Технологическая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Под технологией понимается способ преобразования исходных ресурсов в продукцию. Описание таких способов для конкретного вида продукции и конкретного предприятия занимает порой целые тома, однако, как правило, из множества конкретных процессов и операций, составляющих данную технологию, можно выбрать ключевую совокупность из небольшого числа процессов, по сути полностью характеризующую с качественной стороны данную технологию и позволяющую однозначно отличить данный способ преобразования ресурсов в продукцию от любого другого способа, приводящего к тому же или близкому (по затрачиваемым ресурсам) результату.

Файлы: 1 файл

1Технологическая стратегия предприятия.docx

— 31.50 Кб (Скачать)

 

1Технологическая стратегия предприятия.

1.1Сущность технологической  стратегии предприятия.

Под технологией понимается способ преобразования исходных ресурсов в продукцию. Описание таких способов для конкретного вида продукции и конкретного предприятия занимает порой целые тома, однако, как правило, из множества конкретных процессов и операций, составляющих данную технологию, можно выбрать ключевую совокупность из небольшого числа процессов, по сути полностью характеризующую с качественной стороны данную технологию и позволяющую однозначно отличить данный способ преобразования ресурсов в продукцию от любого другого способа, приводящего к тому же или близкому (по затрачиваемым ресурсам) результату.

 

под технологической (или, точнее, технико-технологической) стратегией предприятия понимается комплекс стратегических решений, определяющих, во-первых, технологический  тип предприятия и, во-вторых, тип  технологической динамики предприятия.

При формировании технологической  стратегии особое значение приобретает  учет конкурентных позиций предприятия, т. е. Учет товаров-заменителей –  изделий, производящихся по совершенно иной технологии, чем выпускаемые  предприятием сейчас, но удовлетворяющие  сходные функциональные потребности  покупателя.

 

Технологическая стратегия  характеризуется переориентацией  фирмы на такие цели, при которых  технологический компонент ставится в один ряд с финансовыми. Эта  стратегия приходит обычно на смену  ранее преобладавшим программам производства новых продуктов.

Технологическая стратегия включает: а) анализ и оценку сложившегося технологического уровня производства, определение специальных мер для отбора технологий, способных обеспечивать конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом рынках; б) формирование механизма трансформации стратегических решений в области технологий в конкретный перечень действий.

Разработка технологической  стратегии предусматривает обоснование:

  • основных принципов построения стратегии технологического развития;
  • целей, задач, проблем, возможных вариантов решений;
  • механизма формирования и осуществления технологической стратегии;
  • роли планирования в НИОКР и др.

Содержательно технологическая  стратегия определяется разработкой  новых продуктов, технологий их производства, поиском новых возможностей достижения высокой доходности.

Технологические типы предприятия 

В зависимости от способов и степени интенсивности реагирования на перечисленные факторы предприятия  разделяются на четыре типа, условно  называемые «технологическими», «конъюнктурными», «маркетинговыми» и предприятиями  «технологической атаки» (технологических  скачков).

 

Предприятия «технологического» типа функционируют на основе системы базовых технологических процессов, замена которых привела бы к изменению самого профиля предприятия и по существу – к организации нового предприятия (даже при сохранении юридического лица). Эволюционное изменение технологии для таких предприятий может быть лишь результатом длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

К технологическому типу относятся  предприятия металлургического  профиля, многие предприятия химической промышленности и т.д.

Взаимодействие с рынком, учет рыночных запросов здесь может  проявляться в изменении количественных параметров продукции, расширении или  сужении ее ассортимента, улучшении  качества. Разумеется, ценовая конкуренция  могла бы привести к мероприятиям по сокращению внутренних издержек.

По существу взаимодействие предприятия технологического типа с товарным рынком носит односторонний  характер «предприятие – рынок».

Предприятия «конъюнктурного» типа основаны на реактивном взаимодействии с рынком, не имеют стабильной технологии и производят изделия, не требующие сложного освоения. Ориентируются на удовлетворение текущих запросов рынка. К таким относятся предприятия торговли, посреднические организации, некоторые машиностроительные сборочные фирмы.

Взаимодействие таких  предприятий с рынком также носит  односторонний характер «рынок –  предприятие».

Предприятия «маркетингового» типа ориентируются как на текущие запросы рынка, так и пытаются заранее подготовить технологию к будущим запросам рынка, а также осуществляют активное воздействие на рыночный спрос будущих периодов.

Взаимодействие таких  предприятий с рынком носит двусторонний характер: «рынок « предприятие».

Предприятия «технологической атаки» оказываются в состоянии не просто эволюционно изменять технологию производства под воздействием научно-технического прогресса, но и самостоятельно или раньше других проводить скачкообразные изменения технологии. Предприятие данного типа строит технологическую стратегию таким образом, чтобы неизбежные практически в любой отрасли технологические скачки были реализованы им, а не конкурирующими фирмами. Не следует думать, что такая политика требует астрономических затрат на НИОКР. Важнее здесь – соответствующая ориентация стратегии и фокусирование усилий и ресурсов предприятия. Во взаимодействии предприятия с рынком появляется третий элемент – научно-технический прогресс: «рынок <-> предприятие <-> НТП». Именно такие предприятия являются долговременными стратегическими лидерами рынка.

Стабильная  технология производства профильной продукции  как основа функционирования («технологический тип предприятия»)  
Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный тип»)  
Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка при активной рыночной политике («маркетинговый тип»)  
Обновление технологии на базе собственных результатов НИОКР  
Обновление технологии на базе заимствованных результатов НИОКР 
Обновление технологии с учетов технологических разрывов

1.2Тип технологической динамики  предприятия

Измерение и моделирование  динамики агрегированной экономической  технологии опираются на классификацию  факторов на средства труда, предметы труда и сам труд и ставят своей  целью отражение влияния каждого  фактора на изменение технологии. Это приводит к классификации  технологической динамики на виды научно-технического прогресса: трудосберегающий – изменение технологии связано только с повышением производительности труда при неизменной отдаче остальных факторов; фондосберегающий – изменение технологии связано только с повышением фондоотдачи; материалосберегающий – изменение технологии заключается в снижении материалоемкости производства; нейтральный – не специфицированный на каком-либо одном факторе процесс повышения их совокупной эффективности.

Что касается динамики технологии в собственном смысле слова, то непосредственная связь с динамикой факторов соответствующего (детализированного) уровня в отличие  от агрегированной экономической технологии обычно не прослеживается. 

Со стратегической позиции  естественно выделить следующие типы технологической динамики по отношению к данному периоду:

1)стабильная технология

 Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения  рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

  –технологический дрейф, т.е. планомерное однонаправленное эволюционное изменение технологии; 

  –технологический скачок, т.е. резкое кратковременное единичное в данный период изменение технологии; 

  –хаотичное изменение технологии; 

  –плавные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом;

  –пилообразные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом, т.е. совокупность технологических скачков вокруг некоторого тренда.

 

Условиями изменения технологии на предприятии являются

–наличие средств, позволяющих  внести изменения в состав и организацию  работы оборудования или дающих возможность  получения кредита;

–наличие готовых к  внедрению научно-технических и  организационно-технических разработок;

–изменение технологической  среды на предприятиях отрасли;

–исчезновение с рынка  исходных ресурсов для производства продукции при сохранении спроса на нее;

–резкое падение спроса на традиционную продукцию предприятия.

При этом первые два условия  являются необходимыми, последние три  приводят к изменению технологии только при наличии первых.

Величина динамики. Характеризует изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Получается в результате деления уровня признака в определенный период или момент времени на уровень этого же показателя в предшествующий период или момент.

 

В основе расчета показателей  рядов динамики лежит сравнение  его уровней. В зависимости от применяемого способа сопоставления  показатели динамики могут вычисляться  на постоянной и переменной базах  сравнения.

Используя графики или  таблицы можно показать динамику изменения технологий на предприятии  за определенный период. В зависимости  от скорости  изменения  технологии , она будет разделяться по основным типам технологической динамики .

Коэффициенты анализа движения технического состояния предприятия

 

 Для оценки производственного  потенциала предприятия производится анализ движения и технического состояния  основных фондов на основе следующих  показателей:

– коэффициент обновления (Кобн), характеризующий долю новых фондов в общей их стоимости на конец года:

;

;

– коэффициент прироста (Кпр):

;

– коэффициент износа (Кизн):

;

– коэффициент годности (Кг):

 

2Разработка технологической стратегии  предприятия

Разработка технологической сратегии осуществляется параллельно и в тесной связи с процессом формирования общей стратегии его развития. Данная взаимосвязь обеспечивается с помощью циклически реализуемого алгоритма, в результате выполнения которого технологические факторы интегрируются в структуру общей стратегии предприятия. Структура данного алгоритма включает в себя следующие базовых этапы:

1. Выделяются имеющиеся технологические  возможности предприятия и разрабатывается  план их дальнейшей динамики.

2. Проводится согласование технологических  возможностей предприятия с выявленными  рыночными потребностями, в результате  чего определяется потенциальная  рыночная реализуемость разрабатываемых  технологических планов. Результатом  выполнения данного этапа выступают  технологически обоснованные стратегии.  Если возможности формирования  таких стратегий не выявлены, то весь алгоритм возвращается  на этап №1 и разрабатывается  новый вариант технологического  плана.

3. Осуществляется разработка экономически  обоснованных стратегий, т.е. определяется  принципиальная возможности получения  прибыли от технологических новшеств  в условиях отсутствия конкуренции  и других рыночных ограничений.  Определяющими факторами здесь  являются платежеспособность потенциальных  покупателей и их готовность  платить цену, обеспечивающую окупаемость  вложений предприятия в технологические  нововведения. Если оценка показывает  невозможность выработки экономически  обоснованных стратегий, то весь  алгоритм возвращается на этап  №1 и реализуется заново.

4. Определяется ожидаемая рыночная  позиция предприятия. На данном  этапе на разработанный ранее  вариант экономически обоснованной  стратегии проецируются реальные  рыночные условия: динамика спроса, интенсивность конкуренции, социально-политические  ограничения и т.д. В результате  проводимого анализа устанавливается,  насколько вероятна успешная  реализация разработанной стратегии  в условиях реального рынка.  Если результаты оценки оказываются  неудовлетворительными, то весь  алгоритм разработки стратегии  возвращается в свое начало  и реализуется заново.

Для Выделения имеющихся технологических возможностей предприятия используется понятие технологический потенциал

Под технологическим потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Отсюда оценку технологического потенциала предлагается проводить на предмет достаточности у предприятия финансово-экономических ресурсов для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.

Информация о работе Технологическая стратегия предприятия