Государственное регулирование в области охраны окружающей среды (цели, задачи, эффективность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:33, реферат

Краткое описание

Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России — переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Файлы: 1 файл

гос.регулир.docx

— 19.13 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

ФБ ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»

(СибАДИ)

 

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономики и управления предприятиями»

 

 

Реферат на тему: «Государственное регулирование

в области охраны окружающей среды (цели, задачи, эффективность)»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 41ЭУТ

Красильникова Н.А.

Проверила: Глухова

                                                                                               Дата _______ 2011г

 

 

 

Омск 2011г.

Государственное регулирование  в области охраны окружающей среды (цели, задачи, эффективность).

 

В российском праве отсутствует  единый термин, обозначающий нормативную  сферу регулирования отношений  между окружающей средой, человеком  и обществом. Используются термины и обороты: «законодательство об охране окружающей среды», «природоохранительное законодательство», «природоохранное законодательство, «природоресурсное (природоресурсовое) законодательство», «законодательство водное, лесное, земельное, горное (о недрах)», «законодательство об охране природы», «экологизированное законодательство», «законодательство об охране окружающей природной среды», «экологическое законодательство». Все эти термины возникали в разные периоды и, фактически являясь иногда синонимами или чаще смежными понятиями, отражают постепенное формирование новой отрасли законодательства - экологического, понятие которого укоренилось сегодня в правотворчестве и науке.

В литературе предлагается различать экологическое законодательство в узком и широком смысле (А. К. Голиченков). В узком смысле оно  представляет собой совокупность законодательных  и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. В широком -- добавляется регламентация и использования природных ресурсов, и обеспечения экологической безопасности населения и территорий, и экологического правопорядка.

Цель государственного регулирования  в области охраны окружающей среды  в России — переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

 

Государственное управление в области охраны окружающей среды  выражается в следующих функциях:

1) установление правовых  норм, регламентирующих вопросы  в области охраны окружающей  среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;

2) принятие основ государственной  политики в области охраны  окружающей среды, экологической  безопасности;

3) осуществление контроля  в области охраны окружающей среды;

4) установление нормативов, государственных стандартов в  области охраны окружающей среды;

5) государственный учет  природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных  кадастров и мониторинга объектов  окружающей среды;

6) экологическая оценка  состояния окружающей среды.

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области  охраны окружающей среды, являются: Президент  РФ, Федеральное Собрание - парламент  РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной  Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов  Российской Федерации.

Среди задач государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:

v  улучшение состояния  окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;

v  формирование правовой  основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

v  создание условий  для становления новой модели  хозяйствования и широкого применения  экологически ориентированных методов  управления;

v  оценка хозяйственной  емкости локальных и региональных  экосистем страны, определение допустимого  антропогенного воздействия на  них;

v  активное участие  в международных экологических  мероприятиях;

v  формирование эффективной  системы пропаганды идей экологической  безопасности и создание соответствующей  системы экологоправового воспитания и обучения.

Поиск эффективных государственных  регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования связан с выбором критерия эффективности  природоохранных мероприятий:

v  критерий экологической  эффективности — объем выбросов  не должен превышать установленного максимально допустимого-значения;

v  критерий экономической  эффективности в статическом  смысле — достижение экологической  цели с минимальными народно-хозяйственными  издержками при данном уровне  технических знаний;

v  критерий экономической  эффективности в динамическом  смысле постоянное снижение минимума  народно-хозяйственных издержек  на предотвращение ущерба с  развитием науки и техники;

v  критерий социальной  эффективности применяемых инструментов  государственного регулирования.  Например, меры по стимулированию  природоохранных мероприятий могут  вызвать значительное увеличение  издержек производства, что может  привести к уменьшению инвестиций, сокращению производства, в крайнем  случае к закрытию предприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению занятости в условиях высокой безработицы. В то же время меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости, например в результате создания новых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий;

v  критерий политической  осуществимости мер по усилению  защиты окружающей среды.

Список используемой литературы

 

1) Н. А. Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 468 стр.

2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 3 стр.

3) А.Н. Павлов: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. -  М.: Высшая школа, 2005 - 139 стр.

 


Информация о работе Государственное регулирование в области охраны окружающей среды (цели, задачи, эффективность)