Контрольная работа по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Методы управления предприятием, классификация методов управления предприятием, экономическая сущность, структура и методы оценки основных производственных фондов предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 62.48 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра публичного администрирования  и региональной экономики

 

Контрольная работа по учебной  дисциплине

"ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ"

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса,

заочного факультета,

спец.                                       Управление персоналом и экономика труда

№ зачётной книжки                         119303        Коваль Елена Сергеевна


 

Проверил:                                                               к.э.н., доц. Мельник В.И.


 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков – 2012

Вариант № 3

Теоретический вопрос №1

Сущность, функции и методы управления предприятием.

1.1 Характеристика основных функций управления предприятия и их взаимосвязь

   Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работ.

   Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более, того, они как бы взаимопроникают друг в друга.

   Вместе с тем все функции, которые встречаются, можно классифицировать по следующим основным группам:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

   Для любого предприятия, учреждения или организации все группы функций, являются жизненно важными.

   Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Управление – это искусство создавать вещи посредством людей.

   Функция планирования – функция предполагающая решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать её члены, что бы достичь этих целей. Планирование как функция управления основывает «фундамент» для других функций и считается одной из главнейших.

   Единого метода планирования не существует, поэтому на каждом уровне организации происходит свое планирование, т.е. тип планирования и акцент зависит от положения менеджера в организационной иерархии фирмы.

   Существует  три типа планирования:

- стратегическое планирование (высший уровень);

- тактическое планирование (средний уровень);

- оперативное планирование (нижний уровень).

   Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.

   Эта функция имеет одну главную цель, помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенности в развитии событий, поэтому и разрабатываются долгосрочные планы развития, где и делаются попытки определить элементы решения альтернатив.

   Функция организации – это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей организацией.

   Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей, выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

   Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.

   Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

   Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

   Функция мотивации – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

   Функция контроля. Контроль, как правило, ассоциируют с властью, командованием, «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. Контроль – процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Основные требования которые должны быть заложены в любой системе контроля: эффективность контроля; эффект влияния на людей; выполнение задач контроля; определение границ контроля.

 

1.2 Классификация методов управления предприятием

   Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

   Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.

В системе методов управления выделяют:

  • Административные методы;
  • Экономические методы;
  • Социально-психологические методы.

   Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

   Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

   Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

   Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

   Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

   В советский период предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчёт, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

   Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);  психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

   Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

   Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

   Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной формой социального  планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях БССР (БМЗ, МАЗ, МТЗ и др.). В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. У большинства же действующих предприятий на территории СНГ, в том числе и в Беларуси, сейчас другие задачи – сохранить хотя бы те социальные достижения и социальную инфраструктуру, которые были созданы до развала СССР.

   Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

   Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

   Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования мы относим:

- формирование подразделений  ("команд") на основе психологического  соответствия сотрудников;

- комфортный психологический  климат в коллективе;

- формирование личной  мотивации людей исходя из  философии предприятия;

- минимизацию психологических  конфликтов (скандалов, обид,  стрессов, раздражений);

- разработку служебной  карьеры на основе психологической  ориентации работников;

- рост интеллектуальных  способностей членов коллектива  и уровня их образования

- формирование корпоративной  культуры на основе норм поведения  и образов идеальных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование выполняла  профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.

 

Теоретический вопрос №2

Экономическая сущность, структура  и методы оценки основных производственных фондов предприятия.

2.1 Сущность основных  производственных фондов и их  основные группы

   Основные фонды – это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного времени (более одного операционного цикла).

    В зависимости от характера участия в процессе расширенного воспроизводства основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные.

  К производственным основным фондам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности. Пополняются они за счет капитальных вложений. Для промышленного предприятия к производственным основным фондам относят станки, здания цехов, сооружения,  административные здания и другие объекты основных средств, с помощью которых выпускается продукция.

Отличительные особенности  основных производственных фондов:

  • многократно используются в процессе производства;
  • сохраняют свою натуральную форму, внешний вид в течение длительного времени;
  • переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике предприятия"