Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:36, реферат
Сегодня основным источником экономического роста республики является эксплуатация сырье¬вого потенциала страны. Если в Северном Казахстане развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика, в Восточном Казахстане преобладают цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство, то Западный Казахстан — это крупнейший нефтегазодобывающий регион.
Особое место в экономике страны играет топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Начальные и остаточные запасы нефти промышленных категорий составляют более 2,0 млрд. т, при этом более 70 нефтяных месторождений находятся в разработке. Около 90 % запасов нефти выявлено в подсолевых отложениях — на 12 месторождениях, на трех из которых («Тенгиз», «Карачаганак», «Жанажол») запасы превышают 100 млн. т. По объемам добычи нефти и газа в Республике Казахстан лидируют Атырауская и Мангистауская области.
В настоящее время нефтяные компании Казахстана на большинстве месторождений способны извлекать от одной четверти до одной трети нефти, в зависимости от применяемой технологии. Имеющиеся геолого-геофизические данные уже сегодня позволяют провести нефтегеологическое районирование и оценить потенциал нефтегазоносности казахстанского сектора Каспийского моря.
В России действует Федеральный оптовый рынок электроэнергии (далее — ФОРЭМ), субъектами которого являются 22 крупных потребителя, более 70 региональных вертикальноинтегрированных компаний, 33 федеральных электростанции, ГК «Росэнергоатом», ЗАО «Интер РАО», осуществляющие функции экспорта и импорта электроэнергии, другие организации и, естественно, весь комплекс энергоснабжения, входящий ранее в ОАО РАО ЕЭС России.
На создаваемом оптовом рынке действует система с единым оптовым покупательным агентством в лице администратора торговой системы. В пробном режиме двусторонних аукционных торгов система функционирует с начала 2004 г. Объем продаж в соответствии с принятыми решениями по первому этапу преобразований составляет до 15 % от общего объема потребления электроэнергии.
Тарифы на услуги по передаче электроэнергии регулируются государствами посредством установления государственным регулирующим органом тарифов для энергопередающих компаний.
Осуществляя внешнеэкономические связи с Казахстаном в торговле электроэнергией, Россия исходит из основных положений Энергетической стратегии на период до 2020 г. В этом документе дана оценка роли и возможностей энергетики России, параметров ожидаемого социальноэкономического развития страны, а также конъюнктуры мирового энергетического рынка.
Важной особенностью отношений в сфере электроэнергетики Казахстана является закрытость рынка для поставщиков электроэнергии со стороны стран Центральной Азии. В целях поддержания отечественных производителей в южном регионе Казахстана Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан выдаются разрешения и устанавливаются квоты по поставкам электроэнергии от производителей стран Центральной Азии. По поставкам электроэнергии из России ограничений не существует.
В настоящее время ЕЭС Казахстана
Договором на параллельную работу ЕЭС Казахстана и ЕЭС России предусмотрена величина отклонения сальдо перетока, которая определена в +/- 50 мВт. На ЦДУ ЕЭС России возложены функции регулирования частоты. АО «KEGOC» заключены договоры на регулирование графика потребления электроэнергии с 30 субъектами Казахстана, в которых цена одного кВт регулируемой мощности определена в 1,25 долл. США (без НДС). Практически покрытие пиковой мощности и небалансов осуществляется за счет электростанций Российской Федерации.
На ОДЦ «Энергия» возложены функции регулирования сальдо перетока на границе Казахстана при параллельной работе и регулирования частоты при отключении транзита Север-Юг. Потребители Южного региона республики имеют договоры на поставку регулируемой мощности от энергоисточников ОЭС ЦА. Цена одного кВт регулируемой мощности составляет 1,25 долл. США (без НДС). Характеристика объемов экспорта-импорта электроэнергии Республикой Казахстан приведена в таблице.
Таблица
Характеристика объемов экспорта-импорта электроэнергии Республикой Казахстан (с учетом потерь от передачи по сетям АО «KEGOC»)
|
Коммерческий учет
электроэнергии (и мощности), перемещаемой
через таможенную границу РеспубликиКазахстан,
в соответствии с требованиями Таможенного
Программно-технический комплекс ИСТУЭ осуществляет непрерывный сбор информации со счетчиков электроэнергии, установленных на таможенных границах Республики Казахстан, и ее передачу на следующие уровни информационного обеспечения Комитета таможенного контроля.
К Информационной системе таможенного учета и контроля предъявляются высокие технические требования, суть которых сводится к тому, что система должна быть унифицирована, стандартизирована и иметь статус типовых средств измерения. Система должна быть устойчивой к внешним воздействиям, обеспечивать синхронность и достоверность измерений, иметь возможность расширения с подключением новых элементов. Программное обеспечение системы предусматривает возможность создания любых выходных форм документов (ведомостей, балансов, графиков и др.).
Одним из важных элементов
развивающегося межгосударственного
рынка электроэнергии является транзит
электроэнергии государств, не имеющих
общих границ. Через территорию Российской
В Центрально-Азиатском регионе осуществляется транзит кыргызской электроэнергии по маршрутам «Кыргызстан — Кыргызстан», «Кыргызстан — Россия». Транзит таджикской электроэнергии по маршруту«Таджикистан — Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Россия», а также транзит российской электроэнергии по различным маршрутам «Россия — Россия» через территорию Казахстана. Практика показывает, что объем межгосударственных транзитов электроэнергии резко увеличивается с развитием конкурентного рынка электроэнергии.
В то же время в таком сложном деле, как внешняя торговля энергоресурсами постоянно возникают и требуют решения вопросы, связанные с определением стоимости импортируемых и экспортируемых товаров, их количества, качества и др.
К началу нового столетия сложился достаточно эффективный механизм таможенного контроля перемещения энергоресурсов. В целях реализации стратегии государства в вопросах таможенного регулирования внешней торговли энергоресурсами было создано Управление организации таможенного контроля за энергоресурсами Таможенного комитета Республики Казахстан.
Следующим шагом в плане укрепления механизма таможенного контроля было создание Централизованной энергетической таможни (приказ Таможенного комитета от 30.10.1998 г. № 206). Сотрудники таможни приняли активное участие в оказании помощи таможенным управлениям в организации энергетических таможенных постов и выделении служб в регионах по оформлению и контролю перемещения энергоресурсов.
Важным направлением деятельности Централизованной энергетической таможни (далее — ЦЭТ) стала подготовка проектов технологических схем осуществления фактического контроля за объемами нефти и природного газа, перемещаемыми трубопроводным транспортом через таможенную границу Казахстана и России. Основным направлением в работе ЦЭТ в связи с этим стало изучение состояния таможенного контроля таможенными органами страны, в зоне деятельности которых расположены пункты пропуска и учета энергоносителей, перемещаемых трубопроводным транспортом.
Самой важной проблемой
нефтяной промышленности двух государств
стало создание достаточных мощностей
для реализации проекта Каспийского
Принятый в 2010 г. Таможенный кодекс Таможенного союза во многом упрощает решение перечисленных проблем и позволяет активизировать работу по сближению позиций России и Казахстана в части взаимной торговли энергоресурсами и создания общего электроэнергетического рынка.
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан следует оценивать с позиции реализации Стратегии вхождения республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Основные направления стратегии определены февральским Посланием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 2007 г. и его последующими выступлениями.
В своем Послании Президент выделил несколько приоритетов социально-экономического развития в рамках Стратегии повышения конкурентоспособности страны. Наиболее важными из них являются:
1) успешная интеграция Казахстана в мировую экономику — основа качественного прорыва в экономическом развитии республики;
2) дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого роста;
3) современная социальная политика, защищающая наиболее «уязвимые слои населения», поддерживающая развитие экономики;
4) развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана [10-12].
Казахстанская экономика на протяжении последних лет развивается достаточно высокими темпами. Общепризнано, что высокие темпы экономического роста за последние годы достигнуты за счет благоприятной внешней конъюнктуры, высоких цен на нефть, черные и цветные металлы, которые составляют основу казахстанского экспорта. Если исключить ценовой фактор, то среднегодовые темпы экономического роста составляют не более 2-3 %, причем значительная часть прироста продукции получена в добывающей промышленности посредством увеличения объемов добычи нефти.
Исследование развития
экономического потенциала в
Список литературы
1 Текущий архив ТК МФ РК. — Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 17. — Л. 29, 30.
2 Битва за Каспий и нефтяной бум // Назарбаев Н. Казахстанский путь. — Караганда: Арко, 2006. — С. 129.
3 Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735. — Алматы, 2002.
4 Намазбаева И.А. Влияние факторов глобализации на национальную экономику // Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования. — Алматы: ИЭ МОН РК, 2005. — С. 356, 357.
5 Справочник «Месторождение нефти и газа Казахстана». — Алматы, 1999.
6 Текущий архив КТК РК. — Ф. 4. — Оп. 1. — Д. 3. — Л. 15-17.
7 Алшанов Р.А. Казахстан на мировом минерально-сырьевом рынке: проблемы и их решение. — Алматы, 2004. — С. 16, 17.
8 Подсчитано по данным Агентства РК по статистике // Текущий архив КТК РК. — Д. 17. — Оп. 3. — Д. 161. — С. 4-7.
9 Для справки: в 2002 г. Казахстан экспортировал 85 % от всей добытой нефти (47 млн. т нефти и газового конденсата — 204,0 млн. т), из них около 80 % — магистральными нефтепроводами, 12 % — железнодорожным транспортом, 7 % — водным транспортом.
10 Международный форум «Таможенная политика и развитие Прикаспийского региона: опыт, перспективы». 25-26 сентября 2003 г.Актау, 2003. С. 3.
11 Параллель. — 2008. — 13 июня.
12 Казахстанская правда. — 2007. — 17 июля.