Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:03, реферат
В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются :
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.
Введение
В соответствии с действующим
- наблюдение за состоянием
- проверка выполнения планов и мероприятий
по охране природы, рациональному использованию
природных ресурсов, оздоровлению окружающей
природной среды, соблюдение требований
природоохранительного законодательства,
а так же принятие необходимых мер по и
обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов.
Первый – сбор и обработка
необходимых исходных данных. В законе
отмечается, что негативные изменения
могут быть названы не только хозяйственной
деятельностью. Нерациональное использование
природных ландшафтов для организации
отдыха и санаторно-курортного лечения
может нанести серьезный ущерб
окружающей природной среде. Казалось
бы, сами природопользователи в этом
случае должны, в первую очередь
проявлять заботу о сохранении декоративных
качеств зеленых насаждений, чистоте
водоемов.
Однако имеется много примеров, когда
основные средства вкладываются в строительство
капитальных сооружений. Экономия средств
на формирование ландшафта, устойчивого
к рекреационным нагрузкам, приводит к
тому, что утрачивается главное условие
полноценного загородного отдыха – качество
природной среды.
Цель второго этапа –
Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две – предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Карательная форма экологического
контроля применяется в тех случаях,
когда последствия
1. Государственный экологический контроль
Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относиться право :
- посещать предприятия,
- проверять работу очистных сооружений
и установок, а так же установленных природоохранных
требований и нормативов;
- устанавливать нормативы и давать разрешения
на сборы и выбросы вредных веществ;
- назначать государственную экологическую
экспертизу;
- требовать устранения выявленных недостатков,
привлекать виновных лиц к административной
ответственности, направлять материалы
л привлечении их к административной,
дисциплинарной или уголовной ответственности,
предъявлять иски в суд или арбитражный
суд о возмещении вреда, причиненного
окружающей среде и здоровью граждан;
- принимать решения об ограничении, приостановлении,
прекращении функционирования любых предприятий
и объектов, а так же видов деятельности,
в случае нарушения экологических требований.
Для решения круга задач, установленных
действующим законодательством
в рамках экологического контроля,
потребовалось объединение
В зависимости от места и назначения
этих органов в системе
Обще – экологический контроль
относиться к компетенции высших
звеньев государственной
РФ.
Действующим законодательством федеральным
органом власти предоставлено право
не только, осуществлять государственный
контроль за рациональным использованием
и охраной природных ресурсов,
но и устанавливать порядок его
проведения. К компетенции субъектов
РФ отнесено осуществление государственного
экологического контроля. Такие правовые
положения предусмотрены
О недрах » и др. В водном кодексе РФ эти
положения более детализированы, хотя
основополагающие принципы распределения
функций остались без изменения. Полномочия
федеральных органов представительной
власти ограничены установлением порядка
организаций и проведения государственного
контроля за использованием и охраной
водных объектов, а федеральным органом
исполнительной власти поручено его осуществление.
Специализированный
По всем видам природных ресурсов
в целом организация и
Госкомэкологии России. По характеру специализации
государственные контролирующие органы
подразделяются на отраслевые и функциональные.
Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим
органом. К числу функциональных органов
государственного экологического контроля
относятся
МВД России и др.
Специфика отраслевых государственных
органов заключается в том, что
в сфере их компетенции относиться
один вид природных ресурсов.
Роскомзем следит за охраной и рациональным
использованием земель, Роскомвод
– водных ресурсов, Рослесхоз – лесов
и т.д.. В некоторых случаях сферу интересов
отдельных ведомств попадает еще один
вид природных ресурсов. Так,
Роскомрыболовство имеет значение состояние
водных объектов, но только с узкоотраслевых
позиций воспроизводство и продуктивности
рыбных запасов.
Роскомнедра , помимо контроля за рациональным
использованием полезных ископаемых,
осуществлял контроль за выполнением
экологических требований в отношении
подземных вод.
Несмотря на имеющиеся различия,
общим правовым положением для всех
государственных органов
В соответствии с Кодексом РСФСР
об административных правонарушениях,
в первую очередь составляется протокол
об экологическом правонарушении. Следующим
шагом является предписание об устранении
экологического правонарушения, которая
подготавливается на основании ст.
70
Закона РСФСР « Об охране окружающей природной
среды » и является обязательным для исполнения
в установленные сроки. Та же статья, а
так же ст. 261 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях служит основанием для
вынесения постановления о наложении
штрафа.
К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении ( приостановлении ) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.
Должностные лица и граждане, виновные
в совершении экологических преступлений,
несут уголовную
2. Общественный экологический контроль
В Росси имеются так же профессиональные
союзы, которые в соответствии с
Законом РСФСР « об охране окружающей
природной среды », наряду с другими
общественными объединениями
« Партнеры за устойчивое развитие », к
числу основных задач которой относиться
координация мероприятий по сотрудничеству
общественных организаций и объединений
между собой, а так же государственными
структурами в части реализации проектов
и программ, обеспечивающих экологически
устойчивое развитие народного хозяйства
РФ.
В целях расширения, укрепления и развития
правовой базы общественного контроля
проводились слушания, например, по обслуживанию
общероссийского «
Положения об оценке воздействия на окружающую
среду », разрабатывается проект « Положения
об общественном экологическом контроле
», при подготовки которого учитываются
предложения и замечания различных общественных
организаций и отдельных граждан.
Хотя по возможностям получения
информации и применения мер воздействия
на нарушителей
Заключение
Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
В процессе проведения экологического
контроля должностными лицами специально-уполномоченных
органов в области охраны окружающей
природной среды принимаются
различные меры правового регулирования
по предупреждению, выявлению нарушений
природоохранительного
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).М.: Юрайт-Издат, 2003
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 8 декабря 2003 года). Кодекс РФ от 30.12.01 N 195-ФЗ
3. Об охране окружающей среды. Закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ
4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с измен.от 09.04.2009 N 58-ФЗ, от 17.12.2009 N 314-ФЗ)
Литература:
1. Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое
право России М.: 2007 год
2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2001.
3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: 2004.
4. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006.
5. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Учебное пособие для вузов. - Ростов /на/Дону. Феникс, 2005.
6. Экология и безопасность
жизнедеятельности. Учебное пособие для
ВУЗОВ/ Под ред. Л. А. Муравья – М.: ЮНИТИ,
2003.