2) прямое участие государства
в инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, путем:
- разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных проектов, реализуемых
совместно с иностранными государствами,
а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств
федерального бюджета и средств бюджетов
субъектов Российской Федерации;
- предоставления на конкурсной основе
государственных гарантий по инвестиционным
проектам за счет средств федерального
бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- размещения на конкурсной основе средств
федерального бюджета и средств бюджетов
субъектов Российской Федерации для финансирования
инвестиционных проектов. Указанные средства
размещаются на возвратной и срочной основах
с уплатой процентов за пользование ими в размерах,
определяемых федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий год и (или)
законом о бюджете субъекта Российской
Федерации, либо на условиях закрепления
в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
- проведения экспертизы инвестиционных
проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок
морально устаревших и материалоемких,
энергоемких и ненаукоемких технологий,
оборудования, конструкций и материалов;
- разработки и утверждения стандартов
(норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных
целевых займов;
- предоставления концессий российским
и иностранным инвесторам по итогам торгов
(аукционов и конкурсов) в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
При государственном регулировании инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений, могут использоваться
иные формы и методы в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Решения об использовании средств федерального
бюджета для финансирования инвестиционных
проектов и (или) инвестиционных программ,
осуществляемых Российской Федерацией
совместно с иностранными государствами,
принимаются после заключения соответствующих
межгосударственных соглашений.
Контролем за целевым и эффективным использованием средств федерального
бюджета, направляемых на капитальные
вложения, занимаются Счетная палата Российской
Федерации и уполномоченные на то федеральные
органы исполнительной власти. Контроль
за целевым и эффективным использованием
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации осуществляют уполномоченные
на то соответствующими субъектами Российской
Федерации органы.
Все инвестиционные проекты независимо
от источников финансирования и форм собственности
объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания
объектов, использование которых нарушает
права физических и юридических лиц и
интересы государства или не отвечает
требованиям утвержденных в установленном
порядке стандартов (норм и правил), а также
для оценки эффективности осуществляемых
капитальных вложений.
Порядок проведения государственной
экспертизы инвестиционных проектов определяется
Правительством Российской Федерации.
Все инвестиционные проекты подлежат экологической
экспертизе в соответствии с законодательством
Российской Федерации [4].
2
Методологические основы определения
эффективности инвестиций в ОАО "РЖД"
2.1
Основные факторы, определяющие
специфику инвестиционных проектов
на ж/д транспорте
К указанным факторам относятся:
- обеспечение потребности государства,
юридических и физических лиц в перевозках,
работах и услугах, оказываемых железнодорожным
транспортом;
- планирование инвестиционной деятельности
ОАО "РЖД" в формате среднесрочной (трехлетней) инвестиционной программы;
- реализация дальнейшего развития процесса
реформирования железнодорожного транспорта
путем образования (с участием ОАО "РЖД")
дочерних структур и участие материнской
компании в инвестициях в инвестиционных
проектах дочерних образований;
- необходимость значительных инвестиций
в обновление основных производственных
фондов железнодорожного транспорта в
связи с высоким уровнем их износа;
- единство сети железных дорог и технологий
обеспечения перевозок, обуславливающее определенные подходы к формированию
границ рассмотрения инвестиционного
проекта (полигона влияния проекта), направленного
на развитие инфраструктуры сети железных
дорог;
- как правило, масштабность реализуемых инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте, как с точки зрения потребляемых ресурсов, так и с точки зрения воздействия на окружающую среду в широком смысле;
- расширяющееся присутствие на рынке
железнодорожных перевозок (главным образом в высокодоходных его сегментах) частных операторов с собственным или арендованным подвижным составом;
- отсутствие практики применения Федерального
закона "О концессионных соглашениях"
в целях привлечения инвестиций в реализацию
проектов на железнодорожном транспорте при наличии
законодательных ограничений по свободному
обороту имущества ОАО "РЖД";
- значительная доля собственных средств
ОАО "РЖД" в осуществляемых инвестициях,
и необходимость в связи с этим установления
единой отраслевой нормы дисконта в целях создания сопоставимых
условий для сравнения рассматриваемых
проектов при формировании инвестиционной
программ ОАО "РЖД";
- двойственность положения ОАО "РЖД"
как субъекта экономики - с одной стороны
Компания является коммерческой организацией (со стопроцентной принадлежностью
ее акций государству), с другой стороны,
в силу монопольного статуса, деятельность
компании регулируется государством,
в том числе через контроль за тарифами
по социально-значимым перевозкам;
- организационно-правовая структура ОАО "РЖД", при которой финансовые
результаты от осуществления основной
деятельности Компании (железнодорожные
перевозки) формируются в центральном
аппарате Компании в целом для ОАО "РЖД";
- необходимость учета положений действующих
в ОАО "РЖД" документов, регламентирующих инвестиционную
деятельность Компании (Регламент взаимодействия
участников инвестиционного процесса по формированию инвестиционной программы ОАО "РЖД", Требования к содержанию
"Обоснования инвестиций по решению целевой инвестиционной задачи", Инвестиционная заявка, Техническое
задание на разработку обоснования инвестиций
по решению целевой инвестиционной задачи);
- наличие в структуре среднесрочной программы
ОАО "РЖД" инвестиционных проектов
социальной направленности и необходимость
в связи с этим выработки общих рекомендаций
и подходов к оценке их экономической
эффективности.
Вышеуказанные факторы могут оказывать
влияние на формирование структуры инвестиционных
проектов, подходы к обоснованию экономической
целесообразности инвестиций ОАО "РЖД" в различные проекты и методы
выполнения расчетов экономической эффективности
указанных проектов [5].
2.2
Инвестиционная деятельность Северо-Кавказской
дирекции по ремонту пути
Северо-Кавказская по ремонту
пути является структурным подразделением Центральной
дирекции по ремонту пути - филиала открытого
акционерного общества "Российские
железные дороги" (далее - Центральная
дирекция).
Дирекция руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации, уставом ОАО "РЖД", внутренними
документами ОАО "РЖД" и Центральной
дирекции, а также настоящим Положением.
Полное наименование Дирекции
- Северо-Кавказская дирекция по ремонту
пути - структурное подразделение Центральной
дирекции по ремонту пути - филиала открытого акционерного общества "Российские
железные дороги".
Сокращенное наименование
- Северо-КавказскаяДРП ЦЦРП ОАО "РЖД".
Для организации и ведения
своей деятельности Дирекция открывает
расчетный счет и подсобный расчетный счет для
прочих поступлений.
Дирекция имеет круглую печать
со своим наименованием, а также полным фирменным наименованием
ОАО "РЖД" и Центральной дирекции
и может иметь штампы, бланки и другие реквизиты со
своим наименованием. Дирекция имеет в своем составе
структурные подразделения согласно списка:
- Путевая машинная станция
№ 3 . ст. Гудермес
- Путевая машинная станция
№ 24 . ст. Тихорецкая
- Опытная путевая машинная
станция № 27 . ст. Армавир
- Путевая машинная станция
№ 34 . ст. Глубокая
- Путевая машинная станция
№ 51 . ст. Тимашевская
- Путевая машинная станция
№ 141 . ст. Батайск
- Путевая машинная станция
№ 142 . ст. Кривенковская
- Опытная путевая машинная станция
№ 143 . ст. Шарданово
- Путевая машинная станция
№ 271 . ст. Светлоград
- Путевая машинная станция
№ 304 . ст. Краснодар
- Путевая машинная станция
№ 314 . ст. Сальск
Местонахождение Дирекции
- 344001, г.Ростов-на-Дону, Привокзальная пл. д. 1/2.
Почтовый адрес Дирекции - 344001, г.Ростов-на-Дону,
Привокзальная пл. д. 1/2.
Основными направлениями работы СКАВ
ДРП является производство всех видов
капитального ремонта пути. При выборе
объектов ремонта руководствуется титулом
производства работ Северо-Кавказскаой дирекции
инфраструктуры, которая является главным
заказчиком работ.
В настоящее время на Северо-Кавказской
железной дороге продолжается внедрение
новых информационных технологий в рамках
завершения ввода в эксплуатацию Южного регионального центра управления
перевозками, находящегося в Ростове-на-Дону. Основное
выгрузочное отделение дороги - Краснодарское.
Это обусловлено работой таких припортовых
станций, как Новороссийск, Туапсе, Грушевская,
Ейск и Темрюк. Сегодня их доля в обработке
грузов составляет более пятьдесяти процентов.
Внедрение новых технологий на базе автоматизированных
систем управления увеличит переработку
грузов на станции Новороссийск на тридцать
процентов, на станции Туапсе – на пятьдесят.
На завершающем этапе формирования и ввода в действие
Южного регионального диспетчерского
центра удалось добиться сокращения рабочего
парка вагонов в среднем на 600 в сутки,
сократить время их оборота на Краснодарском
отделении и сократить простой на припортовых
станциях в среднем от 3 до 5 часов на один
вагон. Экономический эффект составил
более 2 млн. рублей в месяц, что весьма
немаловажно и для дороги, и для отрасли
в целом в рамках идущей реформы.
На СКЖД ведется планомерная работа по
модернизации и внедрению новой техники и передовых методов труда. В связи
с этим Северо-Кавказская железная дорога
обладает большим потенциалом и инвестиционной
привлекательностью. В последние годы
наблюдается тенденция к увеличению доли
участков работ финансируемых из федерального
бюджета и являющихся инвестиционными
объектами для Российской Федерации которая
в данный момент составляет уже около
90% от всех объектов ремонта СКАВ ДРП.
Фактические затраты СКАВ
ДРП год по инвестиционной программе "Реконструкция
(модернизация) ж.д. пути" |
Год |
Объем укладки, км |
Факт затрат ДРП, млн. руб. |
Стоимость 1 км ВСП, млн.руб. |
Факт затрат Т млн.руб. |
Факт затрат ДПМ млн.руб. |
2010 год |
56,300 |
998,883 |
17,742 |
16,788 |
41,275 |
2011 год |
74,300 |
1 494,391 |
20,113 |
17,863 |
52,342 |
2012 год |
190,3 |
3 225,809 |
16,951 |
37,349 |
65,076 |
план на 2013 год |
220,5 |
3 989,079 |
18,091 |
49,166 |
53,124 |
2.3
Основные положения оценки эффективности
инвестиционных проектов
Оценка эффективности инвестиционных
проектов осуществляется на основе следующих
основных положений (принципов), применимых к любым типам проектов
независимо от их технических, технологических,
финансовых, отраслевых или региональных
особенностей, в том числе реализуемым
на железнодорожном транспорте.
- Системность оценки. Использование указанного принципа предполагает учет структуры проекта, условий
его реализации и окружения (экономического,
социального, экологического, политического),
требует анализа взаимодействия элементов
проекта с "окружающей средой". Вследствие
этого при оценке общественной (народнохозяйственной, региональной) эффективности проектов
необходимо включать в оценку как прямые
(внутренние), косвенные (внешние), так
и синергические эффекты (эффекты взаимодействия).
При оценке коммерческой эффективности
проектов для конкретного участника (например,
ОАО "РЖД") учитываются только прямые
(внутренние) эффекты.
- Возможность наличия нескольких участников
проекта, имеющих не совпадающие цели
и интересы. В большинстве случаев ориентированные
на коммерческие цели участники стремятся
максимизировать получаемую от проекта (за весь период его реализации)
чистую экономическую прибыль. Поэтому
следует проводить системный анализ важнейших
факторов, влияющих на затраты и результаты
каждого участника, взаимоотношений между
участниками проекта и их экономическим
окружением. Для этого в проекте должно быть описание
механизма взаимодействия всех участников
проекта (организационно-экономического
механизма реализации проекта).
- Многообразие существенных последствий
реализации проекта как непосредственно
экономических, так и внеэкономических. В тех случаях, когда учет внеэкономических
последствий реализации проекта допускает
количественную оценку, ее следует произвести.
В других случаях учет внеэкономических
последствий реализации проекта должен
осуществляться экспертно.
- Рассмотрение проекта на протяжении всего его
жизненного цикла, вплоть до прекращения
проекта, и по отдельным его шагам для
проверки реализуемости (в том числе финансовой)
проекта.
- Сравнение "с проектом" и "без
проекта". Оценка абсолютной эффективности инвестиционного проекта, то есть его реализации,
должна производиться сопоставлением
ситуаций не "до проекта" и "после проекта",
а "без проекта" и "с проектом".
В некоторых случаях проект обязательно
должен быть реализован в том или ином
варианте. Тогда оценка эффективности производится путем сравнения
ситуаций "с проектом", отвечающих
разным вариантам; аналогично следует
проводить оценку сравнительной эффективности
альтернативных проектов или их вариантов
с положительной абсолютной эффективностью.
- Моделирование денежных потоков. Оценка эффективности проекта для каждого
участника производится по результатам
моделирования денежных потоков этого
участника. Эти потоки по шагам отражают
(в форме денежных поступлений и расходов)
изменение всех результатов и затрат участника за расчетный период "с проектом" по сравнению с ситуацией "без проекта" (или - в ситуации "с одним вариантом проекта" по сравнению с ситуацией "с другим вариантом проекта"). При этом производимая по проекту продукция (работы, услуги) и используемые материальные и финансовые ресурсы оцениваются
по их альтернативной стоимости, учитывающей
упущенную выгоду.
- Поиск максимума эффекта. Для оценки проекта каждый участник может
использовать различные характеристики,
однако обобщающая оценка эффективности
проекта и отбор лучшего из нескольких альтернативных
проектов или вариантов проекта должны
производиться участником по одному, критериальному
показателю (интегрального) эффекта. Величина
эффекта при этом отражает изменение денежного
потока данного участника в ситуации "с проектом" по сравнению с ситуацией
"без проекта". При этом предпочтение
должно отдаваться проекту или варианту
проекта с наибольшим значением эффекта.
В частности, проект должен оцениваться
как эффективный, если и только если он
обеспечивает неотрицательный интегральный эффект.
- Учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны
учитываться различные аспекты фактора
времени, в том числе динамичность (изменение
во времени) параметров проекта и его экономического
окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат или результатов (предпочтительность при прочих равных условиях следует отдавать более ранним результатам и более поздним затратам). В целях учета влияния фактора времени на показатели
эффективности проекта используются ставки
дисконта, отражающие издержки привлечения
капитала, т.е. альтернативную его стоимость.
Эти ставки могут быть разными для разных
участников проекта и могут меняться во
времени. Сопоставимость условий сравнения различных
проектов (вариантов проекта). В частности, при сравнении альтернативных
проектов или вариантов одного и того
же проекта (например, при выборе вида
тяги - тепловозной или электровозной
при новом строительстве или установлении целесообразности электрификации
существующего участка железной дороги
на тепловозной тяге) следует использовать
одну и ту же систему цен, налогов и иных
параметров экономического окружения.
Если при оценке эффективности одного
варианта проекта учитывался какой-либо существенный
фактор, его влияние должно быть проанализировано
и, при необходимости, учтено и при оценке
остальных вариантов.
- Необходимость субоптимизации. Оценка эффективности проекта должна
производиться при оптимальных с точки зрения формирования результатов проекта
(вариантов проекта) значениях варьируемых
параметров проекта (вариантов проекта).
Иногда эти значения могут выбираться
с целью максимизации эффекта для одного
из участников проекта, в общем же случае
они должны обеспечивать привлекательность участия в
проекте для каждого из участников. Рассматриваемый
принцип особенно актуален при сравнении
вариантов, так как предполагает обязательность
выбора в качестве альтернативного для
предлагаемого варианта лучшего из имеющихся альтернативных вариантов.
- Многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления
проекта (обоснование инвестиций, выбор
схемы финансирования, экономический
мониторинг и др.) его эффективность определяется
заново, с различной глубиной проработки.
- Учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности
должны учитываться только предстоящие
в ходе осуществления проекта денежные
поступления и расходы, в том числе и связанные
с привлечением ранее созданных основных
средств. Ранее созданные основные средства,
используемые в проекте, оцениваются не
затратами на их создание, а альтернативной
стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное
значение упущенной выгоды при их наилучшем
возможном альтернативном (т.е. вне данного проекта) использовании. Прежние, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных доходов в перспективе (невозвратные затраты, sunk cost), при определении показателей эффективности проекта не учитываются и на величины показателей эффективности не влияют.
- Необходимость учета потребности в оборотном
капитале. Оборотный капитал необходим для функционирования
производственных фондов, создаваемых
в ходе реализации проекта. Эту потребность
необходимо учитывать как при оценке финансовой реализуемости рассматриваемого
сценария реализации проекта, так и при
проверке устойчивости инвестиционного
проекта в недетерминированных условиях
его реализации.
- Оценка неопределенностей и рисков. Учет указанных факторов необходим в
связи с их существенным влиянием на внутренние
параметры проекта и внешнее "экономическое
окружение" и, тем самым, на показатели
эффективности и устойчивости проекта.
- Учет влияния инфляции. Инфляция отражает изменение цен на различные
виды продукции и ресурсов в период реализации проекта с учетом возможной неоднородности изменения цен для различных видов ресурсов, продукции и валют.
- Многовалютность проектов. Иногда часть поступлений и/или затрат
по инвестиционным проектам осуществляется
не в национальной валюте (рублях), а в иностранной (доллары США,
евро и т.д.). При этом расчет интегральных
показателей эффективности по проекту
производится в одной итоговой валюте.
В качестве такой валюты может быть выбрана
любая, и при корректном расчете оценки
эффективности проекта должны быть идентичными [5].