Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:31, реферат
Хозяйственные связи между поставщиками и покупа¬телями товаров — широкое понятие. Сюда входят экономи¬ческие, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складываю¬щиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей торговли с промышлен¬ностью — важнейшая составная часть хозяйственного ме¬ханизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объеди¬нений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребите¬лями продукции
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского облисполкома
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕФЕРАТ
По теме: «Сущность и
порядок регулирования
Гродно 2012
Хозяйственные связи между
поставщиками и покупателями товаров
— широкое понятие. Сюда входят экономические,
организационные, коммерческие, административно-правовые,
финансовые и другие отношения, складывающиеся
между покупателями и поставщиками в процессе
поставок товаров.
Система
хозяйственных связей торговли с промышленностью
— важнейшая составная часть хозяйственного
механизма страны, представляющая собой
совокупность форм, методов и рычагов
взаимодействия предприятий, объединений,
фирм, отраслей народного хозяйства с
потребителями продукции.
Рациональные
хозяйственные связи способствуют планомерному
развитию экономики, сбалансированности
спроса и предложения, своевременной поставке
продукции производственного назначения
и товаров народного потребления покупателям.
Система
хозяйственных связей включает, в частности,
участие торговых организаций в разработке
промышленными предприятиями (объединениями,
фирмами) планов производства товаров
посредством представления заявок и заказов;
хозяйственные договоры; контроль за соблюдением
договорных обязательств; применение
экономических санкций; участие в работе
товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку
качества (экспертизу) поставляемых товаров;
установление оптимальных финансовых
взаимоотношений; применение административно-правовых
норм и др.
При
административно-командной системе управления
экономикой организация хозяйственных
связей по поставкам товаров подвергалась
детальному государственному регулированию
и регламентированию. Государственное
регулирование хозяйственных взаимоотношений
поставщиков и покупателей по поставкам
товаров было введено с самого начала
развития централизованной административной
системы экономики. Однако формы и содержание
нормативных документов регулирования
поставок товаров на отдельных этапах
развития экономики были различны.
До
1959 г. в стране действовали многочисленные
Основные условия поставки отдельных
видов товаров. В 1959 г. впервые были утверждены
и введены в действие Единые положения
о поставках товаров народного потребления
и о поставках продукции производственно-технического
назначения, наряду с которыми, однако,
действовали и различные Особые условия
поставки отдельных видов товаров. В 1969
и 1981 гг. Положения о поставках были пересмотрены
с целью большей регламентации условий
поставок от поставщиков к покупателям.
Положения о поставках, а также Особые
условия поставок существенно ограничивали
инициативу предприятий и организаций,
лишая их возможности самостоятельно
решать вопросы, связанные с заключением
договоров поставки. В Положениях господствовали
нормы директивного характера, которые
ограничивали выбор партнера, возможности
сторон определять в договорах условия,
соответствующие конкретной поставке
товаров. Особые условия поставки также
содержали множество норм, обязательных
при заключении и исполнении договоров.
Так, ярмарочный комитет на оптовой ярмарке
предлагал единый для всех ее участников
текст договора. В результате сторонам
оставалось мало возможности самим формировать
условия договора. В связи с этим договор
утрачивал отведенную ему роль основного
документа, определяющего права и обязанности
сторон с учетом особенностей каждой конкретной
поставки.
Утвержденные
в 1988 г. Положение о поставках продукции
производственно-технического назначения
и Положение о поставках товаров народного
потребления сделали шаг в сторону развития
рыночных отношений в организации хозяйственных
связей между поставщиками и покупателями:
стороны, заключавшие договор, получили
возможность, сообразуясь с конкретными
условиями, самостоятельно определять
структуру хозяйственных связей, ассортимент
товаров, сроки и порядок доставки, качество
товаров, во многих случаях цены и др. Однако
по мере перехода к рыночной экономике
эти Положения утратили свое обязательное
административно-регулирующее значение
и стали играть роль вспомогательного,
добровольно принятого консультативно-методического
документа во взаимоотношениях между
поставщиками и покупателями товаров.
Новые
условия хозяйствования, связанные с развитием
рыночной экономики, потребовали значительного
расширения самостоятельности и равноправия
партнеров по Договору, устранения излишней
регламентации, повышения роли хозяйственного
договора, перехода от административно-командных
методов управления к экономическим, от
Централизованного распределения ресурсов
к свободной продаже товаров.
В условиях развитой рыночной экономики
централизованное регулирование хозяйственных
связей между поставщиками и покупателями
уступает место самостоятельному Установлению
взаимоотношений между партнерами по
договору на базе правовых норм гражданского
законодательства. В настоящее время основным
нормативно-правовым документом для регулирования
коммерческих взаимоотношений по поставкам
товаров является Гражданский кодекс
РБ , в котором излагаются общие положения
договорного права, включающие понятия
и условия договора порядок разрешения
преддоговорных споров, порядок изменения
и расторжения договора, порядок обеспечения
исполнения договорных обязательств и
т. д.
Вместе с тем следует отметить, что сфера
хозяйственных взаимоотношений между
поставщиками и покупателями товаров,
как и любая коммерческая деятельность,
все-таки требует определенного уровня
государственного регулирования, в том
числе посредством принятия и введения
в действие помимо Гражданского кодекса
РБ законов, указов, постановлений в области
ценообразования, требований к качеству
товаров и услуг, пресечения недобросовестной
конкуренции или монополистической деятельности,
а также установления налоговых льгот,
тарифов, стимулирования отечественного
производителя товаров, защиты внутреннего
рынка от нежелательной или недоброкачественной
продукции иностранного производства
и т. п.
Информация о работе Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле