Понятие собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующие обязанности.

Оглавление

Введение
1. Нормативное регулирование
1.1 Поняти частной собственности
1.2 Понятие государственной собственности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

институциональная экономика.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

Собственность как экономическая  категория есть отношение между  людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств  производства. В этом плане собственность  тесно связана с экономической  властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

 

Экономические отношения  собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

 

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается  уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих  средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

 

Экономические отношения  собственности в современном  обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения  субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

 

Владение - это фактическое  обладание имуществом.

 

Пользование - означает процесс  извлечения полезных свойств из имущества.

 

Распоряжение - это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).

 

В переходный период к  рыночной экономике в России широкое  распространение получила практика передачи права управлять своей  собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные инвестиционные фонды, доверительные общества и т.д.).

 

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в Российской Федерации. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

 

Итак, в России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную  формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

 

Какова же сущность государственной  собственности?

 

Совсем недавно, когда  экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем  сейчас.

 

Так, в теории марксизма  ликвидация частной собственности  на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.

 

В дальнейшем в СССР продолжался  процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура  собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий  вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

 

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

 

На развитии государственной  собственности базировался процесс  расширенного воспроизводства. Централизация  собственности являлась основой  относительного равенства в распределении  материальных и духовных благ между  членами общества.

 

Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.

 

Государственные предприятия  экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

 

В результате эффективность  народного хозяйства, основанного  на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

 

Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.

 

Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права  распоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступала государству по установленным им ценам.

 

Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствует его  нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности.

 

Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

 

Государственная собственность  всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние  данной формы собственности для  общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

 

Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить рыночную экономику?

 

На мой взгляд, для  определения сущности государственной  собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли  ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.

 

При определении сущности государственной собственности  необходимо учитывать «потребности»  государства в лице его полномочных  органов для осуществления вышеназванных функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет основой для обороны.

 

Таким образом, сущность государственной собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

 

В экономике западных стран велико значение государственной  собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

 

Такое же значение государственной  собственности сейчас принимает  и Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Конституция  РФ.- М.; 2003 г.

 

2.     Гражданский Кодекс  РФ.- М.; 2003 г.

 

3.     Борисов, А.Б. «Большой  экономический словарь». – М:  Книжный мир; 2006 г.

4.     Суханов, Е.А. «Лекции  о праве собственности».- М.: Юрид. лит.; 1999 г.

5.     Мозолин, В.П. «Право собственности  в  Российской  Федерации  в  период перехода к рыночным отношениям».- М.: Институт гос. и права РАН; 1998 г.

 

6.     «Современная экономика.  Общедоступный учебный курс».  – Ростов-на-Дону: Феникс; 1997 г.

 

7.     Соколов, П.А. Собственность и ее виды/П.А. Соколов//Журнал «Вопросы экономики». – 2004. - №24. – С. 37-42.

 

8.     Шишкин, Л.А. Формы  собственности/Л.А. Шишкин// «Российский  экономический журнал». – 2005. - №43. – С. 35-39.

 

9.     Иохин, В.Я. Экономическая  теория/В.Я. Иохин// - М.: Юристъ, 2003. – 861 с.

 


Информация о работе Понятие собственности