Сущность и основные понятия внутрифирменного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере кафе "Золотая рыбка".
Задачи работы:
Провести анализ литературы по теме исследования;
Рассмотреть сущность, цели, классификацию, основные принципы, этапы, методы планирования;
Выделить виды плана;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 34.91 Кб (Скачать)

3. Достижимыми;

4. Совместимыми.

Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно зависимости от деятельности, которой  она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему [19, c.98]:

1. Повышение  контролируемой доли рынка;

2. Предвидение  требований потребителя;

3. Выпуск продукции  более высокого качества;

4. Обеспечение  согласованных сроков поставок;

5. Установление  уровня цен с учетом условий  конкуренции;

6. Поддержание  репутации фирмы у потребителей;

Для достижения компанией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента.

Результатом процесса планирования является система  планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового  периода. По сути, план - это набор  инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации  должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие  элементы [6, c.43]:

1. Стратегический  план, по-другому называемый генеральным  планом фирмы (часто составляется  на 5 лет вперед) и общефирменные  планы, составленные в продолжение  стратегического плана.

2. Стратегические  планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.

3. Оперативные  планы организации [24, c.98]:

 Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые "хозяйственные планы", или "планы прибыли", рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

 Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и  проекты.

Стратегический  план включает в себя видение и  миссию, общие цели, определяющие место  организации в будущем, выбранные  стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации. Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами [13, c.54].

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как  оборонительные. Наступательные планы  предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход  на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом  фирмы.

Средние и  мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными  на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства  фирмы.

План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых  сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые  позиции.

План развития для отдельной деловой единицы  оформляется в виде бизнес-плана. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации  элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия  на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко  рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные  организационные единицы.

Характерной для экономической организации  является разработка программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни экономической  организации. Это могут программы  по совершенствованию технологии, программы  организации контроля качества, программы  учета движения запасов и другие.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности  и развития организации, они имеют  установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы. Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точных сроков выполнения и конкретных характеристик нового товара. В форме проекта обычно составляется бизнес-план.

Кроме указанных  видов плановых документов организация  должна составить вспомогательные  планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы  действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы  оценки планов [22, c.43].

 

1.2 Методы  внутрифирменного планирования  и их применение.

 

Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности организации [3, c.65].

Выбор метода зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: направление  планирования и средства обоснования  плановых решений.

Основные методы планирования - балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.

Балансовый  метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая  ресурсы по источникам поступления  равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Система балансов, используемых в планировании и прогнозировании, включает материальные, трудовые и  финансовые балансы. В каждую из указанных  групп входит ряд балансов.

Сущность  балансового метода (подхода) состоит  в выявлении и количественном выражении отношений межу сторонами  какой-либо деятельности, которые уравновешивают друг друга. [3, с.35].

Нормативный метод

Сущность  нормативного метода планирования заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и  в их источниках. Такими нормативами  являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

В финансовом планировании применяется целая  система норм и нормативов, которая  включает:

  1. Федеральные нормативы;
  2. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
  3. Местные нормативы;
  4. Отраслевые нормативы;
  5. Нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для  всей территории той или иной страны, для всех отраслей и хозяйствующих  субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации  отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное  социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы  действуют в отдельных регионах. Речь идёт о ставках республиканских  и местных налогов, тарифных взносов  и сборов и др.

Отраслевые  нормативы действуют в масштабах  отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм хозяйствующих  субъектов (малые предприятие, акционерные  общества и т.п.). Сюда входят нормы  предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный  фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые  непосредственно хозяйствующим  субъектом и используемые им для  регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчётно-аналитический  метод

Сущность  расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе анализа достигнутой  величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения  в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется  в тех случаях, когда отсутствуют  технико-экономические нормативы, а  взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и  связей. В основе этого метода лежит  экспертная оценка.

Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным  видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Экономико-математическое моделирование

Сущность  экономико-математического моделирования  в планировании финансовых показателей  заключается в том, что оно  позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих  структуру и закономерности изменения  данного экономического явления  с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может  строиться по функциональной или  корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y = f(x),                                 (1)

где Y – показатель;

х – факторы.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей  производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные  модели со множеством параметров оказываются  зачастую не пригодными для практического  использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой  для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели:

1) Изучение  динамики финансового показателя  за определенный отрезок времени  и выявление факторов, влияющих  на направление этой динамики  и степени зависимости.

2) Расчет модели  функциональной зависимости финансового  показателя от определяющих факторов.

3) Разработка  различных вариантов плана финансового  показателя.

4) Анализ и  экспертная оценка перспектив  различных финансовых показателей.

5) Выработка  планового решения, выбор оптимального  варианта.

Достоинства метода экономико-математического  моделирования состоит в более  обоснованное предвидение эффективности  намечаемых заданий; позволяет перейти  от средних величин к многовариантным  расчетам финансовых показателей. Недостатками считаются: достаточно трудоемки, и  требуют больших профессиональных знаний.

При планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами. Как правило, индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий.

Подводя итоги  по первой главе, следует отметить, что в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей  организации. Процесс планирования в организации делится на девять основных этапов. Пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии является выбop миccии и цeлeй opгaнизaции. Миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Она определяет основную цель фирмы. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

В практике планирования можно выделить три направления  планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

Прогрессивный метод планирования (способ планирования «снизу вверх»). При этом способе  планирование осуществляется от низших уровней иерархии (рабочих мест, участков, цехов) предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения  сами составляют детальные планы  своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхнем уровне, образуя план предприятия.

Ретроградный  метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия (портфеля заказов и госзаказа) путем детализации  его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

Круговой  метод (встречное планирование) представляет собой синтез двух предыдущих методов. Он предусматривает paзработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) приходится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей.

Информация о работе Сущность и основные понятия внутрифирменного планирования