Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:47, доклад
Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.
Артефа́кт (от лат. artefactum
— искусственно сделанное) — явление,
процесс, предмет, свойство предмета или
процесса, появление которого в наблюдаемых
условиях по естественным причинам невозможно
или маловероятно. Появление артефакта,
следовательно, является признаком целенаправленного
вмешательства в наблюдаемый процесс,
либо наличия неких неучтённых факторов.
Термин употребляется в нескольких разных смыслах в различных областях:
артефакт — рукотворный предмет, изучаемый археологией;
артефакт в любом научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора);
артефакт в обработке
и воспроизведении сигналов (оптика,
связь, аудиозапись, фотография, видеозапись)
— воспроизводимый при
артефакт в компьютерной
графике — нежелательные
артефакт в документалистике — шумовой элемент на документе, возможно, не созданный специально (пятна, случайные черты) и не являющийся частью документа, но делающий его уникальным;
артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор;
артефакт клиники
— особые поведенческие нарушения,
возникающие у пациентов
артефакт в теории искусства — претендент на звание художественного произведения;
артефакт в фантастике — уникальный предмет, имеющий свою историю и особенности (магические, если жанр — фэнтези);
артефакт в компьютерных играх — редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества (особенно распространено в играх с ролевыми элементами и онлайн-играх, например, Heroes of Might and Magic III или 3D шутер S.T.A.L.K.E.R.).
артефакт в магии
— предмет, заряженный энергетическим
полем с наложением информационной
матрицы. Как правило, имеет необычные
свойства (усиление или уменьшение
физических или магических способностей
субъекта при контакте, изменение
матрицы пространства и др.)
Антропоморфизм (греч.
ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение
человеческими качествами животных, предметов,
явлений, мифологических созданий.
Мировоззренческая
концепция, выраженная номинативными
средствами языка, изобразительных
искусств и т. п. Согласно этому принципу,
неодушевлённые предметы, живые существа
и вымышленные сущности, не обладающие
человеческой природой, могут наделяться
человеческими качествами, физическими
и эмоциональными. Рассматриваемые
объекты в состоянии, в частности,
чувствовать, испытывать переживания
и эмоции, разговаривать, думать, совершать
осмысленные человеческие действия.
Языковые реконструкции
и другие данные свидетельствуют, что
антропоморфизм был господствующим
принципом познания и объяснения
непонятных явлений природы и
закономерностей устройства мира на
ранних этапах развития общества (идёт
гроза, небо хмурится, листва шепчет и
т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству
религиозных систем и выражался в перенесении
физических свойств и психических качеств
человека на предметы поклонения: неодушевлённые
объекты (камень, скала, солнце), живые
существа (дерево, крокодил, лев), а также
существа земного или среднего (лешие,
домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних
(черти) миров. У обитателей верхних и нижних
миров, наряду с общими признаками сходства
с человеком, как правило, присутствуют
признаки, отличающие их от людей. К таковым
обычно относятся гигантский или карликовый
рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная
волосатость и др.
В настоящее время
антропоморфизм как мировоззренческий
принцип сохраняется в рамках
религиозных систем, особенно наиболее
архаичных из них. Он характерен также
для ранней стадии развития ребёнка.
Дети дошкольного возраста объясняют
любые причинно-следственные отношения
в окружающей природе по аналогии
с отношениями, существующими между
людьми, например: «Месяца нет на
небе, потому что он ушёл в гости».
В повседневной жизни антропоморфизм
продолжает сохраняться не как принцип
мировоззрения, а как один из принципов
языковой номинации. Это касается также
языков науки и техники. В частности,
антропоморфные номинации широко распространены
в компьютерной терминологии: интеллектуальные
сети, память компьютера, диалоговая программа,
ответ на запрос. Интересен также
обратный феномен, наблюдаемый в сленге
компьютерных специалистов: «мне надо
„перезагрузиться“», «„оперативки“
не хватает, чтоб запомнить» и т. п.
В рамках басен*, а также явления «Фурри» понятие может обозначать обратное явление:наделение людей свойствами животных (почти всегда — с целью изобразить, показать особенности человека без карикатурной цели).