Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:00, курсовая работа
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ 7
1.1 Сущность и классификация капитальных вложений 7
1.2 Структура и значение капитальных вложений 8
2 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ 11
2.1 Методы экономического обоснования капитальных вложений 11
2.1.1 Абсолютная и сравнительная эффективность капиталовложений 11
2.1.2 Два основных методических подхода, к определению выгодности вложения инвестиций в развитых странах с рыночной экономикой 13
2.1.3 Показатели эффективности инвестиционного проекта 17
2.2 Проектирование капитального строительства 23
2.3 Некоторые направления и пути повышения эффективности капитальных вложений и капитального строительства 25
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ 27
4 ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ 34
5 ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
5.1 Формы иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь 43
5.2 Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Стратегическое планирование капиталовложений позволяет каждому предприятию выбирать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социально-экономических результатов. Оно служит не только основой оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, но и является аналитическим инструментарием, с помощью которого можно найти правильные ответы на следующие вопросы:
•
Какой общий объем
• Какие конкретные инвестиционные проекты должна принять фирма в будущем времени?
• Из каких источников будет финансироваться инвестиционный портфель фирмы?
Выбор и обоснование плановых решений по всем этим вопросам тесно связаны между собой. Они не должны сводиться к нахождению простых ответов о том, какое направление капиталовложений следует финансировать из данного объема средств, поскольку сейчас и объем заимствования, и размер эмиссии акций являются переменными значениями, которые постоянно находятся под контролем высшего руководства фирмы. Поэтому все решения о выборе инвестиционного проекта и получении фондов в идеальном случае должны приниматься одновременно. В свою очередь, отбор проекта не может быть сделан предприятием без учета его стоимости, на величину которой оказывают большое влияние возможности получения необходимых инвестиций.
Анализ
эффективности инвестиций дает ответы
на все поставленные вопросы. В конечном
счете, он создает предприятию
В том и другом случае требуется правильное определение стоимости капитала. Она представляет собой стоимость используемых для финансирования проектов ресурсов. Величина капитала может быть определена на рынке или рассчитана как альтернативная стоимость. При оценке инвестиционного проекта стоимость капитала должна выполнять роль минимального норматива окупаемости затрат, который перекрывается приемлемыми результатами. Идеальным будет такой вариант проекта, когда стоимость капитала автоматически устанавливает величину общего инвестиционного бюджета фирмы, так как должны выбираться решения, обеспечивающие возможность получения доходов, равных или превосходящих стоимость капитала. Такая инвестиционная политика ведет к максимизации прибыли и благосостояния акционеров, поскольку в стратегические планы предприятия включаются только те проекты, которые увеличивают общую сумму его чистого дисконтированного дохода.
В процессе планирования капиталовложений на стратегические или долгосрочные проекты стоимость капитала и совокупные доходы будут неопределенными. В связи с этим при расчетах обычно предполагается, что общая стоимость фондов на рынке отражает не только существующую цену денежных средств с учетом доходов будущего периода, но также и степень риска, связанного с их использованием в любой конкретной фирме или на предприятии. Кроме того, необходимо учитывать предполагаемый период
осуществления инвестиционного проекта, привлечение собственных или заемных денежных средств, планируемые ставки рефинансирования и кредитования проектов и многие другие факторы неопределенности, как внутренней среды, так и внешнего окружения предприятия.
В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвестиций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из федеральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из перечисленных источников финансирования капиталовложений существует много общих правил и особенностей максимизации результатов и минимизации затрат.
В современной зарубежной экономической теории и хозяйственной практике нет разногласий относительно роли стоимости капитала, однако нет согласия относительно этого понятия, а, следовательно, и его измерения. В мире современных рынков и финансово-экономической стабильности такой проблемы не существует. Результаты эффективной финансовой деятельности многих зарубежных фирм и корпораций давно уже доказали, что в условиях определенности ставка процента играет роль стоимости капитала и представляет собой рыночную ставку обмена между сегодняшними и будущими деньгами. Поскольку риск в этом случае отсутствует, то здесь нет разницы между стоимостью долга и акции. Доходность любого инвестиционного проекта зависит от условий рынка капитала, определяющих ставку процента, которая регулирует спрос и предложение средств. Приемлемость проекта зависит главным образом от величины рыночной ставки процента. Иными словами, он может быть принят при одних ставках и не рекомендован при других. Следовательно, ставка процента, впрочем, как и любая другая рыночная цена, выполняет свою распределяющую роль. Она также выполняет эту функцию и в условиях неопределенности, когда одна ставка процента заменяется рядом других, каждая из которых связана с различной степенью неопределенности в планировании затрат и результатов.
Таким образом, действующая в условиях рынка учетная ставка процента или норма прибыли на капитал служит не только основой долгосрочного планирования требуемых инвестиций, но и распределения имеющихся денежных ресурсов. В первые годы перехода от плановой экономики к рыночной учетная ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации выросла в сотни раз, что лишило большинство предприятий возможности брать кредиты на долгосрочное развитие. Максимальная ставка Центрального банка Российской Федерации в размере 210% пришлась на период с 15 октября 1993г. по 29 апреля 1994г., и затем пошло ее медленное снижение. Коммерческие банки выдавали в этот период кредиты предприятиям под 300 и более процентов годовых. В первом полугодии 1998г. минимальная ставка составляла 30%, средняя — 50%, максимальная — 150%. По прогнозам, ставка непрерывно будет снижаться после 2000г. до 6%-10%, как в цивилизованных рыночных странах. В США, например, она составляет 5,75% годовых.
Снижение
учетной ставки будет способствовать
широкому использованию банковских кредитов
для подъема производства на отечественных
предприятиях. Кредитование
всех предприятий и организаций производится
на основе принципов
срочности, возвратности,
платности, целевого назначения,
залога имущества и
гарантии возврата,
в соответствии с условиями договора.
Кроме кредитов коммерческих банков, предприятия
имеют сейчас возможность использовать
для своего долгосрочного развития также
другие источники финансирования.
5 ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
При осуществлении инвестиций в Республику Беларусь, зарубежные, и даже национальные инвесторы сталкиваются как с экономическими, так и законодательными проблемами. Противоречивая экономическая ситуация в республике, слабая активность субъектов хозяйствования, отсутствие либо малая эффективность финансовых механизмов, неразвитость экономических рынков значительно снижают интерес к инвестициям и, как следствие, сдерживают темпы развития экономики страны.
Техническое
перевооружение отечественных производителей,
освоение ими новых технологических процессов
и выпуска новых видов продукции с необходимостью
требует импорта для собственного производства
основных средств, зарубежных "ноу-хау",
сырья, материалов, комплектующих. В условиях,
когда наиболее эффективными и совершенными
являются оборудование и технологии, приобретаемые
в странах дальнего зарубежья, расчет
с которыми практически возможен только
в СКВ, весьма обостряется проблема наличия
у белорусских производителей валютных
средств. Следует также отметить, что реализуемая
ныне программа импортозамещения предполагает
реализацию предприятиями своей продукции
главным образом на внутреннем рынке,
что еще более ограничивает возможность
получения валютной выручки. В этой ситуации
при отсутствии возможности приобретения
валюты на условиях, определяемых действующим
законодательством, весьма проблематичной
оказывается возможность приобретения
импортных технологий, как за счет собственных
средств производителей, так и за счет
банковских кредитов и банковского лизинга,
поскольку возврат валютных ресурсов
банков гарантирован только лишь на бумаге.
5.1
Формы иностранных инвестиций
на территории РБ
С 9 октября 2001г. вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001г., — базовый законодательный акт, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь.
Регламентируя деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, Кодекс (ст. 77) указывает на то, что они вправе осуществлять в Республике Беларусь инвестиционную деятельность в тех же формах, что и национальные инвесторы.
Иностранные инвесторы вправе будут создавать юридические лица Республики Беларусь, а также приобретать на территории Республики Беларусь различные виды имущества и имущественных прав, в частности доли в уставных фондах юридических лиц, различные объекты недвижимости (например, здания и сооружения). Однако земля в собственность иностранными инвесторами может приобретаться лишь по особому решению Президента РБ и под конкретный инвестиционный проект.
Кроме того, иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь возможны также в ценные бумаги, права на объекты интеллектуальной собственности: объекты права промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели); средства индивидуализации товаров (работ, услуг), прежде всего товарные знаки (знаки обслуживания); объекты авторского права.
Еще одной формой иностранных инвестиций является приобретение оборудования и других основных средств.
Вложения иностранных инвесторов в иные, чем указанные выше, вещи не рассматриваются Кодексом как иностранные инвестиции. В частности, речь идет об оборотных средствах, например сырье и материалах, готовой продукции и т.д. Соответственно, Кодекс не предоставляет инвесторам гарантий в отношении указанного имущества, то есть на него не распространяется порядок, компенсаций стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества, предусматривающий компенсацию реальной стоимости имущества, а также проценты за период с момента перехода права собственности на иностранные инвестиции к государству до даты фактической выплаты компенсации согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).
Наконец, последней формой инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь (которой не было в законодательстве Республики Беларусь около 70 лет) является концессия, которая представляет собой договор, заключаемый Республикой Беларусь с инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности только государства (например, недрами, водами, лесами, землей и т.д.).
Если сравнить нормы Кодекса, регламентирующие формы иностранных инвестиций, и аналогичные нормы, действовавшие до его принятия (в частности, Закона об иностранных инвестициях), то можно отметить их сходство. Тем не менее, между ними существуют и различия, базовое из которых заключается в том, что Кодекс предусмотрел закрытый перечень форм инвестиционной деятельности иностранных инвесторов (Закон же об иностранных инвестициях допускал возможность осуществления иностранных инвестиций и в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь).
Отсюда следует, что особых гарантий со стороны Кодекса лишаются, например, кредиты, предоставляемые иностранными лицами субъектам Республики Беларусь, либо, что, на наш взгляд, особенно важно, вклады иностранных инвесторов в общее имущество простого товарищества и т.д.
Однако это ухудшает положение, например, иностранных кредиторов, незначительно, так как остаются общегражданские способы защиты их прав. То же, по моему мнению, относится и к иностранным участникам простых товариществ. Если в общем имуществе товарищей будут объекты недвижимости, оборудование и другие основные средства, то, несмотря на то что они будут не в личной собственности иностранного инвестора, а в общей собственности иностранного инвестора и, например, белорусского субъекта (но с учетом, что иностранный инвестор будет являться сособственником указанного имущества в целом (а не его части), так как при общей долевой собственности у сособственника доля в праве собственности, а не в конкретном имуществе), подобное имущество должно рассматриваться в целом как иностранные инвестиции с соответствующей степенью защиты. В отношении же денежных средств в рамках простого товарищества указанная защита будет отсутствовать.
Что
же касается иных форм хозяйственной деятельности
иностранных инвесторов на территории
Республики Беларусь, не вошедших в перечень,
то применительно к ним, на мой взгляд,
также будет действовать достаточно общегражданских
способов защиты.
5.2
Приоритетные направления
иностранного инвестирования
в экономику Республики
Беларусь
Необходимым
условием развития экономики стран
переходного периода является высокая
инвестиционная активность. Она достигается
посредством привлечения
Информация о работе Структура капитальных вложений и направления ее совершенствования