Особенности функционирования организаций различных организационно- правовых форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации как основного субъекта хозяйствования, и исследовать такие организационно-правовые формы организаций как государственная и коллективная. Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и значение организации;
рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду функционирования организации;
выявить особенности функционирования государственных предприятий
рассмотреть специфику организаций коллективной формы собственности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………………...4
1.1Понятие и значение организации в рыночной экономике………………….4
1.2 Классификация и среда функционирования организации…………………6
2.ОЗГАНИЗАЦИОНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ……..…14
2.1Особнности функционирования государственных организаций……….…14
2.2Отличительные черты организаций коллективной формысобственности…………………………………………………………………....17
3.ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………….22
3.1ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………….22
3.2ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………...23
3.3 ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………..24
3.4СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ……………....................................25
3.5Расчет отпускной цены единицы продукции методом пямого счета……………………………………………………………………………..26
3.6ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………….27
3.7ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ………………………………….28
3.8ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………28
СПИСOК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

kursavaya_rabota_po_ekonomike.docx

— 135.66 Кб (Скачать)

Государственное предприятие является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия. По своим обязательствам оно отвечает своим имуществом.

Государственные предприятия учреждаются либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Учредительными документами предприятия являются его устав, решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются его организационно-правовая форма, название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации.

Устав предприятия  утверждается учредителем совместно  с трудовым коллективом.

В функционировании государственных предприятий, независимо от их типа и отраслевой принадлежности, имеется ряд особенностей. Прежде всего это огромная инерционность их развития, невосприимчивость к быстроменяющимся условиям среды, а также относительно низкий уровень производительности труда. Это обусловливается, с одной стороны, существовавшей долгое время централизованной системой управления ими, а с другой стороны, высокой степенью отчужденности работников от средств производства, не создающей заинтересованности у работников в лучшем их использовании. В условиях рынка сохранение этой черты чревато большими осложнениями и социальными последствиями. Следовательно, единственным выходом из этого положения является наделение государственных предприятий большой самостоятельностью в производственной и коммерческой областях деятельности.

Вот почему в качестве первоочередных мер перехода к рынку явилось принятие Закона о предпринимательской деятельности, согласно которому предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения  производственного и социального  развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с  потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе государственными организациями и поставщиками материально-технических  ресурсов. государственный предприятие собственность

Предприятие реализует свою продукцию по ценам  и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в  случаях, предусмотренных законодательством  РФ, по государственным ценам. Предприятие  должно предоставлять государственным  органам информацию, необходимую  для налогообложения и ведения  государственной системы сбора  и обработки экономической информации.

Вместе  с тем наделение предприятия  самостоятельностью в осуществлении  хозяйственной деятельности еще  не решает проблему стимулирования работников в высокопроизводительном труде.

Но в  данном случае возникает вопрос: а  должны ли быть вообще государственные  предприятия и в каком объеме? Общенародная собственность выражает отношение, свойственное всему обществу, а не отдельному конкретному коллективу. Именно поэтому экономически она является объектом отношений всего общества и представляет собой не что иное, как социальный гарант защиты всего общества. Она должна обеспечивать выполнение интересов, которые затрагивают все общество. Таким коренным интересом всего общества является создание условий для такого развития производительных сил, которое обеспечивало бы максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся в условиях увеличивающегося дефицита факторов производства.

Мировая практика свидетельствует, что достижение этих условий происходит с помощью  проведения государством соответствующей  экономической политики (налогообложение, условия кредитования, лицензирование, дотации и т. д.). Фундаментом, на котором  строится такая политика, ее материальной основой является наличие государственного сектора в лице государственных  предприятий, которые дают возможность  государству влиять на динамику и  направленность развития рынка важнейших  товаров и экономики страны в  целом. К примеру, в США государственным заказом охвачено примерно 22 – 23% объема выпускаемой промышленной продукции, а в Италии, Франции и Австрии на государственный сектор приходится более трети объема основных фондов. На практике это означает, что государство должно владеть ключевыми позициями в лице государственных предприятий, прежде всего в базовых отраслях народного хозяйства (энергетика и транспорт, наука и т. д.).

Удельный  вес этих предприятий в каждой отрасли народного хозяйства  должен определяться спецификой и экономическими потребностями. К примеру, в пищевой  промышленности стопроцентный охват  государственными предприятиями должен быть в ликеро-водочной промышленности, в других – намного меньше.

С проблемой  реформирования общенародной собственности  тесно связан вопрос размера предприятия. Дело в том, что предприятия в  условиях рыночных отношений вступают в конкурентную борьбу не только друг с другом, но и с зарубежными  фирмами. Но зарубежные партнеры в своем значительном большинстве – это национальные или транснациональные корпорации, имеющие в своем подчинении десятки, а то и сотни предприятий, действующих, как правило, как единые, связанные совместными интересами организации. Их централизация явилась результатом жесточайшей конкурентной борьбы за создание жизнеспособных образований, адекватных современному уровню производственной и организационной технологии. Отсюда естественно, что для того, чтобы выжить в этой конкурентной борьбе, нашим предприятиям также необходимо объединяться в концерны, консорциумы, межотраслевые объединения, ассоциации и другие крупные организационные структуры, в том числе с участием малых предприятий, кооперативов, частных фирм, предприятий и иностранных фирм. Но в отличие от министерских структур они должны вырастать не из командно-административной необходимости, а из потребности – рыночной и конкурентной среды.

 

2.2 Отличительные черты организаций  коллективной формы собственности

Организация финансов предприятий  негосударственной формы собственности  характеризуется большими возможностями  относительно формирования и использования  финансовых ресурсов. Они могут привлекать средства учредителей предприятия  путем выпуска акций, как паевые взносы, спонсорские средства, финансовую помощь, как государства, так и  негосударственных финансовых институтов. Результат хозяйственной деятельности (сумма полученной прибыли) является собственностью акционеров или учредителей  предприятия. После уплаты налогов  прибыль используется в соответствии с решениями собственников предприятия.

Основной формой хозяйствования в  рыночной экономике является акционерное  общество.

Акционерное общество - это организационно-правовая форма объединения, созданная на основе добровольного соглашения юридических  и физических лиц, которые объединили свои финансовые и материальные ресурсы  и выпустили в обращение акции  с целью получения прибыли.

Акционерное общество является юридическим  лицом, имеет собственное название, устав, печать и баланс. В соответствии с уставом оно может осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству. В уставе, кроме видов деятельности, должны быть указаны виды выпускаемых акций, их номинальная стоимость, количество акций, приобретаемых учредителями, а также ответственность за несвоевременный  выпуск акций.

Акция — вид ценных бумаг, свидетельствующий  о внесении определенных средств в состав имущества акционерного общества и подтверждающий право собственности на долю в уставном капитале. Акция дает ее собственнику право на получение части прибыли (дивиденда) от деятельности акционерного общества и, как правило, на участие в его управлении.

Акционерное общество имеет полную хозяйственную самостоятельность  в производстве и распределении  продукции, в оплате труда своих  работников, в установлении цен, в  порядке распределения и использования  чистой прибыли и т. п.

Акционерные общества могут быть открытого  и закрытого типов. Разница между ними состоит в том, что акционерные общества закрытого типа могут создавать ограниченное количество акционеров, а количество и состав акционеров общества открытого типа не ограничены.

Уставный капитал акционерного общества открытого типа формируется  путем продажи акций в форме  открытой подписки, а в акционерных  обществах закрытого типа уставный капитал создается только лишь за счет за счет взносов учредителей, так  как открытую продажу акции не поступают. Размер уставного капитала акционерного общества открытого типа составляет не менее 1250 минимальных  заработных плат, а общества с ограниченной ответственностью - не менее 625 минимальных  заработных плат.

За счет созданного уставного капитала в акционерных обществах создаются  основные фонды и оборотные активы - материальная основа процесса производства.

Осуществляя свою деятельность, акционерное  общество производит определенные затраты, получает выручку и прибыль. Прибыль  рассчитывается так же, как и на предприятиях других форм собственности - в виде разницы между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и произведенными затратами. Если же затраты превышают сумму выручки (без соответствующих налогов), общество несет убытки.

Полученная прибыль используется в первую очередь на уплату установленных  налогов и платежей в бюджет. Оставшаяся прибыль считается чистой и распределяется по усмотрению акционерного общества. Часть чистой прибыли может направляться на выплату дивидендов акционерам, на пополнение уставного фонда, в  резервный фонд и т. д. Размеры  отчислений от чистой прибыли по указанным  направлениям устанавливаются общим  собранием акционеров общества.

Особенности организации финансов определяются также характером производства, т.е. технологическими особенностями  производства, длительностью производственного  цикла, зависимостью производства от природных  или климатических условий. Различная  фондоемкость и материалоемкость некоторых видов производства определяет структуру расходов на производство и реализацию продукции, соотношения основных фондов и оборотных средств, а это, в свою очередь, определяет различные потребности в финансовых ресурсах. На предприятиях с длительным производственным циклом (судостроительство, самолетостроение), а также с сезонным характером производства (сельское хозяйство) возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, что обуславливает привлечение средств в форме банковского кредита.

Особенности производственного процесса в некоторых видах предпринимательских  структур влияют на скорость оборота  финансовых ресурсов, структуру денежных фондов, обслуживающих этот процесс, взаимоотношения предпринимательских  структур с бюджетом и государственными целевыми фондами.

Несколько иной характер имеют финансы  учреждений и организаций социальной сферы. Учреждения, которые финансируются  из бюджета (школы, больницы, поликлиники, учреждения культуры, детские дошкольные учреждения, государственные органы власти и управления и др.), называются бюджетными. Их финансовая деятельность связана со сметным финансированием, которое заключается в обеспечении  расходов за счет внешнего финансирования. Как метод организации финансовой деятельности сметное финансирование применяется в тех сферах, где  трудно обеспечить самоокупаемость  и прибыльность. В отдельных случаях  в пределах одного предприятия или  организации может применяться  одновременно сметное финансирование и коммерческая деятельность. Например, в государственных ВУЗах обучение студентов осуществляется за счет бюджетных  ассигнований и на платной основе.

 

3. Практическая часть

3.1 Трудовые ресурсы организации

Расчёт показателей использования  трудовых ресурсов

 

         Основными показателями эффективности  использования трудовых ресурсов  являются следующие показатели:

  1. Среднегодовая выработка рассчитывается  по формуле:

(3.3.1.1)


а) в стоимостном выражении:


= 182/21=8,66(млн./чел)

где ВП – объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, млн. руб.;

Чппп – численность промышленно – производственного персонала, чел.

(3.3.1.2)


б) в натуральном выражении:


=1580/21=72,23 (шт./чел)

 

  1.  Среднедневная выработка рассчитывается по формуле:

а) в стоимостном выражении:

(3.3.1.3)



=182000/(21*246)=182000/5166= 35,2 (тыс. руб./чел.-дн)

где - число рабочих дней, дни.

(3.3.1.4)


б) в натуральном выражении:


=1580/(21*246)=0,306(шт./чел.-дн)

 

  1. Среднечасовая выработка  рассчитываемая по формуле:

а) в стоимостном выражении:

(3.3.1.5)



=182000000/(21*246*8) = 4403,8 (руб./чел.-час.)

 

где ВП –  объём выпущенной продукции в  стоимостном выражении, тыс. руб.;

 – продолжительность  рабочей смены, часы.

(3.3.1.6)


б) в натуральном выражении:


=1580/(21*246*8)=0,0382(шт./чел.-час.)

        

      

 

  Таблица 3.3.1.1 – Показатели  использования производительности  труда

Показатели

 

Среднегодовая выработка,

8,66

Среднедневная выработка, тыс. руб./чел.-дн

35,2

Среднечасовая выработка, руб./чел.-час.

4403,8


 

 

 

    1. Основные фонды предприятия

Расчёт показателей  использования основных фондов

Стоимость основных фондов на начало периода

Стоимость вводимых основных фондов

Стоимость выбывших основных фондов

Стоимость основных фондов на конец  периода

Среднегодовая стоимость основных фондов

35

10

5

40

39,6

Информация о работе Особенности функционирования организаций различных организационно- правовых форм