Основные направления структурной трансформации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой. Преимущественную роль в ней играли машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы страны для удовлетворения общесоюзных потребностей.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 160.15 Кб (Скачать)

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Цели, задачи, основные принципы  структурной трансформации экономики

 

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой. Преимущественную роль в ней играли машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы страны для удовлетворения общесоюзных потребностей.

Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, потере дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным спросом населения и ухудшением финансового положения предприятий (более 1/3 убыточные) такая экономика перестала быть востребованной как на внутреннем, так и на внешних рынках, а в число актуальнейших выдвинулась проблема ее модернизации и структурной перестройки в соответствии с современными требованиями рыночной экономики и мировыми тенденциями.

В первые годы экономического кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно на основе косвенного регулирования с помощью монетаристских подходов - либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики, что не привело к ожидаемому результату. По мере выхода из кризисног

состояния утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей как важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационно-инвестиционной политики, учитывающей специфические особенности нашей страны и мировой опыт [4, с.512].

В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются:

несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, значительных объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий. Росте дебиторской и кредиторской задолженностей высокие энерго- и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства; недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости [4, с.513].

Ближайшие два-три пятилетия станут ключевыми для экономики республики. В этот период должна быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования. Создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство с использованием

дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности.

Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий "план мероприятий" по ее улучшению - в действующей системе экономических координат ее реализация вряд ли сможет оказать длительное. Устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и г. Минска, усилить социальную ориентацию преобразований

[4, с.513].

После развала традиционных хозяйственных связей борьба за предотвращение экономического коллапса в стране и необходимость проведения деятельности по социальной защите населения поставили государство как единственный институт. Который был в состоянии обеспечить решение этих задач, в центр общественно-экономической системы Беларуси. Сегодня централизованное управление должно быть

дополнено механизмами конкуренции и инновационной деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:

структурная модернизация экономики; полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики [4, с.514].

При определении направлений структурных преобразований необходимо исходить из принципов: многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам; концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики; постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности; перехода на инновационный путь развития;

социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики сферы услуг; приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией и другими странами СНГ;

гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений; рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств [4, с.514].

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать обеспечение национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение уровня эффективности и конкурентоспособности экономики Беларуси в сравнении со странами - торговыми партнерами.

 

1.2 Концепции перехода к рыночной экономике

 

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии "преследования", ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии "передовых рубежей", суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе НТП [4, с.515].

Структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать отрасли по нижеследующей схеме.

1. Группа отраслей и  производств, базирующаяся на использовании  региональных факторных условий  и ресурсов, ввозимых ресурсов, прежде  всего топливно-энергетических, поступающих  в республику по магистральным  нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК - животноводство, льноводство и картофелеводство; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт). Основным направлением структурной перестройки и роста конкурентоспособности отраслей этой группы является наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения прямых иностранных инвестиций.

Структурная политика в отношении данных отраслей должна быть ориентирована на самостоятельное развитие на основании самофинансирования, что предусматривает построение системы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение. В этой группе целесообразно также привлечение иностранных инвестиций на условиях. не представляющих угрозы национальной безопасности.

2. Традиционные отрасли  промышленности, обладающие высоким  научно-техническим потенциалом  и способные в относительно  короткие сроки повысить уровень  конкурентоспособности выпускаемой  продукции и создать новые  ее виды, соответствующие потребительским  характеристикам мирового и внутреннего  рынков, но нуждающиеся в государственной  поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле - и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность). Основными направлениями структурной перестройки этих отраслей являются модернизация, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий и закупки нового оборудования. Выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

В качестве приоритетов целесообразно выделить технологически взаимосвязанные отрасли, обеспечивающие увеличение выпуска конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, выпуск технологичных конкурентоспособных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.

3. Наукоемкие экспортоориентированные  отрасли и производства, которые  реализуют передовые достижения  научно-технического прогресса и  наиболее полно использующие  человеческий потенциал Беларуси - высококвалифицированный труд. Это  наиболее перспективная. Но требующая  самых больших инвестиций и  затрат человеческого капитала  группа. Она включает отрасли  и производства, разрабатывающие  и внедряющие новейшие и высокие  технологии: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых  видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по  выпуску материалов для микро - и наноэлектроники, композиционных  материалов. По синтезу новых  химических соединений; предприятия  по химическому и биологическому  синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений  и пищевых добавок, биологических  средств питания и защиты растений  и животных; производства, реализующие  технологии тонкого химического  синтеза, нанотехнологии; импортозамещающие  производства; подотрасли системы  образования и научного обслуживания [4, с.516].

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования - снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные

импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирования и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и территориальные корпоративные структуры в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства и финансовые структуры. Это обеспечит снижение издержек производства, привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повышении конкурентоспособности продукции [4, с.517].

Таким образом, целевые установки структурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замене неэффективных производств новыми. Основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставку необходимо сделать на информатизации, программном обеспечении. Внедрении нанотехнологий и наноматериалов, модернизации энергетической отрасли, развитии биотехнологии и генетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРУКТУР РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

2.1 Анализ современной технологической структуры производства

 

Структурные преобразования, осуществляемые в межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства, в соответствии с целенаправленной системой мер государственной структурной политики, а также под воздействием научно-технического прогресса и запросов внутреннего и внешнего рынков, определяют изменение всех макроэкономических структур страны.

Соотношение продукции, произведенной с использованием разных способов производства и поколений техники, в структуре валового выпуска товаров и услуг в современной научной литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных. Традиционных и реликтовых укладов в научно-производственном потенциале страны, что предопределяет эффективность экономики и уровень конкурентоспособности продукции [4, с.521].

Смена поколений техники и технологических процессов является первичным звеном технологических сдвигов. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, кластеров изобретений и происходит с периодичностью в 8-10 лет, что находит отражение в обновлении активной части основных фондов. Освоение нового технологического принципа формирует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80-100 лет.

Информация о работе Основные направления структурной трансформации экономики