Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:41, курсовая работа
Основная особенность этих форм заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. Государство или муниципальные образования передают этим предприятиям имущество на праве хозяйственного ведения, т.е. с ограничениями в праве распоряжения (передачи, отчуждения) имуществом. Поэтому при определении статуса этих предприятий, их полномочий при заключении сделок необходимо учитывать правила (нормы) ст. 294 - 300 ГК РФ, а также положения ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
1.ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..........................5
2.НОВЕЛЛА О ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ НЕ ТОЛЬКО В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, НО И В СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ…………………………………...7
3.СЛУЧАЙ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………….8
4.ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И УСТАВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………….………….10
5.ОГРАНИЧЕНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА………………………………………..………………………...13
6.ПРАВА СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………16
7.ПРИНЦИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САМИХ ПРЕДПРИЯТИЙ…19
8.ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………….……………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…...35
Источниками увеличения
уставного фонда является прежде
всего переоценка основных фондов унитарного
предприятия, чистая прибыль предприятия,
а также любое имущество, которое
собственник может
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются: доходы, полученные от реализации продукции, работ и услуг, а также от других видов деятельности; амортизационные отчисления; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и иных кредиторов; иное имущество, переданное предприятию в собственность целевым назначением собственником или уполномоченным им органом; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования физических и юридических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством.
Важно отметить, что возникновение
права собственности у
Согласно ст. 295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Что касается движимого имущества, то денежные средства и остальное движимое имущество могут использоваться предприятием в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также для оплаты акций создаваемого общества либо для приобретения акций действующего акционерного общества по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, регулирующими деятельность данного предприятия. Можно отметить, что даже подзаконным актом федерального правительства возможно ограничение права унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным имуществом, в том числе движимым.
Пленум ВАС РФ в п. 7 Постановления от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отметил, что сделки по отчуждению недвижимого имущества, совершенные унитарными предприятиями вопреки ограничениям, установленным ст. ст. 295 и 296 ГК РФ, являются недействительными как ничтожные. Частным случаем распоряжения имуществом является, например, его внесение в качестве вклада по договору простого товарищества. Поэтому недвижимое имущество может быть внесено унитарным предприятием в качестве такого вклада только с согласия собственника.
Формирование и распределение прибыли, взаимоотношения с бюджетом унитарного предприятия, т.е. финансово-правовые отношения с их участием, имеют свои особенности.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства РФ. Его имущество находится в государственной собственности, в связи с чем собственник устанавливает казенному предприятию нормативы распределения прибыли в фонд производства на производственные цели для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также в фонд социального развития. В соответствии с Законом (п. 2 ст. 297 ГК РФ) данные действия собственник вправе осуществлять, даже не согласовывая такой порядок с самим предприятием. Оставшаяся, не распределенная по нормативам, часть прибыли изымается в доход федерального бюджета. Собственник - учредитель федерального казенного предприятия имеет безусловное право на всю прибыль данного унитарного предприятия.
В связи с тем что казенные предприятия осуществляют деятельность в соответствии с планом-заказом, т.е. обеспечивают федеральные государственные нужды, что не всегда прибыльно, собственник должен оказывать безвозмездную помощь для компенсации понесенных убытков. Бюджетные ассигнования из федерального бюджета казенным предприятиям ежегодно предусматриваются в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Унитарное предприятие, имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью. Однако п. 1 ст. 295 ГК РФ закрепляет право собственника на получение части прибыли, что находит свое отражение в уставе предприятия. Особо необходимо остановиться на таком показателе, как доля прибыли, перечисляемая в бюджет. Вступивший в силу Бюджетный кодекс РФ относит эти средства к самостоятельному виду доходов федерального бюджета (ст. 42 БК РФ), а Федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год устанавливают планируемую величину поступления этих доходов в бюджет. Так как вопрос о доли прибыли не нашел отражения в законе, Правительство РФ Постановлением от 3 февраля 2000 года N 104 обязало федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях с привлечением при необходимости Минфина РФ, МНС РФ, МВД России, ежегодно осуществлять анализ эффективности деятельности предприятий с привлечением при необходимости специализированных организаций, утверждать по итогам этого анализа показатели экономической эффективности их деятельности и определять размер прибыли федеральных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мною в работе были рассмотрены такие вопросы: правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий, новелла о возможности образования казенных предприятий на базе имущества, находящегося не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, случаи и цели создания государственных и муниципальных предприятий, государственная регистрация и уставной капитал предприятия, ограничение на самостоятельное распоряжение предприятием отдельными видами движимого имущества, права собственника имущества унитарного предприятия, принципы ответственности самих предприятий и формирование и распределение финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Еще хотелось добавить, что решение вопроса определения доли прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет, зависит от деятельности отраслевого органа управления, который обязан при этом оценивать не только специфику производства, но и результаты его финансово-хозяйственной деятельности, а также перспективы развития отрасли.
В целях более углубленного
анализа финансово-
- объем выручки от
реализации продукции (работ,
услуг) за год должен
- сумма активов баланса
должна превышать на конец
отчетного года в 200 тысяч раз
установленный законом
Оставшаяся прибыль распределяется предприятием самостоятельно, что также находит свое отражение в уставе предприятия. За счет чистой прибыли предприятия могут формироваться: фонд развития производства, фонд социального развития, резервный фонд. Порядок формирования, использования и размеры указанных фондов определяются предприятием самостоятельно. Однако предприятие обязано использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков, а также на исполнение имеющихся у предприятия обязательств в случае недостаточности денежных средств предприятия.
Бюджетные ассигнования выделяются из федерального бюджета федеральным казенным предприятиям согласно суммам, предусмотренным ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Бюджетные ассигнования выделяются при недостаточности средств у казенных предприятий и имеют строго целевое назначение.
Во-первых, эти средства предоставляются на реализацию плана развития казенного завода.
Во-вторых, на содержание объектов социальной инфраструктуры.
В-третьих, в счет компенсации убытков, понесенных казенным заводом от выполнения государственного плана-заказа.
Выделение бюджетных средств производится только по представлению уполномоченного федерального органа, в котором должны содержаться сведения о результатах хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также о расходах за предыдущий период. В случае неосвоения бюджетных средств в течение года, средства подлежат возврату в федеральный бюджет.
В отличие от казенного предприятия, которому бюджетные ассигнования выделяются безвозмездно, государственному и муниципальному унитарному предприятию, имеющему имущество на праве хозяйственного ведения, бюджетные ассигнования в пределах предусмотренных лимитов выделяются на условиях возвратности и возмездности, т.е. в форме бюджетного кредита, регламентированного ст. 77 Бюджетного кодекса РФ9. Получатели бюджетного кредита обязаны его вернуть и уплатить проценты за пользование в установленные сроки. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.
Следует отметить, что
специфика образования
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ершова И.В.
Проблемы правового
2. Зинченко С.,
Лапач В., Газарьян Б. Новый
ГК и предпринимательство:
3. Гражданское право: Учебник. Часть 1. Изд. 2-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Гл. 7. § 6. С. 156 (автор - Д.А. Медведев); Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1999. С. 232 (автор Комментария - Л.М. Рутман).
4. О реформе предприятий и иных коммерческих организаций (вместе с "Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций", "Планом мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации в 1997 году концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций"). Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 1373; Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 1999. С. 198.
5. Трофимов К.
Ликвидация юридических лиц:
6. Жанайдаров
И.У. Осуществление права
7. Суханов Е.А. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления // Экономика и жизнь. 1995. N 27. С. 9.
8. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. N 10.
9. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
1 См., напр.: Ершова И.В. Проблемы правового регулирования государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001. С. 152; Артеменков С.В. Права на имущество юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2000. С. 199.
2 См., напр.: Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Новый ГК и предпринимательство: проблемы регулирования // Хозяйство и право. 1995. N 10. С. 92 - 93; Ершова И.В. Указ. соч. С. 156.
3 См. соотв.: Гражданское право: Учебник. Часть 1. Изд. 2-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Гл. 7. § 6. С. 156 (автор - Д.А. Медведев); Комментарий к ГК РФ части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1999. С. 232 (автор Комментария - Л.М. Рутман).
4 См.: О реформе предприятий и иных коммерческих организаций (вместе с "Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций", "Планом мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации в 1997 году концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций"). Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 1373; Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 1999. С. 198.
5 См.: Трофимов К. Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности // Хозяйство и право. 1995. N 9. C. 59.
6 См., напр.: Жанайдаров И.У. Осуществление права государственной собственности юридическим лицом: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Алматы, 1994. С. 10.
Информация о работе Предприятие как объект прав государственной и муниципальной собственности