Социально-экономическое содержание предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:45, реферат

Краткое описание

Конец 20-го века привел к кардинальному переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, базирующая на оценке количественных показателей увеличения масштабов производства, отходит на второй план. Она была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности на природную среду. В настоящее время большинство стран приходят к выводу о том, что проблемы роста надо рассматривать в более широком контексте: с позиций рассмотрения экономической деятельности как составной части общественного развития. В связи с этим все более важное значение приобретают проблемы экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи обеспечения безопасности без гипертрофированного наращивания военного потенциала, вопросы сокращения неравенства в распределении доходов, сохранение нравственных ценностей, развитие творческого характера труда и другие составляющие характеристики эффективности и качества экономического роста.

Файлы: 1 файл

шпора по гос и бизнес.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

1)РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Конец 20-го века привел к кардинальному переосмыслению путей общественного развития. Концепция  экономического роста, базирующая на оценке количественных показателей увеличения масштабов производства, отходит на второй план. Она была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности на природную среду. В настоящее время большинство стран приходят к выводу о том, что проблемы роста надо рассматривать в более широком контексте: с позиций рассмотрения экономической деятельности как составной части общественного развития. В связи с этим все более важное значение приобретают проблемы экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи обеспечения безопасности без гипертрофированного наращивания военного потенциала, вопросы сокращения неравенства в распределении доходов, сохранение нравственных ценностей, развитие творческого характера труда и другие составляющие характеристики эффективности и качества экономического роста.

В практическом плане это означает переориентацию государственной экономической  политики с задач стимулирования высоких темпов роста объемов  производства на создание благоприятных  условий для эффективного и социально ориентированногр развития экономики.

Проблемы  экономического роста  в России пример

Для России проблемы эффективности и качества экономического роста имеют особую значимость. Длительное время результаты экономического развития в стране оценивались по темпам количественного увеличения валового общественного продукта, включающего в свой состав промежуточный продукт и не учитывающего итоги деятельности отраслей нематериального производства.

Высокая неэффективность  экономики, порожденная огосударствлением собственности на факторы производства, высоким уровнем монополизма, мягкостью бюджетных ограничений, привела к специфическому феномену - невосприимчивости предприятий к НТП. Эта невосприимчивость усиливалась замкнутым характером экономики, неразвитостью рыночных отношений, подавлением предпринимательской инициативы. К числу важнейших, глобальных проблем роста экономики РФ относятся:

- повышение восприимчивости  предприятий к достижениям НТП; 

- сокращение  срока их распространения в  различных отраслях экономики.

Эти проблемы решаются в процессе перехода от преимущественно  экстенсивного к преимущественно  интенсивному типу экономического роста. Интенсификация производства позволяет  преодолеть ограничения, накладываемые  на экономический рост со стороны  факторов предложения, и получать большой объем продукции при тех же объемах вовлекаемых в хозяйственный оборот производственных ресурсов. В силу невоспроизводимости природных ресурсов особую актуальность приобретает внедрение ресурсосберегающих технологий. В то же время задачи повышения качества экономического роста усиливают общественную значимость внедрения технологий, облегчающих условия труда и способствующих развитию его творческого характера. Органической составной частью проблем,

связанных с  повышением эффективности и качества экономического роста, является увеличение инвестиций в человеческий капитал. Человеческий капитал представляет собой меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Эта категория включает в себя не только врожденные способности, но также образование и приобретенную квалификацию. Инвестиции в человеческий капитал со временем окупаются, давая отдачу как индивидууму, так и обществу в целом. Индивидуум получает отдачу в виде более высокой заработной платы или способности выполнять работу, приносящую удовлетворение, а общество - в виде дополнительного объема продуктов и услуг более высокого качества.

В условиях рыночной экономики рост объемов производства, как уже отмечалось, сталкивается с ограничениями не только со стороны  производственных ресурсов, но и со стороны спроса и распределения. В командно- административной экономике, для которой был присущ тотальный дефицит, ограничений со стороны спроса предприятия не испытывали. После либерализации цен и внешней торговли произошли существенные изменения не только в объеме, но и в структуре совокупного спроса. В частности, значительная его часть переключилась на более качественную импортную продукцию. В этих условиях многие предприятия впервые столкнулись с проблемой сбыта, неплатежеспособности и банкротства.

Роль  государства в  развитии гражданского общества

Существуют две  проблемы, которые следует рассмотреть  при анализе взаимоотношений  между гражданским обществом  и государством. Первая из них связана с политической экономией, вторая - с демократией. В контексте политической экономии различные страны могут более активно прибегать к государственной интервенции в экономику и при этом квалифицироваться как государства с сильной приверженностью к принципам права, идеалам демократии и рыночной экономики. В какой мере различия между Россией и Соединенными Штатами являются всего лишь отражением различной, но в обоих случаях абсолютно оправданной политической экономии? Вторая проблема касается пределов и ограничений государственного участия, которые должны соблюдаться - вне зависимости от типа политической экономии для обеспечения демократии.

Политическая  экономия связана с той ролью, которую играет государство (и той  ролью, которую от него ожидают) в  каждом конкретном обществе для обеспечения  всеобщего благосостояния.

Рыночно-ориентированная  политическая экономия предусматривает  предпочтение социальной справедливости перед более высоким уровнем  свободы (для участия в рыночных операциях), а государственно-ориентированная  модель политической экономии в ущерб свободе обеспечивает интересы социальной справедливости в обществе.

Важным элементом  государственного (особенно на местном  уровне) содействия развитию гражданскому обществу является предоставление общественным организациям помещений, где их члены могли бы свободно собираться.

2) Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

Гражданское общество можно определить также как совокупность общественных отношений вне рамок  властно-государственных структур, но не вне рамок государства как  такового.

      Вовлечение  деятельности гражданского общества является одной из важнейших предпосылок успешности административной реформы, реформирования судебной системы и правоохранительных органов (через реализацию эффективного гражданского контроля), проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья).  При этом  приоритетными направлениями развития организаций гражданского общества являются:

    а) модернизация законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, включая:

    наделение некоммерческих организаций правом получать пожертвования вне зависимости  от их организационно-правовой формы;

    определение понятия и статуса ресурсного капитала некоммерческой организации, доходы от которого служат источником финансирования уставной деятельности, условий его создания и использования;

    сокращение  административных барьеров в сфере  деятельности некоммерческих организаций;

    развитие  механизмов образовательной и информационно-консультационной поддержки деятельности некоммерческих организаций;

    б) обеспечение равных условий доступа  негосударственных и государственных  некоммерческих организаций на рынки  социальных услуг, в том числе  путем:

    обеспечения равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм;

    установления  стандартов качества социального обслуживания, расширения круга организационно-правовых форм некоммерческих организаций, действующих  в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

    создания  прозрачной и конкурентной системы  государственной поддержки независимых  самоорганизующихся общественных объединений;

    формирования  нормативной и методической базы для развития некоммерческих организаций, включая расширение практики выделения грантов и конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на предоставление социальных услуг;

    в) обеспечение прозрачности деятельности некоммерческих организаций, органов  государственной власти и органов местного самоуправления, включая содействие развитию независимых попечительских советов, в предотвращении конфликта интересов;

    г) развитие механизмов независимой общественной экспертизы и государственно-общественных консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений, в том числе путем:

    проведения  консультаций органов государственной  власти и органов местного самоуправления с заинтересованной общественностью  на ранней стадии подготовки и принятия решений;

    проведения  публичных слушаний по бюджетным и другим общественно значимым вопросам;

    создания  и поддержки общественных советов  при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, имея в виду обеспечение транспарентного  механизма формирования таких советов, включающего переговоры с сетевыми гражданскими организациями и коалициями гражданских организаций;

    продвижения общественных интересов;

    обеспечения прав человека при усилении мер безопасности, общественного контроля за местами  предварительного заключения и пенитенциарными учреждениями;

    д) развитие механизмов общественного  мониторинга, включая:

    содействие  проведению общественного мониторинга  реализации и результатов реформ;

    развитие  механизмов общественного контроля в интернатах, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка;

    е) создание механизмов, способствующих усилению социальной ответственности  бизнеса, в том числе распространению  отчетности компаний о решении социальных вопросов;

    ж) развитие системы гражданского образования, направленного на обеспечение граждан знаниями и навыками, необходимыми для активного участия в демократическом, гражданском обществе, предполагающее:

    поэтапное введение профильных образовательных  курсов в высших и средних учебных  заведениях;

    реализацию  программ в сфере практического и внешкольного образования, направленного на все группы населения; 
 
 
 

Информация о работе Социально-экономическое содержание предпринимательства