Эволюция развития фирмы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является поиск ответа на вопрос – в какой период истории нашей страны условия развития предпринимательства были наиболее близки к благоприятным и почему.
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос нужно рассмотреть ряд проблем:
1. изменения экономической ситуации в стране;
2. влияние изменений в политике страны на предпринимательство.

Оглавление

Введение. 3
1.Фирма. 5
1.1.Виды теории фирмы. 5
1.2.Типы фирм. 7
1.3. Цели фирм. 10
2.Развитие предпринимательства в России. 13
2.1.Этапы развития предпринимательства в России. 13
2.2.Предприятие ОАО «Газпром». 18
2.3.История ОАО «Газпром». 20
Заключение 24
Список использованной литературы и источников 26
Приложение А. 27

Файлы: 1 файл

Эволюция развития фирмы в России.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы. Прибыль является не только вознаграждением предпринимателя и показателем эффективности функционирования фирмы, но и источником ее развития. Уже в силу того, что формирование прибыли связано с эффективностью функционирования фирмы, она вынуждена ориентироваться на получение прибыли, иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому, даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли присутствует всегда2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Развитие предпринимательства в России.

2.1.Этапы развития предпринимательства в России.

Традиционно принято  считать, что главные конкурентные преимущества России - это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования, высокий интеллектуальный потенциал. Но в отношении качества трудовых ресурсов надо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 возможного максимального уровня. Весьма ограниченное число работников обладают квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризованного производства.

Политическая  нестабильность и непредсказуемость - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата. Совсем еще недавно страну потрясла резкая смена политического режима, руководства страны, а соответственно многие прежде сложившиеся структуры должны были также быстро адаптироваться к этим изменениям.

В России не возникало взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние  на экономические процессы оказывают  сложившиеся в предыдущую эпоху  монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы. До «перестройки» в России большую поддержку от государства получали  в основном крупные предприятия, тогда как малые с трудом выживали в таких условиях.

Наряду с неблагоприятным  в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществлялся крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Развитие предпринимательства  в постсоветской России началось с его легализации Законом  СССР "О кооперации" в 1986 году, который создал ограниченные возможности для предпринимательства. На его базе стали интенсивно создаваться кооперативы. Предполагалось, что законом воспользуются студенты и пенсионеры для оказания услуг в сфере быта, но в большей степени им воспользовались работники сферы быта и представители

теневой экономики.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

В августе 1990 года было принято постановление "О  мерах по созданию и развитию малых  предприятий", которое разрешило  юридическим и физическим лицам  создавать частные предприятия с использованием наемного труда. Льготы для малых предприятий, вводимые этим постановлением послужили поводом: для переоформления кооперативов в малые предприятия; для создания государственными органами, государственными предприятиями и частными лицами малых предприятий.

В этот период многие крупные предприятия были реструктурированы, так как не могли приспособиться к рыночной экономике, они почти лишились поддержки государства. Тогда правительство взяло курс на развитие  малого и среднего предпринимательства, практически забыв о крупномасштабных. Но все же, малая доля предприятий-гигантов смогли удержать свои позиции на рынке за счет ранее накопленного капитала. И в дальнейшем эти предприятия стали наиболее привлекательными для инвестирования, и они снова приобрели поддержку государства, причем в еще большей степени, чем прежде.

Российский закон 1991 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" снял последние препятствия на пути предпринимательской деятельности в России. Создание юридической основы способствовало активному развитию предпринимательства в стране (рис. 2).

 

Рис. 1 Развитие малого предпринимательства  в России (1991-1996 гг.)

Этот период ознаменован открытием многих мелких предприятий, началом деятельности индивидуальных предпринимателей.

Осуществленная  тогда либерализация цен, налоговый  прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности, вследствие чего малые предприятия стали заниматься чисто посреднической деятельностью.

Процесс образования  малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г., фактически прекратился. По данным Лиги  кооперативов и предпринимателей Российской Федерации за 1992 г. в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере.

К следующему этапу  развития малого предпринимательства  в России можно отнести 1993 – 1994 г.г. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской  деятельности. Появилось множество  собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их способности к инвестированию деятельности, к развитию предпринимательства.

В 1993 г. были сделаны самые  первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого предпринимательства  как особого сектора экономики  России, т.к. не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».

Последующие 5 лет предприятия всех типов и масштабов приспосабливались к новой политической системе в стране и к условиям рыночной экономики. Именно в эти годы предприниматели показали, насколько они умело управляли предприятиями. Можно сказать, что произошел естественный отбор наиболее конкурентоспособных предприятий.

Экономический рост в России начался в 1997 году после  преодоления постсоциалистической рецессии, связанной с крахом советской  экономики, перестройкой важнейших  экономических институтов. В 1998 году он был прерван резким ухудшением мировой экономической конъюнктуры, оттоком капитала с многих развивающихся рынков (включая российский), падением цен на нефть (в реальном исчислении) до беспрецедентно низкого за последние 30 лет уровня. Рост восстановился в 1999 году и с тех пор продолжается уже 9 лет. Его средние темпы за этот период – 6,9% в год.

Вначале рост носил восстановительный характер. Его основным источником было использование производственных мощностей, созданных в советское время. Начиная с 2003–2004 годов, он все в большей степени приобретает инвестиционный характер. Темпы прироста инвестиций в основной капитал находятся на устойчиво высоком уровне [8, c.12]. В 2007 году они превысили 20% (приложение 2)

При таких темпах роста рыночной, и преимущественно частной, российской экономики, интегрированной в систему глобальных рынков, имеющей с 1992 года конвертируемую по текущим, а с 2007 года и по капитальным операциям валюту, стабильную ситуацию в финансовой и денежной системе

Уже ближе к 2000 году экономическая ситуация в стране стала более менее стабильной, что способствовало улучшению условий для развития предпринимательства в России в целом для всех предприятий.  Начали свободно сотрудничать друг с другом фирмы различных масштабов, организационно-правовых форм.

С каждым годом ситуация в стране улучшалась, все больше появлялось новых предприятий. Это, в свою очередь, также помогало решить некоторые экономические проблемы: уменьшалась безработица за счет появления новых рабочих мест на недавно открывшихся предприятиях, на рынке наблюдалось повышение конкуренции вследствие многочисленности производителей.

Но все же, экономика  страны не была готова к кризису 2008 года и многие предприятия тоже.  Этот период снова для предприятий  стал неким испытанием. И на сегодняшний день на рынке функционируют самые сильные, конкурентоспособные предприятия, нашедшие нестандартные пути решения выхода из ситуации, либо получившие поддержку государства.

2.2.Предприятие ОАО «Газпром».

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности  - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%.

«Газпром» - крупнейшее акционерное общество в России: зарегистрировано несколько сотен тысяч владельцев акций, проживающих как в России, так и за рубежом. Крупнейшим акционером «Газпрома» является государство. В середине 2005 г. в результате приобретения государственной компанией ОАО «Роснефтегаз» 10,74% акций ОАО «Газпром» доля Российской Федерации в акционерном капитале ОАО «Газпром» увеличилась до контрольного пакета (50,002%). Это позволило усилить государственный контроль над компанией, имеющей стратегическое значение для экономики страны.

ОАО «Газпром» владеет  крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд куб. м природного газа.

«Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.

Высшим органом  управления Открытого акционерного общества «Газпром» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно. В компетенцию Общего собрания акционеров, в частности, входит внесение изменений в Устав Общества, утверждение годовых отчетов и аудитора Общества, распределение прибыли, избрание членов Совета директоров и Ревизионной комиссии, принятие решений о реорганизации или ликвидации Общества, а также об увеличении или уменьшении его уставного капитала.

Совет директоров осуществляет общее руководство  деятельностью Общества, за исключением  решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Члены Совета директоров Общества избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров.

Совет директоров, в частности, определяет приоритетные направления деятельности Общества, утверждает годовой бюджет и инвестиционные программы, принимает решения о созыве Общих собраний акционеров, об образовании исполнительных органов Общества, дает рекомендации по размеру дивиденда по акциям.

Председатель  Правления (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган) осуществляют руководство текущей деятельностью Общества. Они организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и подотчетны им.

Председатель  Правления и члены Правления избираются Советом директоров на 5 лет. Правление, в частности, разрабатывает годовой бюджет, инвестиционные программы, перспективные и текущие планы деятельности Общества, готовит отчеты, организует управление потоками газа, осуществляет контроль за функционированием Единой системы газоснабжения России. Совет директоров и Правление ОАО «Газпром» принимают ключевые решения при осуществлении руководства деятельностью Группы, оценивают результаты деятельности и распределяют ресурсы, используя внутреннюю финансовую информацию.

2.3.История ОАО «Газпром».

Российская  компания ОАО «Газпром» одна из тех, которая в прямом смысле является монополистом газового рынка. Компания входит в 500 крупнейших компаний всего мира, являясь одним из главных поставщиков газа в Европу. А началась деятельность компании, как и в другой компании – КАМАЗ, с решения государственных структур организовать и исправить ситуацию в промышленности…

История одной  из крупнейших газодобывающих компаний началась еще задолго до наступления 1970 года. Первые экспедиции, разведка залежей и вот наступают 70-е, а потом 80-е – в этот период открываются огромные месторождения газа рядом с Сибирью и Уралом.

Информация о работе Эволюция развития фирмы в России