Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Оглавление

Введение 3
Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность 6
Формирование прибыли 17
Экономический факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности 24
2. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 30

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 74.19 Кб (Скачать)

- показатели, связанные с повышением  технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических  характеристик изделий);   

- показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации,  обслуживания и управления производством,  сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака,  улучшение организации труда);

Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции являются:

- установление динамики важнейших  показателей себестоимости;

- определение затрат на рубль  товарной продукции;

- выявление резервов снижения  себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления  отклонений, определения состава  элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в  общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых  лет, выявление факторов, которые  вызвали изменения в элементах  и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции  является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей прибыли.  В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых  цен.

Свободные цены в условиях их либерализации  устанавливаются самими предприятиями  в зависимости от конкурентоспособности  данной продукции, спроса, и предложения  аналогичной продукции другими  производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством).  Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру  себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии  системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее  групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Таким образом, рентабельность продукции  напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости  продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих  условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста  выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например:                

KП.К.=P/(F+E)=(P/BP)*(BP/(F+E))                         

где:   KП.К — рентабельность производственных активов;                        

P — чистая прибыль;                       

F — стоимость основных производственных фондов;                       

E — средняя сумма оборотных средств;                       

B— выручка от реализации.

Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью фондов KП.К , производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/BP), и фондоотдачей (BP/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов (19, с. 52-55).

Необходимо рассмотреть еще  одну факторную модель рентабельности:      

 

 

               P/PK=(P/ BP)*( B/TK)*(TK/PK)      

 

 

                        где:   PK — собственный капитал;                                  

TK — совокупный капитал.

Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/BP), скорости оборота совокупного капитала         (B/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.  Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.  Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать следующую  оговорку.  При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств.  К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности.  В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.

2. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики

 

         Признание того факта, что в настоящее  время у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.         

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий.  Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.          

Чистый доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенных  для формирования фондов социального  назначения и используемых для осуществления  производственного и социального  развития, материального поощрения  работников.         

Механизм распределения прибыли  на предприятиях должен строится таким  способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному  использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.         

Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.          

Во-вторых, реализация продукции —  это тот момент, когда произведенный  продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.         

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия  — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции. соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.          

Возможность получения “незаработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения  условий поставки продукции, повышения  цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий  к достижениям НТП, осуществлению  мероприятий по ресурсосбережению.  Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции.          

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения  прибыли.  Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.  Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.         

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован  в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и  “Начисления”.         

В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.         

Руководство же стремится как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.  На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль является составным элементом рыночных отношений.  Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.         

Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее  различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений  деятельности предприятия.

 

Список использованной литературы

1.  Анализ прибыльности продукции. -М.: Дело, 2004. - 215 с.

2.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и                       статистика, 2006. - 284 с.

3.  Барулин С.В. Самофинансирование  предприятий в условиях рыночной экономики // Финансы. - 2005. - №3 - С. 13-15.

4.  Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45.

5.  Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. - 1998. - № 5 - С. 16-20.

6.  Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. - 2005. - №10 - С. 10-15.

7.  Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 1999. - №7 - С. 77-83.

8.  Крупнов Ю.С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. - 2003. -   № 4 - С. 5-7.

9.  Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12-14.

10.Медведев О.В. Анализ доходности  предприятия // Бухгалтерский учет. - 2004. - №5 -     С. 16-20.

11.Сводка социально-экономических  показателей по ОАО "Тоцкий  хлебокомбинат" за 1 год 2006 года.

12.Постановление Правительства  Республики Мордовия от 15 февраля  1996 года №55 “Об уровнях рентабельности  на социально значимые товары  народного потребления”.

13.Постановление Правительства  РФ от 01.07.95 N 661 (ред. от 22.11.96)" Положение  о  составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых с себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”.

14.Рыночная экономика : Словарь. /Под ред. Г.Я. Кипермана -М. : Республика, 1993. -524 с.

15.Сайфулин Н.Е. Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия  //                                                                    Консультант директора. - 1999. -№7 - С. 29-35.                                                                           

16.Федотов М.А.  Анализ прибыли предприятия // Финансы. - 1998. -№12 - С. 10-13.

17.Финансы. / Под редакцией Ковалевой  А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.

Информация о работе Резервы и пути роста прибыли и повышения уровня рентабельности производства