Экологические требования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания согласно словарям по естественным наукам – все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Среда обитания прямо или косвенно влияет на состояние, развитие и размножение отдельных организмов, в том числе человека.

Оглавление

1. Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения
2. Меры обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается посредством (извлечения из статьи 2):

    • профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой;
    • разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами санитарных правил;
    • государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и надзора;
    • сертификации продукции и лицензировании отдельных видов деятельности;
    • проведения социально-гигиенического мониторинга;
    • научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, состоянии среды обитания и проводимых профилактических мероприятиях;
    • мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
    • мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Права граждан – граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в органах государственной власти, органах и учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, у юридических лиц информацию о состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; вносить предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства (извлечения из статьи 8).

Обязанности граждан  – граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10).

Контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (Онищенко Геннадий Григорьевич – обеспечение санэпидблагополучия населения) через региональные филиалы – Центры Госпотребнадзора (РПН) (раньше – санэпиднадзора (ГСЭН), основными функциями которых являются: предупредительный, текущий санитарный надзор, противоэпидемическая работа, повышение санитар­ной культуры населения, мониторинг здоровья населения.

В задачи предупредительного санитарного надзора входят: обеспечение  соблюдения санитарно-гигиенических  норм при проектировании и строительстве разных сооружений, предприятий, школ, больниц, санаториев, мероприятия по охране атмосферного воз­духа, воды, почвы, а также контроль за производством и выпуском бактериальных препаратов, вакцин, сывороток, контроль за соответствием промышленных изделий, продуктов питания санитарно-гигиеническим нормам и требованиям государственных стандартов (ГОСТ).

Текущий санитарный надзор за санитарным состоянием действующих, сданных в эксплуатацию объектов (промышленных, коммунальных, детских  и пр.) осуществляют санитарные врачи соответствующих отделов РПН и их помощники. Этот надзор осуществляется путем систематического наблюдения за санитарным состоянием объектов, предъявления администрации конкретных санитарно-гигиенических требований на основании действующего санитарного законодательства и контроля за их выполнением.

Отделение коммунальной гигиены проводит надзор за состоянием данной местности (город, поселок), а так­же отдельных жилищ и мест общественного пользования, парикмахерских, бань, общежитий, кинотеатров и пр. В ведение коммунального надзора входят: контроль за очисткой городов, санитарная охрана источников водоснабжения с систематическим лабораторным контролем качества воды, наблюдение за очисткой сточных вод, санитарная охрана атмосферного воздуха.

Под санитарным надзором отделения гигиены питания находятся места производства, транспортировки, продажи, хранения и потребления пищевых продуктов (предприятия пищевой промышленности, мясокомбинаты, бойни, молочные заводы, магазины, ларьки, рынки, столовые, буфеты и пр.). Большое внимание уделяется повышению санитарной и технической грамотности обслуживающего персонала пищевых предприятий. Согласно закону, все работники, сопри­касающиеся с пищевыми продуктами, а также работники, обслуживающие общественные предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, бани) должны проходить медицинский контроль.

Отделение гигиены труда  осуществляет санитарный контроль на промышленных предприятиях любой формы собственности, наблюдает за их санитарным состоянием, за соблюдением установленных норм и требований в отношении вентиляции, освещения, микроклимата, борьбы с пылью, шумом и другими производственными вредностями. Врач по гигиене труда следит также за своевременной выдачей рабочим средств защиты. РПН ведет учет и проводит рас­следование причин профессиональных заболеваний.

Отделение гигиены детей  и подростков осуществляет санитарный надзор за детскими учебно-воспитательными, лечебно-профилактическими учреждениями (детские дошкольные учреждения, школы, детские поликли­ники и больницы, физкультурные учреждения и т.д.). Основной задачей этого отделения является изучение взаимодействия организма ребенка с внешней средой и разработка гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Противоэпидемические мероприятия являются составной частью санитарной работы. Совершенно очевидно, что борьба с инфекционными заболеваниями требует активного участия всей сети лечебно-профилактических учреждений: ранняя диагностика инфекционных болезней, госпитализация больных, вакцинация, наблюдение и лечение бактерионосителей, текущая и заключи­тельная дезинфекция. Организационную и контролирующую работу осуществляет противоэпидемиологический отдел РПН.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни; гигиеническое воспитание и обучение осуществляется в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях (извлечения из статьи 36). Оно является обязательным разделом каждого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника.

Для законодательства в  сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения характерно использование ограничивающих норм, содержащих запреты и обязанности, санкции за нарушение которых предусмотрены административным (ст. 6.3-6.7 КоАП РФ), уголовным (ст. 246-252, 254 УК РФ) и гражданским (1064, 1065, 1068, 1069, 1079 ГК РФ) законодательством. Однако мировая практика показывает, что акцент на ограничивающие, принудительные методы правового регулирования не дает должного эффекта. Их необходимо использовать в органичном единстве с методами стимулирующими. Поэтому представляется целесообразным создание поощрительного механизма в ходе совершенствования санитарного законодательства. Вместе с тем штрафные санкции за нарушение санитарного законодательства юридическими и должностными лицами должны быть повышены и исчисляться исходя не из минимального размера оплаты труда, а из причиненного ущерба и полученной в результате несоблюдения санитарных требований прибыли.

Современное российское законодательство в сфере обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения слабо увязано с правовыми нормами, регулирующими вопросы по охране окружающей природной среды. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения во многом зависит от благоприятной окружающей природной среды, поэтому для его реального обеспечения требуется проведение не только санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (указанных в гл. IV Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), но и осуществление широкого круга природоохранных мер. Представляется целесообразным законодательно закрепить обязанность координировать природоохранные и санитарно-противоэпидемические мероприятия, возложив эту обязанность на должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Федеральный закон  от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета от 6 апреля 1999 г. № 64-65.

3. Федеральный закон  от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета от 10 августа 2001 г. № 153.

4. Федеральный закон  от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Российская газета от 11 августа 2001 г. № 156.

5. Постановление Правительства  РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2000 г., № 31, ст. 3295.

6. Абанина Е.Н., Зенюкова  О.В., Сухова Е.А. Комментарий к  Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». – Система ГАРАНТ, 2007.

7. Боголюбов С.А. Ответственность за ведение экологического мониторинга // Право и экономика, № 9, сентябрь 2007 .

8. Жданович Т.Г., Шевченко  О.А. Комментарий (постатейный)  к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - ООО «Новая правовая культура», 2006.

9. Комментарий к Кодексу  РФ об административных правонарушениях  (под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова). – ООО «Новая правовая культура», 2007.

10. Кузнецова Н.В. Экологическое  право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2006.

11. Юдина А.Б., Батяев  А.А. Комментарий к Федеральному  закону от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – ООО «Новая правовая культура», 2008.

 




Информация о работе Экологические требования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения