Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
Под технологией понимается способ преобразования исходных ресурсов в продукцию. Описание таких способов для конкретного вида продукции и конкретного предприятия занимает порой целые тома, однако, как правило, из множества конкретных процессов и операций, составляющих данную технологию, можно выбрать ключевую совокупность из небольшого числа процессов, по сути полностью характеризующую с качественной стороны данную технологию и позволяющую однозначно отличить данный способ преобразования ресурсов в продукцию от любого другого способа, приводящего к тому же или близкому (по затрачиваемым ресурсам) результату.
1Технологическая стратегия предприятия.
1.1Сущность технологической стратегии предприятия.
Под технологией понимается способ преобразования исходных ресурсов в продукцию. Описание таких способов для конкретного вида продукции и конкретного предприятия занимает порой целые тома, однако, как правило, из множества конкретных процессов и операций, составляющих данную технологию, можно выбрать ключевую совокупность из небольшого числа процессов, по сути полностью характеризующую с качественной стороны данную технологию и позволяющую однозначно отличить данный способ преобразования ресурсов в продукцию от любого другого способа, приводящего к тому же или близкому (по затрачиваемым ресурсам) результату.
под технологической (или, точнее, технико-технологической) стратегией предприятия понимается комплекс стратегических решений, определяющих, во-первых, технологический тип предприятия и, во-вторых, тип технологической динамики предприятия.
При формировании технологической стратегии особое значение приобретает учет конкурентных позиций предприятия, т. е. Учет товаров-заменителей – изделий, производящихся по совершенно иной технологии, чем выпускаемые предприятием сейчас, но удовлетворяющие сходные функциональные потребности покупателя.
Технологическая стратегия
характеризуется
Технологическая стратегия включает: а) анализ и оценку сложившегося технологического уровня производства, определение специальных мер для отбора технологий, способных обеспечивать конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом рынках; б) формирование механизма трансформации стратегических решений в области технологий в конкретный перечень действий.
Разработка технологической
стратегии предусматривает
Содержательно технологическая стратегия определяется разработкой новых продуктов, технологий их производства, поиском новых возможностей достижения высокой доходности.
В зависимости от способов
и степени интенсивности
Предприятия «технологического» типа функционируют на основе системы базовых технологических процессов, замена которых привела бы к изменению самого профиля предприятия и по существу – к организации нового предприятия (даже при сохранении юридического лица). Эволюционное изменение технологии для таких предприятий может быть лишь результатом длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
К технологическому типу относятся предприятия металлургического профиля, многие предприятия химической промышленности и т.д.
Взаимодействие с рынком,
учет рыночных запросов здесь может
проявляться в изменении
По существу взаимодействие предприятия технологического типа с товарным рынком носит односторонний характер «предприятие – рынок».
Предприятия «конъюнктурного» типа основаны на реактивном взаимодействии с рынком, не имеют стабильной технологии и производят изделия, не требующие сложного освоения. Ориентируются на удовлетворение текущих запросов рынка. К таким относятся предприятия торговли, посреднические организации, некоторые машиностроительные сборочные фирмы.
Взаимодействие таких предприятий с рынком также носит односторонний характер «рынок – предприятие».
Предприятия «маркетингового» типа ориентируются как на текущие запросы рынка, так и пытаются заранее подготовить технологию к будущим запросам рынка, а также осуществляют активное воздействие на рыночный спрос будущих периодов.
Взаимодействие таких предприятий с рынком носит двусторонний характер: «рынок « предприятие».
Предприятия «технологической атаки» оказываются в состоянии не просто эволюционно изменять технологию производства под воздействием научно-технического прогресса, но и самостоятельно или раньше других проводить скачкообразные изменения технологии. Предприятие данного типа строит технологическую стратегию таким образом, чтобы неизбежные практически в любой отрасли технологические скачки были реализованы им, а не конкурирующими фирмами. Не следует думать, что такая политика требует астрономических затрат на НИОКР. Важнее здесь – соответствующая ориентация стратегии и фокусирование усилий и ресурсов предприятия. Во взаимодействии предприятия с рынком появляется третий элемент – научно-технический прогресс: «рынок <-> предприятие <-> НТП». Именно такие предприятия являются долговременными стратегическими лидерами рынка.
Стабильная
технология производства профильной продукции
как основа функционирования («технологический
тип предприятия»)
Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный
тип»)
Освоение технологии, соответствующей
будущим запросам рынка при активной рыночной
политике («маркетинговый тип»)
Обновление технологии на базе собственных
результатов НИОКР
Обновление технологии на базе заимствованных
результатов НИОКР
Обновление технологии с учетов технологических
разрывов
Измерение и моделирование
динамики агрегированной экономической
технологии опираются на классификацию
факторов на средства труда, предметы
труда и сам труд и ставят своей
целью отражение влияния
Что касается динамики технологии в собственном смысле слова, то непосредственная связь с динамикой факторов соответствующего (детализированного) уровня в отличие от агрегированной экономической технологии обычно не прослеживается.
Со стратегической позиции естественно выделить следующие типы технологической динамики по отношению к данному периоду:
1)стабильная технология
Стабильная технология
–технологический дрейф, т.е. планомерное однонаправленное эволюционное изменение технологии;
–технологический скачок, т.е. резкое кратковременное единичное в данный период изменение технологии;
–хаотичное изменение технологии;
–плавные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом;
–пилообразные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом, т.е. совокупность технологических скачков вокруг некоторого тренда.
Условиями изменения технологии на предприятии являются
–наличие средств, позволяющих внести изменения в состав и организацию работы оборудования или дающих возможность получения кредита;
–наличие готовых к
внедрению научно-технических
–изменение технологической среды на предприятиях отрасли;
–исчезновение с рынка исходных ресурсов для производства продукции при сохранении спроса на нее;
–резкое падение спроса на традиционную продукцию предприятия.
При этом первые два условия являются необходимыми, последние три приводят к изменению технологии только при наличии первых.
Величина динамики. Характеризует изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Получается в результате деления уровня признака в определенный период или момент времени на уровень этого же показателя в предшествующий период или момент.
В основе расчета показателей рядов динамики лежит сравнение его уровней. В зависимости от применяемого способа сопоставления показатели динамики могут вычисляться на постоянной и переменной базах сравнения.
Используя графики или таблицы можно показать динамику изменения технологий на предприятии за определенный период. В зависимости от скорости изменения технологии , она будет разделяться по основным типам технологической динамики .
Для оценки производственного потенциала предприятия производится анализ движения и технического состояния основных фондов на основе следующих показателей:
– коэффициент обновления (Кобн), характеризующий долю новых фондов в общей их стоимости на конец года:
– коэффициент прироста (Кпр):
– коэффициент износа (Кизн):
– коэффициент годности (Кг):
2Разработка технологической
Разработка технологической
1. Выделяются имеющиеся
2. Проводится согласование
3. Осуществляется разработка
4. Определяется ожидаемая
Для Выделения имеющихся технологических возможностей предприятия используется понятие технологический потенциал
Под технологическим потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Отсюда оценку технологического потенциала предлагается проводить на предмет достаточности у предприятия финансово-экономических ресурсов для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.