Развитие топливно-энергетического комплекса в условиях индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:36, реферат

Краткое описание

Сегодня основным источником экономического роста республики является эксплуатация сырье¬вого потенциала страны. Если в Северном Казахстане развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика, в Восточном Казахстане преобладают цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство, то Западный Казахстан — это крупнейший нефтегазодобывающий регион.
Особое место в экономике страны играет топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Начальные и остаточные запасы нефти промышленных категорий составляют более 2,0 млрд. т, при этом более 70 нефтяных месторождений находятся в разработке. Около 90 % запасов нефти выявлено в подсолевых отложениях — на 12 месторождениях, на трех из которых («Тенгиз», «Карачаганак», «Жанажол») запасы превышают 100 млн. т. По объемам добычи нефти и газа в Республике Казахстан лидируют Атырауская и Мангистауская области.
В настоящее время нефтяные компании Казахстана на большинстве месторождений способны извлекать от одной четверти до одной трети нефти, в зависимости от применяемой технологии. Имеющиеся геолого-геофизические данные уже сегодня позволяют провести нефтегеологическое районирование и оценить потенциал нефтегазоносности казахстанского сектора Каспийского моря.

Файлы: 1 файл

Реферат ТЭК.docx

— 40.61 Кб (Скачать)

В России действует Федеральный оптовый рынок электроэнергии (далее — ФОРЭМ), субъектами которого являются 22 крупных потребителя, более 70 региональных вертикальноинтегрированных компаний, 33 федеральных электростанции, ГК «Росэнергоатом», ЗАО «Интер РАО», осуществляющие функции экспорта и импорта электроэнергии, другие организации и, естественно, весь комплекс энергоснабжения, входящий ранее в ОАО РАО ЕЭС России.

На создаваемом оптовом рынке действует система с единым оптовым покупательным агентством в лице администратора торговой системы. В пробном режиме двусторонних аукционных торгов система функционирует с начала 2004 г. Объем продаж в соответствии с принятыми решениями по первому этапу преобразований составляет до 15 % от общего объема потребления электроэнергии.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии регулируются государствами посредством установления государственным регулирующим органом тарифов для энергопередающих компаний.

Осуществляя внешнеэкономические связи с Казахстаном в торговле электроэнергией, Россия исходит из основных положений Энергетической стратегии на период до 2020 г. В этом документе дана оценка роли и возможностей энергетики России, параметров ожидаемого социальноэкономического развития страны, а также конъюнктуры мирового энергетического рынка.

Важной особенностью отношений в сфере электроэнергетики Казахстана является закрытость рынка для поставщиков электроэнергии со стороны стран Центральной Азии. В целях поддержания отечественных производителей в южном регионе Казахстана Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан выдаются разрешения и устанавливаются квоты по поставкам электроэнергии от производителей стран Центральной Азии. По поставкам электроэнергии из России ограничений не существует.

В настоящее время ЕЭС Казахстана подключена и функционирует в едином режиме с энергосистемами России и стран Центральной Азии. Для обеспечения синхронного технологического процесса системным оператором Казахстана АО «KEGOC» заключены соответствующие договоры.

Договором на параллельную работу ЕЭС Казахстана и ЕЭС России предусмотрена величина отклонения сальдо перетока, которая определена в +/- 50 мВт. На ЦДУ ЕЭС России возложены функции регулирования частоты. АО «KEGOC» заключены договоры на регулирование графика потребления электроэнергии с 30 субъектами Казахстана, в которых цена одного кВт регулируемой мощности определена в 1,25 долл. США (без НДС). Практически покрытие пиковой мощности и небалансов осуществляется за счет электростанций Российской Федерации.

На ОДЦ «Энергия» возложены функции регулирования сальдо перетока на границе Казахстана при параллельной работе и регулирования частоты при отключении транзита Север-Юг. Потребители Южного региона республики имеют договоры на поставку регулируемой мощности от энергоисточников ОЭС ЦА. Цена одного кВт регулируемой мощности составляет 1,25 долл. США (без НДС). Характеристика объемов экспорта-импорта электроэнергии Республикой Казахстан приведена в таблице.

Таблица

Характеристика объемов экспорта-импорта электроэнергии Республикой Казахстан (с учетом потерь от передачи по сетям АО «KEGOC»)

Наименование

Объем за 2007 г. (млн. кВтч)

Объем за 2008 г. (млн. кВтч)

Объем за 2009 г. (млн. кВтч)

Импорт электроэнергии

3383,1

2780,1

1771,7

В т.ч. Россия

2167,7

2205,1

584,6

Центральная Азия

1215,4

575

1187,1

Экспорт электроэнергии

3308,4

2234,7

2245,7

В т.ч. Россия

3308,4

2213,6

2157,3

Центральная Азия

0

21,1

88,4

Сальдо-переток всего

74,7

545,4

-474,0

В т.ч. Россия

-1140,7

-8,5

-1572,7

Центральная Азия

1215,4

553,9

1098,7



 

 Коммерческий учет электроэнергии (и мощности), перемещаемой через таможенную границу РеспубликиКазахстан, в соответствии с требованиями Таможенного кодекса и оптового рынка электроэнергии обеспечивает Информационная система таможенного учета и контроля за электроэнергией (далее —ИСТУЭ).

Программно-технический комплекс ИСТУЭ осуществляет непрерывный сбор информации со счетчиков электроэнергии, установленных на таможенных границах Республики Казахстан, и ее передачу на следующие уровни информационного обеспечения Комитета таможенного контроля.

К Информационной системе таможенного учета и контроля предъявляются высокие технические требования, суть которых сводится к тому, что система должна быть унифицирована, стандартизирована и иметь статус типовых средств измерения. Система должна быть устойчивой к внешним воздействиям, обеспечивать синхронность и достоверность измерений, иметь возможность расширения с подключением новых элементов. Программное обеспечение системы предусматривает возможность создания любых выходных форм документов (ведомостей, балансов, графиков и др.).

Одним из важных элементов развивающегося межгосударственного рынка электроэнергии является транзит электроэнергии государств, не имеющих общих границ. Через территорию Российской Федерации идет значительный транзит энергоресурсов. В Европейской ее части по электрическим сетям РеспубликиБеларусь проходит литовская электролиния по маршруту «Литва — Россия», а также российская электролиния по маршруту «Россия — Россия».

В Центрально-Азиатском регионе осуществляется транзит кыргызской электроэнергии по маршрутам «Кыргызстан — Кыргызстан», «Кыргызстан — Россия». Транзит таджикской электроэнергии по маршруту«Таджикистан — Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Россия», а также транзит российской электроэнергии по различным маршрутам «Россия — Россия» через территорию Казахстана. Практика показывает, что объем межгосударственных транзитов электроэнергии резко увеличивается с развитием конкурентного рынка электроэнергии.

В то же время в таком сложном деле, как внешняя торговля энергоресурсами постоянно возникают и требуют решения вопросы, связанные с определением стоимости импортируемых и экспортируемых товаров, их количества, качества и др.

К началу нового столетия сложился достаточно эффективный механизм таможенного контроля перемещения энергоресурсов. В целях реализации стратегии государства в вопросах таможенного регулирования внешней торговли энергоресурсами было создано Управление организации таможенного контроля за энергоресурсами Таможенного комитета Республики Казахстан.

Следующим шагом в плане укрепления механизма таможенного контроля было создание Централизованной энергетической таможни (приказ Таможенного комитета от 30.10.1998 г. № 206). Сотрудники таможни приняли активное участие в оказании помощи таможенным управлениям в организации энергетических таможенных постов и выделении служб в регионах по оформлению и контролю перемещения энергоресурсов.

Важным направлением деятельности Централизованной энергетической таможни (далее — ЦЭТ) стала подготовка проектов технологических схем осуществления фактического контроля за объемами нефти и природного газа, перемещаемыми трубопроводным транспортом через таможенную границу Казахстана и России. Основным направлением в работе ЦЭТ в связи с этим стало изучение состояния таможенного контроля таможенными органами страны, в зоне деятельности которых расположены пункты пропуска и учета энергоносителей, перемещаемых трубопроводным транспортом.

Самой важной проблемой нефтяной промышленности двух государств стало создание достаточных мощностей для реализации проекта Каспийского трубопроводного консорциума (далее — КТК). Расширению экспортных возможностей России и Казахстана способствует также проект интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», целью которого является создание экспортного направления нефтепродуктов на побережье Адриатического моря. Ключевой задачей является формирование согласованных принципов тарифной, налоговой и таможенной политики в области энергетики.

Принятый в 2010 г. Таможенный кодекс Таможенного союза во многом упрощает решение перечисленных проблем и позволяет активизировать работу по сближению позиций России и Казахстана в части взаимной торговли энергоресурсами и создания общего электроэнергетического рынка.

Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан следует оценивать с позиции реализации Стратегии вхождения республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Основные направления стратегии определены февральским Посланием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 2007 г. и его последующими выступлениями.

В своем Послании Президент выделил несколько приоритетов социально-экономического развития в рамках Стратегии повышения конкурентоспособности страны. Наиболее важными из них являются:

1)   успешная интеграция Казахстана в мировую экономику — основа качественного прорыва в экономическом развитии республики;

2)  дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого роста;

3)   современная социальная политика, защищающая наиболее «уязвимые слои населения», поддерживающая развитие экономики;

4)  развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана [10-12].

Казахстанская экономика на протяжении последних лет развивается достаточно высокими темпами. Общепризнано, что высокие темпы экономического роста за последние годы достигнуты за счет благоприятной внешней конъюнктуры, высоких цен на нефть, черные и цветные металлы, которые составляют основу казахстанского экспорта. Если исключить ценовой фактор, то среднегодовые темпы экономического роста составляют не более 2-3 %, причем значительная часть прироста продукции получена в добывающей промышленности посредством увеличения объемов добычи нефти.

Исследование развития экономического потенциала в нефтегазодобывающих регионах Казахстанапозволяет с полной уверенностью констатировать, что суммарный объем запасов сырья на сравнительно новых месторождениях, прогнозы в отношении находящихся в стадии геологопоискового исследования, а также существующие предпосылки увеличения запасов являются достаточным основанием для того, чтобы республика стала привлекательной для вложения в нефтегазовую отрасль капиталов государств дальнего и ближнего зарубежья и, безусловно, Российской Федерации. 

 

Список литературы

1      Текущий архив ТК МФ РК. — Ф. 5. — Оп. 3. — Д. 17. — Л. 29, 30.

2       Битва за Каспий и нефтяной бум // Назарбаев Н. Казахстанский путь. — Караганда: Арко, 2006. — С. 129.

3      Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735. — Алматы, 2002.

4      Намазбаева И.А. Влияние факторов глобализации на национальную экономику // Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования. — Алматы: ИЭ МОН РК, 2005. — С. 356, 357.

5       Справочник «Месторождение нефти и газа Казахстана». — Алматы, 1999.

6       Текущий архив КТК РК. — Ф. 4. — Оп. 1. — Д. 3. — Л. 15-17.

7     Алшанов Р.А. Казахстан на мировом минерально-сырьевом рынке: проблемы и их решение. — Алматы, 2004. — С. 16, 17.

8      Подсчитано по данным Агентства РК по статистике // Текущий архив КТК РК. — Д. 17. — Оп. 3. — Д. 161. — С. 4-7.

9      Для справки: в 2002 г. Казахстан экспортировал 85 % от всей добытой нефти (47 млн. т нефти и газового конденсата — 204,0 млн. т), из них около 80 % — магистральными нефтепроводами, 12 % — железнодорожным транспортом, 7 % — водным транспортом.

10   Международный форум «Таможенная политика и развитие Прикаспийского региона: опыт, перспективы». 25-26 сентября 2003 г.Актау, 2003.  С. 3.

11   Параллель. — 2008. — 13 июня.

12   Казахстанская правда. — 2007. — 17 июля.

 


Информация о работе Развитие топливно-энергетического комплекса в условиях индустриально-инновационного развития Республики Казахстан