Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:45, реферат
Разведывательная деятельность (шпионаж) — явление столь же древнее, как и сама наша цивилизация.
Экономическая разведка как неотъемлемый компонент исторического развития производительных сил меняла характер, формы и проявления в соответствии с эволюцией способа производства и уровнем развития науки и техники. В историческом аспекте экономическая разведка едва ли не старше военной и политической.
Классический пример экономической разведки можно найти уже в романтической истории, относящейся примерно к XV веку до нашей эры. В ней рассказывается о китайской принцессе, отправляющейся к своему возлюбленному за границу в шляпе из живых цветов, где были спрятаны шелковичные черви.
План
Введение……………………………………………………………3
Экономический шпионаж как способ недобросовестной
Конкуренции………………………………………………………..4
Методы получения экономической информации………………...6
Способы защиты объектов от экономического шионажа……….11
Заключение ………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………...18
Реферат
по дисциплине: «Экономическая безопасность
деятельности предприятия»
тема : «Организация
защиты объектов предпринимательства
от экономического шпионажа »
План
Введение…………………………………………………………
Конкуренции…………………………………………………
Заключение ………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………
Введение
Разведывательная
деятельность (шпионаж) — явление столь
же древнее, как и сама наша цивилизация.
Экономическая разведка как неотъемлемый
компонент исторического развития производительных
сил меняла характер, формы и проявления
в соответствии с эволюцией способа производства
и уровнем развития науки и техники. В
историческом аспекте экономическая разведка
едва ли не старше военной и политической.
Классический пример экономической
разведки можно найти уже в романтической
истории, относящейся примерно к XV веку
до нашей эры. В ней рассказывается о китайской
принцессе, отправляющейся к своему возлюбленному
за границу в шляпе из живых цветов, где
были спрятаны шелковичные черви.
Родиной первых теоретиков разведки
считается Китай, там уже в IV веке до нашей
эры появился первый фундаментальный
труд об этом нелегком ремесле. Это была
книга «Искусство войны» блестящего китайского
философа Сунь Цзы: «Если просвещенный
государь или рассудительный генерал
одерживают победу над противниками каждый
раз, когда они переходят к действиям,
то это достигается благодаря предварительной
информации. Так называемая предварительная
информация не может быть получена ни
от духов, ни от божеств, ни по аналогии
с прошлыми событиями, ни путем расчетов.
Ее необходимо получить от человека, который
знаком с ситуацией противника».
Сильный толчок развитию экономической
разведки дало разделение труда и возникновение
торговли и денег.
Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.
Во всем мире многочисленные государства направляют усилия своих спецслужб на постоянную разведку достижений иностранных предприятий, особенно их патентов, коммерческих, технологических и производственных тайн. Спецслужбы подключаются к компьютерам, телефонам и факсам интересующих их фирм, в них внедряются шпионы и вербуются агенты. Такой процесс привел к тому, что теме экономического шпионажа стало уделяться большое внимание и эта проблематика приобрела и политическое значение.
Для экономического шпионажа большую роль играют перепады в экономическом и социальном развитии различных стран мира. Ведь сегодня одно лишь обладание сырьевыми ресурсами уже не предопределяет успех экономики. Самым важным становятся сведения о технологических и производственно-экономических “ноу-хау”. Потому интерес многих национальных экономик направлен на получение такой информации, чем и занимаются их разведывательные службы. Границы между разведкой, управляемой государством, и получением информации частными фирмами при этом становятся все более размытыми. Поэтому для предприятия часто непросто точно определить, от кого исходит направленная против него шпионская деятельность.
Получение информации разведывательным путем происходит, в первую очередь, в с сфере технологий “двойного использования”. Это, например: биотехнолология, генная технология, медицинская техника, техника по защите окружающей среды, высокоэффективные компьютеры, программное обеспечение, оптическая электроника, сенсорная и сигнальная техника, накопители данных, техническая керамика, высококачественные сплавы, нанотехнология, аэрокосмическая техника, транспортная техника, а также системы контроля, измерения и управления.
В статье французского специалиста, сотрудника
Института международных и стратегических
отношений отмечается, что в условиях
глобальной конкуренции контроль над
информацией, особенно в технологически
передовых отраслях, играет определяющую
роль в приятии решений, направленных
на завоевание новых рынков. Экономический
шпионаж – это безмолвная война, которая
приводит к многочисленным жертвам, но
не к погибшим или раненым, а к потерявшим
работу, изувеченным на производстве,
отверженным. Главными действующими лицами
в этой войне являются предприятия, которые
действуют при поддержке или прямом соучастии
государств. «Воины в белых воротничках»
без усилий обходят действующие правила
торговли, отвергают этические нормы и
исповедуют единственную религию – увеличение
прибыли.
Экономический шпионаж не “зациклен” на каком-либо одном средстве получения информации. Для него сгодится все, например, письменные документы (проекты, записки, черновики, фотокопии), чертежи, фотоматериал, магнитные хранители данных, электрические сигналы, модели, образцы товаров, прототипы, приборы, технические устройства и устная информация. При этом интересы разведки не ограничиваются получением готового продукта, а охватывают идеи, исследования, конструкторские работы, проекты, производство и стратегии маркетинга, то есть весь цикл разработки, создания, производства и продажи продукта. Но в центре усилий шпионажа остаются разработка и производство.
В 39% случаев шпионажа против предприятий заказчиками были конкуренты, в 19 % - клиенты, в 9 % - поставщики и в7% - разведслужбы. Шпионят собственные работники, частные шпионские бюро, оплачиваемые хакеры и профессионалы разведок. Методы получения информации охватывают весь репертуар и персонал разведслужб, включая засылку агентов, разведчиков из резидентур, использование экономических журналистов, практикантов, получение информации техническим путем и т.д. Но экономический шпионаж обладает и некоторыми особенностями:
1. Анализ открытых источников:
2. Получение информации в ходе бесед
3. Участие в экономической жизни
Быстрое увеличение доли использования электронного и мультимедийного обмена данными при разработке, производстве и исследованиях открывает трудно контролируемые возможности доступа и для нежелательных пользователей. Экономических шпионов привлекает возможность одним нажатием кнопки получить уже готовые “ноу-хау”. Сейчас сфера электронной обработки данных с ее глобальными сетями представляет собой самый полный источник информации для экономических шпионов, среди которых 80% являются “внутренними преступниками” (т.е. работниками тех же предприятий, за которыми и шпионят).
Современные технические средства промышленного шпионажа (по каналам утечки):
1.визуально-оптические
(ОК), например бинокли,
фотографические (например цифровой фотоаппарат),
телевизионные (теле- и видеокамеры),
тепловизионные (инфракрасные),
2.контактные и бесконтактные
для съёма информации с электронных носителей,
3.акустические (АК) и виброакустические
(ВАК) - непосредственное прослушивание
(через дверь, открытое окно/форточку,
стены/перегородки, вентиляционные каналы)
и/или при помощи технических средств
(радиомикрофон ("жучок"), "электронное
ухо" (стетоскоп - через стену, гидроакустический
датчик - через трубы водообеспечения
и отопления), проводной микрофон (съём
информации по электропроводке, проводам
сигнализации, радиотрансляции, часофикации,
с телеантенны, радиоприёмника, телефонного
аппарата и т.д.), направленный микрофон
(с отражателем, резонансный, щелевой,
лазерный,..),
4.радио-, радиотехнические (локаторы, или
комбинированные устройства с предварительным
преобразованием аудио или видеосигнала)
и некоторые другие средства разведки.
5. Агенты на предприятии («источники на местах»)
Внутренние преступники представляют собой наибольшую опасность для интересов безопасности предприятия. Собственные сотрудники благодаря своим законным возможностям допуска и внутренним знаниям могут выдать куда больше доверительной информации, чем засланные “снаружи” агенты иностранных разведок. Потому спецслужбы предпринимают все, чтобы завербовать для разведывательной деятельности высококвалифицированных специалистов. Экономическое развитие, вместе с ослаблением лояльности по отношению к работодателю, чаще, чем прежде побуждают сотрудников становиться экономическими шпионами конкурентов или чужих разведслужб.
Издание « Инопресса» рассказывает о некоторых механизмах захвата и дестабилизации рынков:
Наступательный бенчмаркинг. Принцип прост: наблюдать и копировать хорошие идеи. Пока информация о других компаниях черпается из открытых источников, этот метод абсолютно легален, противозаконным он становится, если бенчмаркинг осуществляется в ущерб конкуренту за счет сведений, полученных сомнительным путем, например, когда агент выдает себя за клиента или студента-стажера для получения информации. В случае неудачи специалисты по экономической разведке начинают действовать быстро: объявляют подложный тендер для привлечения интересующей компании с тем, чтобы она сообщила свои тарифы и предел, до которого готова снизить цены, или даже внедряют на завод компании своего агента, который может спровоцировать аварию, чтобы посмотреть, какова будет реакция конкурента.
Нарушение авторских прав посредством копирования продукта, а не процесса производства. Исходным в данном случае является существующий продукт, механизм производства которого предстоит понять, а затем повторить, внеся усовершенствования. Но чтобы дестабилизировать конкурента, надо пойти еще дальше: вбросить на рынок некачественную подделку товара конкурирующей фирмы, чтобы вызвать недовольство у клиентов. Цель такой контрафакции - испортить репутацию конкурента.
Переманивание
кадров у конкурента. В 1990-е годы кадровая
политика стала страшным оружием в экономической
войне, "инструментом разведки и дестабилизации",
пишет газета. При устройстве на работу
человек охотно говорит о своих достижениях
на работе и может неумышленно рассказать
о состоянии дел в своей компании. Кроме
того, охота за человеческими головами
иногда может быть использована для перекупки
или уничтожения компании-конкурента:
из компании постепенно переманивают
ключевых сотрудников и получают от них
максимум информации, а затем уже начинают
операцию.
3.Способы
защиты объектов от экономического шионажа
Если бы вы задумали провести опрос среди руководителей различного уровня, чтобы выяснить, как влияет на бизнес "экономический шпионаж" и "как они с ним борются", то наверняка удивились, как много наших российских топ-менеджеров или совсем не придают никакого значения этим вопросам, или уделяют им очень незначительное внимание. Между тем экономический шпионаж сегодня — явление распространенное. Игнорировать его — значит позволить конкурентам вырваться вперед за ваш счет.
Информация о работе Организация защиты объектов предпринимательства от экономического шпионажа