Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем молодёжной и вторичной занятости на рынке труда России.
Введение …………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Рынок труда и его функции………………………………………………………….. 4
Глава II. Молодежная занятость: проблемы и перспективы……………………………… 7
Глава III. Вторичная занятость молодежи…………………………………………………... 11
Заключение………………………………………………………………………………………. 13
Список литературы……………………………………………………………………………... 14
Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. «Деньги - любым путем» - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.
Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.
Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствует о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.
В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность.
На современном рынке труда молодежь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства. К ним относятся:
- отсутствие требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта;
- проблема дискриминации женщин при приеме на работу;
- проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда;
- проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;
- проблема недостатка рабочих мест определенной специальности.
В
настоящее время молодежь стремится получить
престижную и высокооплачиваемую профессию.
Например, такую как экономист, юрист,
журналист и прочие. И после окончания
учебного заведения сталкивается с трудностями
трудоустройства. Ведь с каждым годом
специалистов в данных областях становится
все больше и больше. Поэтому каждому последующему
выпускнику экономического или юридического
учебного заведения труднее устроится,
чем предыдущему, так как спрос на данные
трудовые ресурсы уменьшается, а предложение
растет. Чего нельзя сказать о таких профессиях
как медики или учителя: в данном случае
спрос превышает предложение и выпускникам
медицинских или педагогических учебных
заведений устроиться на работу легче.
Но данные профессии низкооплачиваемые,
поэтому желающих получить их мало. Для
того чтобы решить эту проблему необходимо,
прежде всего, обратить внимание на нее
государству. Принять меры для вовлечения
молодежи во все сферы трудовой занятости.
Глава III. Вторичная занятость молодежи
Вторичный рынок труда – рынок, который характеризуется низкой квалификацией работников, временной или нестабильной занятостью, невысокой зарплатой, тяжелыми условиями труда.
В сферу вторичной занятости вовлечены миллионы работающих людей. Это заставляет рассмотреть этот социально-экономический феномен с позиции более полного и всестороннего его изучения. В этом смысле занятость можно рассматривать как социальную проблему, так как включение в нее широких слоев населения существенном образом влияет на разнообразные социальные процессы.
Стоит отметить, что по данным некоторых исследований на активность молодежи на рынке вторичной занятости влияют объективные макроэкономические условия и внутреннее ощущение необходимости заработка, являющееся отражением стремления к определенному уровню жизни.
Можно говорить о некотором диссонансе между характеристиками желаемой и действительной работы. Молодежь в большей степени заинтересована в реализации на дополнительной работе собственного творческого потенциала, чем это на данный момент может предложить рынок дополнительного труда. Существует потребность трудящейся молодежи в рабочих местах, позволяющих приобретать (реализовывать) профессиональные или коммуникативные навыки.
Сегодняшний рынок вторичной занятости молодежи не влияет на формирование трудовых ресурсов, отвечающих требованиям рынка. Мало того, опыт подработок не способствует формированию в группе подростков высоких карьерных притязаний. Вероятно, при формировании молодежной политики не стоит включать во вторичную занятость подростков, а сосредоточить внимание на трудоустройстве более старших возрастных групп и, как уже говорилось, по возможности увеличить число вакансий, способствующих формированию профессиональных и коммуникативных навыков молодежи.
Центры вторичной занятости обычно предоставляют возможность для человека найти работу в свободное от его основной деятельности время. При этом оплата производится либо на почасовой основе, либо на договорной. Среди самых распространенных вакансий в качестве вторичной занятости фигурируют:
- курьер,
- мерчендайзер,
- грузчик,
- работник торгового зала,
- кассир,
- распространитель листовок или объявлений,
- промоутер.
Например: Молодой человек из семьи со средним достатком обучается в высшем учебном заведении на очном отделении. Обучение платное, поэтому чтобы помочь родителям, часть суммы он решил зарабатывать самостоятельно. Он устроился на работу распространителем листовок и объявлений. Работа эта низкооплачиваемая, но требует немало времени для ее выполнения. Молодому человеку приходилось меньше времени уделять учебе, чтобы в срок выполнить работу, что конечно же сказалось на его успеваемости.
Данный
пример показывает, что стремление молодежи
к получению образования наталкивается
на финансовые проблемы. Для их решения
молодежь готова получить любую, даже
самую тяжелую, малооплачиваемую работу.
Но это не всегда приводит к положительному
результату.
Заключение
Проблема занятости молодежи весьма актуальна, ее реализация требует комплексного подхода на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Она должна быть учтена при принятии соответствующих законодательных актов.
В условиях структурной перестройки экономики большую роль играет изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного населения и прежде всего - молодежи, как наименее защищенной категории рабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняется отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа работы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают под сокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразу же после окончания учебного заведения.
В
данной работе мы попытались рассмотреть
такой составной элемент рыночной
экономики, как молодежный рынок
труда. Очевидно, что из-за
чрезмерной обширности данной темы невозможно
подробно рассмотреть в одной работе
все стороны этой проблемы. Однако,
исходя из всего вышесказанного,
можно сделать вывод: актуальность
проблемы занятости молодежи будет сохраняться
и в связи с существующей проблемой сокращения
инвестиций для создания новых рабочих
мест.
Список
литературы
2. Мазин
А.Л. Экономика труда: Учебное пособие.
– Н.Новгород: НИМБ, 2006. – 119с.
3. Рынок
труда и доходы населения / Под ред. Н. А.
Волгина. Учебное пособие – М.: Информационно-издательский
дом «Филинъ», 2007. – 356с.
4. Экономика
труда: (социально-трудовые отношения):
Учебник/ Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова.
– М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 736с.
5. Эвоновский
В., Белоусова Р. «Молодежь на рынке вторичной
занятости» // Вестник общественного мнения.
2006, апрель С. 62-72
Информация о работе Проблемы молодёжной занятости на российском рынке труда