Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, так как внедряет в них, в частности, нестандартные и инновационные подходы и решения. А также предпринимательская деятельность способствует формированию и укреплению среднего класса. Стоит отметить, что предпринимательство воздействует на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, в особенности это касается молодого поколения.
Предприниматель берет на себя инициативу соединения основных факторов производства (природных ресурсов, труда и капитала) в единый процесс товаров и услуг с целью получения прибыли. Осуществление наиболее эффективной комбинации этих факторов производства с целью получения максимального дохода является объектом предпринимательства.
Кроме этого, объектом
предпринимательства сегодня
Мировой опыт показывает, что предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта и национального дохода.
Основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, суть которого - это поиск и реализация инноваций.
В этой связи стоит отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством и главной чертой рыночной экономики.
Высокий уровень развития предпринимательства является необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики является одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Предпринимательство во многом способствует
поддержанию конкурентного
В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, осуществляемая, как правило, ассоциациями (союзами) предпринимателей, наличие данной функции в настоящее время практически подтверждается, в третьей главе данной курсовой работы описано, что объединение предпринимателей, возможно, добьется изменения налоговых ставок.
Определяющей можно выделить общеэкономическую функцию, которая выражена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей, это и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции.
Важной функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства подразумевает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, при этом под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, при условии, что сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. Следовательно, важное значение имеет регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, достаточно противоречивой и имеющей двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то жё время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
Предпринимательству свойственна творческо-поисковая, или так называемая, инновационная, функция, которая связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
В рыночной экономике предпринимательство имеет серьезную социальную функцию, которая проявляется в возможности практического каждого члена общества быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм, что особенно актуально в настоящее время, восстановления экономики после мирового кризиса.
Чем эффективнее функционируют предприятия, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.
Важной функцией предпринимательства является организаторская, проявляющейся в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и так далее. Организаторская функция особенно четко видна в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех соответствующих ему функций, свойственных цивилизованному предпринимательству, но они во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.
Предпринимательство относится к таким сферам человеческой деятельности, в основе которых лежит творчество. Во-первых, оно предоставляет право заниматься тем видом деятельности, который больше всего нравится предпринимателю и в наибольшей степени соответствует его природным склонностям и предпочтениям. Но, во-вторых, предпринимательство непосредственно связано с проектированием будущей деятельности и воплощением разработанных проектов в жизнь, что является прерогативой творческих личностей, наделенных богатым воображением и аналитическими способностями.
Предпринимательство - это также положение в обществе и большие возможности для того, чтобы оставить свой «след» на земле. На обычную карьеру в любой другой области человеческой деятельности можно потратить всю жизнь. При достижении же успеха в бизнесе, сразу можно попасть в элиту общества, получить доступ к новым источникам информации и иметь возможность непосредственно влиять на те или иные процессы в экономике, политике, искусстве, науке. Те, кто имеют свой бизнес, всегда, даже в самые трудные времена, находятся в лучшем положении, чем другие.
Не менее важной отличительной чертой предпринимательства является здравый смысл. К сожалению, большинство людей склонны отрываться от реальности и, при планировании своего будущего, в основном руководствуются не рассудком, а чувствами, эмоциями и, следовательно, не всегда поступают рационально. Кроме того, победе здравого смысла мешает и неодолимая тяга человека ко всякого рода усложнениям. В бизнесе достигают успеха только те, кто может объективно оценить положение дел, каким бы безнадежным оно ни казалось, и поступить так, как этого требует реальная ситуация, и не строить «воздушные замки». Поэтому решивший заняться предпринимательской деятельностью, зная об этой особенности человеческой психологии, должен всегда пытаться не уходить от реальной действительности, а искать простые и эффективные способы описания и решения достаточно сложных проблем [3, ст.28].
В приложении 2 приведена диаграмма, иллюстрирующая состав предприятий в Российской Федерации в разрезе видов экономической деятельности по данным таблицы из приложения 1.
Функционирование предпринимательства в любой промежуток времени тесно связано с общей экономической обстановкой в стране. Поэтому для понимания особенностей деятельности предприятий в современных условиях экономического кризиса необходимо представлять текущее состояние российской экономики.
Для понимания состояния предпринимательства в современных условиях проанализируем статистические данные, указанные в Таблицах 3.1, 3.2, 3.3.
Таблица 3.1.
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2010 г. [6, с.6]
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 | ||
единиц |
прирост/сокращение за период 01.07.09-01.07.10 |
в % от среднего по РФ | |
РФ |
154,7 |
-5,7 |
100,0 |
Центральный ФО |
184,0 |
-13,0 |
118,9 |
Северо-Западный ФО |
230,5 |
-1,0 |
148,9 |
Южный ФО |
129,9 |
-26,2 |
84,0 |
Северо-Кавказский ФО |
62,5 |
-3,1 |
40,4 |
Приволжский ФО |
157,6 |
1,5 |
101,8 |
Уральский ФО |
116,5 |
-12,7 |
75,3 |
Сибирский ФО |
128,0 |
-3,0 |
82,7 |
Дальневосточный ФО |
154,2 |
6,0 |
99,7 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
По данным таблицы
3.1. можно сделать следующие
По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед.
Рост числа малых предприятий
как в абсолютном, так и в
относительном выражении
В остальных федеральных округах количество малых предприятий за год сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 16,8 % или на 26,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,6 % или 12,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,6 % или 13,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).
В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий сократилось на 4,0 %, в Сибирском федеральном округе – на 2,2 %. В Северо-Западном федеральном округе количество малых предприятий сократилось незначительно – лишь на 0,6 %.
Выводы по таблице 3.2.
На 1 июля 2010 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах.
Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.).
Таблица 3.2
Распределение регионов по группам с различной динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г. [6, с.8]
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей |
Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) |
0 |
Среднее сокращение (от 30 до 100 ед.) |
6 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 30 ед.) |
31 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 30 ед.) |
43 |
Среднее увеличение (от 30 до 100 ед.) |
2 |
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) |
1 |
Информация о работе Предпринимательство в экономической системе