Организация управления в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики является проблема в области работы с персоналом. Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Понятие организации, цели и задачи создания……………...4
1.2. Сущность и функции управления в организации…………..12
1.3. Организационная структура управления организацией…...16
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Методы рациональной организации управления организацией…………………………………………………………………...20
Особенности управления организацией в странах ближнего зарубежья………………………………………………………...34


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....39

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «Минский техникум предпринимательства» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  учебной дисциплине        «Экономика организации (предприятия)»

ТемаОрганизация управления в организации.

Выполнена учащейся            Горлова Диана Игоревна

4 курс                   Бз42                                      Банковское дело

Преподаватель              Харук Екатерина Михайловна 
 
 
 
 

Защита с оценкой________________________________________

Дата___________________________________________________

Подпись________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 

  1. СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 

               1.1.     Понятие организации,  цели и задачи создания……………...4 

               1.2.     Сущность и функции  управления в организации…………..12 

               1.3.     Организационная структура  управления организацией…...16 

     2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ    ОРГАНИЗАЦИЕЙ 

             2.1.     Методы рациональной организации управления организацией…………………………………………………………………...20 

    1. Особенности управления организацией в странах  ближнего зарубежья………………………………………………………...34
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....39 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

    В условиях становления рыночной экономики  в нашей стране особое значение приобретают  вопросы совершенствования организации  и управления, позволяющие повысить социально-экономическую эффективность  предприятия.

    В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта

    Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики является проблема в области работы с персоналом. Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

        Социально-экономическое  значение кадровой работы в условиях рыночной экономики существенно изменяется, и она перестает быть только организационно-административной работой. Управление персоналом приобрело новое экономическое и социальное значение. 
    СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
     

  • 1.1 Понятие организации, цели и задачи создания 

        Организация - это система социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли.

        Структура организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах:

    1. Техническая структура - жесткая структура - представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии) которые в единстве образуют базу остальных.
    2. Социальная структура - образуется совокупностью ее участников и связей между ними. Сюда включают, формальны и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, сферы влияния, линии подчинения и пр. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а поэтому называются «мягкими».
    3. Социотехническая структура - это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.
     

        Общая цель организации образует фундамент  для установления ключевых целей  и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские  работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

        Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его  целями являются определение потребности  населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции. Спецификация – один из основных документов технической конструкторской документации (на изделие, продукты и т.д.), выполняемый обычно в виде таблицы, в которой указываются название изделия, его составные части и элементы масса и другие данные. Кроме того, в круг обязанностей маркетинговых служб входят освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.

        Постановка  целей маркетинга связана с детальным  изучением спроса и предложения  на продукцию, выпускаемую на данный момент, и на новую. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.

        Кроме того, предприятием должна быть тщательно  изучена ситуация на уже освоенных  и новых рынках. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию  и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую высокого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже сформированы в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

        Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение исходных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное облуживание.

        При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля за качеством, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

        Цели  этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы  показателей, отражающих объемы, ассортимент  продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент  продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.

        Одним из примеров разработки целей в области  качества является Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», разработанный и принятый Техническим комитетом. (Приложение А) Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации. В настоящее время, в условиях развитой в России рыночной экономике, с целью поддержки конкурентоспособности на Мировом рынке Международные Стандарты ISO 9004 находят широкое применение в управлении современными предприятиями. ISO 9004 направлен на обеспечение качества продукции и повышении удовлетворенности потребителей. Для оказания методической помощи по улучшению деятельности компании. На основе ISO 9004 менеджеры компаний разрабатывают свои внутрифирменные стандарты предприятия, учитывая конкретную специфику производства. Так, Международный Стандарт ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит:

        - общие положения: для создания  системы менеджмента качества  требуется стратегическое решение  высшего руководства организации.  На разработку и внедрение  системы менеджмента качества  организации влияют изменяющиеся  потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий международный стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества и единообразия документации;

        - цели организации: определение  и удовлетворение потребностей  и ожиданий своих потребителей  и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков,  владельцев, общества), обеспечение  преимуществ в конкурентной борьбе  и осуществление этого результативно и эффективно; достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом. Полная версия стандарта ISO 9004 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» представлена в Приложении А.

        Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность –  это поиск новых видов продукции  и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных  исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

        Цели  подсистемы «Персонал» направлены на работу с трудовым коллективом, включая  наем, расстановку, обучение, продвижение  и оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является обеспечение высокой заинтересованности сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

        Финансовая  подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениями и программам). Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или отдельного лица на определенный срок.

        В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

        Из  таблицы видно, что указанные  подсистемы – это направления  управленческой деятельности.

        Деятельность  менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и  задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. 
     
     
     

        Таблица 1 – Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)

        Функциональная  подсистема     Ключевая  цель
        Маркетинг     Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке
        Производство     Достичь наивысшей производительности труда  при производстве всех (или определенных) видов продукции
        Научно-исследовательские разработки (инновации)     Завоевать лидерские позиции по вводу новых  видов продукции (услуг), используя  на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)
        Финансы     Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
        Персонал     Обеспечить  условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности  и заинтересованности в работе
        Менеджмент     Определить  критические области управленческого  воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов
     

        Кроме экономических, перед ними стоят  социальные, организационные, научные  и технические задачи. Наряду с  регулярно повторяющимися, традиционными  проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей. 
     
     
     

        Таблица 2 – Классификация целей менеджмента

        Критерии  классификации     Группы  целей
        Период  установления     Стратегические

        Тактические

        Оперативные
        Содержание     Экономические

        Организационные

        Научные

        Социальные

        Технические

        Политические

        Структурные     Маркетинговые

        Инновационные

        Кадровые

        Производственные

        Финансовые

        Административные

        Среда     Внутренние     Внешние
        Приоритетность     Особо приоритетные

        Приоритетные

        Прочие
        Измеримость     Количественные     Качественные
        Повторяемость     Постоянные (повторяющиеся)     Разовые
        Иерархия     Организации     Подразделений
        Стадии  жизненного цикла     Проектирование  и создание объекта

        Рост  объекта

        Зрелость  объекта

        Завершение  жизненного цикла объекта

     

        Количество  и разнообразие целей и задач  менеджмента настолько велики, что  без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей, изображенного на рисунке 4.

        С помощью дерева целей описывается  их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим  правилам:

        - общая цель, находящаяся на вершине графа, должны содержать описание конечного результата;

        - при развертывании общей цели  в иерархическую структуру целей  исходят из того, что реализация  подцелей каждого последующего  уровня является необходимым  и достаточным условием достижения  целей предыдущего уровня;

        - при формулировке целей разных  уровней необходимо описывать  желаемые результаты, но не способы  из получения;

        - подцели каждого уровня должны  быть независимы друг от друга  и невыводимыми друг из друга;

        - фундамент дерева целей должны  составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

     

  • 1.2 Сущность и функции управления в организации 
  •     Функция организации деятельности (организовывание) состоит в создании структуры управления организации, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

        При реализации функции организации условно выделяют три важных аспекта:

        Построение  организационной структуры управления: выделение подразделений, определение  их состава, задач и функций;

        Определение взаимоотношений в организации (как  горизонтальных, так и вертикальных). При решении данного вопроса должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц;

        Обеспечение этих взаимоотношений – распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительских  актов.

        Сущностью организации как функции управления является создание системы, включающей управляющую и управляемую подсистему, которая наиболее полно отвечает требованию эффективного достижения целей деятельности.

        При определении содержания организационной  деятельности необходимо определиться с входом и выходом данной функции.

        Входом  являются результаты по выполнению предшествующей функции управления – планирования, т.е. приступая к осуществлению  процесса организационной деятельности, мы уже имеем определенные в результате планирования систему целей, состав финансовых, материальных и других ресурсов.

        Выходом реализации этой функции управления является результат деятельности –  создание реальных организаций, способных  эффективно осуществлять процесс деятельности.

        Перечисленные задачи являются содержанием и одновременно структурой организации.

        Содержание  организации как функции управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  предприятия, определении порядка  и условий функционирования хозяйственной организации.

        Функции управления - назначение и виды управленческой деятельности.

        Исследование  функций управления имеет большое  практическое значение, поскольку они  в значительной мере определяют структуру  органов управления.

        Наиболее  распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:

        1. Общие функции управления являются  обязательными для успешной работы  любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация  и контроль. Эти функции были  выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

        Последовательность  выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

        Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие  процессы:

        на  основе анализа внешней среды  и интересов групп формируется миссия организации;

        определяются  цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;

        исходя  из установленных целей организации  и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;

        для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;

        производится  работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;

        планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

        2. Конкретные функции управления(специфические) определяются объектом управления.

        К функциям управления современного предприятия  относятся следующие:

        планирование (используемый ресурс - время);

        маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

        предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

        финансы (используемый ресурс - деньги);

        организация (используемый ресурс - люди);

        производство (используемый ресурс - технологии);

        инновация (используемый ресурс - идеи);

        информация (используемый ресурс - данные);

        социальное  развитие (используемый ресурс культура).

        Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

        Структура функции отвечает на вопрос: как  или каким образом связаны  между собой все действия.

        Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

        И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует  умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

        На  основе содержания, процесса и структуры  функции управления проводится анализ, результаты которого служат основой  для развития той или иной функции.

        Кроме того, данная деятельность позволяет  выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

        Процесс управления хозяйственной деятельностью  заключается в выполнении общих  и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или  дублируются.

     

  • 1.3 Организационная структура управления организацией 
  •     Организационная структура аппарата управления - форма  разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность  создаются для выполнения определенного  набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

        Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

        Различают связи:

        - линейные (административное подчинение),

        - функциональные (по сфере деятельности  без прямого административного  подчинения),

        - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

        В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления:

        - линейная;

        - функциональная;

        - линейно-функциональная;

        - матричная;

        - дивизиональная;

        - множественная.

        В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

        Функциональная  организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.1). 
     

          

        Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители 

        Рис. 1. Функциональная структура управления 

        На  рис. 1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя  И5 (они не показаны в целях обеспечения  ясности рисунка). 

        В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

        Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 2). 

          

        Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные

        подразделения; ОП - подразделения  основного производства.

        Рис. 2. Линейно-функциональная структура  управления

        Иногда  такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 2 функциональные начальники составляют штаб директора).

        Дивизиональная  (филиальная структура) изображена на рис. 3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически. 

          

        Рис. 3. Дивизиональная структура управления 

        Матричная структура (рис. 4,5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную. 

          

        Рис. 4. Матричная структура управления, ориентированная на продукт 

        Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная. 

          

        Рис. 5. Матричная структура управления по проектам.

     

    1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ    ОРГАНИЗАЦИЕЙ
     

  • 2.1 Методы рациональной организации управления организацией 

       Все разнообразие используемых сейчас персоналом управления методов, весь их спектр заключены между двумя крайними по сущности пределами реактивного и целевого управления.

       При реактивном управлении действия менеджеров отражаются в реакции на текущие  события. Результат управленческого  воздействия задается лишь качественно, т. е. целью управления является недопущение негативных последствий. При этом не все возможные альтернативы в действиях подчиненных (управляемого объекта) оказываются принятыми во внимание. Управление выступает в форме реакции на возникшую ситуацию, оценивается по силе давления на исполнителей, а не по конечным результатам усилий.

       Целевое управление — это своеобразная форма  построения процесса управления и его  организационно-практического осуществления. Оно характеризуется активным влиянием цели управления на его характеристики.

       Давая общую характеристику методов управления организацией, следует вспомнить отмеченное А. Богдановым: "...человеческая деятельность от простейших до наиболее сложных ее форм, сводится к организационным процессам". Он выявил "...действительное единство организационных методов, единство их повсюду — в психических и физических компонентах, в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и созидательной деятельности людей".

       Действительно, методы управления организациями проявляются  в организационных отношениях между людьми. Эти методы, использующие для определенных условий различные типы организационного воздействия, обеспечивающие рациональное выполнение всех работ управленческим персоналом, можно разделить на: методы организационно-стабилизирующего, технологического, распорядительного воздействия.

       Выделение при классификации социально-психологических  методов управления и методов  самоорганизации объясняется их большой спецификой и разработанностью на настоящее время.

       Можно было сгруппировать методы управления по функциональному признаку, ибо функции управления представляют основу содержания управления, основу деятельности персонала управления. В этом случае методы называли бы: методы принятия решения, методы организации, методы планирования ит.д. Но здесь нас бы подстерегали различия в классификации функций управления. В учебниках можно встретить функции, реализуемые персоналом управления, отличающиеся количественным составом и содержанием работ, каждой в отдельности.

       К примеру, многие специалисты в области  управления функцию планирования включают в состав функции организации.

       Предлагая данную классификацию, мы хотели подчеркнуть  организующее начало управленческой деятельности персонала управления. 

         Методы организационно-стабилизирующего  воздействия 

       Данные  методы используются для создания организационной основы совместной деятельности людей в организации. Это — распределение функций, обязанностей, полномочий и ответственности, установление порядка служебных взаимоотношений.

       К этим методам можно отнести: регламентирование (четкое закрепление функций и работ); нормирование (установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности); инструктирование (уточнение задач и ознакомление с обстоятельствами и особенностями деятельности).

       К задачам, решаемым этой группой методов, частично можно отнести оргпроекты, представляющие текстовое и графическое оформление содержания и последовательность действий персонала.

       Содержательной  основой этих методов являются общие  законы управления, организации труда  и законы, управляющие человеком как сложнейшей организационной системой: законы поведения, законы инертности человеческих систем, социально-биологические и биопсихические законы.

       Направленность  методов — долговременная мотивация  деятельности людей.

       Охарактеризуем  некоторые из них, наиболее используемые в управленческой практике.

       Регламентирование — это описание порядка выполнения управленческих решений. Служит для  распределения управленческих задач  между исполнителями. Описание осуществляется в форме регламента, где зафиксировано, кто, когда и в каких условиях решает те или иные задачи и кто несет ответственность за их исполнение.

       Под регламентом управления понимается установление совокупности правил, определяющих структуру, функции и порядок деятельности персонала управления. Регламент определяет последовательность выполнения управленческих задач и условия их решения. Он является научной основой построения и развития структуры управленческого аппарата, наделяет эту структуру, в соответствии с целями организации, необходимым комплексом выполняемых задач.

       Наличие регламента позволяет при возникновении  необходимости решения новых  задач проводить анализ требуемых  изменений в структуре персонала управления. Регламент — это официальный документ, он фиксирует распределение управленческих функций, прав и обязанностей существующих органов управления для достижения целей организации.

       Регламентация в организации осуществляется менеджерами высшего и среднего уровней, руководителями функциональных подразделений (отдел маркетинга, финансовый отдел...).

       Регламентация осуществляется на основе выбранной  стратегии, действующих правовых норм.

       Внутрифирменная регламентация охватывает: функции; работы; операции; методы; способы; приемы воздействия; содержание и процедуры подготовки, принятия и выполнения решений; структуры управления; схемы подчинения и связи; потоки информации; документооборот; делопроизводство; механизацию управленческих работ; элементы стиля управления.

       Результатом организационной регламентации  становится перечень правил, процедур, оформленных в виде фирменного стандарта, положения, инструкции, методики, организационной  карты, схемы, таблицы, графика. Для  этих документов характерна многократность их применения. Они предназначены для однородных и повторяющихся работ.

       Стандарты, положения, инструкции предусматривают  большую степень регламентации  и стабильности. Их использование  основано на однозначности исполнения, ограничивает проявление инициативы исполнителей.

       Организационное нормирование включает нормативы и  нормы, посредством которых определяется абсолютная или относительная величина допустимого расхода ресурсов (затраты  труда, материалов).

       Организационные нормативы являются исходными материалами для разработки норм. Норматив имеет более обобщенный характер, чем норма.

       При проведении организационного нормирования разрабатываются следующие нормативы  и нормы:

       численность управленческого персонала;

       соотношение между категориями персонала управления по видам выполняемых функций и степени квалификации;

       затраты труда в сфере управления;

       расход  материалов и т. п.

       Организационные нормативы и нормы должны разрабатываться  на основе расчетов и экспериментов, отражать достижения науки и передовой практики.

       Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования.

       Оргпроектирование  представляет собой процесс разработки и внедрения проектов рационализации управленческого труда, осуществляется на базе требований НОТ с применением современной организационной и вычислительной техники для повышения эффективности работы персонала управления.

       Комплексный оргпроект предусматривает разработку комплекса мероприятий по совершенствованию:

       технологии  деятельности органа управления;

       структуры и штатов органа управления;

       системы организации и условий труда;

       механизации и автоматизации труда;

       по  сокращению и рационализации документооборота. Материальной основой оргпроекта являются планы, оперограммы (графическое отображение  процесса работы), технологические цепочки (графическое представление работы как цепи взаимосвязанных элементов и трудовых операций, осуществляемых последовательно), технологических схем (графическое представление всех работ с характеристикой их содержания, с перечнем и последовательностью операций, исполнителями и т. п.).

       Эти документы определяют организационное  начало всех работ — от отдельного участка, отдела, службы до работы органа управления в целом.

       Большое значение в организационно-стабилизирующем  воздействии на человека имеют социальные нормы, психологические установки, внушения, но мы рассмотрим их отдельно. 

         Методы организационно-технологического  воздействия

       Данные  методы применяются для установления рациональной технологии взаимодействия отделов, служб, функциональных подразделений, переработки ими управленческой информации.

       Содержание  и последовательность выполнения всех управленческих работ в органах  управления увязывается, организуется в настоящее время на основе планов, программ, алгоритмов. Последние, являясь координирующей подсистемой целесообразной деятельности персонала управления, придают приемам и способам выполнения ими своих функций организующее начало и соответствующее название.

       Охарактеризуем  те из них, которые наиболее известны в управленческой деятельности.

       А. Плановые методы

       Первоначально этимологически понятие плана означало отображение какой-либо структуры  на плоскости. В настоящее время  под планом представляется схема  координации необходимого и возможного, желаемого и осуществимого, мотивов  и условий, целей и средств. В плане задается деятельность всей функциональной структуры системы управления организацией.

       Традиционно мы представляем план в следующем  виде (рис. 1). 

       п/п    Мероприятия    Срок  исполнения    Ответственный исполнитель    Контролирующий  орган    Отметки о выполнении
       1    2    3    4    5    6
                                 

       Рис. 1. Вариант плана работы аппарата управления 

       На  рис. 1 показан вариант плана, каким пользуются в органах управления при выполнении требований какого-либо документа, подготовке к юбилею и т. п.

       При отработке плана организации предусматривают: целевые установки, "миссию" организации, философию организации, периоды деятельности, содержание и последовательность деятельности персонала управления ит.д.

       Планы выступают основополагающими документами  для деятельности организации. Они согласуются, подписываются, утверждаются соответствующими должностными лицами.

       Сейчас  деятельность на основе плана считается  недостаточно целесообразной. Несмотря на то, что ничего заменяющего план не придумано, создается мнение, отрицающее планирование.

       При этом убедительно показывается невозможность  составить не то что оптимальный, но хотя бы просто сбалансированный план. Действительно, просчитать все мероприятия, сбалансировать их по основным позициям, обеспечить в масштабах огромной страны практически невозможно. Бывший механизм планирования неизбежно подразумевал воспроизведение диспропорций, образование несогласованностей и недостаточно эффективное управление. Объяснялось это не столь несовершенством плана как метода, а отсутствием соответствующего механизма реализации этих планов.

       Ни  одна преуспевающая фирма не может  обойтись без планирования своей  деятельности, без использования  планов как стратегического, так  и тактического масштабов.

       Плановые  методы организации используются и  как средство координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность различных подразделений фирмы, что позволяет принимать решения в рамках планов соответствующих структур.

       Считается, что планы имеют преимущество перед правилами или алгоритмами  работы, являясь более гибкими  и легко приспособляемыми методами организации к изменяющимся условиям.

       На  крупных предприятиях планы становятся важным инструментом координации деятельности в целях увязки задач стратегического и оперативного управления.

       Плановые  методы находят применение не только в экономике, хозяйственной деятельности организаций, но и в жизни каждого отдельного человека.

       В настоящее время разработаны  научно обоснованные, апробированные на практике планы рационального  расхода личного времени.

       Разработка  и реализация таких планов облегчает  достижение успеха в жизни. В основе этого метода лежит система планирования времени.

       Примером  применения этого метода можно назвать  популярный сейчас метод "Альпы". Метод состоит из пяти этапов:

       Составление заданий.

       Оценка  длительности выполнения заданий.

       Резервирование  времени (в соотношении 60:40).

       4.         Принятие решения по приоритетам (и перепоручению выполнения задач подчиненным).

       5.         Контроль (учет несделанного).

       Первый  этап: составление заданий. Для этого  необходимо:

       из  списков дел, подлежащих исполнению в определенное время года, полугодия, квартала, месяца, недели, отбираются те, что надо сделать завтра (лучше планировать рабочий день накануне, что позволяет обдумывать план и порядок его выполнения дома, в транспорте... подготовить к плановой работе собственный мозг);

       отобрать  дела, не сделанные накануне;

       включить  дела, вызванные обстановкой;

       отметить  сроки, которые надо соблюсти;

       учесть  периодически возникающие задачи. Желательно все задачи, дела, работы размещать  по приоритетности.

       Второй  этап: оценка длительности выполнения заданий.

       Проставьте против каждого задания приблизительное время, необходимое для его выполнения. Сложите время и определите общее время.

       При этом авторы метода подметили, что работа зачастую требует столько времени, сколько его есть в вашем распоряжении. Так что, устанавливая для отдельных дел конкретный промежуток времени, вы вынуждены укладываться именно в это время.

       Третий  этап: резервирование времени про  запас.

       При составлении плана дня охватывайте  временем не более 60 % работ и приблизительно 40 % должно быть оставлено для неожиданных дел. Необходимо список заданий довести до указанных параметров. Делается это установлением приоритетов, перепоручением дел подчиненным, если они у вас имеются.

       Остаток дел должен быть перенесен на следующий  день, либо вычеркнут, либо выполнен за счет сверхурочных.

       Четвертый этап: принятие решений по приоритетам.

       Устанавливаются однозначные приоритеты для спланированных дел и в соответствии с ними уточняются задачи дня. Сокращается  время на все дела до необходимого. Рассматривается каждое дело с точки зрения возможности его перепоручения подчиненным и рационализации.

       Пятый этап: контроль (учет несделанного).

       То, что не сделано, надо переносить на следующий день. При переносе необходимо выполнять анализ важности работ, их стоимость, удельный вес в общем количестве решаемых задач, их срочность. 

       Бюджет

       Бюджет  является важной разновидностью плана. Бюджет — роспись денежных доходов  и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденная в законодательном порядке. Он обеспечивает превращение желаемого в действительное, отвечает на вопросы: сколько это будет стоить и откуда будут получены деньги.

       Управляемое воздействие бюджета заключено  в поддержании равновесия между  текущим финансовым планом и принятым бюджетом. Используя данные о прошлых затратах, имеется возможность прогнозирования будущего и внесения коррекции в действие.

       Б. Программные методы

       В существующей литературе используются различные определения понятия "программа". Под программой понимается последовательность действий... планируемый комплекс мероприятий... перечень идей, планов, проектов...

       Процесс работы персонала управления, основанный на выполнении тщательно разработанной  совокупности конкретных заданий и  работ, распределенных по всем звеньям  управляющей системы с указанием последовательности их выполнения и ведущий к реализации поставленных целей, мы называем программным. Используемая при этом совокупность приемов и способов представляется как программный метод организации целесообразной деятельности.

       Программный метод отличается от планового характером заданий и работ, лежащих в основе программы, их масштабом и организационным статусом. Задания, мероприятия плана устанавливают рубежи достижений. Задание программы включает предвидение проблем, возникающих в процессе управления, в их последовательности и взаимосвязи. Программа — это совокупность согласованной деятельности людей по реализации плана.

       Программный метод управления известен каждому  даже на бытовом уровне. Для ведения  домашнего хозяйства, поддержания порядка в квартире между членами семьи распределяются обязанности, содержание и последовательность действий каждого в различных направлениях.

       Сценарий, написанный сценаристом, драматургом  — это тоже программа для актеров, играющих заданные роли.

       Особенно успешно находит применение программный метод в управлении техническими объектами в производственно-экономических системах. Основными методами в данной сфере являются методы математического программирования. Видами его являются — линейное, динамическое, выпуклое, геометрическое и др.

       Так называемые в литературе методы сетевого планирования и управления — это  одна из форм программного метода. Сетевой  график — это полная графическая  модель комплекса основных работ, например, всего персонала управления фирмы, для выполнения единого задания.

       В. Сетевые методы

       Это графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем.

       Сетевое планирование и управление (СПУ) связано  с планированием широкого круга (комплекса) работ в различных  областях человеческой деятельности. Особенностью СПУ является не получение оптимального решения задач, а построение сетевого графика, отображающего взаимообусловленность всех отдельных работ комплекса и порядок их выполнения от начала до конца в виде логической диаграммы.

       Большое количество взаимосвязанных работ  обусловливает и наличие различных  связей между ними. Различают технологические  и ресурсные связи. Наличие технологической  связи означает зависимость последующей  работы от предыдущей. Например, проводить контроль параметров ЭВМ или радиоэлектронной аппаратуры нельзя, не проверив параметры цепи питания.

       Наличие ресурсной связи означает, что  последующая работа не может начаться, пока не высвободятся ресурсы, задействованные  в предыдущей работе. Например, одного и того же специалиста нельзя одновременно задействовать в нескольких работах. Технологические и ресурсные связи не позволяют проводить все работы комплекса одновременно, параллельно, что заняло бы минимум времени, определяемого самой продолжительной работой. Таким образом, сокращения времени выполнения всего комплекса можно добиться только эффективной организацией выполнения параллельно-последовательного фронта работ.

       Главным условием рациональной организации  таких работ является обеспечение  минимума затраченного времени или стоимости на выполнение всего комплекса работ. Отсюда в основе СПУ лежит логическое прогнозирование, позволяющее осуществить разумное распределение имеющихся сил и средств по этапам выполнения работ.

       Планирование  работ с помощью сетевого метода ведется либо по критерию стоимости, либо по критерию времени. В первом случае работа характеризуется стоимостью, во втором же — продолжительностью выполнения (временем). Технология разработки сетевого графика как метода теории исследования операций, как количественного метода обоснования решений будет рассмотрена в третьей главе.

       Г. Программно-целевой метод

       Если  в процессе управления, независимо от масштабов, условий и особенностей, цель играет ведущую роль и определяет характер всех управленческих действий, то говорят о целевом управлении или целевом подходе к управлению.

       Применение  программно-целевых методов (ПЦМ) предполагает повышение значимости выбора целей  объекта управления. Метод применяется  при усложнении самой системы  управления (рост масштаба и сложности управленческих задач, усложнение структуры управления и связей между организационно-обособленными органами управления). Например, управление решением экологических проблем в масштабах страны.

       Программно-целевые  методы дополняют существующую систему управления совокупностью приемов и способов, позволяющих четко выразить целевую стадию процесса управления и ориентировать весь механизм управления на достижение конечных результатов.

       В наиболее полной мере ПЦМ реализуются  через целевые комплексные программы (ЦКП), в которых отражаются особенности данного метода.

       Под ЦКП понимается намеченный к плановому  осуществлению, объединенный общей  целью и приуроченный к определенным срокам комплекс взаимосвязанных задач  и адресных мероприятий различного характера, связанных с централизованным принятием решений с указанием исполнителей, ресурсов и их источников.

       При этом ЦКП можно рассматривать  с двух позиций: как метод планирования и управления и как инструмент централизованного управления. Как  метод ЦКП воздействует на всю совокупность приемов и способов, используемых в органах управления для решения функциональных задач. Как инструмент ЦКП направляет, организует деятельность всех органов управления, привлекаемых к совместным действиям, на достижение главной цели системы (организации).

       ПЦМ представляет собой частный случай более широкой и универсальной  методологии — системного подхода  к управлению. В общей форме  ПЦМ выражает процесс определения  целей и разработки путей наиболее эффективного их достижения. В отличие от традиционных методов, ПЦМ позволяет охватить значительно больший объем решаемых задач и целенаправленно решать стратегические проблемы. Программно-целевыми методами решались сложнейшие научно-технические проблемы: создание искусственных спутников Земли, паритета в области вооружений. Однако ПЦМ можно успешно применять для достижения личного жизненного успеха, решения конкретной жизненной проблемы семьи. Приоритет цели позволяет сконцентрировать свои силы, время, резервы и возможности для ее достижения. Применение ПЦМ требует специальной организационной структуры управления. Наиболее приемлемы для этого структуры матричного типа.

       В общей технологической схеме  внедрения ПЦМ выделяются три  основных этапа: формирование комплексной  целевой программы (КЦП), планирование и управление ее реализацией. Наибольшую сложность представляет первый этап, имеющий два основных аспекта: методологический и организационный. Они рассматривают методологию определения, выбора, постановки цели и построения "дерева целей", а также организацию приведения существующей системы управления к определенной программно-целевой структуре.

       Известны  многочисленные подходы к построению целевых программ, наглядно показывающие их возможности. Наиболее разработанным  методом целеполагания является система процедур формирования комплексов целей в виде древовидного графа — "дерева целей".

       Процедуры построения "дерева целей" являются эвристическими, базируются не на формальных зависимостях, а на использовании  опыта и интуиции персонала управления (экспертов).

     

        2.2. Особенности управления  организацией в  странах ближнего  зарубежья 

        Управление  в России развивалось с древних  времен.

        Активизация развития взглядов на управление в  России отмечается с XVI в., когда шел  бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».

        Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

        Идеи  совершенствования государственного управления высказывали в своих  трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.

        Заметный  вклад в истории России XVIII в. и  в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования  управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

        При Александре I для упорядочения звеньев  управленческого аппарата были учреждены  министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,' составлявших основу экономической жизни.

        В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность  использовать различные системы  выборов, ликвидировать сословную  иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае и др., однако они не были осуществлены.

        В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

        В период «военного коммунизма» (1919–1921) для отражения международной  агрессии против России командный метод  управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду  были исторически оправданы.

        После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

        В период перехода к крупному машинному  производству (индустриализации) и  коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное управление вновь стало преобладать.

        Кооперативы в любой отрасли деятельности положительно зарекомендовали себя как организационно-экономическая  формация в СССР, методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась организационно-административными методами управления в ущерб экономическим и социально-психологическим.

        Если  в период Великой Отечественной  войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.

        Управление  продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.

        В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы  экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились по сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками – в три раза.

        В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить  новую общественную реформу, названную  перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета, росту выпуска в обращение денег, разбалансированию потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу.

        Негативную  роль здесь сыграли идеи программы  «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

        В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором  предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

        С января 1992 г. правительство перешло  от плана к рыночному регулированию  на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

        Правовой  основой для свободы предпринимательства  явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая  многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

        Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов  государства.

        Свобода экономической деятельности открывает  новые возможности для совершенствования  менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        Изучив  все аргументы, считаю, что организационные  структуры управления нужны, так  как они способствуют организационной  эффективности. Отсутствие организационной  структуры управления создает хаос на предприятии: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. Организация без структуры управления неизбежно обратится к политиканству и фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе.

        Руководители  уделяют большое внимание принципам  и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным  структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры  управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов.

        В ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием организационных  структур управления, каждая из которых  будет отвечать потребностям конкретной организации. Эти модели будут смешанными, и больше похожими на органические модели, чем на механистические.

     

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗРВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    Менар Клод. Экономика организации. - М., 2001 

    Смирнов Э.А. «Основы Теории организации» // ЮНИТИ, 2002 

    Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. - М.: ИНФРА, 2004  

    В. М. Колпаков «Методы управления» 

    Экономика под ред Булатова А.С Учебник 2002 3-е издание 

    Экономика Общий курс (Учебник)_Войтов_2003 

    Экономика организации - УМК - Слайды - Межова - 2002 

    Экономика предприятия - Хунгуреева-Шабыкова-Унгаева – 2004 

    Экономика, организация и управление предприятием_Зайцев Н.Л_Уч пос_2008 2-е издание 

    Основы  экономики предприятия - Т.В. Яркина 

    Экономика С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи 1995 

    Курс  экономической теории под ред  Сидоровича А.В Учебник 2001

  • Информация о работе Организация управления в организации