Сущность экономического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.
Чтобы дать общую характеристику прогноза, рассмотрим его основные особенности:
Прогноз является следствием действительности как единого целого, а будущее, отраженное в прогнозе, - это результат сложного комплекса причин и условий.

Файлы: 1 файл

защита.docx

— 38.75 Кб (Скачать)

По всему вышесказанному можно сделать вывод, что методология прогнозирования включает совокупность принципов, методов и показателей, принимаемых в прогнозировании. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. В качестве основных на практике используется лишь 15 – 20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов. Задача прогнозиста – выбрать такой метод, который в наибольшей мере соответствовал бы принципам прогнозирования экономики.

Глава 2. Особенности организации экономического прогнозирования.

2.1 Основы  организации прогнозирования.

Организация прогнозирования включает в себя следующие элементы:

  1. организацию системы (проекта);
  2. порядок и последовательность работы;
  3. систему привлекаемой информации;
  4. исполнителей.

В зависимости от масштаба и целей прогнозирования различаются следующие системы (проекты):

  1. мирохозяйственная;
  2. государственная;
  3. отраслевая;
  4. региональная;
  5. внутрифирменная;
  6. межфирменная;
  7. прогнозирование отдельной сферы деятельности, явления, процессов развития, параметра или показателя.

Деятельность самой системы связана с периодической разработкой прогнозов и их корректировками. Конечно, прогнозирование масштабной системы отличается от прогнозирования на уровне фирмы, а прогнозирование системы — от прогнозирования проекта, когда определяется не система взаимосвязанных показателей, а только один определенный показатель или, может быть, несколько. Организация системы включает в себя следующие составляющие, от которых зависит эффективность прогнозирования;

1) коллектив  специалистов отдельного учреждения, фирмы, лаборатории, отдела, службы;

2) технические  и математические средства;

3) методы, алгоритмы и эвристические программы;

4) организационные  мероприятия.

Прогноз экономического развития России в 1997—1999 годах был составлен по следующим направлениям: валовой внутренний продукт, государственные финансы; государственный долг; неплатежи; кредиты и банки; реальные процентные ставки; цены; промышленные производства; инвестиции; социальная дифференциация; внешняя торговля; валовой рынок и паритет покупательной способности; официальные международные резервы; развитие средств связи. Основная цель этою прогнозирования - определение тенденций экономического развития для эффективности регулирования данным процессом или структурной перестройки экономики, реформирования ее и т.п. Эти показатели характерны для прогнозирования макроэкономических процессов.

На микроэкономическом уровне прогнозирование наиболее показательно в рамках фирмы.

                                               

 

                                                            2.2 Экономические прогнозы фирмы.

Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является: стремление предвидеть, осознать складывающиеся обстоятельств» бизнеса и своевременно определить свои цели и возможности.

Другие задачи этого прогнозирования:

1) выявление  объективных тенденций хозяйствования;

2) анализ  потенциала фирмы;

3) выявление  альтернатив развития фирмы;

4) определение  проблем, требующих решения в  прогнозный период;

5) определение  уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и  иных), которые необходимы фирме  для достижения целей и которыми  фирма будет располагать.

Борьба за рынок требует экономического предвидения, начальным этапом которого является прогноз. Для этого фирме нужен объективный прогноз вариантов ее будущего состояния. Предприниматель всегда озабочен получением прибыли, которая зависит от его действий на рынке. Зачастую ему не хочется поступиться реальной прибылью ради успеха в будущем. Поэтому обращение к будущему происходит лишь тогда, когда это действительно может обеспечить предпринимателю будущие доходы. Прогнозирование деятельности фирмы заключается в составлении прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса, разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это, прежде всего показатели внутренней среды хозяйствования.

Для фирмы можно разработать следующие основные прогнозы состояния внешней среды:

1) Экономический  прогноз. Представляет собой информацию  о будущем состоянии экономики  страны, территориального бассейна  или конкретного геополитического  региона. Возможен экономический  прогноз в отдельной сфере, например, в области финансов, банковской  деятельности, налогообложения, т.е. по  различным факторам, влияющим на  развитие любого вида предпринимательства. Так, в строительстве это общее  состояние экономической конъюнктуры; уровень деловой активности в  целом и в инвестиционной сфере  в частности; степень экономической  либерализации и государственного  вмешательства в деятельность  строительных организаций; открытость  экономики для иностранных инвесторов  и возможности международного  обмена; занятость населения и  уровень сбережений домохозяйства; экономическая политика государства  и многое другое. Такой прогноз  фирма может составлять с учетом  информации, опубликованной в периодической  печати

2) Технологический  прогноз составляется с учетом  технического прогресса о строительстве  или будущего состояния технологического  развития в смежных сферах, оказывающих  непосредственное влияние на  деятельность строительной фирмы.

3) Спроса  продукции и объема сбыта; Прогноз  спроса продукции является частью  экономического прогноза, но, тем  не менее, имеет самостоятельное  значение. Прогноз спроса основывается  на опубликованных или рассчитанных  специализированным учреждением данных, но составляется на уровне фирмы, отражая ее конкретные условия деятельности. Прогноз спроса (потенциального объема продажи) определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем. Именно он будет положен в основу прогноза сбыта, а далее — всех остальных экономических обоснований фирмы: прибыли, капитала, затрат, персонала. Прогноз спроса окажет влияние на все последующие расчеты фирмы: что надо производить, в каком объеме, кому и по какой цене продавать, какие для этого потребуются инвестиции, какую можно ожидать прибыль и рентабельность. На спрос оказывают влияние различные факторы. К основным факторам относятся потребительские вкусы, в том числе доверие и отношение покупателей к товару и товаропроизводящей фирме; число покупателей; цены, в том числе на сопряженные товары; доходы покупателей; потребительские ожидания; жизненный цикл товара; время года, в том числе сезонность спроса.

4) Хозяйственного  риска. Деятельность фирмы в условиях  рынка всегда подвержена риску.  На рынке действия одной фирмы  вступают в противоречие с  действиями других фирм, что и  порождает риск. Риск – возможная  ситуация опасности, когда предприятие  может получить меньше прибыли  или даже убыток предусмотренного  положительного результата. Прогнозирование  хозяйственного риска выполняется  одновременно с выполнением некоторых  плановых расчетов, связанных с  определением долгосрочных целей  развития фирмы. Выявление риска, определение его степени и  разработки более выгодой стратегии  действий обеспечивают фирме  более надежное существование  в будущем.

По всему вышесказанному можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики невозможно успешно управлять предприятием без эффективного прогнозирования его деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием. Для того чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создавать на средних и крупных предприятиях так называемые прогнозные отделы. Но даже без таких отделов прогнозирование должно выполняться силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.

Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия. Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность. Целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов прогнозирования при решении какой-либо проблемы. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни», которые могут быть незамечены при использовании только одного метода. Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционировании аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, В соответствии с этим прецедентом, принимать решения.

Без составления прогнозов финансово-хозяйственной деятельности предприятия невозможно оценить его будущую рентабельность и, соответственно, целесообразность функционирования в будущем. Кроме того, нельзя внести коррективы и максимально увеличить прибыль, если не проанализировать доходы от реализации продукции и затраты на ее выпуск.

Разработка превентивных мероприятий, направленных на недопущение негативных последствий событий, минимизацию риска, является обязательным объектом планирования на предприятии. Всякая производственная стратегия может иметь несколько вариантов реализации. Прогнозирование позволяет выбрать вариант менее рисковый и более прибыльный в складывающихся условиях, приносящий максимальную прибыль при наихудшем развитии событий.

 

 

2.3 Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.

Эффективное функционирование экономики возможно при условиях прогнозирования и планирования ее развития и рациональной системы управления народным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают к термину «регулирование». На практике каждая из функций государственного регулирования реализуется посредством соответствующих действий каждой из ветвей власти, которые классифицируются по формам и методам. Форма представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект. Метод — это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании. Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, степенью апробированности и рядом других условий. Основные требования к данному механизму:

    1. адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на соответствующем этапе;
    2. системность, т.е. все элементы регулирования должны быть увязаны между собой;
    3. комплексность, механизм регулирования охватывает все экономические и социальные процессы.

Формы государственного регулирования классифицируются по трем следующим группам:

1) законодательная, представляет собой совокупность  законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью  которых устанавливаются основные  принципы государственного и  общественного устройства;

2)  финансово-кредитная, включающая в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную. К бюджетно-налоговой относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы, кредитно-денежной - эмиссия денежной массы регулируемой учетной ставки, Процент за банковский кредит;

3) инструментами  административного экономического регулировании являются ценообразование и финансирование, система экономических нормативов.

В настоящее время государственное прогнозирование включает:

  1. Разработку сценариев развития экономики страны;
  2. Представление материалов для дифференциации региональных и отраслевых прогнозов;
  3. Уточнение потребностей в средствах для финансирования федеральных целевых программ, поставок продукции для государственных нужд, поддержки отраслей и регионов.

Организационная система прогнозирования включает различных участников в лице министерств, ведомств, научных учреждений и др.

В государственном прогнозировании может применяться стратегический подход. Методология стратегического прогнозирования – это единство логики разработки стратегических прогнозов и программ, используемых принципов и методов, а также показателей, выражающих цели стратегии развития. 

К объектам прогнозирования в масштабах страны относятся:

  1. Объем и динамика валового внутреннего продукта;
  2. Индексы изменения цен в связи с инфляцией;
  3. Объемы сбыта и продажи товаров (работ и услуг);
  4. Объем долгосрочных инвестиций по всем источникам финансирования;
  5. Расходы на оплату труда;
  6. Прибыль;
  7. Показатели экспорта и импорта;
  8. Курс рубля;
  9. Ставка рефинансирования Центробанка;
  10. Основные характеристики сводного финансового баланса, а также доходов и расходов федерального бюджета.

Информация о работе Сущность экономического прогнозирования