Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:06, автореферат
До ХIХ века в Османской империи не было банков в современном понимании этого слова. Однако, были ростовщики, банкиры, кредиторы, религиозные фонды и т.п, которые выполняли все банковские кредитные трансакции в империи.
В I847 году правительство позволило банкирам Галаты создать Банк Дерсаадет (известный как Стамбульский банк), который впервые начал осуществлять международные платежи Османской империи.
До ХIХ века в Османской империи не было банков в современном понимании этого слова. Однако, были ростовщики, банкиры, кредиторы, религиозные фонды и т.п, которые выполняли все банковские кредитные трансакции в империи.
В
I847 году правительство позволило
банкирам Галаты создать Банк Дерсаадет
(известный как Стамбульский банк),
который впервые начал
В 1856 году был создан Османский банк совместно с французским и британским капиталом, а в 1863 году он частично принял на себя функции Центрального банка, став государственным Имперским Османским банком.
Капитал Банка состоял из 135 000 акций, из которых 80 000 принадлежали английской группе, а 50 000- французской группе; оставшиеся 5000 были выделены поданным Османской империи.
Имперский Османский банк со штаб-квартирой в Лондоне обладал монополией на выпуск банкнот. Имея филиалы в Стамбуле, Измире, Бейруте и Салониках, он, безусловно, играл важную роль не только как центральный банк, но и как коммерческий институт.
Банк давал кредиты государству на значительные суммы. Более того, предоставляя кредиты, он поддерживал коммерческие и промышленные предприятия. Одной из важных функций Банка было посредничество при переводе денег в страну и из нее.
Банк
имел неоспоримый успех в
Во второй половине ХIХ века в Стамбуле появились мелкие банки. Кроме того, были банки региональные, такие как Банк Салоник. Евреи, французы и бельгийцы основали его в 1888 году с капиталом 2 млн. французских франков, и он сыграл важную роль в качестве примера акционерной компании. У него было 14 филиалов и отделений по всей стране.
В начале ХХ века в банковском бизнесе появился целый ряд небольших банков. Иностранные банки также открывали свои филиалы и отделения в течение всего этого периода.
Посткризисная
модернизация банковской
системы Турции
(З. Ф. Мамедов, профессор, доктор экономических наук [Россия, Азербайджан], доктор финансово-банковских наук [Турецкая Республика]).
В
феврале 2001 г. в Турции разразился финансовый
кризис, одной из основных причин которого
считается слабость банковской системы.
Принятая в этой связи 15 мая 2001 г. программа
реформирования банковского сектора
Турции предусматривала решение
двух основных задач – ликвидацию
последствий кризиса и
В 2001 г. были внесены существенные
поправки в закон о
Благодаря грамотным стабилизационным мерам в 2002 г. инфляция была снижена до 31%, в 2003 г. – до 16%, а в 2007 г. достигла рекордного снижения – до 8%. Укреплению финансовой стабильности страны способствовало увеличение золотовалютных (международных) резервов Турции.
Для того чтобы отдать должное успеху процесса укрепления доверия к турецкой лире, в январе 2005 г. парламентом страны был принят Закон о деноминации национальной валюты.
В
настоящее время Турция по масштабам
экономики является 17-й страной
в мире. Ее кредитно-финансовый сектор
имеет характерную для
В
Турции в последнее время наблюдается
тенденция роста банковских активов
и в то же время относительное
снижение роли банков как финансовых
посредников при
Таблица 1
Институциональная
структура кредитно-
Источник:
Bankacilik Düzenleme ve Denetleme Kurumu (BDDK). Finansal piyasalar
raporu.
Приведенные в табл. 1 данные об отношении активов к ВВП свидетельствуют о том, что банки занимают лидирующие позиции. В связи с этим можно констатировать, что турецкая кредитно-финансовая институциональная среда отвечает модели «экономика задолженности», основными принципами которой являются большие объемы активов банковского сектора.
Влияние кризиса на реформирование банковского сектора Турции
Финансово-экономический
кризис, разразившийся в Турции в
2001 г., стал одним из самых глубоких
потрясений, с которым столкнулась
страна со времен Второй мировой войны.
Разрушительные последствия кризиса
испытали все звенья турецкой экономики
и в особенности кредитно-
Для оздоровления ситуации в банковской системе требовалось проведение срочных и безотлагательных реструктуризационных мер1. Правительством и ведущими финансистами страны при содействии их международных коллег была разработана широкомасштабная программа реструктуризации банковской отрасли Турции2 (Banking Sector Restructuring Program – BSRP), которая включала четыре ключевых пакета реформ:
Реструктуризация государственных банков. Деятельность турецкого правительства с целью стабилизации положения в государственных банках предусматривала, в первую очередь, проведение в соответствии с нормами современного банковского бизнеса и условиями международной конкуренции изменений в таких областях, как организационная структура и технологическое обеспечение банков.
Наряду с этим Министерство финансов Турции предприняло серьезные шаги в сфере реструктуризации операционной деятельности государственных банков страны. Количество отделений турецких госбанков и численность персонала были значительно сокращены. Решение вопросов относительно компенсации государственным банкам потерь, связанных с субсидируемым кредитованием, включало два основных момента: предотвращение новых убытков и организация надлежащего управления портфелем просроченных кредитов. Общий объем финансовых ресурсов, переведенных в турецкие государственные банки для решения данной проблемы и предоставления дополнительного капитала, составил 17,4 млрд. дол. Кроме того, с этой же целью краткосрочная задолженность госбанков была ликвидирована, а их процентные ставки по депозитам приведены в соответствие с рыночным уровнем.
Структурная перестройка банков-банкротов, находившихся под контролем Фонда страхования депозитов. К началу реализации программы реструктуризации банковского сектора Турции под контролем SDIF находилось 20 банков, из которых 12 были объединены, пять – проданы национальным и зарубежным инвесторам, лицензия одного банка просто аннулирована.
В
интересах ускорения
Укрепление частных банков. Мероприятия по укреплению частных банков, чьи позиции были серьезно ослаблены из-за кризиса, стали неотъемлемым элементом программы реструктуризации банковской отрасли Турции. Первые шаги в этом направлении были сфокусированы на укреплении структуры капитала частных системообразующих банков, для чего Министерство финансов и Центральный банк Турции разработали специальную программу Bank Capital Strengthening Program, предусматривавшую проведение трехэтапного аудита во всех частных банках, в ходе которого во внимание принимались такие аспекты, как уровень капитала, корректировка объемов резервных фондов для покрытия невозвращенных кредитов, положительные изменения в управлении рыночным риском и др. В результате этого были определены три банка, которые нуждались в увеличении объемов собственных средств (капитала). Их потребности в дополнительных средствах были обеспечены за счет средств акционеров и/или предоставления субординированного займа со стороны SDIF.
Благодаря предпринятым реструктуризационным мерам совокупный капитал частного банковского сектора Турции к 2003 г. вырос до 11,9 млрд. дол., что дало возможность увеличить прибыльность частных кредитных организаций, доведя их средний коэффициент достаточности капитала до 15,8% (при международной минимальной норме 8%)3.
Реорганизация и усиление органов банковского надзора и регулятивных институтов. Одновременно с финансовой и операционной реструктуризацией банковского сектора Турции активно регулировалась юридическая и правовая деятельность кредитно-финансовых институтов страны. Эти мероприятия, проведенные в соответствии с требованиями международных финансовых организаций, обеспечили усовершенствование системы банковского надзора и регулирования, рост конкурентоспособности национального банковского сектора и укрепление доверия клиентов к банкам.
В этих целях были разработаны новые регулятивные нормативы для предотвращения выдачи рискованных ссуд, ограничения долевого участия банков в небанковских финансовых институтах, подготовки и обнародования балансовых показателей банков в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Кроме того, была существенно обновлена действующая нормативная база в таких сферах, как достаточность капитала, «форексные» операции, система внутреннего контроля и управления рисками, программы обеспечения (гарантии) вкладов, стандарты прозрачности в отношении финансовой отчетности, банковские резервы для покрытия сомнительных займов и прочее.4
Одним из основных направлений реформирования банковской системы Турции стало также усиление финансовой и операционной независимости Совета по банковскому регулированию и надзору.
Таким образом, положительное влияние антикризисных мер заключается в том, что было осуществлено реформирование турецких банков, их оздоровление, повышение их конкурентоспособности на мировых финансовых рынках.
Структура собственности банковского сектора Турции
Отличительной чертой банковской системы Турции является преобладание универсальных банков, которые осуществляют весь спектр кредитно-финансовых услуг. Если принять за основу классификации форму собственности, то банковский сектор можно поделить на: банки с государственным капиталом, банки с иностранным капиталом и частные коммерческие банки. Кредитные организации подразделяются и в зависимости от сферы их деятельности – на коммерческие, инвестиционные и банки развития.
Сегодня в результате активных приватизационных и консолидационных процессов частные коммерческие банки занимают лидирующие позиции в Турции как по числу, так и по сумме своих активов. На конец 1996 г. в Турции функционировало 69 банков. В 1999 г. их количество увеличилось до 81, однако к началу 2008 г. после серии ликвидаций слабых банковских структур и активных процессов консолидации количество банков уменьшилось.
Информация о работе Современная банковская система Турецкой Республики