Прибыль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выступает в качестве источника развития и стимулирования эффективного труда. Прибыль является одной из основных категорий товарного производства. Это прежде всего производственная категория, выражающая отношения, которые складываются в процессе общественного производства. Прибыль - это часть стоимости продукта, реализуемого предприятием, которая остается после возмещения издержек производства.

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

6. По рассматриваемому периоду  формирования выделяют прибыль  предшествующего периода (т.е.  периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и  прибыль планового периода (планируемую  прибыль). Такое деление используется  в целях анализа и планирования  для выявления соответствующих  трендов ее динамики, построения  соответствующего базиса расчетов  и т.п.

7. По регулярности формирования  выделяют прибыль, которая формируется  предприятием регулярно, и так  называемую "чрезвычайную" прибыль.  Термин "чрезвычайная" прибыль,  широко используемый в странах  с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для  данного предприятия источник  ее формирования или очень  редкий характер ее формирования. Примером чрезвычайной прибыли  может служить прибыль, полученная  от продажи одного из филиалов  предприятия, 

8. По характеру использования  в составе прибыли, остающейся  после уплаты налогов и других  обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и  потребляемую ее части. 

Капитализированная прибыль характеризует  ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы  предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей  практике термин нераспределенная прибыль  имеет более узкое значение).

9. По значению итогового результата  хозяйствования различают положительную  прибыль (или собственно прибыль)  и отрицательную прибыль (убыток). В нашей практике эта терминология  получила пока ограниченное распространение,  хотя и встречается в экономических  публикациях последних лет по  вопросам бухгалтерского учета. 

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных  признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.

Со структурой отдельных видов  прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие "качество прибыли". В наиболее обобщенном виде оно характеризует  структуру источников формирования прибыли по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли  данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Понятие  «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить  сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий.   Прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и потенциал успешной работы в будущем.            Резкое увеличение прибыли скорее свидетельствует о приближающемся крушении фирмы, чем об улучшении ее деятельности, т.к. большинство программ направленных на увеличение прибыли являются «выжиманием последних соков» из имеющихся средств.

 

1.3 Источники получения прибыли

 

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться, если не  к

получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему  прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои  позиции  на  рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное  развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге  это  предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов  по  лучшему  их использованию.

      В условиях  рыночных отношений, как свидетельствует   мировая  практика, имеются три основных источника получения прибыли:

Первый источник образуется за счет монопольного положения  предприятия

по  выпуску  той  или  иной  продукции  или   (и)   уникальности   продукта.

Поддержание этого источника  на  относительно  высоком  уровне  предполагает постоянное   обновление   продукта.   Здесь    следует    учитывать    такие противодействующие  силы,  как  антимонопольная   политика   государства   и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

Второй  источник   связан   непосредственно   с   производственной   и предпринимательской   деятельностью.   Практически    он    касается    всех

предприятий. Эффективность  его использования зависти  от  знания  конъюнктуры рынка  и  умение  адаптировать  развитие  производства  под  эту   постоянно меняющуюся конъектура. Здесь  все  сводится  к  проведению  соответствующего маркетинга.  Величина  прибыли  в  данном  случае  зависит,  во-первых,   от правильности выбора производственной направленности предприятия  по  выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом).  Во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий  продажи  своих  товаров  и оказания   услуг   (цена,   сроки   поставок,   обслуживание    покупателей; послепродажное  обслуживание);  в-третьих,  от  объемов  производства   (чем больше объем  производства,  тем  больше  масса  прибыли);  в-четвертых,  отструктуры снижения издержек производства.

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.

Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой  продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации  и  увеличение массы прибыли.

 

 

1.4 Факторы увеличения прибыли

 

Рентабельность - это доходность, прибыльность, показатель экономической  эффективности деятельности предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной  деятельности. Рентабельность представляет собой отношение прибыли к  производственным фондам или к себестоимости  продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.              К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности на предприятиях, относятся:     - рост объема производства продукции, снижение ее себестоимости, сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств, рост массы прибыли, лучшее использование фондов;  - система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;     - установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Для достижения высокого  уровня рентабельности необходимо  планомерно и систематически  внедрять передовые достижения  науки и техники, эффективно  использовать трудовые ресурсы  и производственные фонды.            Повышение рентабельности возможно за счет:      - реконструкции предприятий;        - усовершенствования финансового менеджмента;     - снижение себестоимости;         - увеличения объемов производства и реализации продукции;   - улучшения качества продукции и повышения цен на нее.

Для повышения эффективности  работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и  реализации, снижения себестоимости  продукции (работ, услуг), увеличение прибыли  и повышения рентабельности.       Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности влияют факторы, которые классифицируют по различным признакам (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Схема факторов, влияющих на величину прибыли и рентабельности

К внешним факторам относятся  природные условия, государственное  регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, не могут оказать значительное влияние  на величину прибыли и рентабельности.            Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объем средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени.      Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через качественные изменения: производительности оборудования и его качества. Использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускоряемости оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствования организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.             К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы, т.к. доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60% до 90%.              На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

- увеличение выпуска продукции;

- улучшение качества продукции,

- продажа излишнего оборудования  и другого имущества или сдача  его в аренду,

- снижение себестоимости  продукции за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и  площадей, рабочей силы и рабочего  времени,

- диверсификация производства,

- расширение рынка продаж  и др.

Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции  и использование факторов производства.

 

 


Информация о работе Прибыль в условиях рыночной экономики