Нормирование оборотных средств на предприятии ОАО «ЧАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ нормирования запасов товарно-материальных ценностей на ОАО «ЧАЗ». Для решения поставленного вопроса необходимо выполнение следующих задач:
- изучение и самостоятельная работа с учебными материалами, раскрывающими данную тему;
- изучение оборотных средств предприятия и запасов товарно-материальных ценностей;
- изучение принципов нормирования запасов товарно-материальных ценностей;
- изучение методики анализа нормирования запасов товарно-материальных ценностей;
- изучение хозяйственной деятельности анализируемого предприятия;

Оглавление

Введение 5
1. Теоретические аспекты нормирования оборотных средств в запасах товарно-материальных ценностей в хозяйственной деятельности предприятия 7
1.1 Состав и классификация оборотных средств 7
1.2 Виды запасов товарно-материальных ценностей и их значение 10
1.3 Принципы нормирования расхода и запасов материалов 11
1.4 Методика анализа нормирования запасов товарно-материальных ценностей на предприятии 14
2. Анализ нормирования оборотных средств предприятия ОАО «ЧАЗ» в запасах товарно-материальных ценностей 18
2.1 Характеристика деятельности предприятия ОАО «ЧАЗ» 18
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» за 2009-2011 гг. 21
2.3 Анализ нормирования оборотных средств и финансового состояния предприятия ОАО «ЧАЗ» в запасах товарно-материальных ценностей 26
3 Предложение мероприятий по улучшению нормирования запасов товарно-материальных ценностей предприятия ОАО «ЧАЗ» 39
3.1 Мероприятия по улучшению нормирования запасов товарно-материальных ценностей в деятельности конкретных подразделений на предприятии ОАО «ЧАЗ» 39
3.2 Мероприятия по улучшению нормирования запасов товарно-материальных ценностей в целом на предприятии ОАО «ЧАЗ» 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Kursach_Normirovanie_oborsredstv.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Полезный (чистый) расход определяется на основе конструкторской документации исходя из размеров исходного материала.

Технологические отходы обусловлены применяемой  технологией производства данного  изделия и зависят от используемого материала (например, кабельная продукция используется на 94%).

Чаще всего  используются следующие методы установления норм:

- расчетный;

- графо-аналитический.

Расчетный метод  заключается в подетальном расчете  расхода материалов по чертежам и  в целом по технологической документации.

Графо-аналитический  метод основан на сопоставлении фактических расходов материалов и данных протоколов, фиксирующих количество израсходованного материала при изготовлении опытных образцов с последующим графическим представлением и анализом с применением специальных электронных программ.

В нормах расхода  учитывается не только полезный расход материала, но и невозвратные отходы, которые возникают из-за несовершенства технологии.

 Качество  установленных норм оценивают по следующим показателям:

- удельный вес  отходов производства путем вычета  массы изделия до обработки и после;

- коэффициент  использования материала по детали  и изделию в целом;

- процент выхода  годных изделий.

Коэффициент полезного  использования материалов определяется отношением чистого вида изделия (расхода  материала) к норме расхода (формула 1.1)

,      (1.1)

где Pr – чистый вес изделия;

Нр – норма расхода материала.

Чем ближе этот коэффициент к единице, тем более  рационально расходуется нормируемый  материал. Коэффициент использования  материала есть величина, обратная коэффициенту отходов и потерь, его повышение достигается за счет снижения отходов и потерь.

 Оптимальность  величина запасов товарно-материальных  ценностей заключается в возможности  обеспечивать производству устойчивую  работу в течении промежутка  времени и не удлинять период оборачиваемости вложенных средств.

Норма запаса материалов – это минимальное количество материалов, необходимое для обеспечения  текущей потребности производства при установленной схеме завоза материалов, режиме их расходования и запуска в производство.

Запасы материалов подразделяют на страховой и текущий  запасы.

Текущий запас  является переменной частью всего запаса материалов на предприятии, он изменяется от максимального размера при  завозе до нуля, когда все израсходовано. Текущий запас зависит от двух показателей: среднесуточного расхода материалов и периодичности завоза.

Страховой запас  предназначен для поддержания производственного  ритма в заданных параметрах в  случае перебоев в поставке материалов или незапланированной потребности в материалах. Страховой запас характеризуется среднесуточным расходом материалов и длительностью  формирования текущего запаса.

Транспортный  запас создается в случае превышения сроков грузооборота в сравнении  со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

Подготовительный  запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования  производственных запасов. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются  по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Для того чтобы  узнать насколько установленное  нормирование  соответствует оптимальному варианту, и какова эффективность  методов нормирования необходимо провести анализ нормирования и сверить реальную ситуацию с теоретическим образцом.

1.4 Методика анализа нормирования  запасов товарно-материальных ценностей  на предприятии

 

Метод нормирования позволяет сконцентрироваться не только на повышении скорости протекающих процессов, но и на повышении их эффективности. Кроме этого, наряду с качественными характеристиками он (метод) позволяет получить количественное измерение производительности и надежности процессов.

Формула определения  потребности в запасах товарно-материальных ценностей (Пм) будет иметь номер 1.2.

 

      (1.2)

 

где МРi – однодневный расход ресурсов материала i, руб.;

Дзм – норматив (потребность) запаса материалов i в днях;

 i….n – номенклатура применяемых материалов на предприятии.

Норматив потребности  запаса материала i складывается из следующих элементов: времени нахождения материалов в пути (транспортный запас); времени на приемку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный запас); времени нахождения на складе в виде текущего запаса и страхового запаса.

Величина транспортного  запаса рассчитывается методом прямого  счета или аналитически.

Прямым путем  определяется промежуток времени между  датой оплаты счета за материал и  его приемкой потребителем. Так, если материал оплачен 10 февраля, а получен 17 февраля, то время нахождения его в пути составляет 7 дней (17-10).

Но если величина разрыва между временем оплаты и  получения одного и того же материала  колеблется, то определяется средняя его величина. А по i-й номенклатуре материалов для определения норматива запасов товарно-материальных ценностей составляются аналитические расчетные таблицы.

Время пребывания материалов в подготовительном запасе определяется исходя из фактических  затрат, устанавливаемых хронометражем, или по отчетным данным за предшествующий период

При определении  времени подготовки материалов к  производству можно руководствоваться  перечнем соответствующих технологических  операций и условиями их выполнения.

В качестве нормы текущего складского запаса; запаса, обеспечивающего потребность производства на период между каждыми двумя очередными поступлениями материала от поставщиков, принимают половину средневзвешенного интервала. Текущий запас является определяющим в поэлементном расчете запасов.

Расчет в  днях среднего текущего запаса, включаемого  в норму оборотных средств, определяют по формуле 1.3.

 

       (1.3)

 

где ТЗ – норматив времени на текущий запас;

Ти – длительность интервала между поступлениями материалов, дней.

 Расчет среднего  интервала между поставщиками  одного материала разных предприятий  определяется аналитически с  помощью таблиц.  

Зная ежедневное потребление материальных ресурсов в денежном выражении (Однодневный  выпуск продукции × Норму расхода материалов на единицу продукции × Цену единицы материалов), можно определить стоимость текущего запаса.

Порядок расчета  нормы текущего запаса на анализируемом  предприятии выглядит следующим  образом:

- определяется  план производства продукции на следующий период;

- определяется  потребность в материалах на  плен производства: норма расхода  конкретного материала в натуральном  выражении для производства деталей  для каждого изделия умножается  на запланированный выпуск изделий.  Потребность в материалах в натуральном выражении умножается на цену натуральной единицы материала;

- полученная  величина уменьшается на сумму  остатка материальных ресурсов  на складах предприятия на  начало планируемого периода.

В зарубежной практике для формирования текущих запасов используется формула Вильсона (1.4).

 

,      (1.4)

где Q – оптимальная величина закупаемой партии сырья;

2 – постоянный  коэффициент;

m – годовой объем закупаемого материала в натуральных измерителях;

О – издержки по обслуживанию;

К – цена за единицу материала;

Z – издержки по складированию, % от стоимости среднегодового текущего запаса (выражается в виде десятичной дроби.

Определение величины закупаемой партии материалов зависит  от суммарных издержек по складированию и обслуживанию закупок. Критерием оптимизации является минимизация совокупных издержек. Если издержки по складированию увеличиваются одновременно с увеличением партии закупаемых материалов, то издержки по обслуживанию, приходящиеся на одну закупку, как правило, неизменны и зависят от количества сделанных закупок. Увеличение партии закупаемого сырья приводит, с одной стороны, к росту издержек по складированию, а с другой – к снижению издержек по обслуживанию закупок.

Норма страхового запаса устанавливается в зависимости от потребности предприятия в материалах и возможных задержек поступления от поставщиков. При этом принято, что если осуществляются поставки в пределах одного города, то страховой запас либо не предусматривается, либо образуется по отдельным позициям в размере до 30% нормы текущего запаса.

Общий норматив запасов товарно-материальных ценностей  Пм складывается суммированием транспортного, страхового, текущего, подготовительного запасов по каждому наименованию материалов или комплектующих.

Для анализа нормирования запасов товарно-материальных ценностей необходимо установить способы нормирования, применяемые на предприятии и определить их эффективность и современность. Затем следует рассчитать согласно методики оптимальные размеры запасов по отдельным номенклатурам и сопоставить это с реальными фактами.

Более подробно этой работа раскрыта во второй главе, посвященной анализу нормирования запасов товарно-материальных ценностей  на ОАО «ЧАЗ».

 

2. Анализ нормирования оборотных  средств предприятия ОАО «ЧАЗ» в запасах товарно-материальных ценностей

2.1 Характеристика деятельности  предприятия ОАО «ЧАЗ»

 

ОАО «Чебоксарский  агрегатный завод» расположено в  г.Чебоксары, столице Чувашской Республики, входящей в состав Российской Федерации. Город находится на реке Волга в 690 километрах на восток от Москвы.

На протяжении многих лет ОАО «Чебоксарский  агрегатный завод» является неизменным лидером по производству ходовых  систем для гусеничной техники и  стабильно повышает качество выпускаемых  изделий. Предприятие осуществляет производство гусениц всех типов промышленных тракторов, производимых предприятиями России и стран СНГ. Важнейшим направлением стала разработка и производство импортозаменяющих запчастей для ходовых систем зарубежной бульдозерной и экскаваторной техники. В 2006 году предприятие вошло в состав Концерна «Тракторные заводы».

Ежегодно выпускается  товарной продукции на сумму свыше 4 млрд. руб.

Производственные  площади предприятия составляют – 80 га, количество сотрудников предприятия  превышает 4500 чел.

Завод производит продукцию для различных отраслей экономики:

    • Золото-алмазодобывающая отрасль
    • Сельское хозяйство
    • Дорожное строительство
    • Нефтегазодобывающая отрасль
    • Лесозаготовительная отрасль
    • Угледобывающая отрасль
    • Производители автотракторной техники
    • Железнодорожный транспорт
    • Строительные организации и население.

Немалая часть  выпускаемой продукции поставляется на сборочные конвейеры ведущих  тракторостроительных, экскаваторных, моторостроительных и автомобилестроительных ведущих предприятий России, СНГ и зарубежных стран:

  • ОАО "Промтрактор";
  • предприятий "Fiat" и "Catterpillar" (через фирму «ALPEM»);
  • ОАО "АвтоВАЗ";
  • ОАО "Волгоградский тракторный завод";
  • ОАО "РусАвтобусПром";
  • ОАО "Ульяновский автомобильный завод";
  • ОАО "Заволжский автомобильный завод";
  • ОАО "Алтайдизель";
  • ОАО "Онежский тракторный завод";
  • ОАО "Кишиневский тракторный завод";
  • экскаваторных заводов России, расположенных в г.Тверь, г. Воронеж, г. Иваново, г. Ковров, г. Коханово;
  • ОАО «ГАЗ»;
  • ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов»;
  • ОАО «ПО «Алтайский моторный завод»;
  • ОАО «Владимирский моторотракторный завод»;
  • ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов».

На сегодняшний  день это одно из самых динамично  развивающихся предприятий России, включающее в свой состав:

  • Литейное производство;
  • Стальное литье;
  • Точное литье;
  • Чугунное литье;
  • Механосборочные производства (МСП-1, МСП-2, МСП-3);
  • кузнечно-прессовый цех;
  • вспомогательные цеха.

Информация о работе Нормирование оборотных средств на предприятии ОАО «ЧАЗ»