Позитивные и негативные моменты привлечения иностранного капитала в отечественной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Развивая потенциал компаний и снижая зависимость России от международных доноров, прямые иностранные инвестиции могут оказать серьезное влияние на экономическую стабилизацию в стране. Прямые иностранные инвестиции помогут решить основные проблемы, накопившиеся в экономике России: падение промышленного выпуска, банкротство предприятий, нехватка средств для приобретения оборудования и технологий, сокращение занятости, экологические проблемы, финансовый голод НИОКР и засилье импорта базовой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 5
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

кооперация.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Во многих развитых и  развивающихся странах существуют ограничения на приток иностранного капитала в отрасли, непосредственно  связанные с эксплуатацией национальных природных ресурсов, в некоторые сферы производственной инфраструктуры, телекоммуникационную и спутниковую связь. А в России иностранный капитал устремился как раз в эти сферы (наряду с такими высокодоходными и быстро окупаемыми отраслями, как пищевая промышленность, торговля и т.п.)15.

В Китае, например, законодательно определены отрасли, куда доступ иностранному капиталу закрыт, ограничен, разрешается  и поощряется. В России же крупный  иностранный капитал не только свободен от каких бы то ни было ограничений, но еще и пользуется льготным режимом по сравнению с местными товаропроизводителями. В Китае правительство поощряет экспортные операции тех фирм с иностранным участием, которые приносят казне высокие доходы от экспорта (например, занятых в сфере высоких технологий), а также тех, которые путем переориентации своего производства с внутреннего спроса на внешний снижают перенасыщение рынка. В большой мере благодаря такой политике предприятия с иностранным участием увеличили объем вывезенной из КНР продукции высоки технологий с 4,5 млрд. долл. в 1996 г. до 30 млрд. в 2000 г., а их доля в высокотехнологичном экспорте возросла с 60 до 80%16.

В отличие от Китая  прямые иностранные инвестиции в  России не способствуют пока ни индустриализации ее экспорта, ни созданию сбалансированного  народного хозяйства. Напротив, за последние 10-15 лет Россия крайне утяжелила свою экономику, углубив ее зависимость от малодоходных и постоянно сужающихся сегментов мирового рынка.

Наша страна, научный, образовательный и ресурсный  потенциал которой несопоставим с китайским, вывозит ежегодно высокотехнологичных изделий на сумму 2.5-3 млрд. долл., что составляет лишь 0,3% всего объема мирового экспорта этой продукции - в 12 раз меньше, чем Китай (без Гонконга и Тайваня), в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея, и ч 8 раз меньше, чем Мексика17.

Иностранные инвесторы  в России сегодня меньше всего  озабочены проблемой облагораживания  российского экспорта и улучшения  се народнохозяйственных пропорций (не говоря уже о проблеме невозобновляемости ее природных ресурсов). Их главная цель - выкачать из России максимальную сумму прибыли в предельно сжатые сроки.

Интегрируясь в импортирующую  экономику и взаимодействуя с  местным капиталом на всех стадиях  своего кругооборота, иностранный капитал  одновременно и стимулирует, и тормозит процесс национального накопления в любой стране.

Оптимизация размещения в российской экономике прямых иностранных  инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации  страны, обеспечивающей ее национальную безопасность.

При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги  иностранного присутствия перевешивали негатив18.

Реализация подобной цели потребует от России немалых  усилий. Необходимо, в частности, ужесточить государственный контроль за соблюдением  западными компаниями инвестиционных обязательств, принятых ими при покупке акций российских субъектов хозяйства, а также правил участия в инвестиционных конкурсах. Крайне важно усилить надзор компетентных органов и за уплатой иностранцами налогов и таможенных пошлин (в сегодняшней России около четверти бюджетных поступлений приходится на экспортно-импортные пошлины).

Первоочередной задачей  является и переход от ничем не ограниченного привлечения иностранного капитала к выборочному.

А это предполагает распространение на большинство сфер российской экономики (исключая некоторые отрасли и регионы, особо нуждающиеся в притоке капитала) единых норм государственного регулирования инвестиционной деятельности для местных и иностранных компаний (тем более, что унификация такого рода - одно из условий вступления в ВТО)19.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что прямые иностранные инвестиции благоприятно воздействуют как на экономический рост, так и на политическую стабильность. Как и другие ведущие страны с переходной экономикой, Россия уже внедрила ряд мер, направленных на улучшение общего инвестиционного климата. Но многие инвесторы обеспокоены трудностями, сопровождающими планирование и проведение инвестиционных проектов. Прежде всего, это относится к:

    • Общему состоянию экономики и инфраструктуры;
    • Высоким ценам на энергоносители;
    • Неоправданно высоким налогам;
    • Все еще не решенному вопросу собственности на землю.

В попытках облегчить  ситуацию для иностранных инвесторов сменяющие друг друга правительства  в недавнем прошлом разработали серии проектов и реформ, которые в настоящее время ожидают своего рассмотрения в Государственной думе. В ближайшие годы их воздействие на экономическую модернизацию и координацию макроэкономической политики может оказаться решающим. Их несовершенство негативно отражается на процессе привлечения иностранных инвестиций.

 Долгосрочный успех  российской ПИИ-политики будет  определяться реформаторскими преобразованиями  в следующих структурах:

    • правовая система;
    • политическая система;
    • административная система;
    • финансовая система (включая банковское дело, лизинг, рисковый капитал);
    • социально-экономическая система (включая развитие СМБ и промышленный капитал);
    • система образования (включая развитие НИОКР и инноваций);
    • культура.

В попытках создания более  благоприятной окружающей среды для иностранных инвесторов, начиная с 90-ых годов правительства практически всех КРР стали вводить новую макроэкономическую политику. Они последовали основным политическим рекомендациям Мирового Банка, который ранее провел исследования среди 3 600 предпринимателей из 69 стран и разработал перечень основных задач для правительств в свете привлечения прямых иностранных инвестиций:

    • Создание ясной правовой базы;
    • Обеспечение макроэкономической стабильности;
    • Инвестирование в сферу услуг и инфраструктуру;
    • Защита неимущих и окружающей среды.

Действия конкурирующих КРР  и влияние этих факторов на национальные экономики дает российским политикам  полезные уроки. Анализ, предложенный ниже, может быть использован как  руководство для лучшей координации и мониторинга обстановки в тех областях, где Россия проигрывает другим КРР. Оценки, приведенные далее, базируются в основном на результатах обследования и большого числа интервью, проведенных автором в Германии. Предварительный анализ показывает, что в некоторых областях Россия является конкурентоспособной. Информационные и маркетинговые кампании могут улучшить позицию России, поэтому, хотелось бы отметить, что прямые иностранные инвестиции играют огромную роль в системе международных экономических отношений.

Список литературы

 

  1. Астапович А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции. М.: ИНФРА-М, 2004.
  2. Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003.
  3. Богославский М.М. Иностранные инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
    1. Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003.
    1. Киреев А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1999.
    2. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 2002.
  1. Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000.

 

1 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 80

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 80

7 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 81.

8 Там же.

9 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 81.

10 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 82.

11 Астапович А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 108.

12 Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С.205.

13 Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С. 205.

14 Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000. С. 55.

 

15 Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 2002. С. 301.

16 Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000. С. 55.

17 Там же.

18 Богославский М.М. Иностранные инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 177.

19 Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С. 52.

 


Информация о работе Позитивные и негативные моменты привлечения иностранного капитала в отечественной промышленности