Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:14, контрольная работа
Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения.
1. Инновационая деятельность на предприятии: понятие сущность, классификация.
Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения.
Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий.
Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.
Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров.
Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.
Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:
1. воспроизводственную;
2. инвестиционную;
3. стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Классификация инноваций. Важную роль в классификации играет такой показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим
параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых
полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы
предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой,
производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
1. радикальные (базовое);
2. улучшающие;
3. модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил Пригожин:
1. По распространенности:
единичные
диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии
происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
сырьевые
обеспечивающие (связывающие)
продуктовые
3. По преемственности:
замещающие
отменяющие
возвратные
открывающие
ретровведения
4. По охвату:
локальные
системные
стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
радикальные
комбинаторные
совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых "больших циклов" или, как их называют за рубежом, "длинных волн". Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.
Теперь рассмотрим понятие «инновационный проект», его основные этапы создания и реализации. Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах: как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных целей; как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых дляосуществления каких-либо действий.
Создание и реализация проекта включает следующие этапы:
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);
2. Исследование инвестиционных возможностей;
3. Подготовка контрактной документации;
4. Подготовка проектной документации;
5. Строительно-монтажные работы;
6. Эксплуатация объекта;
7. Мониторинг экономических показателей.
Таким образом, инновации – изменение с целью внедрения и использование новых видов потребительских товаров, новых производств и транспортных средств, рынков и форм организации. Непременными свойствами инновации является научно-техническая новизна и производственная применимость.
2. Качество продукции: понятие; факторы, определяющие уровень; единичные и комплексные показатели.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»1.
Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.
Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.
Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).
Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.
Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Следовательно, качество как экономическая категория - это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.
Высокое качество изделий предопределяется различными факторами,
основными из которых являются:
факторы технического характера (конструктивные, технологические,
метрологические и т.д.);
факторы экономического характера (финансовые, нормативные,
материальные и т.д.);
факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).
Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать
по следующим признакам:
по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и
интегральные показатели);
по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);
по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели);
по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);
по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств,
называется единичным показателем качества продукции (например, мощность,
калорийность топлива и т.д.).
Относительный показатель качества продукции – отношение значения
показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за
исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и
вычисляется по формуле:
где Ki – относительный показатель качества;
Р i – значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;
Рiб – значение единичного базового показателя качества.
При применении комплексного метода применяют комплексный
показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных
показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При
этом может быть использована функциональная зависимость: