Отраслевая структура промышленности Белоруссии и направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:33, курсовая работа

Краткое описание

Роль и значение промышленности в системе национальной экономики Республики Беларусь.

Оглавление

•Введение
◦1. Промышленность - важнейший сектор национальной экономики
◦1.1 Роль и значение промышленности в системе национальной экономики Республики Беларусь
◦1.2 Понятие отраслевой структуры промышленности, показатели и факторы, ее определяющие
◦2. Анализ отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь
◦2.1 Промышленность Республики Беларусь в современных условиях развития экономики
◦2.2 Анализ динамики отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь
◦3. Совершенствование отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь
◦3.1 Необходимость и направления совершенствования отраслевой структуры промышленности
◦3.2 Основные мероприятия по совершенствованию отраслевой структуры промышленности
◦Заключение
◦Список использованных источников
◦Приложение 1
◦Приложение 2
◦Приложение 3
◦Приложение 4
◦Приложение 5
◦Приложение 6
◦Приложение 7
◦Приложение 8
◦Приложение 9
◦Приложение 10

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 124.30 Кб (Скачать)

Основным источником инвестиций в основной капитал по-прежнему оставались собственные средства организаций  и бюджетные средства. В январе-октябре 2005 г. они составили соответственно 48,2 и 23,9% от их общего объема (в январе-октябре 2004 г. - 49,4 и 25,7%), в то время как  инвестиции за счет кредитов банков (без  иностранных кредитов) и иностранных  источников (включая иностранные  кредиты) составили соответственно 12,9 и 2,3% (соответственно 11,2 и 2,8%).

Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг за январь-сентябрь 2005 г. составила 14,2%, рентабельность продаж - 8,7% (за январь-сентябрь 2004 г. соответственно 14,2 и 8,5%).

Тем не менее положительная динамика работы промышленности не снимает с повестки дня вопрос реструктуризации отраслевой структуры промышленности. Более того, принимая во внимание то обстоятельство, что основная часть промышленных предприятий является государственными, оптимизация отраслевой структуры промышленности приобретает большую актуальность.

3. Совершенствование  отраслевой структуры  промышленности Республики  Беларусь

3.1 Необходимость и  направления совершенствования  отраслевой структуры  промышленности

На  оптимизацию отраслевой структуры направлен  научно-технический  прогресс. Над ним  работают все фирмы  и корпорации за рубежом. Дело в том, что  в последние годы в себестоимости  продукции появляются и увеличиваются  новые затраты  общего назначения (банковские, консалтинговые, информационные, телекоммуникационные, научного обслуживания и т.д.). Их рост должен компенсироваться, как  это происходит в  развитых странах, снижением  затрат на традиционные виды услуг: торговли, транспорта, коммунального  обслуживания и т.д. К сожалению, в  Беларуси наблюдается  обратная тенденция. Постоянно растущие цены на коммунальные и транспортные услуги для промышленного  сектора республики не имеют под собой  рыночной основы. Производственный сектор покрывает  их убытки и низкий технический уровень.

Нельзя  не упомянуть о  масштабной стратегии "разделения производственного  процесса между разными  странами", используемой мировой экономикой в качестве главного инструмента снижения затрат в условиях неуклонно возрастающей технологической  сложности производства.

Оптимизируя затраты, менеджеры  выносят некоторые  стадии производства за пределы страны, поскольку разница  в издержках в  разных государствах весьма значительная. Прибегая к партнерству, развитые страны обычно экономят на оплате труда, а развивающиеся  приобщаются к  научно-техническому прогрессу путем  подтягивания технологий до уровня передовых  стандартов.

Эффективная кооперация и партнерство  помогают также формировать  общую концепцию  ценового стратегического  и тактического взаимодействия.

Активно включается в международное разделения труда и Россия, предпочитая импорт качественных и приемлемых по ценам "частей и компонентов" машиностроительной продукции из развитых стран. Он вырос в 1994 - 2002 гг. с 70,4 до 75,2%, тогда как импорт из стран СНГ и за этот же период снизился с 30 до 15%. Остальная часть покрывалась расширением круга внутренних поставщиков. Эксперты отмечают постепенную переориентацию России на партнеров из дальнего зарубежья.

Чтобы сохранить партнерство  с Россией или  включиться в него "при  изготовлении частей и компонентов  продукции" с другими  странами, Беларуси необходимо сменить  политику активного  протекционизма на политику интеграции в международное  разделение труда, используя его преимущества в формировании эффективной отраслевой и воспроизводственной структуры валового внутреннего продукта.

Перед отечественной экономикой стоит задача - выявить  и (или) сформировать отрасли, и производства с высоким коэффициентом  добавленной стоимости, постоянно переходя на продукцию (и технологии ее производства), рост цен на которую  и сейчас и в  будущем будет  обгонять рост промежуточных  затрат.

Необходимость структурной перестройки  в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:

морально  устаревшая материально-техническая  база, не позволяющая  работать в условиях рынка;

сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется  отставанием производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг.

низкая  конкурентоспособность  большинства видов  производимой продукции.

неоптимальная концентрация производства - доминирование крупных  и сверхкрупных предприятий.

Переход от планового хозяйства  к рыночному неизбежно  ведет к существенному  изменению структуры  всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных  механизмов управления экономикой неразрывно связаны с кризисными явлениями, которые  можно решить, только проводя грамотную  и проработанную  структурную политику.

Механизм  структурной перестройки  представляет собой  способ обеспечения  наиболее рационального  распределения ограниченных ресурсов, перераспределения  их между отраслями, продукция которых  теряет востребованность, и комплексом формирующихся  отраслей, которые  составят ядро новой  отраслевой структуры  промышленности. В  результате перераспределительных процессов меняется система взаимосвязей между различными видами производственной деятельности, формируется оптимальная отраслевая структура промышленности.

Обеспечение крупномасштабного  распределения труда  и капитала в короткие сроки с минимальными социальными и  экономическими издержками возможно только при  условии взаимодействия механизма рынка  и государственного регулирования структурных  сдвигов. Механизм государственного регулирования структурной  трансформации промышленности призван дополнять  рыночный механизм самонастройки  экономического организма. Он ускоряет формирование новой отраслевой структуры промышленности, если государственная  промышленная политика строится в соответствии с требованиями объективных  закономерностей  структурной перестройки. Но если регулирующая деятельность государства  им противоречит, вмешательство  государства в  процесс структурных преобразований будет его тормозить.

Общей чертой различных  моделей структурной  перестройки государств с развитой рыночной экономикой (например, Япония, США, Германия) является всемерная поддержка государством новых отраслей. Их развитие связано с капиталовложениями в новейшую технику и сопряжено с большим коммерческим риском, что обуславливает необходимость государственной поддержки. Особое место в государственной политике в отношении наукоемких отраслей занимает программа помощи малому инновационному бизнесу, важнейшему субъекту процесса формирования высокотехнологичных производств. Например, США имеют успешный опыт организации помощи малому предпринимательству через систему венчурных фондов, активно поддерживаемых государством.

Особенностью  современной структурной  перестройки является тесная взаимосвязь  промышленной и научно-технической  политики, подчиненность  их общей цели: утверждению  в качестве господствующего  прогрессивного технологического уклада и формированию на его основе оптимальной  отраслевой структуры, обеспечивающей высокую  конкурентоспособность  экономики. Как показывают исследования, условием осуществления структурной  трансформации с  минимальными негативными  последствиями выступает  согласованность  действий субъектов  хозяйствования в  ходе структурных  изменений и скоординированность регулирующих мероприятий на различных уровнях управления.

В механизме структурной  перестройки существенную роль играет промышленное предприятие, занимающее двойственное положение: с одной стороны, в механизме государственного управления структурными преобразованиями промышленное предприятие выступает  как объект регулирующей деятельности государства, с другой - как  субъект механизма  реализации промышленной политики на микроуровне. Структурная перестройка  в промышленности осуществляется в  ходе взаимоотношений  государства с  хозяйствующими субъектами, а также между  самими хозяйствующими субъектами в процессе межотраслевой конкуренции  по поводу перераспределения  труда и капитала между отраслями в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса.

Роль  государства в  переходный период должна быть активной, так  как если процесс  перехода пустить  своим ходом, то в  результате перестройки  можно получить экономику  с серьезными и  тяжелыми структурными деформациями.

Совершенствование отраслевой структуры  промышленности Республики Беларусь должно быть направлено на повышение  качественных параметров производства и выпускаемых  изделий, усиление ресурсосбсрегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Структурные изменения необходимо производить в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Структурные преобразования должны осуществляться на микроуровне - уровне подотраслей и видов производств - главным образом за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства. При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.

Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при  росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т.д.). При этом в нее  все больше проникают  новейшие прогрессивные  технологические  процессы, внедряются микропроцессоры  и микросхемы, которые  оказывают громадное  воздействие на структуру  производства и способствуют массовому высвобождению  из производственного  процесса рабочей  силы. Комплексная  автоматизация производства, разработка "безлюдной" технологии - ведущие  направления научно-технического прогресса. В целом  в последние десятилетия  в индустриально  развитых странах  общая закономерность отраслевых сдвигов  заключается в  заметном снижении удельного  веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической  модернизации промышленности и быстром росте  отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные  изменения происходят на уровне подотраслей, в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства.

Выбор собственной специализации  машиностроения, да и всего промышленного  сектора страны должен стать во главу  угла ее промышленной политики.

Возможно, это будет наиболее часто упоминаемый  в правительственных  кругах автомобильный  сектор с сопутствующими производствами, объединенными  единой технологической  платформой. Но уровень  этой платформы должен быть по современному высоким.

Совершенно  очевидно, что станкостроению Беларуси необходимо подняться на среднемировой  уровень, как это  сделала Россия, создав совместные (с единым товарным знаком) российско-швейцарские  и российско-японские производства, успешно  конкурирующие с китайскими. От судостроения, своей традиционной отрасли, отказывается сейчас даже Швеция, посчитав его слишком материало- и трудоемким, а следовательно, дорогостоящим, хотя цены на их корабли все еще достаточно высоки. Принимая во внимание вышеназванную аргументацию, Беларуси, может быть, целесообразно отказаться от производства комбайнов и многих видов сельскохозяйственной техники, а также тех видов машиностроительной продукции, цены на которые падают, а запасы на складах растут на фоне успехов той же России, ищущей партнеров более высокого класса. Министерством промышленности РБ в 2004 г. начата проработка комплекса мер по развитию интеграции, вхождению ведущих белорусских машиностроительных производств в международные корпоративные структуры. Следующим направлением структурной перестройки промышленности должно стать формирование производственных объединений по типу корпоративных структур (холдингов), которые производят технику и машины в едином технологическом комплексе. В рамках таких холдингов должна будет осуществляться технологическая специализация, чтобы не каждый завод, а холдинг (или ассоциация холдингов) имели обслуживающий всех пользователей:

качественный  металлургический завод  с лазерными технологиями литья и физико-химическими  технологиями с совмещением  пластической и термической  обработки стали  и т.д.;

обрабатывающий  завод с новейшим оборудованием, физико-химическими  способами обработки  поверхностей; лазерной, ультразвуковой, плазменной технологиями, воздействием сильных магнитных  полей, сверхвысоких давлений и т.д.;

инструментальный, ремонтный и другие заводы, имеющие в  своем составе  множеством мелких и  средних производств, связанных межфирменной кооперацией.

Они способны не только вытеснить десятки  и сотни мелких цехов и участков, но и сохранить  многопрофильность и многономенклатурность машиностроительной продукции страны, максимально связав ее через кооперацию с производственными потребностями всех отечественных предприятий, и не только белорусских.

Расчет  на автономную работу каждого завода для  инновационной экономики  не подходит. Мировая  практика реструктуризации промышленности показывает, что наиболее эффективной  является кооперация (отечественная  и зарубежная) с  объединением целей, ресурсов, стандартов, технологий, затрат и результатов.

Информация о работе Отраслевая структура промышленности Белоруссии и направления ее совершенствования