Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:03, реферат
В соответствии с действующим законодательством  основными задачами экологического контроля являются :
- наблюдение за состоянием окружающей  природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; 
 - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.
Введение
В соответствии с действующим 
- наблюдение за состоянием 
- проверка выполнения планов и мероприятий 
по охране природы, рациональному использованию 
природных ресурсов, оздоровлению окружающей 
природной среды, соблюдение требований 
природоохранительного законодательства, 
а так же принятие необходимых мер по и 
обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов.
Первый – сбор и обработка 
необходимых исходных данных. В законе 
отмечается, что негативные изменения 
могут быть названы не только хозяйственной 
деятельностью. Нерациональное использование 
природных ландшафтов для организации 
отдыха и санаторно-курортного лечения 
может нанести серьезный ущерб 
окружающей природной среде. Казалось 
бы, сами природопользователи в этом 
случае должны, в первую очередь 
проявлять заботу о сохранении декоративных 
качеств зеленых насаждений, чистоте 
водоемов. 
Однако имеется много примеров, когда 
основные средства вкладываются в строительство 
капитальных сооружений. Экономия средств 
на формирование ландшафта, устойчивого 
к рекреационным нагрузкам, приводит к 
тому, что утрачивается главное условие 
полноценного загородного отдыха – качество 
природной среды.
Цель второго этапа – 
Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две – предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Карательная форма экологического 
контроля применяется в тех случаях, 
когда последствия 
1. Государственный экологический контроль
Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относиться право :
- посещать предприятия, 
- проверять работу очистных сооружений 
и установок, а так же установленных природоохранных 
требований и нормативов; 
- устанавливать нормативы и давать разрешения 
на сборы и выбросы вредных веществ; 
- назначать государственную экологическую 
экспертизу; 
- требовать устранения выявленных недостатков, 
привлекать виновных лиц к административной 
ответственности, направлять материалы 
л привлечении их к административной, 
дисциплинарной или уголовной ответственности, 
предъявлять иски в суд или арбитражный 
суд о возмещении вреда, причиненного 
окружающей среде и здоровью граждан; 
- принимать решения об ограничении, приостановлении, 
прекращении функционирования любых предприятий 
и объектов, а так же видов деятельности, 
в случае нарушения экологических требований.
Для решения круга задач, установленных 
действующим законодательством 
в рамках экологического контроля, 
потребовалось объединение 
В зависимости от места и назначения 
этих органов в системе 
Обще – экологический контроль 
относиться к компетенции высших 
звеньев государственной 
РФ.
Действующим законодательством федеральным 
органом власти предоставлено право 
не только, осуществлять государственный 
контроль за рациональным использованием 
и охраной природных ресурсов, 
но и устанавливать порядок его 
проведения. К компетенции субъектов 
РФ отнесено осуществление государственного 
экологического контроля. Такие правовые 
положения предусмотрены 
О недрах » и др. В водном кодексе РФ эти 
положения более детализированы, хотя 
основополагающие принципы распределения 
функций остались без изменения. Полномочия 
федеральных органов представительной 
власти ограничены установлением порядка 
организаций и проведения государственного 
контроля за использованием и охраной 
водных объектов, а федеральным органом 
исполнительной власти поручено его осуществление.
Специализированный 
По всем видам природных ресурсов 
в целом организация и 
Госкомэкологии России. По характеру специализации 
государственные контролирующие органы 
подразделяются на отраслевые и функциональные. 
Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим 
органом. К числу функциональных органов 
государственного экологического контроля 
относятся 
МВД России и др.
Специфика отраслевых государственных 
органов заключается в том, что 
в сфере их компетенции относиться 
один вид природных ресурсов. 
Роскомзем следит за охраной и рациональным 
использованием земель, Роскомвод 
– водных ресурсов, Рослесхоз – лесов 
и т.д.. В некоторых случаях сферу интересов 
отдельных ведомств попадает еще один 
вид природных ресурсов. Так, 
Роскомрыболовство имеет значение состояние 
водных объектов, но только с узкоотраслевых 
позиций воспроизводство и продуктивности 
рыбных запасов. 
Роскомнедра , помимо контроля за рациональным 
использованием полезных ископаемых, 
осуществлял контроль за выполнением 
экологических требований в отношении 
подземных вод.
Несмотря на имеющиеся различия, 
общим правовым положением для всех 
государственных органов 
В соответствии с Кодексом РСФСР 
об административных правонарушениях, 
в первую очередь составляется протокол 
об экологическом правонарушении. Следующим 
шагом является предписание об устранении 
экологического правонарушения, которая 
подготавливается на основании ст. 
70 
Закона РСФСР « Об охране окружающей природной 
среды » и является обязательным для исполнения 
в установленные сроки. Та же статья, а 
так же ст. 261 Кодекса РСФСР об административных 
правонарушениях служит основанием для 
вынесения постановления о наложении 
штрафа.
К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении ( приостановлении ) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.
Должностные лица и граждане, виновные 
в совершении экологических преступлений, 
несут уголовную 
2. Общественный экологический контроль
В Росси имеются так же профессиональные 
союзы, которые в соответствии с 
Законом РСФСР « об охране окружающей 
природной среды », наряду с другими 
общественными объединениями 
« Партнеры за устойчивое развитие », к 
числу основных задач которой относиться 
координация мероприятий по сотрудничеству 
общественных организаций и объединений 
между собой, а так же государственными 
структурами в части реализации проектов 
и программ, обеспечивающих экологически 
устойчивое развитие народного хозяйства 
РФ. 
В целях расширения, укрепления и развития 
правовой базы общественного контроля 
проводились слушания, например, по обслуживанию 
общероссийского « 
Положения об оценке воздействия на окружающую 
среду », разрабатывается проект « Положения 
об общественном экологическом контроле 
», при подготовки которого учитываются 
предложения и замечания различных общественных 
организаций и отдельных граждан.
Хотя по возможностям получения 
информации и применения мер воздействия 
на нарушителей 
Заключение
Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
В процессе проведения экологического 
контроля должностными лицами специально-уполномоченных 
органов в области охраны окружающей 
природной среды принимаются 
различные меры правового регулирования 
по предупреждению, выявлению нарушений 
природоохранительного 
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).М.: Юрайт-Издат, 2003
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 8 декабря 2003 года). Кодекс РФ от 30.12.01 N 195-ФЗ
3. Об охране окружающей среды. Закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ
4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с измен.от 09.04.2009 N 58-ФЗ, от 17.12.2009 N 314-ФЗ)
Литература: 
1.     Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое 
право России М.: 2007 год
2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2001.
3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: 2004.
4. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006.
5. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Учебное пособие для вузов. - Ростов /на/Дону. Феникс, 2005.
6.  Экология и безопасность 
жизнедеятельности. Учебное пособие для 
ВУЗОВ/ Под ред. Л. А. Муравья – М.: ЮНИТИ, 
2003.