Технология производственного внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:03, реферат

Краткое описание

Производство – это набор операций, с помощью которых создаются товары, сырье обрабатывается и изменяется за счет использования ресурсов, материальных или нематериальных (например, человеческой энергии), с тем чтобы сделать их полезными или более полезными, что необходимо для удовлетворения потребностей потребителя.

Файлы: 1 файл

Технология производственного внимания!!!.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ВНИМАНИЯ

Производственное внимание, что  это? Существует ли  у менеджеров внимание к своим работникам на производстве? Какое должно быть внимание,  в чем оно должно выражаться? Что необходимо в решении данных вопросов на современном этапе развития управленческой мысли?

Ответы на эти вопросы я постараюсь дать в этой статье.

Для начала хотелось бы дать определение  используемым понятиям:

Технология (от греч. téchne - искусство, мастерство, умение) - описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.[1]

Внимание - это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Для нас объектом является член коллектива.

Внимание находит себе выражение  в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием – его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым.

Производство – это набор  операций, с помощью которых создаются  товары, сырье обрабатывается и изменяется за счет использования ресурсов, материальных или нематериальных (например, человеческой энергии), с тем чтобы сделать их полезными или более полезными, что необходимо для удовлетворения потребностей потребителя.

Из этих понятий следует, что  технология производственного внимания - это умение направлять восприятия на набор операций с помощью которых создаются товары в данном случае нас интересует человеческий ресурс. Необходимо помнить, что ключевым ресурсом любого предприятия являются работники.

Внимание к работникам предполагает убежденность в том, что они будут работать хорошо, если им создать для этого соответствующие условия. Деньги могут заинтересовать, но удержать можно интересной работой. В наше время на предприятиях стараются разработать и реализовать специальные программы улучшения качества трудовой жизни. Они ориентированы на улучшение условий труда на рабочих местах, обеспечение справедливости вознаграждения за труд, привлечение работников к участию в принятии решений, обеспечение гарантии занятости, предоставление бытового и медицинского обслуживания, выбор оптимальных форм контроля. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры влияющие на жизнь людей. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий уровень производительности труда.[2]

Но оказывают ли менеджеры должное  внимание своим работникам?

Деятельность в сфере производства, строиться на специфических знаниях, умениях и навыках, успешная реализация которых требует координации  труда всех работников. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит  менеджменту организации. Профессиональный менеджер, уделяющий правильное внимание к работникам, объединяет их деятельность в единое целое и направляет её на достижение необходимых общих целей, выстраивая отношения не «друг для друга», а для поддержания производительности труда.

Что является мотивом трудового поведения работников? Именно этот вопрос должен задать себе менеджер при выборе механизмов воздействия на персонал. Большинство отечественных менеджеров склонно считать, что основным движущим мотивом является желание заработать деньги. Прагматический подход популярен еще со времен Тейлора. Однако я считаю, что каждый менеджер должен видеть в своем работнике человека, заинтересованного в содержании выполняемой им работы, её результатах, в профессиональном развитии, общении и т.д. Заинтересованность работника в процессе труда повышает его ответственность, а более высокий уровень трудовых отношений обеспечивает рост эффективности бизнеса.

Зачастую, менеджеры оценивают  своих подчиненных по их действиям, не замечая при этом своих ошибок. Их не интересует, что происходит в  жизни отдельно взятого работника, что его волнует, они даже вряд ли вспомнят дату его рождения. Хотя интересоваться этим необходимо, если менеджер хочет, чтобы коллектив, которым  он руководит, работал плодотворно и слаженно и для этого важен результат – взаимное согласие сторон с поставленными задачами.

Менеджер должен интересоваться проблемами людей, которые находятся у него в подчинении, но при этом нужно  быть очень внимательным и аккуратным при разговоре с человеком, чтобы  не травмировать его. Желательно знать, чем живет каждый член вашего коллектива, что его интересует, чем он увлекается, стараясь максимально достичь такой составляющей качества трудовой жизни, как психологическая и эмоциональная удовлетворенность работников.

Нужно предоставлять членам коллектива возможность общаться между собой, ведь работать в сплоченной команде гораздо проще, чем в коллективе, где каждый сам по себе.

Менеджер должен помочь человеку раскрыть свои способности, стать успешным и  он в ответ будет работать еще  лучше. Заслуженная похвала прибавляет уверенности подчиненным, ведь каждому  хочется, чтобы его труд заметили и оценили, а возможно и каким-то образом поощрили. Менеджер, прислушивающийся к своим подчиненным, обращающий внимание на атмосферу в коллективе, всегда сможет отследить изменения, не дать развиться конфликтным ситуациям. Учитывая, что в процессе усугубления влияния отрицательных факторов, возникновения неудовлетворенности работоспособность и эффективность труда падает. Используя факторы, влияющие на формирование профессионально - личностного комфорта, повышения степени удовлетворения сотрудников он получит сплоченный коллектив, способный работать слаженно и плодотворно, решая самые сложные задачи.

Сам менеджер должен быть таким, чтобы с него хотелось брать пример, должен быть лидером, человеком способным вести людей к достижению цели.

Необходимо с каждой стороны  желание идти на компромисс и терпение к окружающим.

Хотелось бы отметить, что на предприятии должна быть технологическая карта внимания.

Технологическая карта — это документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для работника, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.

Технологическая карта производственного внимания должна отвечать на вопросы:

    1. Какое внимание необходимо оказывать
    2. В какой последовательности должно осуществляется внимание
    3. С какой периодичностью необходимо осуществлять внимание одного рода (одной направленности) (при повторении более одного раза)
    4. Сколько уходит времени на оказания необходимого (нужного) внимания
    5. Каков результат оказанного внимания
    6. И что необходимо для реализации выполнения внимания

Технологическую карту нужно составлять для каждого объекта отдельно. В одной ТК могут быть учтены различные, но схожие модели объектов. Технологическая карта составляется техническими службами предприятия и утверждается руководителем предприятия (главным инженером).

Существует ряд элементов корпоративной  культуры, которым необходимо уделять особое внимание для повышения активности деятельности сотрудников:

  • Организация рабочих мест.

Рабочее место  -  это первичное звено производства,  зона  трудовой  деятельности рабочего или группы рабочих (если рабочее  место  коллективное),  оснащенная необходимыми  средствами  для  выполнения  производственного  задания. Эти решения,  в  свою  очередь,  зависят  от характера  и  специализации  рабочего  места,  от  его   вида   и   роли   в производственном процессе.

  • Корпоративный гимн.

Является элементом корпоративной культуры, призванным объединять коллектив. Прежде всего в гимне должна быть отражена любовь к своему делу. Необходимо найти какие-то точные слова, которые бы задели струнки души руководителей и сотрудников предприятия. Это может быть какая-то отдельная фраза, скажем, в середине или конце текста. Также желательно, чтобы в гимне присутствовали знаковые моменты истории либо то, что отличает работу данной компании от других с подобной спецификой. Конечно, самое главное – точно отразить тематику деятельности, чтобы посторонний слушатель имел ясное представление, чем занимается данная компания.

  • Фирменный стиль. 
    Очень сильный инструмент визуальной коммуникации. Необходимо постараться добиться того, чтобы продукцию с символикой организации каждый сотрудник компании носил с гордостью и всегда мог отличить подделку от оригинала. Знание персоналом основных отличий (цвет, логотип, указатели и т.д.) способствует объединению команды по признаку принадлежности к чему-то конкретному.  Необходимо создавать символы – это древнейший  способ объединения народных масс.
  • Массовые мероприятия (спорт, искусство, туризм и т.д.).
  • Слухи. Слухи гораздо легче использовать, чем традиционное информирование. Во-первых, в компании можно составить некое древо распространения слухов и добиться 100% осведомленности сотрудников и побуждения разговоров на нужную тему. Во-вторых, можно получить незамедлительно обратную связь и управлять процессом от начала до конца.  
    Сложнее бороться с нежелательными слухами. Здесь можно использовать тот же «лом» - т.е. опровергать слухи или внутренние официальные источники информации с помощью высказываний авторитетных лиц, на интересующую персонал тему. Это будет иметь гораздо больший эффект.
  • Повышения квалификации рабочих и освоения ими новой техники.

Нужно создавать: производственно-технические курсы, на которых обучаются рабочие, проработавшие на производстве не менее года; школы высококвалифицированных рабочих для обучения окончивших производственно-технические курсы. Так же на предприятии организовать обучение дополнительным профессиям и специальностям, курсы целевого назначения для изучения новой техники, школы передового опыта.

  • Информационные доски - открытый источник информации, побуждающий к обсуждению а, следовательно, способствующий общению людей в коллективе. Поместить информационную доску нужно в месте наибольшего проходного потока (столовая, курилка, вход), на них удобно располагать необходимую информацию для работников: новости, достижения работников, поздравления (например: дни рождения в этом месяце),  необходимые документы которые согласно правилам нужно всегда держать на виду, чтобы избежать ненужных штрафов и т.д.
  • Доска почета. 
    Не нужно считать эту старую традицию пережитком прошлого. Компания, которая гордится своими сотрудниками, достойна того, чтобы ей гордились сотрудники. А  для многих, особенно не молодых коллективов доски почета остались очень сильными мотиваторами.
  • Тренинги межличностного общения, работы в группах, работы в условиях реструктуризации компании и т.д. помогут сохранить благоприятный климат в коллективе в сложной ситуации. Нельзя забывать, что даже самым талантливым сотрудникам иногда нужна помощь. Тренинги лучше всего осуществлять с привлечением внешнего специалиста.
  • Собрания.  
    В зависимости от специфики коллектива это могут быть ежеквартальные собрания в актовых залах (или специальных местах) с докладами о проделанной работе или еженедельные пятиминутки в подразделениях, на которых руководитель ставит задачу, распределяет работу и подводит итог предыдущей недели.
  • Анонимное анкетирование – цели могут быть различные: анализа сильных и слабых сторон компании, выявление скрытых проблем на производстве, которые не озвучиваются руководству, проведение итогового среза мотивации персонала, получение дополнительной информации о работе подразделений, но при анонимном анкетировании становятся явными и пронимаются меры по устранению выявленных проблем.

Я перечислила много элементов технологии внимания, но креативная мысль может изменить их до неузнаваемости. Главное не переусердствовать и прислушаться к советам коллег. При формировании технологии производственного внимания нужно использовать только приемлемые для организации инструменты. Чем лучше они будут адаптированы для решения поставленных перед менеджером задач, тем быстрее можно ощутить результат от работы.

 

Список источников и литературы.

  1. «Мир словарей» — коллекция словарей и энциклопедий. [Электронный ресурс] 2000—2011 MirSlovarei.com. Режим доступа http://mirslovarei.com/
  2. Глyxoв В.В. Воспитание достоинства сотрудников. [Электронный ресурс]   Copyright 2010,  Элитариум: Центр дистанционного образования. Режим доступа www.elitarium.ru. 
  3. Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): Учебник под ред. В.А. Гаги – Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2008 –  340 стр.

Информация о работе Технология производственного внимания