Лизинговое финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования обусловлена значением лизинга как метода финансирования предприятия.
Современный уровень научно-технического прогресса требует новых подходов к решению проблем инвестиционной политики. В процессе замены средств производства на оборудование новых поколений, внедрения передовых сложных технологий возникает необходимость в использовании адекватных неординарных методов финансирования, отвечающих новым условиям.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Лизинг, как финансовый инструмент инвестиций в основной капитал 6
1.1 Лизинг, как способ финансирования основного капитала предприятия 6
1.2 Организационно-экономические и правовые особенности лизинга 9
1.3 Расчет лизинговых платежей 13
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Уфастройинвест» 22
2.2 Сравнительный анализ экономической эффективности лизинга 23
2.3. Проблема совершенствования лизинговых операций 30
Заключение 33
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

gulnaz_finansy_predpriaty.doc

— 659.00 Кб (Скачать)

При лизинговых схемах с  учетом на балансе лизингополучателя дисконтированная экономия за счет налога на имущество, уплачиваемого лизингополучателем, чем при кредитных схемах.

Дисконтированная экономия по налогу на прибыль за счет вознаграждения лизингодателя, равномерно включаемого  в лизинговые платежи.

Полученные данные сведем в таблицу 3.

Таблица 3

Расчеты лизинговых поступлений

Конечные результаты

 

 

Приобр.

Кредит

Лизинг

Налог на имущество

20705,9

20705,9

7480,1

Экономия по налогу на прибыль

66744,9

83601,9

156959,9

НДС к возмещению

42899,7

42899,7

71373,9

Отток денежных средств

-214790,9

-268171,4

-247041,6

Дисконтированный отток  денежных средств

-231574,7

-216568,3

-205707,0


 

В целом приведенная  экономия по налогу на прибыль при  наиболее эффективной лизинговой схеме, чем при оптимальной кредитной схеме.

Вывод: Расчеты доказывают, что при равных экономических условиях наименее выгодный вариант получения оборудования в лизинг при учете комплекса на балансе лизингополучателя эффективнее оптимального варианта кредитования. Это означает, что лизинг является эффективным инструментом оптимизации затрат при развитии материально-технической базы предприятия, одним из основных факторов улучшения инвестиционного климата в реальном секторе экономики.

 

2.3. Проблема совершенствования лизинговых операций

 

Основными проблемами развития российского лизингового рынка  остаются:

- низкая доступность  долгосрочного финансирования для  лизингодателя;

- потребность в дополнительном  обеспечении договора финансовой  аренды в зависимости от ликвидности  предмета лизинга и наличия вторичных рынков для него; неразвитость вторичных рынков;

- неразвитость сферы  страхования финансовых рисков  лизингодателя, высокие тарифы  и, следовательно, увеличение  суммы лизинговых платежей;

- искажающая рынок  некоммерческая основа деятельности компаний, созданных госструктурами для поддержки сельхозпроизводителей, а также приводимые в печати возможности использования лизинговых схем для искажения финансовой отчетности, способствующие взгляду на лизинг как на инструмент уменьшения налогов.

Дискуссионным вопросом остается правомерность учета предмета лизинга на балансе лизингодателя. С точки зрения налоговой оптимизации, а также повышения инвестиционной привлекательности предприятия  эта схема наиболее выгодна. Учет на балансе лизингодателя не ухудшает баланс лизингополучателя, поскольку не увеличивает кредиторскую задолженность. С другой стороны, среди специалистов существует мнение о необходимости учитывать предмет лизинга в качестве основных средств на балансе лизингополучателя, поскольку отчетность предприятия должна быть достоверной и понятной для инвестора.

При развитии высокорентабельных производств на базе финансовой аренды формируются точки экономического роста. Поэтому государство идет на предоставление налоговых преимуществ, как-то: отнесение лизинговых платежей на расходы в полном объеме и возможность применения к основной норме амортизации специального коэффициента не выше 3.

Существуют полярные мнения относительно эффективности  лизинга. Одни авторы считают, что выгоды лизинга искусственно увеличиваются и его стоимость оказывается больше, чем цена банковского кредита. Ряд специалистов отмечает, что получение оборудования в лизинг эффективнее покупки с привлечением кредитных ресурсов.

Резюмируя вышесказанное, обобщим основные конкурентные риски и возможности, актуальные сейчас для лизинговой отрасли.

Конкурентные возможности  для лизинга:

- лизингодатели готовы  финансировать более рискованные  проекты, чем банки. Лизинг  охватывает широкий сегмент заемщиков,  которым недоступно банковское финансирование;

- лизинговые компании  помимо финансирования предоставляют  клиентам более качественный  сервис, по крайней мере в традиционных  отраслях (транспорт, техника, самолеты, вагоны);

- лизинговые компании  более лояльны, чем банки, к  отраслям, наиболее пострадавшим от кризиса, в частности к строительству и недвижимости.

Конкурентные риски  для лизинга:

- лизинг часто оказывается  для заемщиков дороже, чем кредит. Это обусловлено невозможностью  экономии налога на прибыль  в связи с недостатком самой прибыли у многих заемщиков, а также отменой ускоренной амортизации для первой-третьей групп;

- коммерческий кредит  поставщиков на приобретение  подержанного транспорта часто  оказывается более привлекательным  для заемщиков, чем лизинг более  нового транспорта;

- распространение по  всей России бюджетных поручительств  по кредитам малому и среднему  бизнесу создает реальную угрозу  того, что лизинг утратит свое  главное преимущество - способность  финансировать более рискованные  проекты, чем банки.

Вывод: Таким образом, лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т.п. Данные обстоятельства являются причиной актуальности рассматриваемой тематики, так как чем шире сфера лизинга, тем сложнее, актуальнее и важнее вопросы учетно-нормативной поддержки лизинговых операций.

 

Заключение

 

Проблема обновления основных фондов и развития материально–технической  базы стоит перед большинством российских предприятий. Однако часто компании не обладают достаточным объемом  собственных средств. Возможность  размещения дополнительных эмиссий акций или облигаций доступна лишь крупным компаниям. Банки предпочитают кредитовать предприятия, имеющие хорошую кредитную историю и обладающие высоколиквидными средствами. На российском рынке заемных средств преобладают краткосрочные кредиты, при этом растет внутренний спрос на долгосрочное финансирование.

В результате необходимо развитие новых финансовых инструментов реального инвестирования, в частности, лизинга. Сущность лизинга проявляется  в экономических отношениях между  лизингодателем, лизингополучателем и продавцом. Для продавца лизинг – это форма сбыта товара, для лизингодателя – инвестиционная деятельность, для лизингополучателя – форма финансирования капитальных вложений.

Предприятие-лизингополучатель  получает в эксплуатацию необходимое оборудование без единовременных затрат собственных средств. Ему предоставляются средства производства с определенными характеристиками и известной ликвидностью. Продавец посредством лизинга диверсифицирует предложение и расширяет платежеспособный спрос. Лизинг также приносит экономические выгоды банковскому и страховому сектору.

Лизингу присущи свойства кредита. Ряд специалистов определяет лизинг, как форму долгосрочного кредита в виде функционирующего капитала.

С правовой точки зрения договор лизинга является отдельным видом договора аренды. Такое выделение оправдано и с экономической точки зрения. В аренду отдается имущество, которым собственник не в состоянии распорядиться более эффективно, в то время как лизинг предполагает целевое финансирование капитальных вложений лизингополучателем. В 90% случаев предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга. Лизинговые платежи включают затраты и доход лизингодателя, в то время как размер арендных платежей зависит от рыночной конъюнктуры.

Право собственности  на предоставленное лизингополучателю  оборудование до окончания договора лизинга остается у лизингодателя. Это реальная защита от рисков. Для  малых и средних предприятий  вероятность заключения договора финансовой аренды значительно выше, нежели получения банковского кредита.

Сегодня российский лизинговый рынок активно формируется. Прослеживается тенденция выхода лизинговых компаний за пределы родительских структур. В 1999г. доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства составила лишь 1,5%, а в 2010г. - уже 12%. В развитых странах данный показатель составляет от 15 до 30%.

В результате внесения в 2002г. изменений в закон о финансовой аренде устранены многие проблемы. Исключено деление лизинга на финансовый и оперативный. При оперативном лизинге лизингодатель не был обязан приобретать имущество в соответствии с указаниями лизингополучателя. В результате нивелировалась сбытовая функция лизинга.

Ранее предусматривалось, что срок действия договора лизинга должен быть соизмерим со сроком амортизации имущества, что затрудняло лизинг имущества с длительным сроком полезного использования. Теперь это ограничение в законе отсутствует.

Ранее стороны договора лизинга могли пересматривать размер лизинговых платежей не чаще одного раза в год. Теперь разрешен пересмотр размера лизинговых платежей не чаще одного раза в три месяца, что позволяет учитывать рыночные изменения.

И все же в законодательстве сохраняется ряд существенных упущений. Не урегулирован вопрос о правомерности бесспорного списания денежных средств со счета лизингополучателя в случае неперечисления платежей более двух раз подряд. С одной стороны, такое положение - дополнительная гарантия для лизингодателя, позволяющая снизить размер требуемого обеспечения. С другой – вмешательство в права субъектов предпринимательской деятельности.

Существуют договоры мнимого лизинга, схожие с куплей-продажей, заключенные ради получения налоговых  льгот. Тем не менее, не решен вопрос о предельном размере аванса, при котором сохраняется инвестиционный характер лизинга.

Ряд положений по-разному  урегулирован в Конвенции УНИДРУА  о международном финансовом лизинге  и законе о лизинге, что осложняет  международные лизинговые операции.

Несмотря на теоретические  преимущества лизинга перед другими финансовыми инструментами, эта форма экономических отношений в нашей стране развивается медленными темпами. Объем лизинговых операций в общем объеме инвестиций составляет в среднем 2 %, тогда как в зарубежных странах этот показатель варьируется от 15 до 30%.

Выход из сложившейся  ситуации можно найти путем исследования причин низкой деловой активности на рынке лизинговых услуг, через анализ и оценку состояния лизинговой деятельности на общегосударственном и региональном уровнях разработать рекомендации по более эффективному применению и использованию лизинга..

Так же остается неурегулированным  вопрос о защите лизингодателя с точки зрения российского законодательства, которое оставляет много неясности по вопросу сохранения имущества взятого в лизинг, и процедура его возврата в случае неуплаты.

Таким образом, отмеченные факторы в современных российских условиях определяют актуальность разработки и систематизированного изложения  научно-обоснованных подходов в области  управления лизинговым процессом в рамках отечественной финансовой политики, внедрение которых, при благоприятной экономической ситуации, способно внести значительный вклад в динамику развития предприятий, как отдельно взятого региона, так и всей России.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изменениями и дополнениями)
  3. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики 16 апреля 1996 г.)
  4. Абакумова Н.В., Черемисин И.В. Лизинг: понятие и правовое регулирование // Сб. науч.-исслед. работ студентов ГУ - ВШЭ. Вып.1. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - С.172-183. - Библиогр.: 7 назв.
  5. Абдулаев М.Н. Методические основы организации лизинговых отношений в дорожном хозяйстве: Автореф. дис.... канд. экон. наук / МАДИ (ТУ). - М., 2010. - 23 с.
  6. Абрамова Н.В. Договор аренды, лизинг: учет и налоги. - М.: ООО "Статус-Кво 97", 2009. - 168 с.
  7. Авраменко О.А. Инвестиционный аспект финансового лизинга // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер. Естеств. и экон. науки. - 2010. - Вып.17. - С.80-82. - Библиогр.: 3 назв.
  8. Авраменко О.А. Лизинг в России: становление и развитие // Вестн. Амур. гос. ун-та. - 2010. - Вып.13. - С.67-68. - Библиогр.: 9 назв.
  9. Агапов А.В. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства с помощью лизинга. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2010. - 115 с. - Библиогр.: 104 назв.
  10. Александров А.В. Прокат и лизинг на рынке автотранспортных услуг // Реформы в России и проблемы управления - 2011: Материалы 15 Всерос. науч. конф. мол. ученых и студентов. Вып.2 / Гос. ун-т управления. - М., 2010. - С.343-345.
  11. Барыкин С.Е., Жбанов П.В. Лизинговые операции электроэнергетических предприятий. Правовые и финансовые аспекты: учеб. пособие / Петерб. энерг. ин-т повышения квалификации. - СПб., 2010. - 125 с. - Библиогр.: 38 назв.
  12. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 204 с.
  13. Береславская В.А., Ульмекальм Е.А., Аитова Л.Н. Управление источниками финансирования: лизинговые операции: Учеб. пособие. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. - 104 с. - Библиогр.: 13 назв.
  14. Блюм М.А. Инвестиционная политика предприятий химической и нефтехимической промышленности с использованием лизинговых операций: Автореф. дис.... канд. экон. наук / Моск. гос. акад. тонкой хим. технологии им. Ломоносова. - М., 2011. - 23 с.
  15. Бодрунов С.Д. Поставочные лизинговые схемы в авиационной промышленности // Аэрокосмическое приборостроение России. Сер.1. Экономика авиаприборостроения. Вып.6. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб., 2010. - С.238-239. - Библиогр.: 3 назв.
  16. Боллоева М., Кокоева Л.Т. Финансовая аренда (лизинг) // Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты: Тез. докл. III межвуз. науч. конф. / Владикавказ. ин-т упр. - Владикавказ, 2010. - С.22-26.
  17. Воскресенский А.Б. Лизинг - средство от кризиса // Реформы в России и проблемы управления - 99: Материалы 14-й Всерос. науч. конф. мол. ученых и студентов. Вып.1. - М.: Б.и., 2011. - С.175-176.
  18. Кабатова Е. Закон далек от совершенства, но он - закон // Закон. - 2010. - N 8. - С.22-26.
  19. Беспалов С.А. Лизинг // Медицинская картотека МиР'а. - 2010. - N 10. - С.9.
  20. Блум Д.А. Правовое регулирование лизинга в России в 2010 году // Лизинг-Ревю. - 2011. - N 3. - С.25-30.
  21. Александрович Е. Лизинг на железнодорожном транспорте: первые шаги // РЖД-Партнер. - 2010. - N 9(49). - С.42-43.
  22. Воротынцев А. Лизинг автомобилей и сервис - в одном // Технологии лизинга и инвестиций. - 2011. - N 1. - С.35-39.
  23. Аверьянов О.В. Залог и лизинг // Юрист. - 2011. - N 3. - С.67-
  24. Блинов А. Поддержка малого предпринимательства Нижегородской обл. по программе развития лизинга // Финансовый бизнес. - 2010 - N 9. - С.32-33.
  25. Аверчев И. Лизинговые операции - форма или содержание? // Консультант. - 2011. - N 3. - С.56-59.
  26. Батрутдинов А.С., Федосеев И.В. Лизинг как способ финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности строительного предприятия // Пробл. соврем. экономики. - 2011. - N 3 / 4(19 / 20). - С.237-240. - Библиогр.: 2 назв.
  27. Болтенков В.В. Динамика рынка лизинговых услуг за рубежом // Проблемы экономики и управления. - 2011. - N 1-2, ч.2. - С.245-254.

Информация о работе Лизинговое финансирование