Управленческий анализ организационно-технического уровня и условий производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика
хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью
производства понимается степень использования производственного потенциала,
которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного
производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет
в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше
затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства.

Файлы: 1 файл

Эффективность производства.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Эффективность производства  –  важнейшая  качественная  характеристика

хозяйствования   на   всех   уровнях.   Под   экономической   эффективностью

производства понимается степень  использования производственного  потенциала,

которая  выявляется  соотношением   результатов   и   затрат   общественного

производства. Чем выше результат  при тех же затратах, чем быстрее  он  растет

в расчете на единицу затрат общественно  необходимого труда, или  чем  меньше

затрат на единицу полезного  эффекта, тем  выше  эффективность  производства.

Обобщающим критерием экономической  эффективности общественного  производства

служит уровень производительности общественного труда.

      Эффективность производства  – это показатель деятельности  производства

по распределению  и  переработке  ресурсов  с  целью  производства  товаров.

Эффективность можно измерить через  коэффициент –  отношение  результатов  на

выходе  к  ресурсам  на  входе  или  через  объёмы  выпуска  продукции,   её

номенклатуры.

На всех этапах исторического  развития

общество всегда интересовал  вопрос: ценой каких затрат достигается  конечный производственный результат. Ответ на данный вопрос мы находили в понятиях эффективности производства, эффективности общественного производства.

В современных условиях все большее значение приобретает эффективность внешнеэкономических связей и мирового хозяйства, что превращает эффективность в интернациональную категорию. Следовательно, принимая во внимание структуру международных отношений, следует различать национальную и интернациональную эффективность.

Выделяют также экономическую  и социальную эффективность производства. Экономическая эффективность —  это достижение наибольших результатов  при наименьших затратах на единицу  продукции. Она занимает важное место  в экономике хозяйственных систем, является критерием целесообразности создания новых отраслей и предприятий, реконструкции действующих компаний, разработки и применения новой техники, мероприятий по совершенствованию организации производства, труда и управления. В самом общем виде под эффективностью производства понимается соотношение результатов и затрат, которые были сделаны для достижения этих результатов. Если это соотношение определено на уровне макроэкономики, то оно будет характеризовать эффективность общественного производства, если же определение осуществляется на уровне микроэкономики, то мы говорим об эффективности производства. При этом следует различать общие и частные показатели. В свою очередь частные показатели классифицируют на прямые и обратные.

Для характеристики эффективности производства используется ряд частных показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных видов ресурсов, среди которых следует выделить следующие:

1. Производительность  труда = результат / затраты живого  труда (это прямой показатель)

Обратная величина есть трудоёмкость продукции:

Трудоёмкость = затраты  времени / результат

2. Материалоотдача = результат  / затраты материалов

Обратная этой величина есть материалоёмкость:

Материалоёмкость = затраты  материалов / результат

3. Фондоотдача = результат  / использованные фонды (капитал)

Обратная величина –  Фондоёмкость = стоимость использованных основных фондов / результат.

Как на микроуровне, так  и на макроуровне особое значение имеют показатели фондоотдачи (фондоемкости), так как важно не только иметь производственный потенциал, но и эффективно его использовать. В последние годы в связи с инфляцией важнейшее значение приобрела проблема материалоемкости и энергоемкости.

Общим совокупным  показателем эффективности производства выступает норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях выступает основной целью предпринимательства и критерием эффективности производства. Среди многих показателей рентабельности следует выделить: 1)рентабельность продукции, которая определяется отношением чистой прибыли к себестоимости продукции и 2)рентабельность производства, которая определяется отношением чистой прибыли к стоимости основных производственных фондов или к стоимости капитала предприятия.

Производительность труда, качество продукции, ее материалоёмкость и фондоёмкость выступают основными слагаемыми эффективности производства. В условиях жесткой конкуренции в оценке эффективности производства возрастает значение конкурентоспособности, которая определяется рядом показателей, среди которых особое место занимают цена и качество продукции. В этой связи  и на микроуровне, и на макроуровне важным показателем эффективности производства выступает улучшение качества продукции. Но на отдельных этапах и в определенных конкретных ситуациях динамика тех или иных слагаемых эффективности и общая ее направленность могут быть различными. Так, повышение качества продукции часто бывает связано с применением более дорогостоящих материалов, увеличением трудовых затрат на единицу продукции.

Снижение затрат живого труда и  текущих материальных затрат во многих случаях достигается большими вложениями в основные фонды и может сопровождаться падением фондоотдачи и т.д. Поэтому  ограничиваться использованием отдельных  показателей эффективности производства нельзя. Нужен общий, интегральный показатель. Он может быть выражен, например, рентабельностью продукции, которую можно определить следующей формулой:

ЭП = ЧП/(Т+М+ УФ),

где ЭП — эффективность производства;

ЧП — чистый продукт с учётом его состава и качества;

Т — затраты живого труда;

М — текущие затраты овеществленного  труда;

Ф — единовременные вложения в  производственные фонды;

У — коэффициент приведения к  единой размерности, позволяющий суммировать  затраты и вложения.

В условиях рыночного хозяйства это соотношение принимает, прежде всего, денежное выражение. Переход к рыночным отношениям и экономическим методам управления усиливает воздействие на повышение экономической эффективности таких рычагов и стимулов, как экономические нормативы, соотношение спроса, предложения и цены, кредит, система налогообложения.

Фазы жизненного цикла

 

 

Жизненный цикл продукта состоит из четырех фаз:

• выход продукта на рынок;

• рост;

• зрелость;

• уход с рынка.

Первая фаза выхода продукта на рынок  характеризуется тем, что продукт новый, для него создается рынок. На это требуются большие затраты. Необходимо прилагать усилия для того, чтобы продукт был воспринят на рынке и чтобы была достигнута точка безубыточности (break-even point), определяющая необходимый минимальный объем производства продукта.

На второй фазе жизненного цикла  продукта происходит быстрое расширение продукта на рынке. Покупатель принимает продукт, расширяются продажи, и для фирмы появляется возможность получения прибыли. Так как на второй фазе спрос на продукт резко растет, то, казалось бы, у фирмы не должно возникать проблем: делай прибыль, окупай произведенные ранее затраты. Однако на этой фазе возникают свои трудности, которые связаны с тем, что конкуренты тоже предлагают аналогичный продукт. Поэтому текущие задачи фирмы на второй фазе в значительной мере сфокусированы на привлечении интереса покупателей не просто к данному продукту, а к продукту своей марки. На второй фазе идет конкурентная борьба за захват покупателей, борьба за долю фирмы на рынке.

Третья фаза жизненного цикла продукта, называемая фазой зрелости продукта, охватывает тот этап в жизни продукта, которому соответствуют насыщение рынка данным продуктом и стабилизация или даже снижение прибыли от реализации продукта. Для данной фазы характерны усиление ценовой конкуренции, медленное снижение цен, приводящее к постепенному снижению прибыльности продукта в конце фазы.

Четвертая фаза жизненного цикла продукта состоит в том, что продукт уходит с рынка. Спрос на продукт падает. Это приводит к значительному падению его прибыльности. Фирма сосредоточена на том, как наиболее выгодно или же с наименьшими потерями снять продукт с производства и увести с рынка. При решении данной задачи фирма постоянно должна концентрировать внимание на двух факторах: времени и снижающейся прибыльности.

На рис. 10 показана типичная кривая жизненного цикла промышленного  продукта, отражающая зависимость между  фазами жизненного цикла продукта, издержками на его создание и производство и доходами от реализации продукта. В данную схему включен также этап разработки продукта, который можно считать нулевой фазой жизненного цикла. 

 

 

 

Рис 10.Кривая жизненного цикла  промышленного продукта(финансовый аспект) 

 

 

 

Как наглядно показано на рис. 10, сначала  фирма осуществляет только затраты, затем происходит более ускоренный рост объема продаж по отношению к росту прибыли, потом прибыль растет быстрее, чем объем реализации, и далее начинается падение прибыли и наступающее за ним падение объема продаж.

Нанесенные на график точки определяют рубежные моменты в жизни продукта. Точка 1 ограничивает этап разработки идеи продукта. Точка 2 фиксирует завершение этапа разработки опытного образца продукта. Точка 3 определяет рубеж готовности перехода к серийному производству продукта. Обычно это точка объявления фирмой о выпуске нового продукта.

Точка 4 отмечает начало первой фазы — фазы выхода на рынок. Точка 5 фиксирует завершение фазы выхода на рынок и начало фазы роста. Как видно, в этот момент продукт пробился на рынок, объем продаж начинает расти достаточно высоким темпом. Прибыль также начинает расти, хотя и более медленно, чем объем продаж. Точка 6 соответствует тому моменту в жизни продукта, когда начинает резко возрастать прибыль, хотя уже может начинаться относительное замедление темпа роста объема продаж, т.е. точка 6 определяет наступление такого периода в жизни продукта, когда он начинает становиться не только все более и более доходным, но и все более рентабельным.

Точка 7 фиксирует завершение фазы роста и наступление фазы зрелости. Темп роста прибыли замедляется, и наступает период относительной  стабилизации темпов роста объема продаж и прибыли.

Точка 8 является той точкой в жизни  продукта, после которой начинает падать приносимая им прибыль. Объем  продаж все еще продолжает расти, однако в силу снижения цены объем  прибыли начинает уменьшаться и  продукт начинает терять свою привлекательность для фирмы, так как у этого продукта все уже осталось в  прошлом.

Точка 9 соответствует тому рубежу в жизни продукта, когда  фирма начинает уводить его с рынка. После этого момента не только продолжается падение прибыли, но и начинается сокращение  объема продаж. Продукт перестает играть активную роль на  рынке.   

 Точка 10 фиксирует завершение  жизненного цикла продукта. 

Жизненные циклы спроса, технологий, товаров

 
В первую очередь устанавливается  стадия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление) [2.21]. Далее следует представить характер динамики жизненного цикла спроса (ЖЦС). 
Жизненный цикл спроса делится на несколько различных стадий: 
1. Зарождение – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой. 
2. Ускорение роста – период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение. 
3. Замедление роста – период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос. 
4. Зрелость – период, когда насыщение спроса достигнуто? и имеются значительные избыточные мощности. 
5. Затухание, спад – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и устареванием или уменьшением потребления продукта. 
Требуется представить сочетание трех жизненных циклов: жизненного цикла спроса (ЖЦС) на вид продукции, удовлетворяющей определенную потребность, жизненного цикла технологии (ЖЦТе) трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара (ЖЦТо). При этом нужно учесть возможный характер кривой ЖЦТо: традиционная кривая со всеми пятью фазами. 
В зависимости от уровня изменчивости технологий, т.е., в зависимости от частоты сменяемости одних технологий другими, (в течение ЖЦС) их подразделяют на три основных типа: стабильные, плодотворные и изменчивые (рисунок 2).

 
^ Рис. 2. Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара при различных типах технологии 
 
 
Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТе и ЖЦТо. 
 
^ Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением в необходимости технологических инноваций. 
Изменчивая технология характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли, по крайней мере, три коренные смены технологий: вакуумные лампы сменились транзисторами, те были заменены миниатюрными, а потом и микроминиатюрными схемами. 
Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды. Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но и с организационно-культурной, а также стратегической.


Информация о работе Управленческий анализ организационно-технического уровня и условий производства