Артефакт

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:47, доклад

Краткое описание

Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

Файлы: 1 файл

Артефа́кт.docx

— 15.09 Кб (Скачать)

Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов. 

Термин употребляется  в нескольких разных смыслах в  различных областях:

артефакт — рукотворный  предмет, изучаемый археологией;

артефакт в любом  научном эксперименте — экспериментальный  результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора);

артефакт в обработке  и воспроизведении сигналов (оптика, связь, аудиозапись, фотография, видеозапись) — воспроизводимый при определённых условиях дефект, шум в сигнале, изображении, звукозаписи, причиной которого являются систематические помехи или особенности  используемых технических средств;

артефакт в компьютерной графике — нежелательные особенности  сгенерированного компьютером изображения, появляющиеся в определённых условиях (переходы яркости или цветности, движение изображения, режимы вывода, предназначенные для ускорения  работы, недостаточно качественная компрессия текстур и так далее). Внешне могут  выглядеть как муар, искажения  цветов, негладкие линии, несовместное движение частей изображения, зазоры между  полигонами и прочее. Достаточно распространены артефакты сжатия;

артефакт в документалистике — шумовой элемент на документе, возможно, не созданный специально (пятна, случайные черты) и не являющийся частью документа, но делающий его уникальным;

артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое  содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор;

артефакт клиники  — особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических  клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для пациентов;

артефакт в теории искусства — претендент на звание художественного произведения;

артефакт в фантастике — уникальный предмет, имеющий свою историю и особенности (магические, если жанр — фэнтези);

артефакт в компьютерных играх — редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества (особенно распространено в играх  с ролевыми элементами и онлайн-играх, например, Heroes of Might and Magic III или 3D шутер S.T.A.L.K.E.R.).

артефакт в магии  — предмет, заряженный энергетическим полем с наложением информационной матрицы. Как правило, имеет необычные  свойства (усиление или уменьшение физических или магических способностей субъекта при контакте, изменение  матрицы пространства и др.) 
 

Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. 

Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными  средствами языка, изобразительных  искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими  и эмоциональными. Рассматриваемые  объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания  и эмоции, разговаривать, думать, совершать  осмысленные человеческие действия. 

Языковые реконструкции  и другие данные свидетельствуют, что  антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и  закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится, листва шепчет и  т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также существа земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др. 

В настоящее время  антропоморфизм как мировоззренческий  принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также  для ранней стадии развития ребёнка. Дети дошкольного возраста объясняют  любые причинно-следственные отношения  в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между  людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип  мировоззрения, а как один из принципов  языковой номинации. Это касается также  языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа, ответ на запрос. Интересен также обратный феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных специалистов: «мне надо „перезагрузиться“», «„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить» и т. п. 

В рамках басен*, а  также явления «Фурри» понятие может обозначать обратное явление:наделение людей свойствами животных (почти всегда — с целью изобразить, показать особенности человека без карикатурной цели).

Информация о работе Артефакт