Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является, изучение основных моментов экологического права в России.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
Проследить историю формирования экологического права.
Описать общие характеристики и дать определение эколого-градостроительному праву.
1. Введение…………………………………………………………….…...1
2. Глава 1. История формирования экологического права в России…...2
3. Глава 2. Эколого-градостроительное право…………………..…….. 10
2.1 Понятие и общая характеристика экологического права………….
2.2 Принципы экологического права……………………………………
2.3 Методы правового регулирования………………………………….
2.4 Система экологического права……………………………………...
2.5 Источники экологического права……………………………………
2.6 Право собственности на природные ресурсы………………………..
2.7 Управление охраной окружающей среды и природопользованием.16
2.8 Экономический механизм охраны окружающей среды
2.9 Право природопользования и его виды
2.10 Юридическая ответственность за экологические правонарушения
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Проводимые в условиях
социально-экономических
Объекты экологических общественных отношений определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г.
Охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения на территории РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Особой охране в соответствии
с действующим
2.2 Принципы экологического права
Экологическое право при регулировании экологических отношений имеет свои нормативно-руководящие начала, то есть принципы. Эти принципы основываются на международно-правовых актах, положениях Конституции РФ и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».
К числу наиболее важных принципов относятся следующие:
- разнообразие форм
- программирование
- приоритет охраны жизни
и здоровья человека, обеспечения
благоприятных условий для
- научно обоснованное
сочетание экологических и
- обеспечение рационального
использования природных
- нормирование и управление качеством окружающей природной среды
- обеспечение населения полной, достоверной экологической информацией
- неукоснительное соблюдение
требований экологического
- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
2.3 Методы правового регулирования
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и методов (способов) воздействия на участников экологических отношений. Наибольшее применение в экологическом праве находит императивный метод. Это особенно характерно для управленческих отношений. Он проявляется в установлении строго обязательных предписаний, повелений, запретов, ограничений, а в случаях их невыполнения – применение мер юридической ответственности к правонарушителям.
Диспозитивный метод,
напротив, позволяет использовать
установленные нормами права
дозволения, в том числе и сделки
по поводу отдельных при
2.4 Система экологического права
Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.
Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:
Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:
Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.
2.5 Источники экологического права
Источники как форма выражения
общеобязательных правил поведения
в экологическом праве имеют
определенную особенность. Наряду с
традиционным деление источников на
законы и подзаконные акты, источники
подразделяются на общие и специальные,
в свою очередь, на: поресурсовые (Земельный
кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс)
и комплексные специальные
Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права (Уголовный кодекс например).
По уровню принимаемых
правовых актов особое место занимают
указы Президента РФ, которые определяют
основные направления экологической
политики России. К таким актам
можно отнести Указ Президента РФ
«О государственной стратегии
Среди источника экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления (Положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России). Кроме того, Правительство РФ принимает ряд актов, имеющих самостоятельное значение для регулирования экологических отношений (Положение о государственных природных заповедниках, Положение о национальных парках).
В связи с тем, что вопросы
природопользования и охраны окружающей
среды отнесены, в соответствии с
правилом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции
РФ, к совместному ведению РФ и
субъектов РФ, нельзя недооценивать
значение актов, принимаемых субъектами
РФ. Многими из них приняты законы
по охране окружающей среды, законы об
особо охраняемых территория. Ими
принимаются территориальные
Органами местного самоуправления
принимаются муниципальные
Определенное значение для
регулирования экологических
2.6 Право собственности на природные ресурсы
В соответствии с ч. 2 ст. 9
Конституции РФ земля и другие
природные ресурсы могут
На леса и земли лесного
фонда, согласно ст.19 Лесного кодекса
РФ, установлена только федеральная
государственная собственность. На
объекты животного мира и недра
установлена федеральная
2.7 Управление охраной окружающей среды и природопользованием
Управление охраной окружающей
среды и природопользованием
как институт экологического права
представляет собой систему правовых
норм, регулирующих деятельность всех
видов государственных и
В системе управления охраны
окружающей среды важное место занимают
органы общей компетенции и
В соответствии с природоохранительным
законодательством и
- реализация государственной политики в области экологии
- координация
- принятие решений об организации особо охраняемых территорий
- руководство внешними связями в этой области и др.
Особая роль в управлении природоохранительной деятельности отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.
Заглавное положение в
системе специальных органов
отводится Государственному комитету
РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии
России), поскольку на него возложено
осуществление координаций
К специальным органам
относится Федеральный центр
санитарно-эпидемиологического
Природоохранительная
Среди важнейших направлений
природоохранительной деятельности особое
значение за последние годы приобрела
функция организации и