Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:58, контрольная работа
Развивая потенциал компаний и снижая зависимость России от международных доноров, прямые иностранные инвестиции могут оказать серьезное влияние на экономическую стабилизацию в стране. Прямые иностранные инвестиции помогут решить основные проблемы, накопившиеся в экономике России: падение промышленного выпуска, банкротство предприятий, нехватка средств для приобретения оборудования и технологий, сокращение занятости, экологические проблемы, финансовый голод НИОКР и засилье импорта базовой продукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 5
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Во многих развитых и
развивающихся странах
В Китае, например, законодательно определены отрасли, куда доступ иностранному капиталу закрыт, ограничен, разрешается и поощряется. В России же крупный иностранный капитал не только свободен от каких бы то ни было ограничений, но еще и пользуется льготным режимом по сравнению с местными товаропроизводителями. В Китае правительство поощряет экспортные операции тех фирм с иностранным участием, которые приносят казне высокие доходы от экспорта (например, занятых в сфере высоких технологий), а также тех, которые путем переориентации своего производства с внутреннего спроса на внешний снижают перенасыщение рынка. В большой мере благодаря такой политике предприятия с иностранным участием увеличили объем вывезенной из КНР продукции высоки технологий с 4,5 млрд. долл. в 1996 г. до 30 млрд. в 2000 г., а их доля в высокотехнологичном экспорте возросла с 60 до 80%16.
В отличие от Китая прямые иностранные инвестиции в России не способствуют пока ни индустриализации ее экспорта, ни созданию сбалансированного народного хозяйства. Напротив, за последние 10-15 лет Россия крайне утяжелила свою экономику, углубив ее зависимость от малодоходных и постоянно сужающихся сегментов мирового рынка.
Наша страна, научный, образовательный и ресурсный потенциал которой несопоставим с китайским, вывозит ежегодно высокотехнологичных изделий на сумму 2.5-3 млрд. долл., что составляет лишь 0,3% всего объема мирового экспорта этой продукции - в 12 раз меньше, чем Китай (без Гонконга и Тайваня), в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея, и ч 8 раз меньше, чем Мексика17.
Иностранные инвесторы
в России сегодня меньше всего
озабочены проблемой
Интегрируясь в импортирующую экономику и взаимодействуя с местным капиталом на всех стадиях своего кругооборота, иностранный капитал одновременно и стимулирует, и тормозит процесс национального накопления в любой стране.
Оптимизация размещения в российской экономике прямых иностранных инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность.
При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали негатив18.
Реализация подобной цели потребует от России немалых усилий. Необходимо, в частности, ужесточить государственный контроль за соблюдением западными компаниями инвестиционных обязательств, принятых ими при покупке акций российских субъектов хозяйства, а также правил участия в инвестиционных конкурсах. Крайне важно усилить надзор компетентных органов и за уплатой иностранцами налогов и таможенных пошлин (в сегодняшней России около четверти бюджетных поступлений приходится на экспортно-импортные пошлины).
Первоочередной задачей
является и переход от ничем не
ограниченного привлечения
А это предполагает распространение на большинство сфер российской экономики (исключая некоторые отрасли и регионы, особо нуждающиеся в притоке капитала) единых норм государственного регулирования инвестиционной деятельности для местных и иностранных компаний (тем более, что унификация такого рода - одно из условий вступления в ВТО)19.
В заключении хотелось бы отметить, что прямые иностранные инвестиции благоприятно воздействуют как на экономический рост, так и на политическую стабильность. Как и другие ведущие страны с переходной экономикой, Россия уже внедрила ряд мер, направленных на улучшение общего инвестиционного климата. Но многие инвесторы обеспокоены трудностями, сопровождающими планирование и проведение инвестиционных проектов. Прежде всего, это относится к:
В попытках облегчить ситуацию для иностранных инвесторов сменяющие друг друга правительства в недавнем прошлом разработали серии проектов и реформ, которые в настоящее время ожидают своего рассмотрения в Государственной думе. В ближайшие годы их воздействие на экономическую модернизацию и координацию макроэкономической политики может оказаться решающим. Их несовершенство негативно отражается на процессе привлечения иностранных инвестиций.
Долгосрочный успех
российской ПИИ-политики будет
определяться реформаторскими
В попытках создания более благоприятной окружающей среды для иностранных инвесторов, начиная с 90-ых годов правительства практически всех КРР стали вводить новую макроэкономическую политику. Они последовали основным политическим рекомендациям Мирового Банка, который ранее провел исследования среди 3 600 предпринимателей из 69 стран и разработал перечень основных задач для правительств в свете привлечения прямых иностранных инвестиций:
Действия конкурирующих КРР и влияние этих факторов на национальные экономики дает российским политикам полезные уроки. Анализ, предложенный ниже, может быть использован как руководство для лучшей координации и мониторинга обстановки в тех областях, где Россия проигрывает другим КРР. Оценки, приведенные далее, базируются в основном на результатах обследования и большого числа интервью, проведенных автором в Германии. Предварительный анализ показывает, что в некоторых областях Россия является конкурентоспособной. Информационные и маркетинговые кампании могут улучшить позицию России, поэтому, хотелось бы отметить, что прямые иностранные инвестиции играют огромную роль в системе международных экономических отношений.
1 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 80
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 80
7 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 81.
8 Там же.
9 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 81.
10 Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Международные экономические отношения. № 9, 2003. С. 82.
11 Астапович А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 108.
12 Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С.205.
13 Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С. 205.
14 Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000. С. 55.
15 Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Экономика, 2002. С. 301.
16 Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. №2. 2000. С. 55.
17 Там же.
18 Богославский М.М. Иностранные инвестиции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 177.
19 Буглай В., Ливенцев Н. Международные экономические отношения. М., 2003. С. 52.