Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.
4. Рассмотреть виды систем управления запасами.
5. Рассмотреть методы планирование товарных запасов.
6. Проанализировать управление товарными запасами на предприятиях торговли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ……………………………………………….…5
1.1 Значение и роль товарных запасов……………………………………….…5
1.2 Факторы, влияющие но товарные запасы………………………………..…7
1.3 Методы анализа и планирование товарных запасов……………………...13
2 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ООО «МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАС»………...27
2.1 Краткая характеристика предприятия торговли……………………….….27
2.2 Анализ товарооборота и товарных запасов……………………………….28
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………37
3.1 Эффективное управление запасами………………………………….…….36
3.2 Эффективность мероприятий………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………45
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ……………………………………………….…5
1.1 Значение и роль товарных запасов……………………………………….…5
1.2 Факторы, влияющие но товарные запасы………………………………..…7
1.3 Методы анализа и планирование товарных запасов……………………...13
2 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ООО «МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАС»………...27
2.1 Краткая характеристика предприятия торговли……………………….….27
2.2 Анализ товарооборота и товарных запасов……………………………….28
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………
3.1 Эффективное управление запасами………………………………….…….36
3.2 Эффективность мероприятий………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.
Для реализации этой цели необходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности управления запасами на предприятиях торговли.
К основным проблемам общего плана в процессе развития, а также по мере изменения экономических условий, можно отнести необходимость совершенствования экономических структур в плане использования внутренних ресурсов. При этом предприятия выполняют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним динамично изменяющимся условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами. Колоссальный объем средств, вложенных в запасы, придает проблеме управления ими первостепенную важность.
Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства.
Процессы управления запасами являются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами.
В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методик управления излишними запасами.
Объект исследования - торговое предприятие ООО «Мебель для Вас».
Предмет исследования - управление запасами торгового предприятия.
Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.
4. Рассмотреть виды систем управления запасами.
5. Рассмотреть методы планирование товарных запасов.
6. Проанализировать управление товарными запасами на предприятиях торговли.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Банк С.В., Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Бендерская О.Б., Гаджинский А.М., Грачев А.В. и других.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ
1.1 Значение и роль товарных запасов
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.
В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов.
Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.
Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, иначе говоря, «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
Товарные запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движении ее из сферы производства к потребителю.
Товарные запасы - это наличие товаров на данный момент времени, то есть товары, которые еще не проданы, а ожидают момента продажи [4, c.38].
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам:
1) по целям использования:
· потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,
· производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;
2) по времени использования / потребления:
· товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,
· товары длительного пользования, используемые многократно;
3) по характеру потребления:
· товары повседневного спроса,
· товары тщательного выбора,
· престижные товары;
4) по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства:
· сырье, материалы, тара и упаковка,
· комплектующие детали, инструмент, инвентарь,
· техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.
5) по функциональной принадлежности:
· товары – продукты питания,
· промышленные товары;
6) по видам запасов:
· текущие запасы – это товары на стадии реализации,
· подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки,
· гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе,
· сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,
· переходящие запасы;
7) по видам движения товаров в учете:
· товары в пути, товары на складе,
· товары на стадии предпродажной подготовки,
· зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации,
· реализованные товары на ответственном хранении [15, c.145].
1.2 Факторы, влияющие но товарные запасы
На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:
· внешние факторы – налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
· внутренние факторы – пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.
Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.
Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:
1) удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;
2) абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);
3) темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;
4) оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;
5) показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;
Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес.
Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.
Кроме перечисленных показателей эффективности использования товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее.
В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц.
Методология экономического анализа показателей эффективности использования оборотных средств, а в том числе и товарных запасов, не является целью настоящей статьи, более подробно этот вопрос рассмотрен в статье «Оценка деловой активности торговой организации».
Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям [18, c.94].
В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары.
Заказы промышленности (Factory Orders) — это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства.
Заказы на товары длительного пользования (Durable Goods Order) — это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение — ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка.
Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей.
Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.
Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет, а при наличии и управленческий учет. Организация товарных запасов проявляется в способах их учета.
Учет поступления товаров на склад торговой организации может быть организован разными способами в зависимости от способа хранения товаров.
Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально-ответственные лица вместе с товарными отчетами сдают в бухгалтерию. Учет поступивших товаров ведется в карточках складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям
Сортовой способ учета товара. Сортовой способ учета на складах применяется в том случае, если хранение товаров организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения. При этом материально-ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят новую карточку складского учета. Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и тому подобному.
При сортовом способе хранения экономично используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками товаров. Однако трудно различить товары одного сорта, поступившие по разным ценам. При сортовом способе хранения выбор товара для реализации осуществляется произвольно. При этом, возможно использовать для оценки товаров методы: средней цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых покупок), ЛИФО (по ценам последних покупок).
Партионный способ учета товара. При партионном способе учета товара каждая партия товара на складе хранится отдельно. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному транспортному документу. В составе партии могут быть товары, как различных сортов, так и наименований. Каждую партию регистрируют в журнале поступающих товаров. Порядковый номер регистрации является одновременно номером этой партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием товара, отпущенного из данной партии.
Партионный учет позволяет определить результаты реализации партии товаров без проведения инвентаризации (так как, фактически инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Данный вид учета усиливает контроль над сохранностью ценностей, способствует снижению товарных потерь. Однако этот способ учета не позволяет рационально использовать складскую площадь, отсутствует возможность оперативного управления товарными запасами (в результате хранения определенного вида товаров в разных местах и отражения по ним в нескольких партионных картах).
Партионно-сортовой учет товаров. При партионно – сортовом способе учета товара отдельно хранится каждая партия поступивших на склад товаров. Внутри партии товары для хранения разбираются по сортам. Данный способ применяется в условиях широкого ассортимента товаров.
Среди многообразия хозяйственных операций в организации, осуществляющей оптовые и розничные продажи, учет товарных операций является наиболее трудоемким. При этом необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
· единство показателей бухгалтерского учета и аналитического управленческого учета при поступлении и реализации товаров, при складском или транзитном товарообороте;
· возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности организации (например, за день, неделю и так далее);
· учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу;
· единство оценки товаров при их постановке на учет и списании в расход.
Таким образом, одна из главных задач управления товарными запасами состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о поступлении товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации товаров и контроле над их сохранностью [20, c.175].
1.3 Методы анализа и планирование товарных запасов
Товарные запасы – это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Товарооборачиваемость - время обращения среднего товарного запаса за определенный период
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.
Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.
Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов [10, c.24].
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях.
Один из наиболее используемых показателей - объем товарных запасов, может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:
минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов;
максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов;
резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.
Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия. [6, c.141]
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам (1):
| |
(1) |
где Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Т / ОБобн - однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
Т / ОБ - объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
Д - количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает - на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Еще одним важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам (2):
| |
|
(2) |
где ОБбн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗ - средний товарный запас за исследуемый период (руб.);
Т / ОБобн - однодневный товарооборот за тот же период (руб.);
Т / ОБ - объем товарооборота за указанный период (руб.);
Д - число дней в этом периоде.
Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда (3):
(3) |
где ТЗ - средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1,ТЗ2, ... ,ТЗn - величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
n - количество дат, за которые берется величина запасов [4, c.67-68].
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам (4):
(4) |
где Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов;
Обдн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;
Т / Об - товарооборот за определенный период (руб.);
ТЗ - средний товарный запас за тот же период (руб.);
Д - число дней в указанном периоде.
Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период. [4, c.69]
Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п.
В рознице традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:
инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;
снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода - меньшая точность, чем при инвентаризации;
балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы товарных запасов. Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.
Результаты анализа могут использоваться для планирования товарных запасов. Заметим, что директивного обязательного планирования товарных запасов на торговых предприятиях не существует. Мелкие предприятия торговли, исходя из объемов деятельности и численности персонала, вообще не планируют товарные запасы или планируют их очень приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия вынуждены постоянно следить за динамикой товарооборачиваемости, а следовательно, планировать и нормировать товарные запасы, что является основой для разработки заказов на закупки товаров в ассортиментном разрезе.
Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы. [2, c.87-88]
В заключение данного вопроса отметим, что любое торговое предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ее ускорения:
увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;
уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;
улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом;
увеличивается объем производства товаров.
Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация и контроль сохранности товарных запасов.
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.
На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.
На основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров по ассортименту и срокам. План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, что должно быть отражено в основных требованиях предъявляемых к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара.
Этот план разрабатывается в натуральных единицах измерениях и является основным документом, в соответствии с которым торговая организация формирует товарные запасы и тем самым обеспечивает непрерывный процесс реализации товаров и выполняет свои обязательства перед покупателями-потребителями.
Планирование сроков поставок осуществляется в зависимости от норм запасов в днях на всех стадиях товародвижения: оформление товаро-сопроводительных и таможенных документов, нахождение товара в пути, страховой запас в днях при транспортировки товаров, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка товаров до магазина, предпродажная подготовка, страховой запас в днях на случай непредвиденных задержек в пути, запас в днях на возврат забракованных товаров. Поставка товаров осуществляется заблаговременно таким образом, чтобы до начала прогнозируемого периода реализации товар успел пройти все предпродажные стадии подготовки и транспортировки.
Планируемое количество товарных запасов также зависит от ряда критериев: непосредственно необходимого объема товара для удовлетворения потребностей покупателей, то есть прогнозируемого объема продаж в натуральных единицах измерения по каждому виду товара, а также сверх этого необходимого количества учитываются товарные потери при транспортировке, хранении и в результате естественной убыли, порчи, боя, лома, брака. Однако с целью незатоваривания следует вычитать остатки товаров из переходящих запасов, то есть остатки не реализованных товаров, продажа которых была запланирована в прошлом периоде.
Как уже отмечалось, при планировании товарных запасов необходимо учитывать товарные потери, которые возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными, так как товарные потери необходимо прогнозировать и формировать заказы и потребности с учетом возможно потерянного в будущем количества товара.
Различают нормируемые и ненормируемые товарные потери:
1. Нормируемые потери – это потери, образующиеся в результате усушки, утряски, раскрошки, разлива и тому подобному, то есть так называемая естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств.
2. Ненормируемые потери: это потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Данные потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц. Наличие в торговых организациях таких потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие потери не нормируются, а считаются сверхнормативными. К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно: не компенсируемых убытков от пожаров, наводнений, всякого рода аварий и тому подобного, убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.
Естественная убыль рассчитывается в зависимости от принятого способа учета и хранения товаров: партионного или сортового.
При партионном способе естественная убыль исчисляется по фактическим срокам хранения товаров, которые определяют по партионной карте, на основании даты поступления партии товаров на склад, отпуска товаров, отпуска товара из партии и инвентаризации.
При сортовом способе естественная убыль исчисляется на товары, реализованные за период между инвентаризациями и имеющиеся в остатке на момент проведения инвентаризации на складе (среднего срока их хранения).
Этот срок определяют делением среднего суточного остатка товаров за период между инвентаризациями, на однодневный товарооборот за период между инвентаризациями. Суточный остаток товаров, рассчитывается путем деления суммы остатка товаров за каждый день на количество дней хранения между инвентаризациями. Однодневный товарооборот можно определить делением товарооборота за межинвентаризационный период на количество календарных дней в этом периоде.
Определив средний срок хранения товара, можно узнать норму естественной убыли, она будет равна проценту убыли от количества реализованных товаров с учетом его цены.
Формирование ассортиментной политики товарных запасов основная задача управления торговлей, оптимальное решение которой позволит торговой организации стимулировать покупательский спрос, привлечь и удержать покупателя. Особенно остро встает ассортиментный вопрос в организациях розничной торговли, где в настоящее время уровень конкуренции достаточно высок. Ассортимент товаров основывается, прежде всего, на предпочтениях покупателя, а также психологических и поведенческих характеристик покупателя, поэтому первым этапом планирования ассортимента является тщательный маркетинговый анализ всех влияющих на покупательский спрос факторов, должны оцениваться все составляющие экономического обоснования планируемых изменений. Например, одними из направлений увеличения розничного товарооборота в области ассортиментной политики является сочетание следующих направлений и принципов:
· принцип покупки «все в одном магазине»;
· принцип разнообразия видов одной группы товаров, например, различные сорта колбас;
· сочетание таких видов товаров как продукты питания и промышленные товары первой необходимости;
· наличие сопутствующих товаров, например пресса, открытки, элементы питания, основанных на принципе «спонтанности покупок»;
· создание дополнительных мини-цехов при розничных магазинах по производству кондитерских изделий и выпечки других продуктов из теста, салатов, мясных и рыбных полуфабрикатов и уже готовых к употреблению продуктов из мяса, рыбы, птицы, пельменные цеха и так далее.
Залогом успеха является совокупность не только ассортиментных характеристик товаров, но и механизм ценообразования, реклама, а самое главное качество обслуживания и разнообразие сопутствующих сервисных услуг от заказов на определенные виды товаров до доставки товаров «на дом» покупателю.
Принимая решение о размере товарных запасов, необходимо помнить, что складирование товаров сверх необходимой потребности имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам следует отнести отсутствие дефицита товаров, непрерывность процесса реализации, стабилизация объема продаж, полное удовлетворение спроса. Вместе с тем эти преимущества компенсируются более значительными недостатками помимо того, что увеличиваются текущие издержки на хранение товаров, способствуя росту складских и страховых расходов и увеличению расходов из-за товарных потерь, мелких хищений, требуется привлечение финансовых ресурсов, которые просто замораживаются в медленно реализуемых активах - товарах. Основная задача управления товарными запасами заключается в сбалансировании этих преимуществ и недостатков с целью минимизации товарных излишков и, в тоже время, дефицита товаров.
При анализе структуры запасов выделяют запасы с зависимым спросом, непосредственно связанным с использованием в торговле других товаров, и независимым спросом. Планирование товарных запасов с независимым спросом не обусловлено планированием других товарных запасов.
Независимый спрос зависит от ряда внешних факторов, поэтому прогнозируется методом экспертных оценок, что не позволяет оценить объем продаж с достаточной степенью точностью. Выделяют следующие способы управления товарными запасами:
· система с фиксированным объёмом поставок (заказа),
· система с фиксированным интервалом времени между поставками (заказами).
Эти способы основываются на истории потребления конкретных видов товаров, а также на оценке динамики покупательских предпочтений. Система с фиксированным объемом поставок на первых этапах формируется с некоторой величиной товарных излишек, что позволяет со временем откорректировать объем заказа в зависимости от объема продаж, отрегулировав тем самым баланс запасов и потребления и сохраняя как минимум три уровня запаса:
· минимальный (гарантированный, страховой) запас (Запасmin),
· запас текущий «точки заказа» (ЗапасTZ) - уровень, при котором к моменту поступления товаров по заказу величина товаров в текущих запасах будет равна нулю,
· максимальный запас (Запасmax), при котором товарные излишки образуются в пределах нормы и есть полная уверенность их реализации в ближайшем будущем.
С течением времени зависимость уровней запасов оценивается неравенством:
Запасmin < ЗапасTZ < Запасmax
Рекомендуется сохранять уровень товарных запасов на максимальном уровне только если ожидается повышение рыночных цен реализации или дефицита товара на этапе производства, выращивания, откорме и так далее. В противном случае уровень максимального запаса должен стремиться к уровню «точки заказа». В условиях значительной инфляции, когда покупательская способность денежной единицы резко падает с течением непродолжительного промежутка времени, уровень запасов должен быть минимальным.
Система управления товарными запасами с фиксированным объёмом поставок целесообразна для товаров с низкой стоимостью, высокой рентабельностью, низкими затратами на хранение, относительно постоянным уровенем спроса.
Система управления товарными запасами с фиксированным интервалом времени поставок целесообразна для товаров с высокой удельной стоимостью и высокими складскими расходами.
Оптимальный уровень товарных запасов в идеале достигается в точке равновесия спроса и предложения (Рисунок 1). При достижении уровня товарных запасов по каждому виду товаров в некотором объеме q‘, можно с полной уверенностью утверждать, что все товары будут полностью реализованы. Рациональное управление товарными запасами достигается в точке равновесия спроса и предложения.
Рисунок 1 - Уровень товарных излишек в зависимости от спроса и предложения на товар
Существенной частью квалифицированного управления производственными запасами является установление оптимального уровня страховых запасов товаров. Недостатки в расчетах нормативов минимального(страхового) уровня запасов приводят к образованию дефицита товаров и как следствие упущенных доходов, или к дополнительным расходам по содержанию излишних товарных запасов. Расчет нормативов страховых запасов сырья и материалов выполняют так же тщательно, как и расчет текущих запасов. Случайный характер факторов, обусловливающих необходимость страховых запасов, предопределяет использование при расчетах аппарата теории вероятности.
Учет факторов, влияющих на уровень страховых запасов, связан с изменениями потребностей покупателей и основывается на прогнозировании величины покупательского спроса и вероятных величин его отклонения в планируемом периоде. Влияние факторов, определяемых условиями поставки товаров, выражается в отклонениях интервалов поставок сырья и материалов от заданных, из-за нарушений ритмичности оформления заказов, задержек в пути и так далее.
Соотношение между текущими запасами товаров (ЗапасTZ), их прогнозируемым объемом реализации (Vпр), пополнением и уровнем страховых запасов товаров (Запасmin) рассчитывается для каждого вида товара следующим образом:
Запасmin > (ЗапасTZ – Товары на заказ – Vпр)
Страховой запас должен обеспечить необходимый уровень спроса в непредвиденных ситуациях задержек по срокам очередной партии поставок для пополнения текущего запаса. Если поставки товаров осуществляются в срок, то уровень страхового запаса товаров остается без изменений.
При выборе стратегии управления товарными запасами главную роль играют издержки управления запасами. Поскольку расходы, связанные с необходимостью ускорения оборачиваемости, как правило, экономически обоснованы, то максимальное сокращение интервалов между поставками товаров с учетом плана реализации обеспечит доходность торговой деятельности.
Таким образом, товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов. Решению этой задачи способствует, прежде всего, комплексный подход к снабженческо-заготовительным процессам, согласующимся с планами реализации, посредством различных инструментов в зависимости от компетентности и профессионализма персонала, используемых информационных технологий, программного обеспечения, степени автоматизации процесса снабжения и реализации, организации документооборота и скорости обработки всей документации.
2 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ООО «МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАС»
2.1 Краткая характеристика предприятия торговли
Объектом данного анализа является торговое предприятие – ООО «Мебель для Вас». Организационно-правовая форма магазина – индивидуальное предприятие. Магазин находится по адресу г.Екатеринбург улица Ереванская дом 2б Телефон: (343)222-28-85
Торговое предприятие начало свою деятельность января 2004 года. Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, специализируется на продаже мебели. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.
Магазин ООО «Мебель для Вас» располагается на арендованных площадях бывшего продуктового магазина, в котором после ремонта и переоборудования он начал деятельность. Общая площадь торгового предприятия составляет 680 кв. м. Площадь торгового зала магазина составляет 457 кв. м. В торговом зале выставлены образцы мебели.
Магазин располагается в самом отдаленном районе города, что не очень удобно для остальных жителей города. Однако в этом районе это единственный мебельный магазин. Перед магазином предусмотрена небольшая автомобильная парковка, что очень удобно для покупателей. Магазин работает с 10-00 до 19-00, без перерыва, в выходные магазин работает: в субботу с 10-00 до 18-00, а в воскресенье – с 10-00 до 16-00. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей.
Поставки производятся из разных городов России: Екатеринбург, Новосибирск, Бирск, Агидель, Воронеж. Поставки по договорам производятся прямым назначением силами магазина и поставщиков. Это дает возможность снизить продажную цену от 10 до 15%, что делает этот магазин более привлекательным.
Численность работающих 14 человек: 1 – директор, 1– зам. директора, 1 - бухгалтер, 2 – экспедитора, 4 – продавцов-кассиров, 4 – грузчика (они же являются сборщиками мебели), 1 – технический персонал.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. Организационная структура предприятия показана на рисунке 1.
ООО «Мебель для Вас»
2.2 Анализ товарооборота и товарных запасов
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
В первую очередь изучим изменение состава, динамики и структуры оборотных средств. При этом следует иметь в виду, что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует о стабильном, хорошо отлаженном процессе закупки и сбыта продукции. Существенные ее изменения говорят о нестабильной работе предприятия.
Анализ состава и структуры оборотных средств ООО «Мебель для Вас» за 2009 – 2010 г. представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Состав и структура оборотных средств ООО «Мебель для Вас» за 2009 – 2010 гг.
Наименование | 2009 год | 2010 год | Изменения | |||
состав, тыс. руб. | структура, % | состав, тыс. руб. | структура, % | тыс. руб. | темп роста, % | |
Запасы | 4410 | 57,1 | 4897 | 57,1 | 487 | 111 |
НДС по приобретенным ценностям | 1 | 0,013 | 1 | 0,009 | 0 | 100 |
Дебиторская задолженность (долгосрочная) | - | - | - | - | - | - |
Дебиторская задолженность (краткосрочная) | 1695 | 21,9 | 2040 | 23,8 | 345 | 120,4 |
Краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) | - | - | - | - | - | - |
Денежные средства | 1617 | 20,9 | 1641 | 19,1 | 24 | 101,5 |
Прочие оборотные средства | - | - | - | - | - | - |
Итого оборотных активов | 7723 | 100 | 8579 | 100 | 856 | 111,1 |
Следует отметить, что в таблице приведены среднегодовые значения показателей, рассчитанные как половина суммы остатков на начало и конец периода.
По данным таблицы 1 можно отметить, что среднегодовая стоимость оборотных активов за анализируемый период увеличилась на 11,1%, что в стоимостном выражении составило 856 тыс. руб. Рост оборотных активов вызван следующими изменениями:
- ростом запасов на 487 тыс. руб. или на 11%, что связано с увеличением объемов производства продукции и выполнения услуг, а также удорожанием используемого сырья и материалов;
- увеличением размера краткосрочной дебиторской задолженности в 2009 году на 20,4%, что в денежном выражении составило 345 тыс. руб., связанное с ухудшением платежной дисциплины со стороны контрагентов;
- ростом суммы денежных средств в абсолютном выражении на 24 тыс. руб. или 1,5%.
Существенную долю в структуре оборотных активов занимают производственные запасы, удельный вес которых в структуре текущих активов за рассматриваемый период составлял 57,1%. Доля дебиторской задолженности за период возросла с 21,9 до 23,8%. Доля денежных средств в структуре текущих активов также снизился за период с 20,9 до 19,1%.
Рисунок 2 - Структура текущих активов 2009 год
Рисунок 3 - Структура текущих активов на 2010 год
Таким образом, более 20% средств оказались замороженными в составе дебиторской задолженности. За период оборотные активы имели тенденцию к росту только за счет растущих долгов покупателей и заказчиков. Данная ситуация негативно сказывается на развитии предприятия, так как сформированная предприятием структура оборотных активов ставит его финансовое благополучие в прямую зависимость от поступления средств от дебиторов.
Далее произведем анализ товарооборота магазина.
Таблица 2 - Динамика розничного товарооборота магазина ООО «Мебель для Вас» за 2009-2010 г.
Год | Фактический Товарооборот (руб.) | Темп роста,%
|
2009 | 11191 | 100,00 |
2010 | 15913 | 142,19 |
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
Где Тф − фактический товарооборот;
Тб − базовый товарооборот;
п – количество анализируемых периодов.
%
Из таблицы видно, что за последние два года розничный товарооборот увеличился на 4722 тыс. руб., что составляет 42% к фактическому товарообороту 2009 года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) и в связи с увеличением розничных цен на товары.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 3 товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы.
Таблица 3 - Анализ структуры товарооборота магазина ООО «Мебель для Вас»
Товарные группы
| 2009год | 2010год | Изменения в динамике структуры товарооборота, % | Темп отклонения (%) | ||||
Сумма, руб. | Удельный вес, % | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | |||
Сумма, руб. | Удельный вес, % | |||||||
Мягкая мебель | 1692 | 15,12 | 2513 | 15,79 | 821 | 0,670491 | 129,09 | 117,362056 |
Мебель для кухни | 893 | 7,98 | 1340 | 8,42 | 447 | 0,443701 | 130,49 | 118,629186 |
Гостиные | 2149 | 19,20 | 3171 | 19,93 | 1022 | 0,731612 | 128,32 | 116,66223 |
Прихожие | 1408 | 12,58 | 2091 | 13,14 | 683 | 0,55404 | 129,06 | 117,32742 |
Спальни | 1909 | 17,06 | 2653 | 16,67 | 744 | -0,39221 | 120,77 | 109,79878 |
Детские | 1874 | 16,75 | 2244 | 14,10 | 370 | -2,65481 | 104,03 | 94,579437 |
Офисная мебель | 1260 | 11,26 | 1895 | 11,91 | 635 | 0,647173 | 130,71 | 118,83632 |
итого | 11191 | 100 | 15913 | 100 | 4722 | - | 123,61 | 112,38165 |
Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи мебели для кухни и офисной мебели (на 30,49% и 30,72% соответственно). Увеличилась доля мягкой мебели и прихожих в общем товарообороте (29,098% и 29,06% соответственно). Продажа мебели для гостиной увеличилась на 28,33%. Продажа спальной мебели выросла на 20,78%, но при этом удельный вес в общем товарообороте снизился на 0,39%. Возрос удельный вес мебели для детской комнаты на 4,04%, удельный вес в общем товарообороте снизился на 2,65%. Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62% . Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации кухонной и офисной мебели.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн + П = Р + В + Зк
Где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;
П – поступление товаров;
Р – розничный товарооборот;
В – прочее выбытие товаров;
Зк − запасы товаров на конец отчетного периода.
Таблица 4 - Товарный баланс розничного товарооборота за 2009 и 2010 год
Показатель | 2009 год | 2010 год | Отклонение в сумме (+,-) | Влияние на динамику товарооборота |
Запасы товаров на начало года | 1019 | 921 | -98 | 90,3827 |
Поступление товаров | 11741 | 16980 | +5239 | 124,0903 |
Прочее выбытие товаров | 419 | 393 | -26 | 93,7947 |
Запасы товаров на конец года | 1150 | 1595 | +445 | 138,69565 |
Розничная реализация товаров(т/от) | 11191 | 15913 | +4722 | 123,6198 |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 4722 тыс. руб. Это произошло не за счет завышенных товарных запасов, а за счет роста поступления товаров в магазин (5239 тыс. руб.). Увеличение прочего выбытия товаров снизило товарооборот на 26. Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года. Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. На предприятии в 2010 году прочее выбытие товаров повысилось по сравнению с 2009 годом на 26.
Режим работы и торговая площадь магазина не изменились по сравнению с отчетным годом. Следовательно, материально-техническая база не повлияла на товарооборот.
Далее представим размеры запасов на складе в таблице 5.
Таблица 5 – Размеры запасов на складе
Сырье и материалы | Годовая потребность, тыс. руб. | Средние остатки на складе, тыс. руб. |
Мягкая мебель | 756 | 546 |
Мебель для кухни | 623 | 492 |
Гостиные | 153 | 146 |
Прихожие | 329 | 296 |
Спальни | 420 | 368 |
Детские | 501 | 454 |
Офисная мебель | 642 | 556 |
Мягкая мебель | 499 | 347 |
Итого | 6126 | 4897 |
Из таблицы видно, что годовая потребность в сырье и материалах составляет 6126 тыс. руб. Средний остаток запасов на складе достаточно велик и составляет 4897 тыс. руб.
Оценка эффективности использования производится на основе показателей оборачиваемости и длительности оборота.
Таблица 6 - Показатели оборачиваемости
Наименование показателя | Формула расчета | 2009 год | 2010 год | Отклонение |
Коэффициент оборачиваемости запасов | Выручка от реализации : Среднегодовая стоимость запасов | 1,32 | 3,25 | 1,93 |
Период оборота запасов, дней | 360 дней : Оборачиваемость запасов | 273 | 110 | -163 |
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов - отражает скорость реализации запасов.
Оборачиваемость запасов на анализируемом предприятии имеет динамику повышения с 1,32 об/год в 2009 году до 3,25 об/год. При этом период оборота запасов снижается на 163 дня, что является позитивным в развитии предприятия.
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Эффективное управление запасами
В ходе управления оборотными активами необходимо всегда помнить о том, что каждая из составных частей оборотных активов имеет свои особенности:
- обоснование запасов должно производиться на основе расчета оптимальной партии поставки и среднесуточного остатка с учетом эффективной системы контроля за их движением;
- управление дебиторской задолженностью подразумевает не только анализ динамики ее состояния, удельного веса, состава и структуры за предыдущий период, но и формирование кредитной политики по отношению к покупателям продукции, систему кредитных условий, а также систематический контроль дебиторов;
- управление денежными средствами предусматривает не только контроль уровня абсолютной ликвидности, но и оптимизацию среднего остатка всех денежных средств на основе расчетов операционного, страхового, компенсационного и инвестиционного резервов.
При этом контроль за движением денежных потоков должен осуществляться в соответствии с бюджетом поступлений и расходований денежных средств в устранения кассовых разрывов.
Не менее важным аспектом в политике управления оборотными активами является формирование рациональной структуры источников его финансирования. Если для финансирования постоянной части оборотных активов используются собственные и приравненные к ним средства, то для покрытия части варьирующих активов целесообразно применять механизм краткосрочного кредитования, виды и формы которого зависят от движения оборотного капитала предприятия и длительности и производственно-коммерческого цикла.
Начнем с определения оптимального размера заказа. Сначала представим размеры запасов на складе в таблице 7.
Таблица 7 – Размеры запасов на складе
Сырье и материалы | Годовая потребность, тыс. руб. | Средние остатки на складе, тыс. руб. | Стоимость одной закупки, тыс. руб. |
Мягкая мебель | 756 | 546 | 80 |
Мебель для кухни | 623 | 492 | 80 |
Гостиные | 153 | 146 | 20 |
Прихожие | 329 | 296 | 30 |
Спальни | 420 | 368 | 40 |
Детские | 501 | 454 | 50 |
Офисная мебель | 642 | 556 | 50 |
Итого | 6126 | 4897 | 650 |
Из таблицы видно, что годовая потребность в сырье и материалах составляет 6126 тыс. руб. Средний остаток запасов на складе достаточно велик и составляет 4897 тыс. руб. Исходя из данных, количество доставок за год рассчитаем как отношение годовой потребности в запасах к стоимости одной закупки:
Далее определим срок расходования одной закупки:
Представим затраты на выполнение и содержание запасов в таблице 8.
Таблица 8 – Затраты на выполнение и содержание запасов
Сырье и материалы | Затраты на транспортировку, тыс. руб. | Затраты на хранение, тыс.руб. | Итого |
Мягкая мебель | 5,9 | 1,2 | 7,1 |
Мягкая мебель гостинная | 6,2 | 1,38 | 7,58 |
Мебель для кухни | 1,3 | 1,1 | 2,4 |
Гостиные | 2,1 | 0,5 | 2,6 |
Прихожие | 1,8 | 0,6 | 2,4 |
Спальни | 2,5 | 0,6 | 3,1 |
Итого | 33 | 8 | 41 |
Затраты на транспортировку одной партии заказа составляют 33 тыс. руб. Затраты на хранение составляют 8 тыс. руб.
Общие расходы на транспортировку и хранение при заказе указанными партиями составят:
Таким образом, сумма общих годовых расходов на выполнение и хранение запасов составляет 2911 тыс. руб.
Для снижения затрат на выполнение и хранение запасов определим оптимальный размер заказываемой партии. Данные для расчетов возьмем из таблиц 8 и 9.
= 224,8 тыс. руб.
Рассчитаем количество доставок в год:
Определим срок расходования одной партии, период дней между заказами:
Общие расходы на выполнение и хранение запасов заказе партиями оптимального размера составят:
Для проверки снизим оптимальный размер заказа до 200 тыс. руб. Тогда общая сумма расходов на выполнение и хранение запасов составит:
3.2 Эффективность мероприятий
Таким образом, при выполнении одного заказа на 224,8 тыс. руб., затраты составят 1798,5 тыс. руб., экономия средств составит:
2911 т.р. – 1798,5 т.р. = 1112,5 тыс. руб.
Рассчитанный оптимальный размер заказываемой партии позволяет сократить издержки на транспортировку и хранение запасов, а также снизить величину денежных средств, вложенных в запасы. Ранее в течение года на выполнение всех доставок требовалась сумма в 9021 т.р. денежных средств.
При выполнении оптимального размера заказа в течение года потребуется только
Снижение суммы финансовых средств на формирование запасов в течение года составит:
9021т.р. – 7913,06 т.р. =1107,97 т.р.
Далее графически представим зону допустимой точности оптимального размера заказа на рисунке 2.
Рисунок 2 – Зона допустимой точности оптимального размера заказа
Из рисунка видно, что при размере одной заказываемой партии от 150 до 300 тыс. руб., сумма общих расходов на выполнение и хранение запасов не превысит 2000 тыс. руб.
Таблица 9 - Финансовые результаты оптимизации размера заказа
Показатель | Фактический показатель | Оптимизированный показатель |
Годовая потребность в сырье и материалах | 6126 | 6126 |
Размер одного заказа | 650 | 224,8 |
Сумма расходов на выполнение и хранение запасов | 2911,01 | 1798,48 |
Полученная экономия средств | 1112,53 |
В результате определения оптимального размера заказа получена годовая экономия в результате сокращения расходов на выполнение и хранение запасов в размере 1112,53 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.
Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, иначе говоря, «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:
· внешние факторы – налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
· внутренние факторы – пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.
Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:
1) удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;
2) абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);
3) темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;
4) оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;
5) показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.
Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.
Товарные запасы анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических товарных запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов.
В результате произведенного анализа ООО «Мебель для Вас» выявлено, что среднегодовая стоимость оборотных активов за анализируемый период увеличилась на 11,1%, что в стоимостном выражении составило 856 тыс. руб. Рост оборотных активов вызван следующими изменениями:
- ростом запасов на 487 тыс. руб. или на 11%, что связано с увеличением объемов производства продукции и выполнения услуг, а также удорожанием используемого сырья и материалов;
- увеличением размера краткосрочной дебиторской задолженности в 2009 году на 20,4%, что в денежном выражении составило 345 тыс. руб., связанное с ухудшением платежной дисциплины со стороны контрагентов;
- ростом суммы денежных средств в абсолютном выражении на 24 тыс. руб. или 1,5%.
Так же видно, что за последние два года розничный товарооборот увеличился на 4722 тыс. руб., что составляет 42% к фактическому товарообороту 2009 года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) и в связи с увеличением розничных цен на товары.
Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен.
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи мебели для кухни и офисной мебели (на 30,49% и 30,72% соответственно). Увеличилась доля мягкой мебели и прихожих в общем товарообороте (29,098% и 29,06% соответственно). Продажа мебели для гостиной увеличилась на 28,33%. Продажа спальной мебели выросла на 20,78%, но при этом удельный вес в общем товарообороте снизился на 0,39%. Возрос удельный вес мебели для детской комнаты на 4,04%, удельный вес в общем товарообороте снизился на 2,65%. Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62% . Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации кухонной и офисной мебели.
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 4722 тыс. руб. Это произошло не за счет завышенных товарных запасов, а за счет роста поступления товаров в магазин (5239 тыс. руб.). Увеличение прочего выбытия товаров снизило товарооборот на 26. Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года. Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. На предприятии в 2010 году прочее выбытие товаров повысилось по сравнению с 2009 годом на 26.
Годовая потребность в сырье и материалах составляет 6126 тыс. руб. Средний остаток запасов на складе достаточно велик и составляет 4897 тыс. руб.
Оборачиваемость запасов на анализируемом предприятии имеет динамику повышения с 1,32 об/год в 2009 году до 3,25 об/год. При этом период оборота запасов снижается на 163 дня, что является позитивным в развитии предприятия.
В результате применение предложений по повышению эффективности управления запасами позволило получить экономию при формировании оптимального размера заказа сырья и материалов в размере 1112,53 тыс. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: учеб. пособие/М.М. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 456с.
2. Бизнес-планирование [Текст]: учебник / Под ред.В.М. Попова, С.И. Ляпунова. - М.: Дело, 2006. - 672 с.: ил.
3. Бизнес-планирование [Текст]: учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 670 с.
4. Бринк, И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. [Текст]: / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. - Ростов-на-Дону, 2005. - 378 с.
5. Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст]: учебник для вузов/А.В. Бусыгин. - М.: Экзамен, 2005. - 639 с.
6. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование [Текст]: учебник/ М.И. Бухалков. - М.: Инфра - М.: Инфра-М,, 2006. - 392 с.
7. Вебер, М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. [Текст]/М. Вебер. - М.: Приор, 2005. - 345 с.
8. Горемыкин, В.А. Бизнес-план: Методика разработки.45 реальных образцов бизнес-планов [Текст] / В.А. Горемыкин., А.Ю. Богомолов. - М. Инфра-М,, 2005. - 864 с.
9. Грибалев, Н.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению [Текст] / Н.П. Грибалев, И.Г. Игнатьева. - СПб.: Перспектива, 2007. - 158 с.
10. Грибов, В.Д. Основы бизнеса [Текст]: учебное пособие/ В.Д. Грибов. - М.: Инфра-М, 2006. - 159 с.
11. Грибов, В.Д. Основы бизнес-плинорования [Текст]: учебное пособие/В.Д. Грибов. - М.: Инфра-М, 2006. - 209 с.
12. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] /Л.П. Дашков. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 125 с.
13. Деловое планирование [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 478 с
14. Деловое планирование [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 478 с
15. Ковалев, В.В., Ковалев В.В. Финансы предприятий [Текст]: учебное пособие/В.В. Ковалев. - М.: Инфра-М, 2008. - 352 с.
16. Ковалев, А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - 2 изд., пераб., доп. [Текст]/ А.И. Ковалев, В.П. Привалов. - М.: Центр экономика и маркетинга, 2005. - 188 с.
17. Ковалева, А.М. Финансы фирмы [Текст]: учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамой . - М.: Инфра-М, 2005. - 416 с.
18. Кожинов, В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата[Текст]: учебно-метод. пособие/В.Я. Кожинов. - М.: Экзамен, 2005. - 319 с.
19. Косов, В.В. Бизнес-план: обоснование решений [Текст]: учебное пособие./В.В. Косов. - М.: Инфра-М, 2008. - 272 с.
20. Наговицина, Л.П. Как управлять товарными запасами [Текст]/Л.П. Наговицына. - М.: Экономика, 2006. - 111с.
21. Осипова, Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности [Текст]: учеб. - 2 изд., перераб., доп./ Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М. .: Юнити - Дана, 2006. - 623 с.
22. Памбухчиянц, В.К. Коммерция и технология торговли [Текст]/В.К. Памбухчиянц. - Инфра - М, 2008. - 456 с.
23. Памбухчиянц, В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий [Текст]: учебник/В.К. Памбухчиянц. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2007. - 320 с.
24. Панкратов, Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник /Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Маркетинг, 2005. - 328 с.
25. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст] :учеб. - 6 изд., перераб., доп. /Ф.Г. Панкратов. - М.: Дашко и К, 2003. - 504 с.
26. Савельева, М.Ю. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: учебно-методический комплекс/ М.Ю. Савельева. - Новосибирск: НГАЭ иУ, 2003. - 200с
27. Синецкий, Б. Организация коммерческой деятельности. [Текст]/Б. Синецкий.- м.: Финансы и статискика, 2005. - 354 с.
28. Торговое дело [Текст] / Под ред. В.В. Железнова. - М.: Филин, 2007. - 356 с.
29. Экономика торгового предприятия [Текст] / Под ред. А.С. Жукова. - М.: Дашков и К, 2009. - 256 с.
2
Информация о работе Планирование товарных запасов на предприятии торговли