Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа
Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции является важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции занимает наиболее важное место в системе организации.
Введение 3
1. Сущность затрат. Понятие издержек, расходов, затрат 5
2. Классификация затрат: 8
2.1. Классификация затрат в соответствии с международными стандартами 8
2.2. Классификация затрат, применяемая в отечественной практике 10
2.3. Классификация затрат, понятие и виды себестоимости 17
3. Управление затратами. Методы снижения себестоимости 20
Заключение 25
Используемая литература
3. Управление затратами. Методы снижения себестоимости
Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед руководством предприятий, – эффективное управление производственными затратами. В настоящее время существуют отраслевые положения по учету затрат, учебники по планированию и анализу затрат. Однако препятствием на пути использования, накопленного в этой области потенциала остается значительная трудоемкость расчетов себестоимости производства и, как следствие, низкая оперативность получения требуемых данных. Это серьезно ограничивает возможности принятия быстрых и оптимальных решений в условиях высокой динамики цен при изменениях рыночной конъюнктуры.
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление затратами на производство и реализацию продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, т.к. охватывает все стороны происходящих производственных процессов.
В отечественной практике под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью.
Система управления затратами на производство предполагает:
- нормирование и планирование затрат в целом, по видам затрат и продукции, по центрам затрат и ответственности;
- учет затрат на производство;
- контроль за отклонениями в затратах;
- анализ затрат на производство - оперативный, текущий (годовой), перспективный;
- регулирование затрат и принятие решений.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями. [11]
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Для решения проблемы снижения себестоимости нужно снизить издержки. На предприятие, должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства продукции и реализации продукции.
1) Комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырьё, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшения качества продукции и снижение процента брака); Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
2) Мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объёмов производства;
3) Мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации обслуживающего персонала; применение ускоренной амортизации);
4) Мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшения условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда);
5) Мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления фирмой);
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях. [4]
Заключение
Таким образом, себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжение предприятия.
Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управлением предприятием в целом. Управление издержками на предприятии необходимо, прежде всего, для:
· получения максимальной прибыли;
· улучшения финансового состояния фирмы;
· повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;
· снижения риска стать банкротом и других целей.
Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.
Практическое задание
№ | Наименование показателя | 2006г. | 2007г. | Абсолютное отклонение | Темп изменения, % |
1 | Товарооборот, Тыс. руб. | 6951 | 8293 | 1342 | 119,31 |
2 | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. | 5612
| 6633 | 1021 | 118,19 |
3 | Доход от продаж (валовой доход) тыс. руб. | 1339 | 1660 | 321 | 123,97 |
4 | Уровень(валового дохода) дохода от продаж, % | 19,26 | 20,02 | 0,94 | 103,95 |
5 | Расходы на продажу (коммерческие и управленческие), тыс. руб. | 999 | 1184 | 185 | 118,52 |
6 | Уровень расходов на продажу, % | 14,37 | 14,28 | -0,09 | 99,37 |
7 | Прибыль от продаж, тыс. руб. | 340 | 476 | 136 | 140 |
8 | Рентабельность продаж, % | 4,89 | 5,74 | 0,85 | 117,38 |
9 | Прочие доходы, тыс. руб. | 351 | 125 | -226 | 35,61 |
10 | Прочие расходы, тыс. руб. | 235 | 414 | 179 | 176,17 |
11 | Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 456 | 187 | -269 | 41,01 |
12 | Налог на прибыль, тыс. руб. | 109,44 | 44,88 | -64,56 | 41,01 |
13 | Чистая прибыль, тыс. руб. | 346,56 | 142,12
| -204,44 | 41 |
Решение:
1) ВД = N – Сб/ст
ВД 2006 = 6951 – 5612 = 1339
ВД 2007 = 8293 – 6633 = 1660
2) У ВД = ВД / N *100%
У ВД 2006 = 1339 / 6951*100% = 19,26%
У ВД 2007 = 1660 / 8293*100% = 20,02%
3) У расх. на продажу = расх. на продажу / N *100%
У расх. на продажу 2006 = 999 / 6951 *100% = 14,37 %
У расх. на продажу 2007 = 1184 / 8293*100% = 14,28 %
4) Пр. от продаж = ВД - расх. на продажу
Пр. от продаж 2006 = 1339 – 999 = 340
Пр. от продаж 2007 = 1660 – 1184 = 476
5) R продаж = Пр. от продаж / N* 100%
R продаж = 340 / 6951*100% = 4,89%
R продаж = 476 / 8293*100% = 5,74 %
6) Пр. до н/об = Пр. от продаж + прочие доходы - прочие расходы
Пр. до н/об 2006 = 340 + 351 – 235 =456
Пр. до н/об 2007 = 476 + 125 – 414 = 187
7) Налог на прибыль = Пр. до н/об * 24 %
Налог на прибыль 2006 = 456 * 24% = 109,44
Налог на прибыль 2007 = 187 * 24% = 44,88
8) Чистая Пр. = Пр. до н/об - Налог на прибыль
Чистая Пр. 2006 = 456 - 109,44 = 346,56
Чистая Пр. 2007 = 187 - 44,88 = 142,12
9) N min = И пост. / ( У ВД – У И перем.) *100%
И пост. = Расх. на продажу *49%
И пост.2006 = 999*49% = 489,51
И пост.2007 = 1184*49% =580,16
У И пост. = И пост. / N * 100%
У И пост.2006 = 489,51 / 6951 * 100% = 7,042%
У И пост.2007 = 580,16 / 8293 * 100% = 7 %
И переем. = Расх. на продажу - И пост.
И переем. 2006 = 999 - 489,51 = 509,49
И переем. 2007 = 1184 - 580,16 = 603,84
У И перем. = И перем. / N * 100%
У И переем. 2006 = 509,49 / 6951 * 100% =7,33 %
У И переем. 2007 = 603,84 / 8293 * 100% = 7,28 %
N min 2006 = 489, 52 / (19, 26% - 7, 33 %) * 100% = 4103, 19
N min 2007 = 580, 16 / (20, 02% - 7, 28 %) *1000% = 4553, 85
ЗФП = Nреал. – Nmin
ЗФП 2006 = 6951 - 4103, 19 = 2847,81
ЗФП 2007 = 8293 - 4553, 85 = 3739,15
10) min % ТН = У И перем. + У И пост. = 7,33 % + 7,042% = 14,37%
min % ТН 2006 = 7,33 % + 7,042% = 14,37%
min % ТН 2007 = 7,28 % + 7 % = 14,28%
Абсолютный размер ТН = Сб/ст * min % ТН / 100%
Абсолютный размер ТН 2006 = 5612 * 14,37 % / 100% = 806,44
Абсолютный размер ТН 2007 = 6633 * 14,28 % / 100% = 947,19
11) Пр. = N (У ВД – У И перем.) / 100 % - И пост.
Пр. = 6951(19,26% - 7,33%) /100% - 489,51 = 339,74
Пр. (N) = 8293(19,26% - 7,33%) /100% - 489,51 = 499,84
Пр. (У И перем) = 8293(19,26% - 7,28%) /100% - 489,51 = 504
Пр. (У ВД) = 8293(20,02% - 7,28%) /100% - 489,51 = 567,02
Пр. ( И пост.) = 8293(20,02% - 7,28%) /100% - 580,16 = 476,37
Δ Пр. (N) = Пр. (N) - Пр. = 499,84 - 339,74 = 160,1
Δ Пр. (У И перем) = Пр. (У И перем) - Пр. (N) = 504 - 499,84 = 4,16