Методика экономического обоснования плана оптового товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Главной задачей планирования оптового товарооборота является определение потребности в товарах номенклатуры оптовой организации и источников их поступления для обеспечения розничного товарооборота торговых розничного товарооборота торговых организаций, снабжение которых она осуществляет.

Файлы: 1 файл

5.docx

— 20.72 Кб (Скачать)

1.Методика экономического  обоснования плана оптового товарооборота.

В условиях рыночной экономики  планирование оптового товарооборота  должно быть направлено на максимальное обеспечение бесперебойного снабжения  торговых организаций, обслуживаемых  оптовым звеном, товарами народного  потребления.

Главной задачей планирования оптового товарооборота является определение  потребности в товарах номенклатуры оптовой организации и источников их поступления для обеспечения  розничного товарооборота торговых розничного товарооборота торговых организаций, снабжение которых  она осуществляет.

Информационная база для  планирования оптового товарооборота  должна включать следующие источники:

результаты анализа выполнения плана и динамики оптового товарооборота  и звенности товародвижения за предыдущий период;

информация о заключенных  с поставщиками и покупателями договорах  на поставку товаров;

планы розничного по общему объему и ассортиментной структуре  зоны обслуживания;

расчеты необходимого поступления  товаров в ассортиментном разрезе  в организации розничной торговой сети и общественного питания  зоны обслуживания на планируемый год;

планы производства товаров  народного потребления, в том  числе за счет собственных источников;

результаты проведения оптовых  ярмарок;

комплекс намечаемых мероприятий  по упорядочению звенности товародвижения и схем завоза товаров на планируемый период.

Хозрасчетные оптовые  организации должны самостоятельно разрабатывать и утверждать следующие  плановые показатели: общий товарооборот организаций оптовой торговли, оптовый  товарооборот, потоварные нормативы товарных запасов; товарное обеспечение плана оптового товарооборота и поступление товаров по общему объему и в ассортименте.

В условиях рыночной конкуренции  целесообразно применять многовариантные  подходы к планированию оптового товарооборота, что позволит выбрать  наиболее оптимальный и обоснованный вариант плана.

Первым вариантом, наиболее традиционным и распространенным в  практической деятельности оптовых  организаций, в том числе системы  потребительской кооперации, является метод от частного к общему. Его  сущность заключается в первоначальном планировании оптового товарооборота  в разрезе отдельных товарных групп. Затем на основании обобщения  рассчитанных планов определяется общая  плановая сумма оптового товарооборота. Использование такого варианта планирования дает возможность оптовым торговым организациям ориентироваться на рационализацию звенности товародвижения.

Реализация данного варианта планирования оптового товарооборота  осуществляется по следующей схеме:

Определение общей потребности в данной товарной группе (Побщ), которая складывается из потребностей организаций розничной торговли (Прозн), общественного питания (Побщ) и промышленности (Ппром): 

Побщ=Прозн + Побщ + Ппром.

Определение объема поставок данной товарной группы, минуя складское звено (Омин.скл).

Расчет объема оптового оборота по данной товарной группе (ОТО):

ОТО = Побщ – Омин.скл.

Определение в соответствии с установленными схемами завоза товаров объема оборота  торгового посредничества, а также  других видов оптового товарооборота.

Определение всего объема оптового товарооборота  по товарным группам путем суммирования различных видов оптового товарооборота.

Наиболее важным моментом в роботе коммерческой службы оптовой  организации является расчет потребности  розничной торговли в торговли в  товарах для дальнейшего обоснования  потребительского заказа. В практике деятельности оптовых организаций  потребительской кооперации наиболее приемлемым для определения потребности можно рассматривать метод, основанный на использовании коэффициента реализации товаров или индекса спроса, исчисляемого по формуле

               У = Р/П,

Где Р – оптовая реализация товаров за определенный период, р.; П – поступление товаров на оптовую базу за тот же период, р.

Для определения потребности  в конкретном товаре на предстоящий  год исчисляют индексы за три  последних года, включая текущий:

              У1,2,3 =   Р1,2,3/П1,2,3.

На основании исчисленных  коэффициентов формируют ряды динамики реальной потребности оптовой базы в конкретном товаре.

При условии  У1,2,3 ≤ 1,0 потребность в товаре равна его реализации, а именно:

               Н1,2,3 = Р1,2,3 ,

где Н1,2,3 – потребность в товаре за три последних года.

При условии  У1,2,3  > 1.0 потребность равна реализации, умноженной на данный индекс, т.е. Н1,2,3 = Р1,2,3 × У1,2,3.

Результаты расчетов реальной потребности за три предшествующих года (Н1, Н2,Н3) положены в основу определения потребности в конкретном товаре на предстоящий год (Н4) с использованием следующих формул:

             Н4 = 2Н3 – Н1 при условии что:

             а) Н2 > Н3 > Н1;

             б) Н2 < Н3 < Н1, причем Н2 < Н1;

              Н4 = 1/3 (4Н3 + Н2 – 2Н1) при условии, что:

              Н1 > Н3 > Н2, причем Н2 > Н1;

              H4 = 3H1 × H2 × H3/4H1 × H2 + H1 × H3 - 2H2 × H3 при условии, что:

              H3 < H2 < H1 ;

              Н4 = ¼ × (7 × Н3  - 2Н2 – Н1) при условии, что:

                Н1  < H2 < H3 ,

                H1 > H2 > H3 , причем Н1 >  Н3 .

При втором варианте планирования обоснование проекта плана общего объема оптового товарооборота предполагает использование в качестве исходных данных следующей информации: плана  общего объема розничного товарооборота  зоны деятельности оптовой организации; доли ее участия в обеспечении  розничного товарооборота зоны обслуживания. По оптовым организациям, выступающим  в качестве головных по закупке товаров  и осуществляющим переотправку товаров  другим базам, необходимо учитывать  объемы переотправок конкретных товаров  другим оптовым организациям.

В ходе планирования используются данные анализа развития оптового и  розничного товарооборота за предыдущий период, схемы товародвижения, устанавливается  взаимосвязь оптового и розничного товарооборота зоны обслуживания, определяется доля оптовой организации в обеспечении  розничного товарооборота, а также  объемы переотправок конкретных товарных групп оптовым организациям вне  зоны ее деятельности.

На базе проведенного анализа  путем экспертной оценки устанавливается  доля участия оптовой организации  обеспечении розничного товарооборота  зоны обслуживания. Затем на основе использования плана общего объема розничного товарооборота зоны обслуживания и спрогнозированной доли оптовой организации делается расчет плана общего объема оптового товарооборота на предстоящий период (год или более).

Пример. Определить на планируемый  год объем оптового товарооборота  с учетом прогнозной доли участия  оптовой организации в обеспечении  розничного товарооборота зоны обслуживания. Фактический розничный товарооборот зоны обслуживания составил в отчетном году 6645,4 млн р., оптовый товарооборот оптовой организации – 3251,4мнл р. Путем экспертной оценки предусмотрено повысить долю участия оптовой организации в обеспечении розничного товарооборота зоны обслуживания на 3,5 процентных пункта. Розничный товарооборот зоны обслуживания запланирован в размере 6930млн р.

Решение:

Определяем  долю участия оптовой организации  в обеспечения розничного товарооборота  зоны обслуживания в отчетном году:

                 3251,4 ÷ 6645,4 × 100 = 48,9%;

Находим прогнозную долю участия оптовой организации  в обеспечении розничного товарооборота:

                 48,9 + 3,5 = 52,4%;

Определяем  плановый объем оптового товарооборота:

                             6930,0 × 52,4 ÷ 100 = 3631,3 млн р.

Третий вариант планирования оптового товарооборота предполагает определение его плановой величины исходя из потребности оптовой организации  в сумме целевого объема прибыли, а также размера средств на оплату труда. Данный вариант планирования требует учета действующей системы  налогообложения в Республике Беларусь. Кроме того, могут быть использованы существующие подходы к определению  экономических границ деятельности торговой организации, в том числе  оптовой.

Формализовано объемы безубыточной и минимально рентабельной деятельности оптовой организации за отчетный и на планируемый периоды определяются следующим образом:

                            ТОТЧ = (∑▒Рпост)/(УД-УРпер)    ×100   ,                            

                            Тмин.рент.отч = (∑Рпост+(К × МУР)/(100-Сн))/(УД-УРпер)  × 100,

                           Тплан = Тотч × ТРс.ц. × Iпр р.у ,

Где Тотч , Тплан – объем оптового товарооборота, при котором организация срабатывает безубыточно, в отчетном и планируемом годах; Тмин.рент.отч , Тмин.рент.план – минимальный объем товарооборота, при котором покрываются расходы на реализацию товаров и обеспечивается получение минимально необходимой прибыли на вложенный капитал, в отчетном и планируемом году; ∑Рпост – сумма условно-постоянных расходов в планируемом году, ед.; УД – уровень доходов без косвенных платежей в отчетном году, % ; К – сумма вложенного капитала; МУР – минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал; Сн – удельный вес налогов и платежей сумме прибыли за отчетный год; ТРс.ц. – темпы роста оптового товарооборота в сопоставимых ценах в планируемом году; Iпр.р – прогнозируемый индекс роста цен на потребительские товары в планируемом году.

По четвертому варианту плановая сумма оптового товарооборота определяется с использованием корреляционного  анализа и расчетов на ЭВМ путем  отбора факторов, наиболее сильно влияющих на величину оптового оборота. На основании  проведенного отбора строится многофакторная модель, по которой определяется план товарооборота:

     у = а0 + а1х1 + а2х2 + а3х3 + … + апхп ;

Где х1, х2, х3, …, хп – влияющие факторы: структура розничного товарооборота зоны обслуживания, коэффициент складской звенности, временной фактор и т.д.; а0, а1, а2, …, ап – параметры управления.

Применительно к практике деятельности оптовых организаций  потребительской кооперации для  разработки проектов планов оптового товарооборота по ассортиментной структуре  рекомендуется использовать однофакторные  модели типа:

     У = а + вх; у = а + вt,

Где у – объем оптового товарооборота оптовой организации  по конкретной товарной группе; х –  процентное отношение оптового товарооборота  к розничному товарообороту зоны обслуживания по соответствующей номенклатуре товаров; t – временной фактор; а,в – параметры уравнений.

Подставляя в уравнение  у = а + вх значения х, рассчитанные на планируемый период с помощью экстраполяции, определяют объем оптового товарооборота по годам планируемого периода.

При использовании данного  метода планирования необходимо учитывать  ограничения, которые сводятся к  необходимости наличия сопоставимых данных за значительный временной промежуток с положительной тенденцией изменения  оптового товарооборота.

Пятый вариант. По отдельным товарным группам, по которым проявляется четкая тенденция зависимости развития оптового товарооборота от розничного, зоны деятельности оптовой организации плановую реализацию товаров можно определить с помощью коэффициентов эластичности оптового товарооборота от розничного по соответствующим группам товаров.

Коэффициент эластичности свидетельствует  об относительном увеличении или  снижении оптовой реализации товаров  на каждый процент изменения розничного товарооборота зоны обслуживания. Формализованно он определяется следующим образом:

                          Кэ = ∆ОТО/∆РТО,

Где Кэ – коэффициент эластичности: ∆ОТО – среднегодовой темп прироста оптового оборота, % ; ∆РТО- среднегодовой темп прироста розничного товарооборота зоны обслуживания, %.

Общий объем оптового товарооборота  при данном варианте планирования определяется путем суммирования запланированных  продаж товаров по ассортиментной структуре.

На заключительном этапе  каждый вариант плана подвергается оценке, а затем принимается окончательный  вариант проекта плана оптового товарооборота. При этом должен соблюдаться  принцип логической оценки каждого  варианта плана оптового товарооборота  с последующим отбором наиболее оптимального.

Таким образом, выживание  оптовых организаций на рынке  товаров и услуг во многом зависит  от экономически обоснованного планирования их объемов деятельности.

 

 

 

 

             

        

 


Информация о работе Методика экономического обоснования плана оптового товарооборота