2) прямое участие государства 
в инвестиционной деятельности, 
осуществляемой в форме капитальных 
вложений, путем:
  - разработки, утверждения и финансирования 
  инвестиционных проектов, реализуемых 
  совместно с иностранными государствами, 
  а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств 
  федерального бюджета и средств бюджетов 
  субъектов Российской Федерации;
 
  - предоставления на конкурсной основе 
  государственных гарантий по инвестиционным 
  проектам за счет средств федерального 
  бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
 
  - размещения на конкурсной основе средств 
  федерального бюджета и средств бюджетов 
  субъектов Российской Федерации для финансирования 
  инвестиционных проектов. Указанные средства 
  размещаются на возвратной и срочной основах 
  с уплатой процентов за пользование ими в размерах, 
  определяемых федеральным законом о федеральном 
  бюджете на соответствующий год и (или) 
  законом о бюджете субъекта Российской 
  Федерации, либо на условиях закрепления 
  в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
 
  - проведения экспертизы инвестиционных 
  проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
 
  - защиты российских организаций от поставок 
  морально устаревших и материалоемких, 
  энергоемких и ненаукоемких технологий, 
  оборудования, конструкций и материалов;
 
  - разработки и утверждения стандартов 
  (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
 
  - выпуска облигационных займов, гарантированных 
  целевых займов;
 
  - предоставления концессий российским 
  и иностранным инвесторам по итогам торгов 
  (аукционов и конкурсов) в соответствии 
  с законодательством Российской Федерации.
 
При государственном регулировании инвестиционной 
деятельности, осуществляемой в форме 
капитальных вложений, могут использоваться 
иные формы и методы в соответствии с законодательством 
Российской Федерации.
Решения об использовании средств федерального 
бюджета для финансирования инвестиционных 
проектов и (или) инвестиционных программ, 
осуществляемых Российской Федерацией 
совместно с иностранными государствами, 
принимаются после заключения соответствующих 
межгосударственных соглашений.
Контролем за целевым и эффективным использованием средств федерального 
бюджета, направляемых на капитальные 
вложения, занимаются Счетная палата Российской 
Федерации и уполномоченные на то федеральные 
органы исполнительной власти. Контроль 
за целевым и эффективным использованием 
средств бюджетов субъектов Российской 
Федерации осуществляют уполномоченные 
на то соответствующими субъектами Российской 
Федерации органы.
Все инвестиционные проекты независимо 
от источников финансирования и форм собственности 
объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания 
объектов, использование которых нарушает 
права физических и юридических лиц и 
интересы государства или не отвечает 
требованиям утвержденных в установленном 
порядке стандартов (норм и правил), а также 
для оценки эффективности осуществляемых 
капитальных вложений.
Порядок проведения государственной 
экспертизы инвестиционных проектов определяется 
Правительством Российской Федерации.
Все инвестиционные проекты подлежат экологической 
экспертизе в соответствии с законодательством 
Российской Федерации [4].
 
2 
Методологические основы определения 
эффективности инвестиций в ОАО "РЖД"
2.1 
Основные факторы, определяющие 
специфику инвестиционных проектов 
на ж/д транспорте
 
К указанным факторам относятся:
  - обеспечение потребности государства, 
  юридических и физических лиц в перевозках, 
  работах и услугах, оказываемых железнодорожным 
  транспортом;
 
  - планирование инвестиционной деятельности 
  ОАО "РЖД" в формате среднесрочной (трехлетней) инвестиционной программы;
 
  - реализация дальнейшего развития процесса 
  реформирования железнодорожного транспорта 
  путем образования (с участием ОАО "РЖД") 
  дочерних структур и участие материнской 
  компании в инвестициях в инвестиционных 
  проектах дочерних образований;
 
  - необходимость значительных инвестиций 
  в обновление основных производственных 
  фондов железнодорожного транспорта в 
  связи с высоким уровнем их износа;
 
  - единство сети железных дорог и технологий 
  обеспечения перевозок, обуславливающее определенные подходы к формированию 
  границ рассмотрения инвестиционного 
  проекта (полигона влияния проекта), направленного 
  на развитие инфраструктуры сети железных 
  дорог;
 
  - как правило, масштабность реализуемых инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте, как с точки зрения потребляемых ресурсов, так и с точки зрения воздействия на окружающую среду в широком смысле;
 
  - расширяющееся присутствие на рынке 
  железнодорожных перевозок (главным образом в высокодоходных его сегментах) частных операторов с собственным или арендованным подвижным составом;
 
  - отсутствие практики применения Федерального 
  закона "О концессионных соглашениях" 
  в целях привлечения инвестиций в реализацию 
  проектов на железнодорожном транспорте при наличии 
  законодательных ограничений по свободному 
  обороту имущества ОАО "РЖД";
 
  - значительная доля собственных средств 
  ОАО "РЖД" в осуществляемых инвестициях, 
  и необходимость в связи с этим установления 
  единой отраслевой нормы дисконта в целях создания сопоставимых 
  условий для сравнения рассматриваемых 
  проектов при формировании инвестиционной 
  программ ОАО "РЖД";
 
  - двойственность положения ОАО "РЖД" 
  как субъекта экономики - с одной стороны 
  Компания является коммерческой организацией (со стопроцентной принадлежностью 
  ее акций государству), с другой стороны, 
  в силу монопольного статуса, деятельность 
  компании регулируется государством, 
  в том числе через контроль за тарифами 
  по социально-значимым перевозкам;
 
  - организационно-правовая структура ОАО "РЖД", при которой финансовые 
  результаты от осуществления основной 
  деятельности Компании (железнодорожные 
  перевозки) формируются в центральном 
  аппарате Компании в целом для ОАО "РЖД";
 
  - необходимость учета положений действующих 
  в ОАО "РЖД" документов, регламентирующих инвестиционную 
  деятельность Компании (Регламент взаимодействия 
  участников инвестиционного процесса по формированию инвестиционной программы ОАО "РЖД", Требования к содержанию 
  "Обоснования инвестиций по решению целевой инвестиционной задачи", Инвестиционная заявка, Техническое 
  задание на разработку обоснования инвестиций 
  по решению целевой инвестиционной задачи);
 
  - наличие в структуре среднесрочной программы 
  ОАО "РЖД" инвестиционных проектов 
  социальной направленности и необходимость 
  в связи с этим выработки общих рекомендаций 
  и подходов к оценке их экономической 
  эффективности.
 
Вышеуказанные факторы могут оказывать 
влияние на формирование структуры инвестиционных 
проектов, подходы к обоснованию экономической 
целесообразности инвестиций ОАО "РЖД" в различные проекты и методы 
выполнения расчетов экономической эффективности 
указанных проектов [5].
 
2.2 
Инвестиционная деятельность Северо-Кавказской 
дирекции по ремонту пути
Северо-Кавказская по ремонту 
пути является структурным подразделением Центральной 
дирекции по ремонту пути - филиала открытого 
акционерного общества "Российские 
железные дороги" (далее - Центральная 
дирекция).
Дирекция руководствуется 
в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными 
конституционными законами, федеральными 
законами, иными нормативными правовыми 
актами Российской Федерации, нормативными 
правовыми актами субъектов Российской 
Федерации, уставом ОАО "РЖД", внутренними 
документами ОАО "РЖД" и Центральной 
дирекции, а также настоящим Положением.
Полное наименование Дирекции 
- Северо-Кавказская дирекция по ремонту 
пути - структурное подразделение Центральной 
дирекции по ремонту пути - филиала открытого акционерного общества "Российские 
железные дороги".
Сокращенное наименование 
- Северо-КавказскаяДРП ЦЦРП ОАО "РЖД".
Для организации и ведения 
своей деятельности Дирекция открывает 
расчетный счет и подсобный расчетный счет для 
прочих поступлений.
Дирекция имеет круглую печать 
со своим наименованием, а также полным фирменным наименованием 
ОАО "РЖД" и Центральной дирекции 
и может иметь штампы, бланки и другие реквизиты со 
своим наименованием. Дирекция имеет в своем составе 
структурные подразделения согласно списка:
- Путевая машинная станция 
№ 3 . ст. Гудермес
- Путевая машинная станция 
№ 24 . ст. Тихорецкая
- Опытная путевая машинная 
станция № 27 . ст. Армавир
- Путевая машинная станция 
№ 34 . ст. Глубокая
- Путевая машинная станция 
№ 51 . ст. Тимашевская
- Путевая машинная станция 
№ 141 . ст. Батайск
- Путевая машинная станция 
№ 142 . ст. Кривенковская
- Опытная путевая машинная станция 
№ 143 . ст. Шарданово
- Путевая машинная станция 
№ 271 . ст. Светлоград
- Путевая машинная станция 
№ 304 . ст. Краснодар
- Путевая машинная станция 
№ 314 . ст. Сальск
Местонахождение Дирекции 
- 344001, г.Ростов-на-Дону, Привокзальная пл. д. 1/2. 
Почтовый адрес Дирекции - 344001, г.Ростов-на-Дону, 
Привокзальная пл. д. 1/2.
Основными направлениями работы СКАВ 
ДРП является производство всех видов 
капитального ремонта пути. При выборе 
объектов ремонта руководствуется титулом 
производства работ Северо-Кавказскаой дирекции 
инфраструктуры, которая является главным 
заказчиком работ. 
В настоящее время на Северо-Кавказской 
железной дороге продолжается внедрение 
новых информационных технологий в рамках 
завершения ввода в эксплуатацию Южного регионального центра управления 
перевозками, находящегося в Ростове-на-Дону.   Основное 
выгрузочное отделение дороги - Краснодарское. 
Это обусловлено работой таких припортовых 
станций, как Новороссийск, Туапсе, Грушевская, 
Ейск и Темрюк. Сегодня их доля в обработке 
грузов составляет более пятьдесяти процентов. 
Внедрение новых технологий на базе автоматизированных 
систем управления увеличит переработку 
грузов на станции Новороссийск на тридцать 
процентов, на станции Туапсе – на пятьдесят.
На завершающем этапе формирования и ввода в действие 
Южного регионального диспетчерского 
центра удалось добиться сокращения рабочего 
парка вагонов в среднем на 600 в сутки, 
сократить время их оборота на Краснодарском 
отделении и сократить простой на припортовых 
станциях в среднем от 3 до 5 часов на один 
вагон. Экономический эффект составил 
более 2 млн. рублей в месяц, что весьма 
немаловажно и для дороги, и для отрасли 
в целом в рамках идущей реформы.
На СКЖД ведется планомерная работа по 
модернизации и внедрению новой техники и передовых методов труда. В связи 
с этим Северо-Кавказская железная дорога 
обладает большим потенциалом и инвестиционной 
привлекательностью. В последние годы 
наблюдается тенденция к увеличению доли 
участков работ финансируемых из федерального 
бюджета и являющихся инвестиционными 
объектами для Российской Федерации которая 
в данный момент составляет уже около 
90% от всех объектов ремонта СКАВ ДРП.
Фактические затраты СКАВ 
  ДРП год по инвестиционной программе "Реконструкция 
  (модернизация) ж.д. пути"   | 
Год  | 
  Объем укладки, км  | 
  Факт затрат ДРП, млн. руб.  | 
  Стоимость 1 км ВСП, млн.руб.  | 
  Факт затрат Т млн.руб.  | 
  Факт затрат ДПМ млн.руб.  | 
2010 год  | 
  56,300  | 
  998,883  | 
  17,742  | 
  16,788  | 
  41,275  | 
2011 год  | 
  74,300  | 
  1 494,391  | 
  20,113  | 
  17,863  | 
  52,342  | 
2012 год  | 
  190,3  | 
  3 225,809  | 
  16,951  | 
  37,349  | 
  65,076  | 
план на 2013 год  | 
  220,5  | 
  3 989,079  | 
  18,091  | 
  49,166  | 
  53,124  | 
 
2.3 
Основные положения оценки эффективности 
инвестиционных проектов
 
Оценка эффективности инвестиционных 
проектов осуществляется на основе следующих 
основных положений (принципов), применимых к любым типам проектов 
независимо от их технических, технологических, 
финансовых, отраслевых или региональных 
особенностей, в том числе реализуемым 
на железнодорожном транспорте.
  - Системность оценки. Использование указанного принципа предполагает учет структуры проекта, условий 
  его реализации и окружения (экономического, 
  социального, экологического, политического), 
  требует анализа взаимодействия элементов 
  проекта с "окружающей средой". Вследствие 
  этого при оценке общественной (народнохозяйственной, региональной) эффективности проектов 
  необходимо включать в оценку как прямые 
  (внутренние), косвенные (внешние), так 
  и синергические эффекты (эффекты взаимодействия). 
  При оценке коммерческой эффективности 
  проектов для конкретного участника (например, 
  ОАО "РЖД") учитываются только прямые 
  (внутренние) эффекты.
 
  - Возможность наличия нескольких участников 
  проекта, имеющих не совпадающие цели 
  и интересы. В большинстве случаев ориентированные 
  на коммерческие цели участники стремятся 
  максимизировать получаемую от проекта (за весь период его реализации) 
  чистую экономическую прибыль. Поэтому 
  следует проводить системный анализ важнейших 
  факторов, влияющих на затраты и результаты 
  каждого участника, взаимоотношений между 
  участниками проекта и их экономическим 
  окружением. Для этого в проекте должно быть описание 
  механизма взаимодействия всех участников 
  проекта (организационно-экономического 
  механизма реализации проекта).
 
  - Многообразие существенных последствий 
  реализации проекта как непосредственно 
  экономических, так и внеэкономических. В тех случаях, когда учет внеэкономических 
  последствий реализации проекта допускает 
  количественную оценку, ее следует произвести. 
  В других случаях учет внеэкономических 
  последствий реализации проекта должен 
  осуществляться экспертно.
 
  - Рассмотрение проекта на протяжении всего его 
  жизненного цикла, вплоть до прекращения 
  проекта, и по отдельным его шагам для 
  проверки реализуемости (в том числе финансовой) 
  проекта.
 
  - Сравнение "с проектом" и "без 
  проекта". Оценка абсолютной эффективности инвестиционного проекта, то есть его реализации, 
  должна производиться сопоставлением 
  ситуаций не "до проекта" и "после проекта", 
  а "без проекта" и "с проектом". 
  В некоторых случаях проект обязательно 
  должен быть реализован в том или ином 
  варианте. Тогда оценка эффективности производится путем сравнения 
  ситуаций "с проектом", отвечающих 
  разным вариантам; аналогично следует 
  проводить оценку сравнительной эффективности 
  альтернативных проектов или их вариантов 
  с положительной абсолютной эффективностью.
 
  - Моделирование денежных потоков. Оценка эффективности проекта для каждого 
  участника производится по результатам 
  моделирования денежных потоков этого 
  участника. Эти потоки по шагам отражают 
  (в форме денежных поступлений и расходов) 
  изменение всех результатов и затрат участника за расчетный период "с проектом" по сравнению с ситуацией "без проекта" (или - в ситуации "с одним вариантом проекта" по сравнению с ситуацией "с другим вариантом проекта"). При этом производимая по проекту продукция (работы, услуги) и используемые материальные и финансовые ресурсы оцениваются 
  по их альтернативной стоимости, учитывающей 
  упущенную выгоду.
 
  - Поиск максимума эффекта. Для оценки проекта каждый участник может 
  использовать различные характеристики, 
  однако обобщающая оценка эффективности 
  проекта и отбор лучшего из нескольких альтернативных 
  проектов или вариантов проекта должны 
  производиться участником по одному, критериальному 
  показателю (интегрального) эффекта. Величина 
  эффекта при этом отражает изменение денежного 
  потока данного участника в ситуации "с проектом" по сравнению с ситуацией 
  "без проекта". При этом предпочтение 
  должно отдаваться проекту или варианту 
  проекта с наибольшим значением эффекта. 
  В частности, проект должен оцениваться 
  как эффективный, если и только если он 
  обеспечивает неотрицательный интегральный эффект.
 
  - Учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны 
  учитываться различные аспекты фактора 
  времени, в том числе динамичность (изменение 
  во времени) параметров проекта и его экономического 
  окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат или результатов (предпочтительность при прочих равных условиях следует отдавать более ранним результатам и более поздним затратам). В целях учета влияния фактора времени на показатели 
  эффективности проекта используются ставки 
  дисконта, отражающие издержки привлечения 
  капитала, т.е. альтернативную его стоимость. 
  Эти ставки могут быть разными для разных 
  участников проекта и могут меняться во 
  времени. Сопоставимость условий сравнения различных 
  проектов (вариантов проекта). В частности, при сравнении альтернативных 
  проектов или вариантов одного и того 
  же проекта (например, при выборе вида 
  тяги - тепловозной или электровозной 
  при новом строительстве или установлении целесообразности электрификации 
  существующего участка железной дороги 
  на тепловозной тяге) следует использовать 
  одну и ту же систему цен, налогов и иных 
  параметров экономического окружения. 
  Если при оценке эффективности одного 
  варианта проекта учитывался какой-либо существенный 
  фактор, его влияние должно быть проанализировано 
  и, при необходимости, учтено и при оценке 
  остальных вариантов.
 
  - Необходимость субоптимизации. Оценка эффективности проекта должна 
  производиться при оптимальных с точки зрения формирования результатов проекта 
  (вариантов проекта) значениях варьируемых 
  параметров проекта (вариантов проекта). 
  Иногда эти значения могут выбираться 
  с целью максимизации эффекта для одного 
  из участников проекта, в общем же случае 
  они должны обеспечивать привлекательность участия в 
  проекте для каждого из участников. Рассматриваемый 
  принцип особенно актуален при сравнении 
  вариантов, так как предполагает обязательность 
  выбора в качестве альтернативного для 
  предлагаемого варианта лучшего из имеющихся альтернативных вариантов.
 
  - Многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления 
  проекта (обоснование инвестиций, выбор 
  схемы финансирования, экономический 
  мониторинг и др.) его эффективность определяется 
  заново, с различной глубиной проработки.
 
  - Учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности 
  должны учитываться только предстоящие 
  в ходе осуществления проекта денежные 
  поступления и расходы, в том числе и связанные 
  с привлечением ранее созданных основных 
  средств. Ранее созданные основные средства, 
  используемые в проекте, оцениваются не 
  затратами на их создание, а альтернативной 
  стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное 
  значение упущенной выгоды при их наилучшем 
  возможном альтернативном (т.е. вне данного проекта) использовании. Прежние, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных доходов в перспективе (невозвратные затраты, sunk cost), при определении показателей эффективности проекта не учитываются и на величины показателей эффективности не влияют.
 
  - Необходимость учета потребности в оборотном 
  капитале. Оборотный капитал необходим для функционирования 
  производственных фондов, создаваемых 
  в ходе реализации проекта. Эту потребность 
  необходимо учитывать как при оценке финансовой реализуемости рассматриваемого 
  сценария реализации проекта, так и при 
  проверке устойчивости инвестиционного 
  проекта в недетерминированных условиях 
  его реализации.
 
  - Оценка неопределенностей и рисков. Учет указанных факторов необходим в 
  связи с их существенным влиянием на внутренние 
  параметры проекта и внешнее "экономическое 
  окружение" и, тем самым, на показатели 
  эффективности и устойчивости проекта.
 
  - Учет влияния инфляции. Инфляция отражает изменение цен на различные 
  виды продукции и ресурсов в период реализации проекта с учетом возможной неоднородности изменения цен для различных видов ресурсов, продукции и валют.
 
  - Многовалютность проектов. Иногда часть поступлений и/или затрат 
  по инвестиционным проектам осуществляется 
  не в национальной валюте (рублях), а в иностранной (доллары США, 
  евро и т.д.). При этом расчет интегральных 
  показателей эффективности по проекту 
  производится в одной итоговой валюте. 
  В качестве такой валюты может быть выбрана 
  любая, и при корректном расчете оценки 
  эффективности проекта должны быть идентичными [5].