Предпринимательство в экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, так как внедряет в них, в частности, нестандартные и инновационные подходы и решения. А также предпринимательская деятельность способствует формированию и укреплению среднего класса. Стоит отметить, что предпринимательство воздействует на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, в особенности это касается молодого поколения.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в экономической системе - копия.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Предприниматель берет на себя инициативу соединения основных факторов производства (природных  ресурсов, труда и капитала) в  единый процесс товаров и услуг  с целью получения прибыли. Осуществление наиболее эффективной комбинации этих факторов производства с целью получения максимального дохода является объектом предпринимательства.

Кроме этого, объектом предпринимательства сегодня является не только производственная, но и инновационная, торгово-закупочная, посредническая деятельность, операции с ценными бумагами. Расширяется бесприбыльное предпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и образования.

 

2. Место и роль предпринимательства в рыночной экономике

 

Мировой опыт показывает, что предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта и национального дохода.

Основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, суть которого - это поиск и реализация инноваций.

В этой связи стоит отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством и главной чертой рыночной экономики.

Высокий уровень развития предпринимательства  является необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики является одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.

Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и влияет на формирование социального слоя общества.

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, осуществляемая, как правило, ассоциациями (союзами) предпринимателей, наличие данной функции в настоящее время практически подтверждается, в третьей главе данной курсовой работы описано, что объединение предпринимателей, возможно, добьется изменения налоговых ставок.

Определяющей можно выделить общеэкономическую функцию, которая выражена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей, это и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции.

Важной функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства подразумевает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, при этом под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, при условии, что сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. Следовательно, важное значение имеет регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, достаточно противоречивой и имеющей двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то жё время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству свойственна творческо-поисковая, или так называемая, инновационная, функция, которая связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В рыночной экономике предпринимательство имеет серьезную социальную функцию, которая проявляется в возможности практического каждого члена общества быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм, что особенно актуально в настоящее время, восстановления экономики после мирового кризиса.

Чем эффективнее функционируют предприятия, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важной функцией предпринимательства является организаторская, проявляющейся в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и так далее. Организаторская функция особенно четко видна в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех соответствующих ему функций, свойственных цивилизованному предпринимательству, но они во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

Предпринимательство относится к таким сферам человеческой деятельности, в основе которых лежит творчество. Во-первых, оно предоставляет право заниматься тем видом деятельности, который больше всего нравится предпринимателю и в наибольшей степени соответствует его природным склонностям и предпочтениям. Но, во-вторых, предпринимательство непосредственно связано с проектированием будущей деятельности и воплощением разработанных проектов в жизнь, что является прерогативой творческих личностей, наделенных богатым воображением и аналитическими способностями.

Предпринимательство - это также положение в обществе и большие возможности для  того, чтобы оставить свой «след» на земле. На обычную карьеру в любой другой области человеческой деятельности можно потратить всю жизнь. При достижении же успеха в бизнесе, сразу можно попасть в элиту общества, получить доступ к новым источникам информации и иметь возможность непосредственно влиять на те или иные процессы в экономике, политике, искусстве, науке. Те, кто имеют свой бизнес, всегда, даже в самые трудные времена, находятся в лучшем положении, чем другие.

Не менее  важной отличительной чертой предпринимательства  является здравый смысл. К сожалению, большинство людей склонны отрываться от реальности и, при планировании своего будущего, в основном руководствуются не рассудком, а чувствами, эмоциями и, следовательно, не всегда поступают рационально. Кроме того, победе здравого смысла мешает и неодолимая тяга человека ко всякого рода усложнениям. В бизнесе достигают успеха только те, кто может объективно оценить положение дел, каким бы безнадежным оно ни казалось, и поступить так, как этого требует реальная ситуация, и не строить «воздушные замки». Поэтому решивший заняться предпринимательской деятельностью, зная об этой особенности человеческой психологии, должен всегда пытаться не уходить от реальной действительности, а искать простые и эффективные способы описания и решения достаточно сложных проблем [3, ст.28].

В приложении 2 приведена  диаграмма, иллюстрирующая состав предприятий в Российской Федерации в разрезе видов экономической деятельности по данным таблицы из приложения 1.

 

 

3. Особенности функционирования предпринимательства в условиях современного экономического кризиса

 

Функционирование предпринимательства в любой промежуток времени тесно связано с общей экономической обстановкой в стране. Поэтому для понимания особенностей деятельности предприятий в современных условиях экономического кризиса необходимо представлять текущее состояние российской экономики.

Для понимания  состояния предпринимательства  в современных условиях проанализируем статистические данные, указанные в Таблицах 3.1, 3.2, 3.3.

 

 

Таблица 3.1.

 

Количество  зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2010 г. [6, с.6]

 

Федеральные округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 июля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

прирост/сокращение за период

01.07.09-01.07.10

в % от

среднего по РФ

РФ

154,7

-5,7

100,0

Центральный ФО

184,0

-13,0

118,9

Северо-Западный ФО

230,5

-1,0

148,9

Южный ФО

129,9

-26,2

84,0

Северо-Кавказский ФО

62,5

-3,1

40,4

Приволжский ФО

157,6

1,5

101,8

Уральский ФО

116,5

-12,7

75,3

Сибирский ФО

128,0

-3,0

82,7

Дальневосточный ФО

154,2

6,0

99,7


 

1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.

По данным таблицы 3.1. можно сделать следующие выводы:

По состоянию  на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед.

Рост числа малых предприятий  как в абсолютном, так и в  относительном выражении зафиксирован в двух федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 3,7% или 6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,8% или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

В остальных федеральных округах количество малых предприятий за год сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 16,8 % или на 26,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,6 % или 12,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,6 % или 13,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий сократилось  на 4,0 %, в Сибирском федеральном округе – на 2,2 %. В Северо-Западном федеральном округе количество малых предприятий сократилось незначительно – лишь на 0,6 %.

 

Выводы по таблице 3.2.

На 1 июля 2010 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.).

Таблица 3.2

 

Распределение регионов по группам с различной  динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г. [6, с.8]

 

Изменение числа  МП на 100 тыс. жителей

Количество  регионов

Сильное сокращение (свыше 100 ед.)

0

Среднее сокращение (от 30 до 100 ед.)

6

Небольшое сокращение (от 0,1 до 30 ед.)

31

Небольшое увеличение (от 0,1 до 30 ед.)

43

Среднее увеличение (от 30 до 100 ед.)

2

Сильное увеличение (свыше 100 ед.)

1

Информация о работе Предпринимательство в экономической системе