Структура и состав кадров предприятия, Система управления персоналом, определение потребности в нем, наем и отбор персонала и его профес

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально – квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью. Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия.

Файлы: 1 файл

ЭП.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

      Данный  метод расчета общей потребности  предприятия в рабочей силе может  быть применим только для действующих  предприятий со стабильным, плавным  изменением производственной программы. Он неприменим для вновь создаваемых  предприятий и объектов, а также для предприятий с существенными колебаниями производственной программы и структуры работающих. Более точной и обоснованной, в том числе и для вновь создаваемых предприятий и объектов, является методика определения плановой численности работников предприятия прямым способом.

      Наиболее  распространенным являются следующие  основные методы определения потребности  в рабочих кадрах:

  • по трудоемкости работ,
  • по нормам выработки,
  • по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов, и контроля за технологическим процессом.

      При планировании численности рабочих  определяется явочный и среднесписочный состав. Явочное число рабочих в смену (Чяв) - это нормативная численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции:

      Чяв = Тр / (Тсм *Dn * S * Квн),

      где Тр - трудоемкость производственной программы, нормо-часов;

      Тсм - продолжительность рабочей смены или сменный фонд рабочего времени одного рабочего, часов;

      S - число рабочих смен в сутках;

      Dn - число суток работы предприятия в плановом периоде.

      Для расчета требуемого среднесписочного числа рабочих могут быть применены  два основных метода: расчет по коэффициенту среднесписочного состава и по планируемому проценту невыходов на работу:

      Чсп = Чяв * Ксп,

      где  Ксп-коэффициент среднесписочного состава. Этот коэффициент рассчитывается как:

      Ксп=Fn / f  ,

      Где Fn - номинальный фонд рабочего времени (количество календарных рабочих дней);

             f - действительный фонд времени  работы одного рабочего (планируемое  число рабочих дней).

      Численность служащих может быть определена исходя из анализа среднеотраслевых данных, а при их отсутствии - по разработанным предприятием нормативам. Нормативы численности в зависимости от их назначения могут разрабатываться не только по каждой отдельной функции управления, группам функций, предприятию в целом, но и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.), а также по должностям (конструкторы, технологи, экономисты и др.).

      Численность обслуживающего персонала может  быть определена по укрупненным нормам обслуживания. Например, численность уборщиков - по количеству квадратных метров площади помещений, гардеробщиков - по количеству обслуживаемых людей и др.

      Численность руководителей можно определить с учетом норм управляемости и ряда других факторов.

     Основная  цель планирования численности персонала  – обеспечение реализации планов организации с точки зрения человеческого  фактора - работников, их численности, квалификации, производительности, издержек на их найм.

      С помощью кадрового планирования можно определить:

  • Сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы;
  • Какие требования предъявляются к тем или иным категориям работников;
  • Каким образом привлечь нужный и сократить ненужный персонал;
  • Как использовать персонал в соответствии с их потенциалом;
  • Как обеспечить развитие этого потенциала, повысить квалификацию людей;

   На  основании сравнения плана численности  персонала с уже работающими в организации, определяются вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, то начинается процесс приема на работу. Он состоит из нескольких стадий – детализации требований к вакантному месту и к кандидату на его занятие свободной вакансии, подбора кандидатов и собственно приема на работу

     Определив требования к кандидату, управление персоналом может приступить к следующему этапу – подбору. Для этого может быть использован ряд методов, каждый из которых имеет свои недостатки и достоинства.

    1. Поиск внутри организации. Не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению авторитета руководства в глазах сотрудников.
    2. Подбор с помощью сотрудников. Управляющий персоналом может обратиться к персоналу организации с просьбой оказать помощь и заняться неформальным поиском кандидатов среди своих родственников и знакомых. Использование исключительно этого метода привлечения кандидатов может привести к развитию семейственности – явлению, не способствующему прогрессу организации ни в одном обществе.
    3. Самопроявившиеся кандидаты. Практически любая организация получает письма, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поиском работы. Не имея потребности в их труде в настоящий момент, организация не должна просто отказываться от таких предложений.
    4. Объявления в СМИ.
    5. Выезд в институты и другие учебные заведения. Выступления высших руководителей , представляющих организацию, показ видеофильмов, демонстрация продукции. Этот метод является очень результативным для привлечения молодых специалистов.
    6. Государственные агентства занятости.
    7. Частные агентства по подбору персонала. Каждое агентство имеет свою базу данных, а также осуществляет специальный поиск кандидатов в соответствии с требованиями клиента.
    8. Интернет.

     Анализ  представленных выше методов подбора  кандидатов позволяет сделать вывод, что не существует одного оптимального метода. Управление персоналом организации должно владеть всем набором приемов для привлечения кандидатов и использовать их в зависимости от конкретной задачи.

     Подбор  кандидатов является основой следующего этапа – отбора будущих сотрудников организации. Этап отбора предполагает:

    • Собеседование;
    • Сбор и обработка информации о них;
    • Оценка качеств и составление достоверных «портретов»;
    • Сопоставление фактических качеств претендентов и требований должности;
    • Сравнение кандидатов;
    • Назначение и утверждение кандидатов на должность, заключение трудового договора.

     На  предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов. Первичное выявление происходит путем анализа документов  на предмет их соответствия требованиям организации к будущим сотрудникам. Для облегчения анализа всем претендентам целесообразно предлагать стандартный бланк заявления, включающий следующие сведения: фамилия, возраст, образование, опыт работы. В результате делается вывод о целесообразности личной встречи с претендентом (приглашение на собеседование).

     Довольно  надежным способом проверки претендентов является тестирование, которое предназначается как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых.

     Завершающим этапом процесса отбора является собеседование  с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них.

     Основными правилами окончательного отбора претендентов являются:

    • Выбор наиболее подходящих для организации работников;
    • Обеспечение повышения ожидаемого эффекта над затратами;
    • Улучшение морально-психического климата;
    • Удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.

         При согласии сторон происходит  заключение трудового договора  и назначение на должность.

         Одной из основных функций  системы управления персоналом  является профессиональная подготовка  работников организации. Существует  несколько видов обучения:

  • Без отрыва от производства в специализированных учреждениях;
  • С отрывом от производства в специализированных учреждениях;
  • Через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;
  • Самообразование без аттестации;
  • На рабочем месте.

          Определение потребности в обучении может проводиться на различных уровнях – организации, подразделения, рабочих мест. Они зависят от результатов освоения новой работы, перевода на новую работу, продвижение по службе, аттестация и т.д. Заключительный этап состоит в оценке результатов обучения, которая включает итоги обучения, определение степени подготовки, экономическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат.

Методы  и приемы обучения:

  1. рабочие инструкции
  2. имитация
  3. ролевые игры
  4. фильмы и телепередачи
  5. лекции
  6. дискуссии
  7. ротация
  8. дистанционное обучение

             Переподготовка персонала – обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся.

           Сущность повышения квалификации  состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.

Формы повышения квалификации:

  1. Производственно-технические курсы
  2. Школы по изучению передовых методов труда
  3. Курсы по обучению вторым и смежным профессиям и специальностям
  4. Курсы целевого назначения

         Присвоение рабочим разрядов, повышение  в должности специалистов осуществляется  с учетом их подготовки, которая  становится необходимой частью  подготовки и повышения квалификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.На  машиностроительном  заводе в цеху  установлено 84 станка. Годовой объем выпуска продукции составляет 250 тыс. изделий при производственной мощности цеха – 300 тыс. изделий. Режим работы цеха двухсменный при продолжительности смены 8 часов.

     В первую смену работают все станки, а во вторую 60% станочного парка. Количество рабочих дней в году – 260, время  фактической работы одного станка за год составляет  3900 ч.

      Определить коэффициент сменности работы станков, а также коэффициенты экстенсивной, интенсивной и интегральной загрузки. 

     РЕШЕНИЕ:

  1. Определяем коэффициент сменности работы станков Ксм:

Ксм = ∑Мсм / n;

Где: ∑Мсм - сумма фактически отработанных станко-смен в сутки;

         n – общее количество установленных станков.

Ксм = 84+(84*0,6)/84 = 1,6.

2. Определим  максимально возможное время  работы станков Тmax, ч.:

Тmax = tсм*с*Др,

Где: Др – количество рабочих дней в году;

        с – число смен работы станков;

         tсм – продолжительность смены, час.

    Тmax = 8*2*260 = 4160 час.

3. Определяем  коэффициент экстенсивной загрузки  оборудования, Кэкс:

     Кэкс = Тф / Тmax;

Где: Тф время фактической работы станков, час.

Информация о работе Структура и состав кадров предприятия, Система управления персоналом, определение потребности в нем, наем и отбор персонала и его профес