Системы управления качеством продукции. Стандартизация и сертификация. Правовое регулирование качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Системы управления качеством продукции……………………...4
Стандартизация и сертификация………………………………….9
Правовое регулирование качества продукции…………………...12
Задачи……………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по экономике организации.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Объектами сертификации могут быть продукция  производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и производителям, а также иные объекты. Объекты обязательной сертификации устанавливаются законодательными актами.

     За  нарушения правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность в соответствии со статьей 41 Закона РФ «О защите прав потребителей» независимо от того, позволял ли уровень их научных и технических знаний выявить свойства продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья и имущества граждан.

     Публикация  официальной информации о действующих  в РФ системах обязательной и добровольной сертификации и знаках соответствия, а также направление ее в международные (региональные) организации по сертификации являются обязанностью Госстандарта.

     Сертификат  соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствий – документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.

     Госстандарт России и другие  государственные  органы управления в пределах своей  компетенции на основе общих правил и рекомендаций создают системы  сертификации однородной продукции  и в соответствии с этим выполняют выполняют следующие основные функции:

     - устанавливают правила проведения  сертификации в этих системах;

     - осуществляют выбор схем сертификации;

     - определяют центральные органы  системы сертификации;

     - устанавливают правила аккредитации  и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

     - устанавливают правила признания  зарубежных сертификатов, знаков  соответствия и результатов испытаний;

     - выдают сертификат и знак соответствия  и др.

     Международная практика сертификации   направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее передвижения на рынках.

     В 1990 г. для реализации правил  сертификации был создан специальный орган  – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей  свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытание, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.

     В настоящее время в Европе действует  более 700 органов по сертификации. Системы  сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕС и ЕАСТ  (Европейская ассоциация свободной торговли) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и практически во всех зарубежных странах.

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.  
 
 
 

3. Правовое регулирование качества продукции

     Правовая  категория качества означает степень  соответствия свойств продукции, работ  и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом — обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.

Правовое  регулирование качества не означает непосредственного воздействия  на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право  регулирует общественные отношения  между людьми и через их поведение  воздействует на объекты материального  мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.

Отношения по поводу определения требований к  качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

В условиях рыночной экономики главным регулятором  общественных отношений является сам  рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Характер  правового регулирования  качества. Правовое регулирование качества в современньк условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК).

Проиллюстрируем это на примере специальных норм ГК. Так, в соответствии с п.1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого  же рода правила содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь  также за основу принимаются условия  договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Если  ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и  услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст.469, 721 ГК).

Принцип свободы договора при определении  требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве: Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О стандартизации”;

Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обеспечении  единства измерений”;

Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О сертификации продукции  и услуг”;

Федеральным законом РФ от 9 января 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон  РФ "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 “Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг” и множеством постановлений и приказов Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России). 
 
 
 
 

4. Задачи

Задача № 22

Объем выпуска продукции 600 тыс. т., цена 1т.-20 руб. Производственная мощность цеха-1100 тыс. т., Стоимость оборудования механического цеха- 10000 тыс. руб. С 1 апреля введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 44,4 тыс. руб., с 1 мая выбыло оборудование стоимостью 18,5 тыс. руб.

      Определить  коэффициент интенсивного использования оборудования и величину фондоотдачи оборудования. 
 

Решение:

  1. Определим среднегодовую стоимость основных фондов :

    где стоимость основных фондов на начало года, руб.

    стоимость основных фондов, введенных  в течение года, руб.

     число месяцев работы введенных  основных фондов до конца текущего  года;

     число месяцев бездействия  выведенных из оборота основных  фондов до конца текущего года.

     тыс. руб.

  1. Определим стоимость выпущенной продукции , руб.

где Ц- цена единицы продукции, руб/тонна;

- объем товарной продукции,  тыс. тонн.

  1. Определим фондоотдачу

  1. Определим коэффициент интенсивности использования  оборудования.

где М- производственная мощность.

 

Задача  № 36

Автотранспортное предприятие приобрело объект основных средств стоимостью 260000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Коэффициент ускорения для данного объекта основных средств установлен равным 2.

      Определить  годовые суммы амортизационных  отчислений по годам эксплуатации (способ уменьшаемого остатка).

Решение:

При способе  уменьшаемого остатка годовую сумму  амортизационных отчислений определяют исходя из остаточной стоимости объекта  основных фондов на начало отчетного  года, нормы амортизации, исчисленной  исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ.

      Остаточная  стоимость объекта основных фондов представляет собой его непогашенную стоимость,  то есть стоимость, еще  не включенную в себестоимость произведенной продукции. Ее определяют путем вычитания суммы начисленной амортизации за весь период его эксплуатации из первоначальной стоимости объекта.

  1. Определяем норму амортизации, исходя из срока полезного использования объекта основных фондов

, где К- срок полезного использования  объекта, лет;

Норма амортизации с учетом принятого  коэффициента ускорения составляет:

      

Информация о работе Системы управления качеством продукции. Стандартизация и сертификация. Правовое регулирование качества продукции