Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:22, контрольная работа
В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.
К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер.
Введение
3
Классификации потребностей
5
Классификация трудовых потребностей работника
8
Практическая часть
12
Заключение
13
Список использованных источников
Содержание
Введение |
3 |
|
5 |
|
8 |
|
12 |
Заключение |
13 |
Список использованных источников |
14 |
Введение
В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.
К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер.
Любой руководитель всегда осознает, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считает, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Иногда такая политика бывает успешной, хотя, по существу, она не верна. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации /6/.
Первым глубинным содержанием трудовой мотивации являются потребности /2/.
Потребность – это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. Под потребностью в психологии понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности и неудовлетворенности и оказывает влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности.
Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать в определенных условиях жизни и развития, производить материальные, социальные и духовные блага.
Классификации потребностей посвящено значительное количество научных исследований.
Различают потребности:
- материальные, духовные (когнитивные, т.е. познавательные, эстетические) и общественные (общественная деятельность, труд, статус, оценка других, дружба, любовь);
- естественные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и социальные (в признании, славе);
- врожденные (в общении) и приобретенные (в обучении);
- первичные (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичные (в условиях развития личности);
- материальные и нематериальные /1/.
Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д /2/.
Прежде чем рассматривать классификацию потребностей и их структуру, необходимо иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и что нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей и установить его практически невозможно.
Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные /5/.
В настоящее время основной считается классификация потребностей, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения) /1/. Позже, в других работах, А. Маслоу иногда добавлял еще два уровня: уровень познавательных способностей и уровень эстетических потребностей /7/. На рис. 1 представлена пирамида Маслоу из пяти уровней.
Рис. 1 Пирамида Маслоу
Физиологические потребности в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.
Экзистенциальные потребности – потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребность в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда – в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.
Социальные потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.
Потребности в самоуважении, престиже – это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.
Личностные, духовные потребности выражаются в самоактуализации, самовыражении через творчество /2/.
Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими).
Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен. Очевидно, что сила взаимодействия потребности (ее потенциал) есть функция от степени ее удовлетворения. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии /2/.
Известны классификации К. Альдерфера (три группы потребностей – существования, связи и роста), Д. Мак-Клелланда (потребности достижения, соучастия, власти), Ф. Герцберга (разделение потребностей на гигиенические и факторы мотивации) и т.д. По мнению специалистов, большинство классификаций, в том числе наиболее известных, не охватывает полный перечень потребностей человека /1/.
В современных исследованиях следующая классификация: потребности существования и потребности достижения целей жизни /3/.
К потребностям существования обычно относят следующие потребности: физиологические, безопасности, причастности. Можно выделить три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, обеспечивающий выживание; базовый (нормальный0, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться и отражающий в потребительском бюджете; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. После достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые можно разделить на следующие группы: материальные блага для индивидуума и семьи; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствование.
Иерархия потребностей объективно обусловлена прежде всего тем, что условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако последовательность в удовлетворении потребностей нельзя считать одинаковой для всех людей. Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруизме) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества. Иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей.
В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ, у других – к власти и славе, у третьих – к знаниям и творчеству, у четвертых – к духовному совершенствованию. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.
Основным источником удовлетворения потребностей является труд. Вместе с тем в процессе труда могут удовлетворяться потребности в общении, саморазвитии, познании. Связь между потребностями и деятельностью человека носит двусторонний характер: потребность стимулирует деятельность, выступает как ее первопричина, одновременно сама деятельность становится предметом потребности (например в творческом, содержательном труде), а также вызывает своими результатами (создание новых продуктов) формирование новых потребностей /1/.
Таким образом потребности характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения.
В различных условиях жизнедеятельности
у разных социально-демографических, профессионально-
Труд играет исключительно важную роль в существовании и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создаёт блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.
Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа - это способ зарабатывания денег, с помощью которых могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.). Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному.
Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.
Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации
Ранее уже был рассмотрен достаточно широкий круг потребностей. Теперь рассмотрим потребности лежащие в основе трудовой мотивации, которые следует учитывать в первую очередь при разработке системы управления персоналом организации и, в частности, системы стимулирования труда.
1. Физиологические потребности - потребности, обеспечивающие само существование человека как биологического организма.
Очевидно, что голодные или больные работники вряд ли смогут внести высокий вклад в работу своей организации, поэтому для удовлетворения важнейших физиологических потребностей организация должна обеспечить работников нормальными условиями труда и заработной платой, позволяющей на приемлемом уровне удовлетворять потребности в еде, одежде, в жилье (для разных людей и для разных стран этот уровень может существенно различаться). Работники также должны иметь достаточно времени для отдыха и восстановления сил.
2. Потребности в безопасности.
3. Потребность в принадлежности к социальной группе играет очень существенную роль в жизни человека. Социальные контакты, которые работники устанавливают с товарищами по работе в процессе профессионального труда, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на их трудовую мотивацию.
Чтобы помочь работникам в удовлетворении этой группы потребностей, некоторые компании сознательно организуют коллективные мероприятия, позволяющие объединить и сплотить рабочий коллектив - общие празднования знаменательных для организации событий и дат, выезды на природу. Любые коллективные мероприятия обеспечивают прекрасную возможность для установления и поддержания дружеских взаимоотношений. Если работникам длительное время приходится работать в одиночестве, они начинают испытывать серьезный дискомфорт, что негативно сказывается на их рабочих результатах, ухудшает отношение к работе и вызывает высокую текучесть кадров.
Информация о работе Классификация трудовых потребностей работника