Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой: изучение нематериальных активов, учебно-методической литературы по бухгалтерскому и налоговому учету, нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.
Задачи курсовой работы:
- установить систематизацию и оценку нематериальных активов;
- исследовать учитывание наличия, поступления и использования нематериальных активов;
- проанализировать учитывание амортизации нематериальных активов.

Оглавление

Введение 4
Критерии отнесения имущества предприятия к
нематериальным активам 5
Стоимость нематериальных активов, методы ее оценки 8
Амортизация нематериальных активов 12
Методы создания и использования НМА .Франчайзинг 14
Показатели эффективности использования НМА 16
Вывод 18
Литература

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSII__kursovaya_glavnaya_ep.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Счёт 04 «Нематериальные активы»  по своему отношению к балансу является  активным   размещается в I разделе актива баланса. По дебету счёта  записывается сальдо нематериальных активов,  а также их поступление в организацию, а по кредиту – списание.

    Основными видами поступления  нематериальных активов являются:

- их приобретение;

- создание своими силами и  с привлечением сторонних исполнителей  на договорной основе;

- приобретение на условиях обмена;

- оплаченные генпоставщиками  в счёт вклада в уставной капитал организации ;

-безвозмездное поступление.

Основанием для оприходования объекта в состав НМА являются свидетельства на право пользования, патенты.

    При оприходовании НМА  они оцениваются по-разному в зависимости от источника поступления.

   1.При поступлении НМА, внесённых  в счёт вклада в уставной  капитал предприятия, они приходуются  в денежной оценке, согласованной  с учредителями. При этом составляется  бухгалтерская запись:

Д-т сч. 04 «Нематериальные активы»

К-т сч. 75 «Расчёты с учредителями»

С последующим зачислением-

Д-т сч.75 «Расчёты с учредителями»

К-т сч.85 «Уставный капитал».

  1. НМА , полученные организацией по договору дарения или в  иных случаях безвозмездного получения , оцениваются по рыночной стоимости на дату оприходывания. При этом составляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 04 «Нематериальные активы»

К-т сч. 87 «Добавочный капитал», субсчет 3 «Безвозмездно полученные ценности».

  3.Изготовление (создание) отдельных  вводов нематериальных активов рассматривается как капитальные вложения и приходуется в сумме фактических затрат:

Д-т сч. 04 «Нематериальные активы»

К-т сч. 08 « Капитальные вложения».

4.Приобретение отдельных видов  НМА является капитальными вложениями  и приходуется в сумме фактических затрат, не включая НДС

     « В соответствии  со ст. 159 Налогового кодекса РФ  начальная цена НМА , разработанных  для собственных нужд , облагается  НДС. В то же время средства  Налога на добавленную стоимость, оплаченные генпоставщиками ресурсов, которые использовались при создании НМА, возмещаются из бюджета.»8

   Синтетический учёт по  счёту 04 ведут в журнале – ордере  №13.

   Аналитический учёт НМА  ведут в карточке учёта ( ф. НМА-1) .

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Амортизация НМА

 

В период использования НМА их стоимость погашается путём начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

Для учёта  амортизации НМА  в Плане счетов бухгалтерского учёта предназначен счёт 05 «Амортизация нематериальных активов».Этот счёт по отношению к балансу является  пассивным , по его кредиту учитываются сальдо суммы начисленной амортизации, а по дебету- списание амортизации при выбытии нематериальных активов.

Амортизация начисляется на все виды НМА , кроме : полученных по договору дарения и безвозмездно в период приватизации; приобретенных за счет бюджетных ассигнований; в бюджетных организациях.

Амортизация  по объектам НМА выполняется одним из следующих методов начисления амортизационных отчислений:

- линейным способом исходя из  норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования.

- способом списания стоимости  пропорционально объёму  полученной  продукции, выполненных работ или  оказанных услуг.

Годовую  необходимую сумму начисления амортизационных отчислений при линейном методе определяют исходя из начальной цены НМА и нормы амортизации, исчисленной с учётом срока полезного использования этого объекта.9

Срок полезного применения НМА обусловливается предприятием при принятии объекта к бухгалтерскому учёту исходя из :

- срока действия патента, свидетельства;

- ожидаемого срока использования, в течение которого организация  может получать доход.

По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчёте на 20 лет ( но не более срока деятельности предприятия).

Амортизационные отчисления  согласно НМА начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту.

Годовую необходимую  сумму начислений амортизационных отчислений устанавливают:

- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости  НМА на начало отчётного года  и нормы амортизации , исчисленной  с учётом срока полезного использования;

- при способе списания стоимости  пропорционального объёму продукции  – исходя из натурального показателя объёма продукции в отчётном периоде и расчётного коэффициента.

   Цену отдельных типов  НМА погашают без начисления  амортизации ( к примеру, «деловая  репутация»- гудвилл). В денежном  измерении деловая репутация  или «имидж фирмы» равна положительной разнице между покупной стоимостью приобретаемого предприятия и рыночной стоимостью чистых активов этого предприятия.10

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы создания и использования нематериальных активов франчайзинг

 

Слово «Франчайзинг» происходит от английского слова franchising, одно из значений которого - право, привилегия.

« franchises» переводится с английского - места, где разрешена торговля.

Франчайзинг уходит своими корнями во времена средневековья.

В середине 19 века после Гражданской войны в Америке Зингер развернул серийное производство, прозволивщее его фирме торговать по самым конкурентным ценам. Зингер создал франчайзинговую систему, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машинки в пределах определённой территории. Эти франшизи были по сути дистрибьюторскими соглашениями.

В 1898 году Дженерал Моторс использовала независимые фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть способом, не требующем инвестиций.

Очень удачно франчайзинг  применялся в индустрии производства безалкогольных напитков. Кока-кола, Пепси, Севен-Ап начали использовать франчайзинг как экономически эффективный метод расширения бизнеса.

 Таким,образом, франшиза- это прежде  всего контракт,в котором выражены  условия бизнеса.

Франчайзер- компания, которая управляет франшизой   и продает франшизы франчайзи.

Франчайзи - частное лицо , общество или компания , которое покупает франшизу, или лицензию у франчайзера.

«Франчайзинг будет процветать только в благоприятной политической и экономической обстановке, при условии, что спрос на товар или услугу.

Ключ к успеху франчайзинга - это существование проверенной схемы организации бизнеса.»11

Виды бизнеса , в которых используется франчайзинг.

Автомобильная продукция и услуги:

- продажа автомобилей, запасных частей, балансировка колёс, мойка машин.

Помощь в организации и ведении бизнеса:

- бухгалтерия, делопроизводство, рекламные  услуги,  информационные услуги.

      Строительство, услуги ,связанные с ремонтом домов:

- Услуги по установке кондиционеров, чистка полов, услуги  электриков  т.д.

     Отдых и развлечения:

-отели, подвижные игры дома и  вне дома.

     Рестораны быстрого  обслуживания:

-цыплята, кофе, пирожные, блины

    Здоровье, косметические  и медицинские услуги:

- амбулаторные услуги, центры красоты, клубы здоровья.

Франчайзинг позволяет франчайзеру расширить число торговых точек, распространяющих товар или услугу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Показатели эффективности использования НМА

 

     « Эффективность использования нематериальных активов измеряется, как и использование основных фондов, показателями фондоотдачи и фондоемкости.»12

 

     Факторами роста доходности  являются увеличение фондоотдачи  нематериальных активов и повышение  рентабельности продаж.

Инвестиции в НМА окупаются в течение определенного периода за счёт дополнительной прибыли, получаемой предприятием в результате их применения, и за счёт амортизационных отчислений. С развитием рыночных отношений увеличиваются размер и доля НМА в общей сумме капитала предприятия. Увеличивается и экономический интерес в повышении доходности предприятия за счет использования исключительного права предприятия на результаты интеллектуальной деятельности. Отсюда анализ эффективности  использования НМА имеет важное   значение. 13

      К реальным инвестициям относятся и затраты на приобретение НМА (прав на использование патентов, лицензий, компьютерных программ, торговых марок). В качестве реальных инвестиций будет правильно рассматривать затраты на создание предприятиями объектов интеллектуальной собственности ( проведение научно- исследовательской и опытно-конструкторской работы), предназначенных для производства новых и совершенствование выпускаемых изделий и используемых технологий.

    «  Главными задачами, решаемыми на предприятии за  сёт инвестирования в настоящие активы, являются  следующие:

- повышение выпуска продукции;

- уменьшение потерь производства;

- создание  новых продуктов;

- усовершенствование качества  изготавливаемых услуг и продуктов;

- осуществление требований законодательства  по охране окружающей среды и охране труда ;

- повышение деловой репутации  предприятия, престижности торговой  марки.»14

    Присутствие в составе  активов долговременных финансовых  инвестиций указывает на инвестиционную  направленность этих вложений . Необходимо  дать оценку прибыльности, ликвидности и риску эмиссионных ценных бумаг, входящих в состав фондового портфеля акционерного общества. Присутствие в составе первого раздела баланса НМА косвенно отражает избранную предприятием стратегию как инновационную, так как оно вкладывает средства в патенты, лицензии, программные продукты и другие объекты интеллектуальной собственности. Детальный анализ эффективности использования НМА очень важен для дирекции предприятия.

    Вложения в НМА окупаются  в процессе  установленного этапа за счёт дополнительной прибыли, получаемой предприятием в итоге их использования, и за счёт амортизационных отчислений. С развитием рыночных отношений увеличиваются размер и доля НМА в общей сумме капитала предприятия. Возрастает и финансовая заинтересованность в увеличении  прибыльности компании за счет использования исключительного права предприятия на результаты интеллектуальной деятельности.  Таким   образом  исследование  производительности применения НМА обладает существенной значимостью.  Большею частью в составе основного капитала могут занимать НМА. 15

 

 

Вывод

 

      Использование нематериальных  активов должно положительно  влиять на финансовые показатели  производственной, коммерческой и  иной деятельности предприятия.

    В курсовой работе  рассмотрели конфигурацию НМА. Изучили вопросы приобретения, износа НМА  согласно действующему  законодательству.

Установили  систематизацию  и оценку нематериальных активов.

Исследовали учитывание наличия, поступления и использования НМА.

Проанализировали учёт амортизации НМА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература   

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12. 2006 230-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07. 1998 146-ФЗ.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08. 2000 117-ФЗ.
  4. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете».
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007; утв. приказом Министерства финансов РФ от 27.12. 2007 № 153н. 
  6. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. М.: Вузовский учебник, 2005. – 525 с.
  7. Бухгалтерское дело: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф.Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 382с.
  8. Донцова Л.В. « Формирование и оценка показателей промежуточной (квартальной) и годовой отчетности» 2010 .431с.
  9. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет.2-е изд. . – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
  10.   Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие: - М.: Омега-Л, 2004. – 640 с.
  11.   Керимов В.Э. Бухгалтерский учёта на производственных предприятиях /учебник М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010.- 468с 
  12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. доп. - / Н.П. Кондраков М.: ИНФРА - М, 2004. -640с.
  13. Пипко В.А.,Ушвецкий Л.И., Булавина Л.Н.: Внеоборотные активы: учет, анализ, аудит: Учеб. пособие/ Под ред. акад. Бондаренко Н.В.-М.: Финансы и статистка, 2009.-224с.
  14. Стэнворт Дж., Смит Б.:Франчайзинг в малом бизнесе /Пер. с англ. под , ред. Павловой Л.Н.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.-200с
  15. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия: учебник для студ. вузов/-М.:Издательский центр «Академия», 2008.-184с

Информация о работе Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования