Экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются :

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 29.46 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В соответствии с действующим законодательством  основными задачами экологического контроля являются :

- наблюдение за состоянием окружающей  природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; 
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных  этапов.

Первый – сбор и обработка  необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения  могут быть названы не только хозяйственной  деятельностью. Нерациональное использование  природных ландшафтов для организации  отдыха и санаторно-курортного лечения  может нанести серьезный ущерб  окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь  проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте  водоемов. 
Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество природной среды.

Цель второго этапа – осуществление  мероприятий по предупреждению и  устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в  процессе наблюдений.

Для решения задач второго этапа  сложились определенные формы и  методы экологического контроля. Формы  две – предупредительная и  карательная. Соответственно применяются  различные методы осуществления  контроля.

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды  и рационального использования  природных ресурсов.

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах  юридической ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Государственный экологический контроль

 

Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов  государственного экологического контроля. К ним относиться право :

- посещать предприятия, учреждения  и организации не зависимо  от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами,  необходимыми для исполнения  служебных обязанностей; 
- проверять работу очистных сооружений и установок, а так же установленных природоохранных требований и нормативов; 
- устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ; 
- назначать государственную экологическую экспертизу; 
- требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы л привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан; 
- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.

Для решения круга задач, установленных  действующим законодательством  в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий  ряда государственных органов на разных уровнях представительной и  исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления.

В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части  осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого  характера.

Обще – экологический контроль относиться к компетенции высших звеньев государственной системы  управления, которые наряду с другими  функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области  охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов 
РФ.

Действующим законодательством федеральным  органом власти предоставлено право  не только, осуществлять государственный  контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его  проведения. К компетенции субъектов  РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом  РФ « 
О недрах » и др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

Специализированный экологический  контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а  так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.

По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление  государственного контроля возложена  Правительством РФ на 
Госкомэкологии России. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. 
Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся 
МВД России и др.

Специфика отраслевых государственных  органов заключается в том, что  в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. 
Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод 
– водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д.. В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, 
Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. 
Роскомнедра , помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.

В соответствии с Кодексом РСФСР  об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим  шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которая  подготавливается на основании ст. 70 
Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.

К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление  о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание  об ограничении ( приостановлении ) или  прекращении финансирования хозяйственной  и иной деятельности.

Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении  физических лиц к уголовной ответственности  направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

 

 

 

 

 

2. Общественный экологический контроль

 

В Росси имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с  Законом РСФСР « об охране окружающей природной среды », наряду с другими  общественными объединениями могут  осуществлять экологический контроль, в настоящее время в большей  степени заинтересованы в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая обстановка стабилизируется, общественные объединения  и организации активизируют свою работу по контролю за исполнением  хозяйствующими субъектами природоохранительного  законодательства. Определенная работа в этом направлении проводиться  уже в настоящее время Федерацией независимых профсоюзов России, в  аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам  труда экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению  общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана информационно  – инновационная общественная экологическая  ассоциация 
« Партнеры за устойчивое развитие », к числу основных задач которой относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ. 
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского « 
Положения об оценке воздействия на окружающую среду », разрабатывается проект « Положения об общественном экологическом контроле », при подготовки которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан.

Хотя по возможностям получения  информации и применения мер воздействия  на нарушителей природоохранительного  законодательства общественный экологический  контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и  серьезным преимуществом – реальной независимостью от государственных  структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

 

Заключение

 

Экологический контроль - это определенный вид деятельности государствен­ных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природ­ной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий  по охране природы, рациональному использованию  природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требо­ваний природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально-уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются  различные меры правового регулирования  по предупреждению, выявлению нарушений  природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники:

      1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).М.: Юрайт-Издат, 2003

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 8 декабря 2003 года). Кодекс РФ от 30.12.01 N 195-ФЗ

3. Об охране окружающей среды. Закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ

4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с измен.от 09.04.2009 N 58-ФЗ, от 17.12.2009 N 314-ФЗ)

 

 

 

 

 

 

Литература: 
1.     Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое право России М.: 2007 год

2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2001.

3.     Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: 2004.

4.     Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006.

5.   Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Учебное пособие для вузов. - Ростов /на/Дону. Феникс, 2005.

6. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для ВУЗОВ/ Под ред. Л. А. Муравья – М.: ЮНИТИ, 2003. 

 


Информация о работе Экологический контроль