в том числе и сделки  по поводу отдельных при родных  ресурсов, участков природы. Более  демократичным стал способ разрешения  споров (судебно-арбитражных вместо  административного). Широкое применение  в регулировании отношений находит  способ делегирования правомочий  по распоряжению объектами права  собственности, а так же способ  рекомендаций. Договорные отношения  создают основу фактического  равенства участников экологических  договорных отношений.

 

2.4 Система экологического  права

 

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает  и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

  1. общие положение экологического права (предмет, объект, принципы, источники)
  2. право собственности на природные ресурсы (форма, вид права собственности, субъекты, объекты)
  3. управление охраной окружающей природной среды природопользованием (система, вид органов, функции управления)
  4. право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду
  5. экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды
  6. нормирование качества окружающей природной среды
  7. правовые основы эколого-информационного обеспечения
  8. право природопользования
  9. юридическая ответственность за экологические правонарушения

Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:

  1. правовой режим использования и охраны земель
  2. правовой режим использования и охраны недр
  3. правовой режим использования и охраны вод
  4. правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности
  5. правовой режим использования и охраны животного мира
  6. правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя
  7. правовой режим особо охраняемых природных территорий
  8. правовой режим экологически неблагоприятных территорий
  9. правовое регулирование обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники  и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему  международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

2.5 Источники экологического  права

 

Источники как форма выражения  общеобязательных правил поведения  в экологическом праве имеют  определенную особенность. Наряду с  традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники  подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые (Земельный  кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс) и комплексные специальные источники (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон  «Об особо охраняемых природных  территориях» от 14 марта 1995 г.)

Выделяют так же межотраслевые  источники, включающие в себя законодательные  акты иных отраслей права (Уголовный  кодекс например).

По уровню принимаемых  правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической  политики России. К таким актам  можно отнести Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды  и обеспечению устойчивого развития»  от 4 февраля 1994 г. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.

Среди источника экологического права весьма значителен удельный вес  нормативных правовых актов, принимаемых  на уровне Правительства РФ. Ими  конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных  специальных органах управления (Положение о Государственном  комитете РФ по охране окружающей среды, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России). Кроме  того, Правительство РФ принимает  ряд актов, имеющих самостоятельное  значение для регулирования экологических отношений (Положение о государственных природных заповедниках, Положение о национальных парках).

В связи с тем, что вопросы  природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с  правилом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции  РФ, к совместному ведению РФ и  субъектов РФ, нельзя недооценивать  значение актов, принимаемых субъектами РФ. Многими из них приняты законы по охране окружающей среды, законы об особо охраняемых территория. Ими  принимаются территориальные программы  по охране природы, утверждаются тексты для исчисления размера причиненного ущерба рыбному и охотничьему  хозяйству республики, края, области.

Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы  охраны окружающей среды, повышения  плодородия земель, озеленения и благоустройства  населенных пунктов.

Определенное значение для  регулирования экологических отношений  имеют ведомственные нормативные  акты. Наиболее распространенными формами  таких актов являются инструкции, положения, правила. К примеру, Федеральной  службой лесного хозяйства России 12 января 1999 г. приняты «Санитарные правила в лесах Российской Федерации».

 

2.6 Право собственности  на природные ресурсы

 

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности. На ряду с правом частной собственности  на земли действующее водное законодательство (ст.40 Водного кодекса РФ) провозглашает, что в собственности граждан  и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты ( замкнутые  водоёмы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоёмами. Водным кодексом предусмотрено и право муниципальной собственности на водные объекты. Они могут принадлежать на праве собственности городским, сельским населениям и использоваться для муниципальных нужд.

На леса и земли лесного  фонда, согласно ст.19 Лесного кодекса  РФ, установлена только федеральная  государственная собственность. На объекты животного мира и недра  установлена федеральная государственная  собственность субъектов РФ. В  федеральной государственной собственности  находятся: земли предназначенные  для нужд обороны и безопасности, места расположения полезных ископаемых общефедерального значения, особо охраняемые природные территории (объекты) и  другие природные ресурсы.

 

2.7 Управление  охраной окружающей среды и  природопользованием

 

Управление охраной окружающей среды и природопользованием  как институт экологического права  представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных и муниципальных  органов, управленческих структур по осуществлению  природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление, оздоровление природной среды и экологической  безопасности населения.

В системе управления охраны окружающей среды важное место занимают органы общей компетенции и специальные  органы управления.

В соответствии с природоохранительным законодательством и Федеральным  конституционным законом « О  Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возлагаются следующие функции в области природоохранительной деятельности:

- реализация государственной  политики в области экологии

- координация природоохранительной  деятельности министерств, ведомств, учреждений

- принятие решений об  организации особо охраняемых  территорий

- руководство внешними  связями в этой области и  др.

Особая роль в управлении природоохранительной деятельности отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.

Заглавное положение в  системе специальных органов  отводится Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), поскольку на него возложено  осуществление координаций деятельности всех специальных органов комитет  возглавляет государственную службу экологического мониторинга. Он организует и проводит государственную экспертизу, формирует единую систему особо  охраняемых природных территорий, и  занимается разработкой единой государственной  экологической политики. На комитет  возложено ведение Красной книги  исчезающих животных и растений.

К специальным органам  относится Федеральный центр  санитарно-эпидемиологического надзора  Министерства здравоохранения РФ.

Природоохранительная деятельность большинства специальных органов  носит поресурсовый характер. Примером этого может служить деятельность Государственного комитета РФ по земельной  политике, который осуществляет различные  функции по охране земель(ведение  учета, земельного кадастра, мониторинга, землеустройства). Министерство природных  ресурсов осуществляет аналогичные  функции, но применительно к недрам и водным ресурса. Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Среди важнейших направлений  природоохранительной деятельности особое значение за последние годы приобрела  функция организации и проведения экологической экспертизы. В основе проведения экологической экспертизы лежат принципы презумпции потенциальной  экологической опасности любой  хозяйственной деятельности, обязательности и ее проведения до принятия решения  по реализации объекта экологической  экспертизы.

Информация о работе Экологическое право России