Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:22, курсовая работа
Целью работы является поиск ответа на вопрос – в какой период истории нашей страны условия развития предпринимательства были наиболее близки к благоприятным и почему.
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос нужно рассмотреть ряд проблем:
1. изменения экономической ситуации в стране;
2. влияние изменений в политике страны на предпринимательство.
Введение. 3
1.Фирма. 5
1.1.Виды теории фирмы. 5
1.2.Типы фирм. 7
1.3. Цели фирм. 10
2.Развитие предпринимательства в России. 13
2.1.Этапы развития предпринимательства в России. 13
2.2.Предприятие ОАО «Газпром». 18
2.3.История ОАО «Газпром». 20
Заключение 24
Список использованной литературы и источников 26
Приложение А. 27
Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы. Прибыль является не только вознаграждением предпринимателя и показателем эффективности функционирования фирмы, но и источником ее развития. Уже в силу того, что формирование прибыли связано с эффективностью функционирования фирмы, она вынуждена ориентироваться на получение прибыли, иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому, даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли присутствует всегда2.
Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России - это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования, высокий интеллектуальный потенциал. Но в отношении качества трудовых ресурсов надо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 возможного максимального уровня. Весьма ограниченное число работников обладают квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризованного производства.
Политическая нестабильность и непредсказуемость - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата. Совсем еще недавно страну потрясла резкая смена политического режима, руководства страны, а соответственно многие прежде сложившиеся структуры должны были также быстро адаптироваться к этим изменениям.
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.
Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы. До «перестройки» в России большую поддержку от государства получали в основном крупные предприятия, тогда как малые с трудом выживали в таких условиях.
Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществлялся крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
Развитие предпринимательства в постсоветской России началось с его легализации Законом СССР "О кооперации" в 1986 году, который создал ограниченные возможности для предпринимательства. На его базе стали интенсивно создаваться кооперативы. Предполагалось, что законом воспользуются студенты и пенсионеры для оказания услуг в сфере быта, но в большей степени им воспользовались работники сферы быта и представители
теневой экономики.
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.
В августе 1990 года было принято постановление "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", которое разрешило юридическим и физическим лицам создавать частные предприятия с использованием наемного труда. Льготы для малых предприятий, вводимые этим постановлением послужили поводом: для переоформления кооперативов в малые предприятия; для создания государственными органами, государственными предприятиями и частными лицами малых предприятий.
В этот период многие крупные предприятия были реструктурированы, так как не могли приспособиться к рыночной экономике, они почти лишились поддержки государства. Тогда правительство взяло курс на развитие малого и среднего предпринимательства, практически забыв о крупномасштабных. Но все же, малая доля предприятий-гигантов смогли удержать свои позиции на рынке за счет ранее накопленного капитала. И в дальнейшем эти предприятия стали наиболее привлекательными для инвестирования, и они снова приобрели поддержку государства, причем в еще большей степени, чем прежде.
Российский закон 1991 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" снял последние препятствия на пути предпринимательской деятельности в России. Создание юридической основы способствовало активному развитию предпринимательства в стране (рис. 2).
Рис. 1 Развитие малого предпринимательства в России (1991-1996 гг.)
Этот период ознаменован открытием многих мелких предприятий, началом деятельности индивидуальных предпринимателей.
Осуществленная тогда либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности, вследствие чего малые предприятия стали заниматься чисто посреднической деятельностью.
Процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г., фактически прекратился. По данным Лиги кооперативов и предпринимателей Российской Федерации за 1992 г. в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере.
К следующему этапу развития малого предпринимательства в России можно отнести 1993 – 1994 г.г. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их способности к инвестированию деятельности, к развитию предпринимательства.
В 1993 г. были сделаны самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства как особого сектора экономики России, т.к. не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».
Последующие 5 лет предприятия всех типов и масштабов приспосабливались к новой политической системе в стране и к условиям рыночной экономики. Именно в эти годы предприниматели показали, насколько они умело управляли предприятиями. Можно сказать, что произошел естественный отбор наиболее конкурентоспособных предприятий.
Экономический
рост в России начался в 1997 году после
преодоления
Вначале рост носил восстановительный характер. Его основным источником было использование производственных мощностей, созданных в советское время. Начиная с 2003–2004 годов, он все в большей степени приобретает инвестиционный характер. Темпы прироста инвестиций в основной капитал находятся на устойчиво высоком уровне [8, c.12]. В 2007 году они превысили 20% (приложение 2)
При таких темпах роста рыночной, и преимущественно частной, российской экономики, интегрированной в систему глобальных рынков, имеющей с 1992 года конвертируемую по текущим, а с 2007 года и по капитальным операциям валюту, стабильную ситуацию в финансовой и денежной системе
Уже ближе к 2000 году экономическая ситуация в стране стала более менее стабильной, что способствовало улучшению условий для развития предпринимательства в России в целом для всех предприятий. Начали свободно сотрудничать друг с другом фирмы различных масштабов, организационно-правовых форм.
С каждым годом ситуация
в стране улучшалась, все больше
появлялось новых предприятий. Это,
в свою очередь, также помогало решить
некоторые экономические
Но все же, экономика страны не была готова к кризису 2008 года и многие предприятия тоже. Этот период снова для предприятий стал неким испытанием. И на сегодняшний день на рынке функционируют самые сильные, конкурентоспособные предприятия, нашедшие нестандартные пути решения выхода из ситуации, либо получившие поддержку государства.
ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%.
«Газпром» - крупнейшее акционерное общество в России: зарегистрировано несколько сотен тысяч владельцев акций, проживающих как в России, так и за рубежом. Крупнейшим акционером «Газпрома» является государство. В середине 2005 г. в результате приобретения государственной компанией ОАО «Роснефтегаз» 10,74% акций ОАО «Газпром» доля Российской Федерации в акционерном капитале ОАО «Газпром» увеличилась до контрольного пакета (50,002%). Это позволило усилить государственный контроль над компанией, имеющей стратегическое значение для экономики страны.
ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд куб. м природного газа.
«Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.
Высшим органом управления Открытого акционерного общества «Газпром» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно. В компетенцию Общего собрания акционеров, в частности, входит внесение изменений в Устав Общества, утверждение годовых отчетов и аудитора Общества, распределение прибыли, избрание членов Совета директоров и Ревизионной комиссии, принятие решений о реорганизации или ликвидации Общества, а также об увеличении или уменьшении его уставного капитала.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Члены Совета директоров Общества избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров.
Совет директоров, в частности, определяет приоритетные направления деятельности Общества, утверждает годовой бюджет и инвестиционные программы, принимает решения о созыве Общих собраний акционеров, об образовании исполнительных органов Общества, дает рекомендации по размеру дивиденда по акциям.
Председатель Правления (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган) осуществляют руководство текущей деятельностью Общества. Они организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и подотчетны им.
Председатель Правления и члены Правления избираются Советом директоров на 5 лет. Правление, в частности, разрабатывает годовой бюджет, инвестиционные программы, перспективные и текущие планы деятельности Общества, готовит отчеты, организует управление потоками газа, осуществляет контроль за функционированием Единой системы газоснабжения России. Совет директоров и Правление ОАО «Газпром» принимают ключевые решения при осуществлении руководства деятельностью Группы, оценивают результаты деятельности и распределяют ресурсы, используя внутреннюю финансовую информацию.
Российская компания ОАО «Газпром» одна из тех, которая в прямом смысле является монополистом газового рынка. Компания входит в 500 крупнейших компаний всего мира, являясь одним из главных поставщиков газа в Европу. А началась деятельность компании, как и в другой компании – КАМАЗ, с решения государственных структур организовать и исправить ситуацию в промышленности…
История одной из крупнейших газодобывающих компаний началась еще задолго до наступления 1970 года. Первые экспедиции, разведка залежей и вот наступают 70-е, а потом 80-е – в этот период открываются огромные месторождения газа рядом с Сибирью и Уралом.