Эффективное использование транспортных средств нефтезавода на примере ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать характеристику ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт», рассмотреть экономическую, финансовую и правовую характеристику предприятия.

Оглавление

Введение 2

1 Транспортное обеспечение производственной деятельности 3

1.1 Значение предприятий транспортной отрасли в экономике РФ 3

1.2 Виды транспортных средств используемых в коммерческой деятельности, особенности их эксплуатации 8

1.3 Показатели использования транспортных средств, методика их расчета 17

2 Экономико-финансовая характеристика ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт» 24

2.1 Общая характристика ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт» 24

2.2 Организационно-правовая характеристика предприятия 27

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт» 31

3 Транспортное обеспечение деятельности ООО «РН-Туапсенефтепродукт» 39

Заключение 46

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

эффективное использование транспортных средств нефтезаводо.doc

— 2.17 Мб (Скачать)

Содержание

 

Введение              2

1 Транспортное обеспечение производственной деятельности              3

1.1 Значение предприятий транспортной отрасли в экономике РФ              3

1.2 Виды транспортных средств используемых в коммерческой деятельности, особенности их эксплуатации              8

1.3 Показатели использования транспортных средств, методика их    расчета              17

2 Экономико-финансовая характеристика ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»              24

2.1 Общая характристика ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»              24

2.2 Организационно-правовая характеристика предприятия              27

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»              31

3 Транспортное обеспечение деятельности ООО «РН-Туапсенефтепродукт»              39

Заключение              46

Список использованных источников              47


Введение

 

Бесперебойная, хорошо организованная работа транспортного хозяйства предприятий играет важную роль в высокопроизводительном функционировании основного производства. По территориальному признаку обслуживания транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний. Внешний транспорт предназначен для доставки грузов на предприятие и вывоза из него готовой продукции и отходов. Внутренний (внутризаэодской) транспорт предназначен для перевозки грузов между цехами и складами.

Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д. На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта.

Цель данной работы – дать характеристику ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт», рассмотреть экономическую, финансовую и правовую характеристику предприятия.


1 Транспортное обеспечение производственной деятельности

 

1.1 Значение предприятий транспортной отрасли в экономике РФ

 

В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. [21]

Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Логистика широко ориентирована на потребителя. Её цель – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем решения большого комплекса задач.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на вы­полнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.[15]

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). [16]

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.[17]

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов и; конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач. Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми па­кетами.[18] Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение. Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы. Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

В транспортно-экспедиторских фирмах, как правило, заняты специалисты не только по транспортным вопросам, таможенным процедурам, международным торговым и транспортным обычаям, но и работники, которые наблюдают за конъюнктурой рынка транспортных услуг, в частности тарифов на морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевозки.

Существуют специальные компании, занимающиеся сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией и рассылкой их заинтересованным клиентам. Почти у всех транспортно-экспедиторских фирм и компаний есть постоянные перевозчики, которым они доверяют грузы. Получив поручение организовать перевозку грузов, экспедиторы устанавливают контакты с транспортными компаниями, чтобы забронировать под грузы необходимые транспортные средства. Кроме того, крупные экспедиторские фирмы обычно располагают различными транспортными средствами для перевозки грузов: грузовыми автомобилями, фургонами, рефрижераторными автопоездами.

Экспедиторские фирмы часто содержат эти средства в крупных специализированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание. [17] Крупные транспортно-экспедиторские компании располагают собственным хозяйством, мастерскими по изготовлению тары и упаковке товаров, сортировочными центрами, собственным парком транспортных средств и оборудованием, в том числе контейнерами, поддонами, лихтерами и вагонами. Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно - экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и потребители импортной продукции силами своих специальных структурных подразделений - транспортных отделов или дочерних вспомогательных предприятий.

Транспортно-экспедиторские предприятия позволяют экспортерам определить минимальные затраты на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспортной составляющей его экспортной цены. В международной торговле существует практика составления расценочного листа, куда включается все расходы по доставке товара покупателю в пункт назначения, с помощью экспедитора. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства экспортов транспортно - экспедиторские фирмы предоставляют не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, в которую включены все расходы международного экспедитора в процессе транспортировки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и ведением переписки.

Также необходимо отметить, что экспедитор действует как оператор смешанной перевозки. Современный экспедитор - одновременно владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морских, речных и воздушных судов. Поэтому, приняв поручение на перевозку груза, он прежде всего использует свои транспортные средства. [15] После погрузки он выдает клиенту собственную транспортную накладную и выполняет обязанности перед ним в качестве обычного перевозчика согласно действующим кодексам, уставам, транспортным конвенциям и отраслевым правилам перевозки грузов.

При смешанной доставке грузов по схеме «от двери до двери», когда грузовладельцы полностью освобождаются от затрат по организации перевозок, экспедитор на каждой стадии транспортного процесса несет ответственность перед клиентом за сохранность и качество груза, например, при погрузке в порту:

- за действия стивидоров,

- при хранении - за работу терминалов,

- при перевозке - за добросовестность перевозчиков и т.д.

Кроме экспедитора, занимающегося повседневно транспортными перевозками, экспедитором смешанной транспортировки может стать любое лицо, взявшее на себя ответственность за выполнение договора перевозки и обеспечивающее согласованные действия различных видов транспорта в смешанной перевозке груза. [14]

Экспедиторы и агенты  в логистической деятельности учитывает следующее:

1) выбирая агента или экспедитора, принципалы отдают предпочтение не только грамотным и солидным, но и инициативным фирмам, действующим по принципу разумного коммерческого риска;

2) наличие огромного числа экспедиторских и агентских фирм в каждой стране обусловлено, в частности, тем, что многие транспортно-экспедиторские предприятия целенаправленно создают в своих структурах формально самостоятельные дочерние и внучатые специализированные фирмы под другими названиями или придавая им разный юридический статус - акционерного общества, товарищества и др. или, например, железнодорожного агента, регистрируют их в одном городе, речного - в соседнем, авиационного - в аэропорту, или к названию предприятия добавляют определения типа «промышленный экспедитор», «торговое агентство». Таким образом, материнская компания назначает дочернюю фирму в качестве независимого агента или экспедитора в конкретной сделке для обслуживания конкретного принципала.

Благодаря внедрению новых транспортно-технологических систем, повышению грузоподъемности и специализации транспортных средств, а также созданию мощных автоматизированных перевалочных комплексов для массовых и ряда генеральных грузов производители стали совмещать

 

1.2 Виды транспортных средств используемых в коммерческой деятельности, особенности их эксплуатации

 

В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1675 "О государственной транспортной компании "Россия"(20), Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации"(21).

В торговле, как сфере товарного обращения, выполняет большой комплекс различных процессов и операций. По характеру выполненных в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида;

- производственные или технологические;

- коммерческие (или чисто торговые);

Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и является продолжением процесса производства в сфере обращения.

Ведущее место в этих процессах занимает транспортировка товаров, так как их продажа не может быть осуществлена без перемещения от одного владельца к другому, как правило, от товаропроизводителя к потребителю.

Транспорт в отличие от других отраслей материального производства не создает продукцию, но путем перемещения сырья, продуктов, материалов, средств производства, рабочей силы и товаров участвует в процессе производства, распределения и потребления, потому без него немыслимо функционирование народного хозяйства в целом, и каждой отдельной отрасли в частности.

Для России, с ее огромной территорией и неодинаковым развитием отдельных регионов, а также с различными природно-климатическими условиями, значение транспорта трудно переоценить. Без него невозможно существование людей в районах Крайнего Севера, так как туда приходится завозить абсолютно все: от гвоздя до сложнейшего оборудования для добычи газа и разведочного бурения.

Транспорт кроме того, это средство, освобождающее искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещающие их в места, где их польза может быть реализована в большей степени. Точно также транспорт обеспечивает доступ к ресурсам и позволяет получить эффект, который до этого быть реализован.

Таким образом, транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности, делает их непосредственно доступными.

Поэтому мы считаем вполне справедливым утверждение ученых Аванесова Ю. А. и Клогко А. Н. о том, что «транспорт можно определить как средство увеличения потребности человечества посредством перемещения товаров и людей (1. с 34)

Экономисты различают два вида разрыва между производством и потребителями: во времени и географический. Разрыв во времени вытекает из того, что изготовленные сегодня товары могут потребляться только завтра, в следующем  месяце или в следующем году. Этот разрыв частично устраняют используя  складирование.

Географический разрыв обусловлен тем, что производство и потребление редко находятся в одном месте. Назначение  транспорта – заполнить географическую брешь между производством и потреблением, чтобы товары и услуги можно было  обменять к взаимной выгоде потребителя и поставщика.

Однако, некоторые учения, в частности, Шемякин А.Н. (40 с 113) не без оснований считает, что транспорт – сам по себе  важный фактор создания все больших и больших разрывов между производством и потреблением. Представляется, что средство, предназначенное для преодоления брешей между производством и потреблением, часто может способствовать расширению этих разрывов.

Объяснение можно найти в другой экономической концепции – в понятии и масштабности экономики. Один из авторов е. Ламбен Жан-Жак (25. с 32) считает, что преимущества крупного производства никогда не были бы реализованы без развитого транспорта, т.е. если  товары не поступят  на расширенный рынок.

После прокладки каналов возможности транспорта резко увеличились. Каналы особенно удобны для перевозки тяжелых, несрочных грузов подобных кирпичу. В результате число мелких кирпичных заводов значительно сократилось. Рынок стали снабжать несколько крупных заводов, а производство и потребление  дистанцировались на более значительное расстояние. Там не менее  в экономике любого государства транспорт играет очень важную положительную роль.

В коммерческой деятельности  перевозка товаров осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным и гужевым транспортом.

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов  преимущественно  на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы  и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ применяют специальный подвижной состав (автокраны и др.)

Различают транспортный подвижной состав по разным критериям. В частности, В.К. Памбухчиянц (33. с 47) выделяет транспорт общего назначения, который включает в себя  автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами, а также специализированный. Последний включает в себя автомобили и прицепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов, например, молоковозы, машины для перевозки  живой рыбы и др.

Большинство авторов, в том числе А.П. Кожелянц (24. с 70) все виды автотранспортных средств делят по грузоподъемности  на следующие пять классов; т

Особо малой грузоподъемности                до 1;

Малой грузоподъемности                            1-3;

Средней грузоподъемности                         3-5;

Большой грузоподъемности                        5-8;

Особо большой грузоподъемности      более 8.

В торговле чаще всего используются автомобили первых трех классов.

Профессор Малошенко Н.П. (26.с 49) классифицирует автомобили по типу кузова, выделяя при этом следующие группы:  с бортовой платформой,

Фургоны, рифрежираторы, цистерны и самосвалы.

Эта классификация носит искусственный характер и она в  основном повторяет ту, что дана В.К. Памбухчиянцем, т.е. автомобили могут быть  общего назначения и специальные. Поэтому фургоны, рифрежираторы,  цистерны как раз относятся  к специальным автомобилям и по  нашему  мнению, их не следует выделять в отдельные группы. Иначе этих групп  можно сформировать множество. Ведь фургоны, например, могут быть с  полками, а могут быть и без них, что же, следует и здесь выделять  новую группу?

          Для перевозки товаров на Железнодорожном транспорте используют крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны и специальный холодильный транспорт. В крытых вагонах перевозят упакованные товары, не требующие  поддержания в пути следования строго заданных влажностно-температурных режимов. Скоропортящиеся товары перевозят Железнодорожным холодильным транспортом. Для этой цели используют вагоны-ледники, вагоны-режрижераторы, 5 и 12 вагонные секции рефрижераторов, 21- и 23 вагонные поезда-режрижераторы, а также специальные изотермические вагоны для перевозки молока, виноградных вин и живой рыбы.

На  Железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться в виде  повагонных отправок,в контейнерах или сборных вагонах.

Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которого предоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу.

         При контейнерных отправках используют контейнеры массой брутто от 3 до 24 т. В сборных вагонах перевозят грузы мелкими малотоннажными отправками по разным перевозочным документам.

Предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовлен к  транспортированию. Тогда и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна  предусматривать наименование грузополучателя и грузоотправителя, станции отправления и назначения. На грузы наносят специальные подписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности. На каждую отправку грузоотправителям заполняется накладная, которая является основным перевозочным документом.

Вагоны, погруженные средствами железной дороги отправляются за их пломбами. Если товар отправлен за массой отправителя, то он и пломбирует транспортное средство.

При установлении повреждения, а также других нарушений, грузополучатель обязан потребовать от станции составления коммерческого акта, так как при отсутствии его отправитель не несет ответственности за убытки, которые получатель мог бы взыскать с железной дороги.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывается  номер и дата составления акта, точное описание  состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых  обнаружены неисправные средства перевозки, причины порчи  или повреждения груза, соблюдения правил погрузки.

Говоря об особенностях эксплуатации  отдельных видов транспорта, следует отметить, что наиболее универсальным является  автомобильный  и отчасти железнодорожный  транспорт.

Это обусловлено их способностью перевозить практически любые грузы: от  мелкоштучных до крупногабаритных, от  насыпных до наливных и т.д. С другой стороны, их универсальность достигается  возможностью доставки товара практически в любую часть суши, где обитает человек.

Наименьшей универсальностью обладает трубопроводный транспорт, так как трубопроводы имеют узкую специализацию. Но этот вид транспорта характеризуется  высоким уровнем сохранности груза и  экологической безопасностью.

Речной транспорт характеризуется сравнительно низким уровнем затрат по перевозке, так как  содержание речного пути не требует крупных издержек. Недостатками этого транспорта являются сезонность, низкая скорость перевозки и удлинение маршрутов следования грузов.

Профессор Л.Б. Миротин (38. с 85) считает, что в среднем речной транспорт  увеличивает дальность перевозки товаров в 1,5-2  раза по сравнению с Железнодорожным.

Морской транспорт наиболее эффективен для внешней торговли и для перевозок товаров на значительные расстояния, особенно в  районах Дальнего Востока, Чукотки, Охотского побережья. К недостаткам этого вида транспорта следует отнести необходимость строительства  на морских побережьях сложного, дорогостоящего портового хозяйства и  ограниченное использование его из-за ледового режима в российских широтах.

Авиационный транспорт используется для доставки скоропортящихся товаров (цветы, ранняя зелень и др.) Недостатком его является высокая стоимость перевозки.

В России, с ее огромной территорией находят применение все виды  транспорта, однако  самым массовым и  наиболее применимым в коммерческой деятельности является автомобильный. Его популярность обусловлена не только высокой маневренностью и универсальностью использования, но и тем, что он хорошо вписывается в рыночную экономику. По мнению Горчикова И.Н. (9. с. 46) на автомобильном  транспорте сложилась наиболее здоровая  конкуренция, которая выгодна в первую очередь предприятиям и  организациям пользующимися услугами  транспорта.

В свою очередь, успешная конкуренция на автомобильном транспорте обусловлена его демонополизацией.

Совершенно другая картина складывается на Железнодорожном транспорте. Эта отрасль является  естественным монополистом, а потому она позволяет себе устанавливать  приемлемые для  нее  тарифы за перевозки. Этому способствует  отсутствие эффективного государственного регулирования в нашей стране экономического механизма хозяйствования и слабая работа  Антимонопольного комитета. Не случайно поэтому Железнодорожный транспорт оказался в последние годы  незагруженным, а так как  доля постоянных затрат по этому виду транспорта очень высока в структуре всех издержек, что обусловлено высокой стоимостью  самих дорог, мостов и сооружений сигнализации, а также  подвижного состава, это и себестоимость перевозки небольшого количества грузов  увеличивается. В этой связи, чтобы привлечь клиентов, железнодорожники вынуждены  пойти на снижение тарифов за перевозки.

Однако, после волны снижения тарифов 2007 – 2008 годах, в 2009 году  вновь  стали увеличиваться расценки за перевозку грузов по железной дороге. Поэтому неслучайно  все отрасли народного хозяйства в т.ч.  торговля не торопится воспользоваться услугами этого вида транспорта, т.к. сроки доставки  товаров здесь несколько  длиннее, чем  например, при доставке  автомобильным, а кроме того  возникают дополнительные затраты связанные с перегрузкой товара. Дело ведь в  том, что  железнодорожный транспорт доставляет  груз до  своей товарной станции, расположенной  на  минимальном расстоянии от получателя товара. А далее  получатель должен выгрузить этот товар, загрузить его в другое транспортное средство и лишь потом доставлять его  в  торговое предприятие. При этом, если будут задержки с выгрузкой вагонов, то получатели выплачивают  значительные штрафы транспортникам, а   задержки вполне возможны.

В итоге, транспортные затраты неизмеримо возрастают, что снижает эффективность коммерческой деятельности.

Поэтому, торговые предприятия отдают предпочтение автомобильному транспорту, так как при  пользовании им не требуется  дополнительных перегрузок, а товар непосредственно доставляется к месту назначения быстрее и экономичнее.

Ведущее место автомобильному транспорту отводится практически во всем мире. По данным Болта Г. (5. с. 47) на всех видах транспорта в мире работают более 90 млн. человек, из них более 47 млн. на автомобильном.

На территории экономически развитых капиталистических и развивающихся стран занято свыше 65 млн. человек, из которых 34 млн. человек работает на автомобильном транспорте.

Возрастающие количество подвижных единиц, призванных перемещать грузы население, и постоянные стремление к увеличению скорости движения потребовали обеспечения транспортных средств достаточно мощными установками.

Для развития транспорта, его подвижного состава, сети путей сообщения, портов, железнодорожных станций и других сооружений, обеспечивающих эффективность использования транспортных средств и удовлетворения потребностей производства и населения, потребовалось отвлечение значительных капитальных вложений.

Тенденция к созданию системы транспортного обеспечения промышленности  и торговли будет возрастать, а удельный вес стоимости подвижного состава, путей сообщения, подъемно-транспортных средств и других сооружений, связанных с обеспечением перевозочного процесса, в обще стоимости основных фондов, будет увеличиваться.

Авторы книги «Мир в 2000 году» Байнхауэр и Шмакке еще в 1989 году в разделе «Транспорт» писали: «Развитие транспорта будет идти необычно высокими темпами, поскольку: численность населения мира растет: процесс индустриализации продолжает углубляться; мировая торговля расширяется уровень жизни населения растет.

Существующие транспортные системы не в состоянии справится с тем объемом, который их ожидает в свете указанных тенденций развития.

Все свидетельствует о том, что в дальнейшем особую тяжесть по осуществлению перевозок пассажиров и грузов будут нести на себе автомобильный и воздушный транспорт».

Анализируя сегодняшнюю действительность нетрудно убедиться, что во многом вышеназванные авторы оказались правы действительно, без транспорта вообще, и автомобильного в частности, в настоящее время невозможно представить экономику любого государства, а России особенно.

Все это свидетельствует о необходимости сосредоточения еще большего внимания этой важнейшей отрасли народного хозяйства.

Речь идет не только о украшении ее материально-технической базы, что само по себе вполне закономерно, тем более в Российской Федерации используется устаревшее ремонтное оборудование, слабая пропускная способность дорого и т. д.

 

1.3 Показатели использования транспортных средств, методика их расчета

 

Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, в том числе Котелянца А. П. (24. с. 49), Миротина Л. Б. (38. с. 214), о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.

Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности () подвижного состава к работе определяется по формуле

     (1)

где АД - автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии;

      АД - списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле

     (2)

 

где АД - число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент (Кс) определяется отношением

 

     (3)

 

где - количество фактически перевозочного груза;

       - номинальная грузоподъемность автомобиля.

Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением

 

     (4)

 

где Рт.ф – фактическая транспортная работа, ткм;

       Рн – количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

К сожалению, многие авторы в том числе Дашков Л.П. (14. с 49), Панкратов Ф.Г. (32. с. 137) этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.

Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен  исчисляться по следующей формуле:

 

     (5)

 

где П2 – пробег с грузом, км.

       П0 – общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно – километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.

Например, если себестоимость тонно – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.

Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.

В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.

Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.

В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.

Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.

Важное условие роста эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.

При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100%, ко второму – на 85%, к третьему – на 63% и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45%. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для  расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:

 

     (6)

где:

   К – средний класс перевозимых грузов;

   01, 02, 03 – вес отдельных видов грузов, т.

   К1, К2, К3 – класс отдельных видов грузов (берется из справочников)

Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги России делятся на три группы.

К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог в России больше, чем первой группы.

Наконец, к третье группе дорог относятся грунтовые дороги, каких в России еще больше.

Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот – самые низкие установлены для третей группы дорог.

Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.

Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.


2 Экономико-финансовая характеристика ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

2.1 Общая характристика ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

 

Сегодня «Роснефть» — это динамично развивающаяся структура, стремящаяся уже в текущем десятилетии стать диверсифицированной вертикально-интегрированной энергетической корпорацией мирового уровня.

Роснефть — лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России.

Компания «Роснефть» была создана в 1993 году как государственное предприятие. Она возникла на месте упраздненного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР.

1995 год              Учреждено Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть».

2007 год              «Роснефть» первой из российских компаний добывает более 100 млн.тонн нефти в год.

ОАО «НК «Роснефть» включено в Перечень стратегических предприятий и организаций России.

2008 год              Начало промышленного производства автобензина, соответствующего стандартам Евро-3 и Евро-4 (Ачинский НПЗ ВНК).

2009 год              Начало промышленной добычи нефти на Ванкорском месторождении (Красноярский край).

2009 год              «Роснефть» получает статус Генерального партнера Олимпийских игр 2014 в г. Сочи.

2010 год              Ввод в эксплуатацию первой очереди газотурбинной электростанции (ГТЭС) на Приобском нефтегазовом месторождении.

Стратегическая цель компании «Роснефть» – войти в тройку мировых энергетических лидеров.

Компания развивается, основываясь на базовых принципах:

              Инновационное развитие и развитие кадров.

              Расширение географии деятельности и международного сотрудничества.

              Рост стоимости компании за счет повышения эффективности деятельности.

              Развитие электроэнергетики и нефтехимии.

Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 г. № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний» и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. № 971 «О преобразовании государственного предприятия «Роснефть» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть».

Целью деятельности ОАО «НК «Роснефть», согласно Уставу, является извлечение прибыли.

Предметом деятельности НК Роснефть является обеспечение поиска, разведки, добычи, переработки нефти, газа, газового конденсата, а также реализации нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки потребителям в Российской Федерации и за ее пределами, любые сопутствующие виды деятельности, а также виды деятельности по работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Уставный капитал НК Роснефть составляет 105 981 778,17 рублей. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных и оплаченных акционерами. Основным акционером Компании является государство, которому принадлежит 75,16 % ее акций. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.

География деятельности НК «Роснефть» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных нефтеперерабатывающих заводов НК «Роснефть» распределены по территории России от побережья Черного Моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 38 регионов России.

Основное конкурентное преимущество НК «Роснефть» — размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22.3 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов Роснефть является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 26 лет, а большая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания так же располагает 26.6 млрд барр. н. э. вероятных и возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.

Роснефть активно увеличивает свою ресурсную базу за счет геологоразведочных работ и новых приобретений с целью обеспечения устойчивого роста добычи в долгосрочной перспективе. Компания демонстрирует один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов, который по итогам 2008 г. составил 172 %. Основную часть геологоразведочных работ НК «Роснефть» осуществляет в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России, таких как Восточная Сибирь и Дальний Восток, а также шельф южных морей России. Это обеспечивает Компании доступ к примерно 53 млрд барр. н. э. перспективных ресурсов.

Роснефть успешно реализует стратегию ускоренного роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2008 г. Компания добыла более 106 млн т нефти (2,12 млн барр./сут). Таким образом, за последние 5 лет добыча нефти Компании выросла в пять раз. На фоне столь впечатляющей динамики Роснефть демонстрирует высокую эффективность своей деятельности и имеет самый низкий уровень удельных операционных расходов на добычу нефти не только среди российских, но и среди основных международных конкурентов.

 

2.2 Организационно-правовая характеристика предприятия

 

Высшим органом управления ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт» является общее собрание учредителей, которое руководит деятельностью Общества в соответствии с Уставом Общества. Компетентность, порядок работы и порядок принятия решений общего собрания определены Уставом Общества.

К исключительной компетенции Общего собрания участников общества относятся:

- изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;

- решение о реорганизации или ликвидации общества;

- избрание ревизионной комиссии общества.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляет директор. В компетенцию директора входит: оформление, получение лицензий, соответствующих документов и иные документы; ведение переговоров и заключение договоров; организация контроля за рациональным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов; правильная расстановка работников, разработка графиков выхода работников на работу, перерывов и окончания работы; обеспечение систематического повышения квалификации работников; представление интересов компании по взаимоотношениям с иными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления; составление отчетов и их представление акционерам ОАО НК «Роснеть-Туапсенефтепродукт»».

Помимо нефтедобычи и нефтепереработки, Роснефть-Туапсенефтепродукт владеет крупной сетью автозаправочных станций (АЗС) в России, нефтехимическими мощностями, а также банками и другими финансовыми компаниями. Также стоит отметить высокий научный потенциал в области добычи нефти, аккумулированный компанией на базе многочисленных научно-исследовательских и проектных институтов. С точки зрения коммерческого использования накопленная научная база позволяет Роснефти самостоятельно разрабатывать крупные проекты по добыче без привлечения зарубежных партнеров, как это делают многие российские компании.

В отличие от ЛУКОЙЛа и Газпрома, Роснефть не владеет крупными электрогенерирующими компаниями. А собственные электростанции используются преимущественно для производственных нужд, а не для коммерческого использования. Кроме того, на таких электростанциях используется в основном попутный нефтяной, а не природный газ. Таким образом, на текущий момент Роснефти не удается получать добавленную стоимость от поставок природного газа на собственные электростанции. Это существенно ограничивает уровень вертикальной интеграции компании в газовом сегменте. В будущем компания планирует поставлять свой природный газ напрямую конечным потребителям, что должно сгладить возникший негативный эффект.

По уровню корпоративного управления Роснефть-Туапсенефтепродукт находится среди лидеров нефтегазовой отрасли России. Информационная открытость для инвесторов находится на высоком уровне, соответствующем международным стандартам. Официальный интернет-сайт Роснефти предоставляет подробную информацию как о производственной деятельности, так и о финансовом состоянии компании.

Финансовая отчетность Роснефти готовится ежеквартально, как по российским стандартам бухгалтерской отчетности, так и по международным стандартам ОПБУ США. Годовая отчетность по стандартам ОПБУ США аудируется независимыми аудиторами.

Помимо основного бизнеса, Роснефть-Туапсенефтепродукт проводит различные социальные программы, занимается благотворительностью, а также строго следит за экологической безопасностью добычи углеводородов. Как считают эксперты инвестиционной компании Финам, эффективность решений, принимаемых менеджментом и советом директоров компании, несколько выше, чем у других компаний, контролируемых государством. Тем не менее, есть опасения, что российское правительство ставит под сомнение лояльность менеджмента компании государству. Так, новые полномочия, которыми был наделен совет директоров компании на последнем годовом собрании, косвенно говорят в пользу того, что государство постепенно готовит почву для смены менеджмента Роснефти, что, по мнению экспертов Финам, негативно отразилось бы на качестве её управления.

Роснефть-Туапсенефтепродукт становится лидером по рентабельности. Результаты первого квартала оказались для Роснефти значительно лучшими, чем для остальных нефтяных компаний. Прежде всего, за это нужно благодарить производственную структуру компании, ориентированную на внутренний рынок.

На основе вышеизложенных данных мы можем составить SWOT-анализ НК Роснефть-Туапсенефтепродукт (таблица 1).

 


Таблица 1.

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

1.                  Лидер по объемам добычи нефти в России и по запасам среди публичных компаний мира.

2.                  Высокая степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса.

3.                  Сравнительно малая степень выработанности месторождений.

4.                  Приоритет при распределении стратегических нефтяных месторождений государством.

5.                  Низкая стоимость долга.

1.                  Высокая долговая нагрузка.

2.                  Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Газпрома и Транснефти.

3.                  Слабая экспансия в профильные активы за рубежом.

4.                  Низкая степень вертикальной интеграции газового и сбытового бизнеса.

5.                  Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений.

6.                  Подверженность политическому риску.

Возможности

Угрозы

1.                  Разработка крупных месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам.

2.                  Кредит от Китая на $15 млрд. по невысокой процентной ставке должен помочь безболезненно пережить кризис.

3.                  Разработка месторождений в Алжире, как первый шаг в крупных зарубежных проектах.

4.                  Реконструкция Туапсинского НПЗ и удвоение его мощностей.

5.                  Увеличение доли в крупном Верхнечонском месторождении.

6.                  Наращивание добычи в Восточной Сибири.

7.                  Финансовая помощь со стороны государства в случае необходимости.

8.                  В результате ввода банка качества нефти в России будет происходить возмещение Роснефти за потерю в качестве нефти в трубе Транснефти.

1.                  Ограничение доступа к газотранспортной системе Газпрома в будущем.

2.                  Повышение влияния со стороны государства в будущем.

3.                  Замена текущего президента компании на человека, более зависимого от государства.

4.                  Закрытие доступа к нефтепроводу Одесса, как следствие, броды из-за политического давления со стороны Украины.

5.                  Борьба с Газпромом за сахалинские шельфовые проекты по добыче углеводородов.

6.                  Разводнение акционерного капитала при продаже или использовании в сделках 9,44% казначейских акций

 

По итогам квартала Роснефти удалось выйти на первое место по рентабельности EBITDA, где исторически последние годы главенствовала Газпром Нефть. А что касается издержек ниже линии EBITDA, то Роснефть-Туапсенефтепродукт оказалась единственной среди крупных нефтяных компаний, записавших себе прибыль от курсовых разниц, вызванную обесценением рубля.

Таким образом, были сопоставлены характеристики НК Роснефть-Туапсенефтепродукт с характеристиками основных конкурентов, то есть оценили внутреннюю среду компании, а также рассмотрели внешние условия, предоставляющие определенные возможности, но и несущие отрицательные факторы.

 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

 

Для любого хозяйствующего субъекта важной задачей является обеспечение необходимого объема производства и реализации продукции (работ, услуг), что приводит к получению запланированных конечных результатов. В целом продукция (работы, услуги) делится на товарную, реализованную и чистую.

Для анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, воспользуемся данными бухгалтерской отчетности ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт» за 20092011 гг.

В таблице 2 представлена динамика основных показателей, характеризующих динамику объема реализации предприятия за 2009-2011 гг.

Объем произведенной продукции в денежном выражении увеличился  в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 9 % или 71 899 тыс. руб. Основными причинами такого увеличения являются: увеличение месячного объема произведенной продукции; уменьшение объемов закупок сторонних организаций; началом экономически выгодных заказов. НЕ смотря на мировой финансовый кризис  в компании продолжается рост экономических показателей.

Основными причинами увеличения объемов производства в 20092011 г.г. являются:

-              увеличение спроса на основную продукцию предприятия;

-              увеличение стоимости основных средств, а, следовательно, и производственных площадей в ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт».

 

Таблица 2

Динамика объёма производства и реализации продукции ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

Показатель

Годы

Отклонения 2009/2011

2009

2010

2011

%

абс.

Объём выпущенной продукции, руб.

766364000

680697000

838263000

109%

71899000

Себестоимость выпущенной продукции, руб.

742037

637253

790365

107%

48328

Материальные затраты, руб.

593629,6

509802,4

632292

107%

38662

Затраты на 1 рубль выпущенной продукции, руб.

0,00097

0,00094

0,00094

97%

-

Объём реализованной продукции, руб.

766364000

680697000

838263000

109%

71899000

Материалоёмкость выпущенной продукции, %

0,077

0,075

0,075

97%

-

 

Себестоимость продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 48 тыс. руб. или 7 %; в 2011 г. по сравнению с предшествующим годом.

В период 20092011 гг. произошло повышение затрат к уровню прошлого года на 38 тыс. руб. или 7 %. Это связано в первую очередь с объективным ростом затрат на производство, изменением методологии калькулирования себестоимости и существенным увеличением материалоемкости товарной продукции.

При этом себестоимость на 1 руб. реализованной продукции в 2011 – 2009 гг. уменьшилась на 3 % или на 0,07 руб.

За весь период исследования объем реализованной продукции равен объему товарной продукции, это говорит о наличии постоянного рынка сбыта, что обеспечит предприятию устойчивое функционирование.

Материалоемкость товарной продукции в 2011 году по сравнению с 2009 годом имела тенденцию снижения (на 3 % в абсолютном отклонении).

Существенное снижение материалоемкости в период с 2009 г. по 2011 г. может быть вызвано улучшением организации производства и материально-технического обеспечения, высоким качеством сырья и материалов.

Основные фонды промышленного предприятия представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.

Цель анализа основных фондов, прежде всего, состоит в оценке уровня технической оснащенности производства, а также в определении путей повышения эффективности использования основных производственных фондов и, прежде всего, технического характера. Совокупность основных фондов, которые непосредственно воздействуют на предметы труда называются активной частью основных производственных фондов.

Обобщающим показателем, характеризующий обеспеченность предприятия основными фондами, является фондовооруженность и рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности.

Обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача. Рост этого показателя говорит о том, что обеспечивается дополнительный выпуск продукции без соответствующего наращивания производственного потенциала и определяет интенсивный путь развития предприятия. Фондоотдача рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов.

Фондоемкость определяется стоимостью основных фондов, приходящихся на единицу годового объема произведенной продукции и характеризует, сколько основных фондов приходится на один рубль произведенной продукции. Фондоемкость позволяет определить потребность предприятия в основных фондах, необходимых для выпуска запланированного объема продукции. Снижение фондоемкости означает экономию труда, овеществленного в основных фондах.

Анализ эффективности использования основных фондов ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт» приведен в таблице 3.

 

 

Таблица 3

Анализ показателей использования основных фондов ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

Показатель

Годы

Отклонения 2009/2011

2009

2010

2011

%

абс.

Объём выпущенной продукции, руб.

766364000

680697000

838263000

109%

71899000

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

20859000

18021500

18016000

86%

-2843000

Доля активной части, %

16687200

14417200

14412800

86%

-2274400

Среднесписочная численность ППП, чел.

120

115

116

97%

-4

Фондоотдача, руб./руб.

36,7

37,8

46,5

127%

9,8

Фондоёмкость, руб./руб.

0,027

0,026

0,021

79%

-0,006

Фондовооружённость (по всем ОПФ),. руб./чел.

173825

156709

155310

89%

-18515

 

Все объекты основных фондов подвержены физическому и моральному износу, т.е. под влиянием различных факторов утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ может быть частично возмещен за счет ремонта, реконструкции и модернизации. Моральный износ проявляется в том, что основные фонды по всем своим характеристикам уступают новейшим образцам. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. В 2011 г. среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия в сравнении c 2009 г. уменьшилась, в 2011 году она составила 18016 тыс. руб., а в 2009 году она составляла 208559 тыс. руб.

Показателями, характеризующими эффективность использования основных средств, являются фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность. Фондоотдача показывает, сколько продукции произведено на 1 руб. основных средств. В 2011 г. по сравнению с 2009 г. наблюдалось  увеличение фондоотдачи основных  средств на 9.8 руб.  или 27 %. Фондоемкость - это величина, обратная фондоотдаче. В 2011 г. она уменьшилась на 21%. При этом фондовооруженность по всем основным средствам отражает тенденцию фондоемкости и фондоотдачи - к началу 2010 г. наблюдается ее незначительное падение на 11%.

Ниже, в таблице 4 представлена загруженность некоторых видов оборудования  на предприятии ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»:

 

Таблица 4

Динамика показателей эффективности использования оборотных средств ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

Показатель

Годы

Отклонения 2009/2011

2009

2010

2011

%

абс.

Объём выпущенной продукции в денежном выражении, руб.

766364000

680697000

838263000

109%

71899000

Среднегодовая стоимость остатков нормируемых оборотных средств, руб.

54992000

47534500

44376000

81%

-10616000

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

13,9

14,3

18,9

136%

5,0

Продолжительность одного оборота, дни

26,2

25,5

19,3

74%

-6,9

 

Согласно таблице 4 значительное повышение среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств в 2011 г. по сравнению с 2009 годом объясняется увеличением объема продукции. В 2011 году данная величина составляет 44 376 тыс. руб., а в 2009 году она составляет 54 992тыс. руб., то есть произошло падение на 19 % или 10616 тыс. руб.

Также на протяжении всего периода исследования наблюдался повышение значения коэффициента оборачиваемости, что свидетельствует о повышении эффективности использовании оборотных средств.

Положительным моментом является уменьшение длительности оборота оборотных средств (в 2011 году этот показатель уменьшился на 6,9 дней (26 %).

Для сокращения пребывания оборотных средств в производстве необходимо совершенствовать организацию производства, произвести замену применяемой техники и технологии, совершенствовать использование активной части основных средств.

Анализ использования трудовых ресурсов заключается в обобщающей, качественной оценке трудовых ресурсов, уровня эффективности их использования.

Важнейший экономический показатель, служащий для определения результативности трудовой деятельности, как отдельного работника, так и коллектива предприятия – производительность труда.

Производительность труда определяется сопоставлением ресурсов труда в виде объема произведенной продукции с затратами труда и рассчитывается по формуле:

ПТппп=ТП/Чппп,                                                     (2.1)

где  ТП – товарная продукция, руб.;

       Чппп – среднесписочная численность ППП, чел.

Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются предпосылки к повышению его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности.

Перерасход фонда заработной платы не за счет численности, а за счет средней зарплаты может оцениваться положительно при условии, если рост средней зарплаты не опережает роста производительности труда.

Анализ численности работников и производительности труда представлен в таблице 5.

 

Таблица 5

Динамика показателей использования трудовых ресурсов ООО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»

Показатель

Годы

Отклонения 2009/2011

2009

2010

2011

%

абс.

Объём выпущенной продукции в денежном выражении, тыс. руб.

766364000

680697000

838263000

109%

71899000

Среднесписочная  численность ППП, чел.

120

115

116

97%

-4

Среднесписочная численность основных производственных рабочих, чел.

45

42

46

102%

1

Расходы на оплату труда ППП, тыс. руб.

2456980

2516987

2526800

103%

69820

Расходы на оплату труда рабочих, тыс. руб.

450256

465852

475210

106%

24954

Среднемесячная оплата труда ППП, руб.

20474,8

21886,8

21782,8

106%

1307,9

Среднемесячная оплата труда рабочих, руб.

10005,7

11091,7

10330,7

103%

325,0

Производительность труда ППП, тыс. руб./чел.

311,9

270,4

331,7

106%

19,8

Производительность труда рабочих, тыс. руб./чел.

1702,1

1461,2

1764,0

104%

61,9

 

Величина фонда заработной платы трудового коллектива, каждого работника должна быть поставлена в прямую зависимость от достигнутых конечных результатов. Учитывая динамику роста численности и в условиях постоянного роста цен, увеличиваются и расходы на оплату труда персонала. В 2011 г. по сравнению с 2009 г. расходы на оплату труда ППП увеличились на 3 %, рабочих - на 6 %. Отсюда и рост среднемесячной оплаты труда каждой категории персонала: для промышленно-производственного персонала величина данного показателя в 2011 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на1307 руб. или 6 %; для рабочих – на 325 руб. или 3 %.

Производительность труда - это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, измеряемая количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции, или количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени.

На протяжении исследуемого промежутка времени наблюдается повышение показателя производительности труда как промышленно-производственного персонала, так и труда рабочих. В 2011 году по сравнению с 2009 годом производительность труда промышленно-производственного персонала увеличилась на 19,8. руб. или 6 %, рабочих –61,9 руб. или 4 %. Это связано прежде всего с увеличением выручки, то есть увеличением объемов продаж.

В рассматриваемый период времени на предприятии произошло существенное повышение затрат. Это связано в первую очередь с объективным ростом затрат на производство, изменением методологии калькулирования себестоимости и существенным увеличением материалоемкости товарной продукции. За весь период исследования объем реализованной продукции равен объему товарной продукции, это говорит о наличии постоянного рынка сбыта, что обеспечит предприятию устойчивое функционирование. Понижение материалоемкости в период с 2011 г. по 2009 г. может быть вызвано улучшением организации производства и материально-технического обеспечения, высоким качеством сырья и материалов. Перерасход фонда заработной платы на предприятии происходит не за счет численности, а за счет средней зарплаты. При этом рост средней зарплаты не опережает роста производительности труда, что может оцениваться положительно.


3 Транспортное обеспечение деятельности ООО «РН-Туапсенефтепродукт»

 

Качественное и своевременное выполнение технологических операций и выполнение работ специальной техникой для подразделений ООО «РН-Туапсенефтепродукт» в целях обеспечения выполнения плановых заданий, капитального ремонта, реконструкции предприятия и оказание автоуслуг сторонним организациям в установленном порядке.

Основные функции АТЦ:

      перевозка (внутренняя и внешняя) грузов;

      перевозка персонала;

      обеспечение специальных работ (строительных и т.д.);

      содержание, обслуживание дорог и др.

      ремонт и обслуживание автотранспорта.

Терристория ООО «РН-Туапсенефтепродукт» разделена на слеующие зоны:

      Административно - бытовой корпус

      Эксплуатационная

      Производственная

 


Рисунок 3.1 - Структурная схема Автотранспортного цеха ООО «РН-Туапсенефтепродукт»


Таблица 7

Наличие техники на 1 апреля

Наименование техники

Количество

2009

2010

2011

Автобусы

2

2

2

Бензовозы

19

18

20

Грузовые а/м

23

23

21

Легковые а/м

27

29

31

Пожарные

8

8

10

Спецтехника

15

16

17

Мотороллеры

-

3

3

Строительные механизмы

3

3

3

Общее количество

97

102

107

 

Рисунок 3.2 – Основные показатели работы АТЦ

 

Рисунок 3.3 - Сравнительный анализ эксплуатационных показателей за 9 месяцев 2009, 2010 и 2011 гг.

К планам автотранспортного цеха на 2012 год можно отнести увеличение автопарка за счет приобретения специализированной техники:

- Автоцистерны–бензовозы на шасси Volvo FM – 4 шт;

- Бензовозы на базе МАН;

- Легковые автомобили Toyota – 3 шт;

- Манипулятор;

- Пожарный автомобиль на шасси Mercedes Benz Actros;

- Поливомоечная машина КО-713 на базе ЗИЛ;

- Самосвал «Камаз 65115-62».

А также приобретение нового оборудования:

      Газоанализатор автомобильный «Инфракар»;

      Дымомер «Инфракар-Д»;

      Компьютерный диагностический комплекс «Bosch KTS-570»;

      Контрольно-диагностический стенд «Скиф1-01»;

      Станок для наклепки тормозных насадок «Р-333».

В 2010 году была списана следующая техника:

      Грузовой автомобиль «ЗИЛ» - 1 шт

      Легковой автомобиль «Hyunday» - 2 шт

      Легковой автомобиль «Toyota Camry» - 3 шт

      Автомобиль скорой помощи «МВ 31230» - 1 шт

      Грузовой автомобиль «Камаз»» - 1 шт

      Автопогрузчик «ВП-05» - 1 шт

      Бензовоз «МАЗ» -2 шт

      Автокран - 1 шт

Планируется увеличение автопарка:

      Автокран «Камаз» грузоподъемностью 25т – 1 шт

      Автомобиль вакуумной очистки на базе «MAN» - 2шт

      Автомобиль грузопассажирский «FORD» - 2шт

      Автомобиль скорой медицинской помощи «VW» – 1шт

      Автоцистерна - бензовоз на шасси «Volvo FM» - 4шт

      Легковые автомобили «Toyota Camry» - 2шт

      Легковые автомобили «Toyota Prado» - 6шт

      Мультивен «VW» - 4шт

Планируется списание устаревшей техники в 2011 году:

      Автомобиль «Соболь» - 2 шт

      Бензовоз «Камаз» - 4 шт

      Грузовой Автомобиль «Камаз» - 1 шт

      Легковой Автомобиль «Toyota Camry» - 1 шт

      Экскаватор «Ек-18» - 1 шт

Планируется приобрести следующие модели:

      Автомобиль вакуумный «MAN» - 2 шт

      Автоцистерна бензовоз 14 М3«Volvo» - 3 шт

      Автоцистерна бензовоз 10 М3 «Volvo» - 1 шт

      Автоцистерна газовоз «Volvo» - 2 шт

      Легковой автомобиль «Toyota Prado» -1 шт

      Передвижная АЗС на базе «ЗИЛ» -1 шт

      Погрузчик вилочный «Toyota» - 1 шт

      Экскаватор«Hitachi» - 1 шт

Также планируется приобретение нового оборудования:

      Компрессор гаражный -1 шт

      Обучающий комплект для учебного класса -1 шт

      Станок балансировочный -1 шт

      Стенд для испытания ДВС «КС-276» -1 шт

      Стенд для расточки тормозных барабанов -1 шт

Как и на любом другом предприятии в организации транспортного обеспечения на «Роснеть-Туапсенефтепродукт» существуют свои отрицательные моменты, устранив которые предприятие сможет более динамично развиваться, осваивать новые рынки сбыта и выйти на более высокий уровень развития.

Первый недостаток- не проводится анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период, а он дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Ещё один недостаток- на предприятии ОАО НК «Роснеть-Туапсенефтепродукт» существенны затраты на доставку, включая ущерб от потерь товара при перевозке и просрочки в доставке, а также санкции за невыполнение грузоотправителем своих обязательств. Их ликвидация значительно сократит финансовые вложения в организацию транспортного обеспечения.

Следующий не менее существенный недостаток слабо развитая механизация, так, внедрение контейнерных и пакетных перевозок, применение поддонов позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы, более чем в 4 раза повысить производительность труда и 1,5— 2 раза снизить себестоимость этих операций.

Таким образом можно сделать вывод, что организация транспортного обеспечения на предприятии ОАО НК «Роснеть-Туапсенефтепродукт» не совершенна, и есть стимул ее улучшать, что позволит лучше организовать работу транспорта и сократить затраты на его содержание.


Заключение

 

Роснефть также является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 12 млрд куб. м природного и попутного газа в год и обладает существенным потенциалом для дальнейшего наращивания объемов добычи за счет уникального портфеля запасов. В настоящее время Роснефть реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95 %. Суммарный объем переработки нефти на НПЗ Компании оставил по итогам 2008 г. рекордные для российского нефтеперерабатывающего сектора 49,3 млн т. Заводы НК «Роснефть» характеризуются выгодным географическим положением, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. В настоящее время Роснефть реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью дальнейшего улучшения баланса между объемами добычи и переработки нефти, а также увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.

Роснефть-Туапсенефтепродукт становится лидером по рентабельности. Результаты первого квартала оказались для Роснефти значительно лучшими, чем для остальных нефтяных компаний. Прежде всего, за это нужно благодарить производственную структуру компании, ориентированную на внутренний рынок.


Список использованных источников

 

1.                  Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. – М.: Юридит. Лит., 1997. – 63 с.

2.                  О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 1 апреля 1995 г. № 327 – Режим доступа: www.consultant.ru

3.                  О преобразовании государственного предприятия «Роснефть-Туапсенефтепродукт» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть-Туапсенефтепродукт» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1995 г. № 97 – Режим доступа: www.consultant.ru

4.                  Устав открытого акционерного общества «НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт» (новая редакция (с изменениями № 1)) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rosneft.ru

5.                  Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 2001. Введение и гл. 1, с. -15.

6.                  Афанасьев Л.А., Островский И.В., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1984

7.                  Боборыкин В.А. Математические методы решения транспортных задач.

8.                  Л.: СЗПИ, 1986

9.                  Богомазов В.А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями / СПбГИЭА. – СПб., 2007

10.             Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс., 2007 -М.,2007

11.             Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики .

12.             2006 . -№7 .

13.             Гаджинский А.М. Основы логистики. М.: Маркетинг, 2007г.

14.             Геронимус Б.А. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1982

15.             Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 2007 . -№1 .

16.             Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. -М., 2006

17.             Карлоф Б. Деловая стратегия. -М., 2001, с. 121-125. Котлер Ф. Основы маркетинга. –М, 2000.

18.             МИНТОП / учредитель ФГУП «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса». – 2008, агуст. – М.: «Лидар»

19.             Сущность и структура российского рынка нефтепродуктов как объекта маркетинга / Гущин С.Г., Шаховская Л.С. // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2006. - № 5. - С. 175-180.

20.             Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд [Электронный ресурс] – Электронный журнал – Режим доступа: www.iteam.ru

21.             Роснефть-Туапсенефтепродукт – стабильность прежде всего [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.finam.ru

22.             Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М.,2007

23.             Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. - М., 2000.

24.             Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 1984.

25.             Налогооблажение № 18 сентябрь 2009.

26.             Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. М.: Транспорт, 2000

27.             Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ , сер.6, Экономика .2006 . - №2-5.

28.             Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь . 2006. -№34 .

29.             Российская автотранспортная энциклопедия Том 1, Том 2 – М.: 2008

30.             Скоун Т. "Управленческий учет". - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2007.

31.             Смехов А. А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 2005.;

32.             Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России ( спецкурс ) // Российский экономический журнал . 2007 . - №5;6;7.

33.             Шумпетер И. Теория экономического развития. – М., 1982.

34.             Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха.

35.             Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства.

36.             -М. , 2003 .

37.             Логистика. Транспортная, производственная, информационная. ЮНИТА 1, М2009.

38.             Транспортная логистика. Учебное пособие под редакцией Миртина Л. Б. М.: Брандес, 2006г.;

39.             НИИАТ. Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 2002.

40.             "Основы предпринимательского дела" под руководством и редакцией доктора экономических наук профессора Осипова Ю.М.

41.             Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительством РФ 5 августа 2002 года №552.

42.             Регулирование транспортной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г.А. / СПБГИЭА. – СПБ., 2006.

43.             СБОРНИК нормативно-справочных материалов по лицензированию и инспектированию на автомобильном транспорте в РФ по состоянию на 01.03.2003 г. /ГУК ПК при Минтопэнерго РФ. – Иваново, 2003.

 

Информация о работе Эффективное использование транспортных средств нефтезавода на примере ОАО НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт»