Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ теории общественного выбора.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора;
- рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
- рассмотреть такие явления, как экономика бюрократии и «провалы» государства (правительства).
Введение
1. Теория общественного выбора в экономике.
1.1. Сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора
1.2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
1.3. Общественный выбор в условиях представительной демократии
2. Теории, основанные на концепции общественного выбора
2.1. Теория политического делового цикла
2.2.Теория эндогенного определения экономической политики
2.3. Экономическая теория политических институтов
3. Теория общественного выбора. Угроза Левиафана
Заключение
Библиография
Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.
Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии. Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ. По их мнению, демократичным является преобразование общественных товаров и услуг в экономические блага, производимые рынком.
Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию, ее содержанием - развитие "мягкой инфраструктуры", а конечной целью - создание конституционной экономики.13 Введенное У. Нисканеном понятие "мягкая инфраструктура" означает увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности, честность и ответственность при выполнении контрактов, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.) и ограничение сфер деятельности государства.
Деятельность правительства
между выборами подчинена определенным
закономерностям. С известной долей
условности она может быть описана
как политико-экономический (политический
деловой) цикл. После выборов осуществляется
ряд мер, направленных на изменение
целей или масштабов
Заключение
Заслугой теории общественного выбора является постановка вопроса о провалах государства (правительства). Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к провалам государства относят:
1. Ограниченность необходимой
для принятия решений
Подобно тому, как на рынке
возможно существование асимметричной
информации, так и правительственные
решения могут приниматься
2. Несовершенство политического
процесса. Напомним лишь основные
моменты: рациональное
3. Ограниченность контроля
над бюрократией.
4. Неспособность государства
полностью предусмотреть и
Деятельность государства,
направленная на исправление провалов
рынка, сама оказывается далекой
от совершенства. К фиаско рынка
добавляется фиаско правительства.
Поэтому необходимо строго следить
за последствиями его деятельности
и корректировать ее в зависимости
от социально-экономической и
Исправить существующее положение, по мнению сторонников теории общественного выбора, возможно с помощью конституционной революции. В ее понимании существует несколько подходов. Ф. фон Хайек настаивает на ограничении парламентского суверенитета.
Модель конституции, предложенная Фридрихом фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов.
Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа:
"один - для занятия исключительно конституцией (он будет собираться с большими интервалами, лишь, когда потребуются изменения в конституции);
другой - для постоянного
совершенствования кодекса
третий - для текущего правления, то есть для распоряжения общественными ресурсами"
1. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).
2. ГригорьевС.И. Трансформация оценок населением России роли государства в регулировании доходов богатых // Социологические исследования. 1997. № 7. С. 30-43.
3. Джеймс Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.
5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1994.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995. – 400 с.
7. Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997
8. Нуреев Р.М. Курс
9. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
10. Отмахов П.А. Вирджинская школа в американской политической экономии//Проблемы американистики. Вып. 8: Консерватизм в США: прошлое и настоящее. М.: Издательство МГУ, 1990. С. 325-340.
11. Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. М.: ИМЭМО, 1995.
12. Политическая рента в рыночной и преходной экономике. М.: ИМЭМО, 1995.
13. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100.
Макарычев А. Принципы и параметры общественного выбора. - Полис, 1995, М 4, с. 184-186.
Нуреев Р. М. Теория общественного выбора, гл. 1. Вопросы экономики, 2002, №8, с. 122 – 149.
Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? - Вопросы экономики, 1997, №7, с. 35-51.
Эггертпсон Т. Экономическое поведение и институты. М., Дело, 2001, гл. 1, с. 17-46.
http://rudocs.exdat.com/docs/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://ecsocman.hse.ru/text/
Информация о работе Становление и развитие теории общественного выбора