Институты самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:38, статья

Краткое описание

Как уже было сказано выше, ССУ в последнее время уделяется особое внимание, в том числе со стороны государственных органов. И не зря. Ведь довольно легко проследить связь: студенты учатся самоуправляться в рамках ВУЗа (появляются различные группы по интересам, целям, со своими критериями отбора, своими руководящими и исполнительными органами, проводятся выборы лидера группы и голосования за принятие определенных решений). Студенты, имея навыки самоорганизации, смогут построить систему самоуправления на работе, создавать эффективные ТСЖ, общества по интересам, политические партии, и в конечном итоге общество научится самоуправляться на уровне государства. А самое главное, детям этих самых студентов будет привит навык самоорганизации и самоуправления с самых ранних лет.

Файлы: 1 файл

Лаврёнова Ж..docx

— 18.91 Кб (Скачать)

УДК 378.183

ЛАВРЁНОВА Ж.С.

Уфимский государственный  университет экономики и сервиса (г.Уфа)

 

ИНСТИТУТЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Сегодня в ВУЗах страны большое внимание придается студенческому  самоуправлению. Что же это такое? Студенческое самоуправление (ССУ) можно  рассматривать в трех аспектах:

1. ССУ - особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов студенческой жизни, развитие социальной активности.

2. ССУ - одна из форм воспитательной работы вуза, направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда [2].

3. ССУ - одна из форм молодёжной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем [1].

Таким образом, ССУ рассматривается  на трех уровнях – непосредственно  само студенчество, управление ВУЗа и  государство.

Как уже было сказано выше, ССУ в последнее время уделяется  особое внимание, в том числе со стороны государственных органов. И не зря. Ведь довольно легко проследить связь: студенты учатся самоуправляться в рамках ВУЗа (появляются различные группы по интересам, целям, со своими критериями отбора, своими руководящими и исполнительными органами, проводятся выборы лидера группы и голосования за принятие определенных решений). Студенты, имея навыки самоорганизации, смогут построить систему самоуправления на работе, создавать эффективные ТСЖ, общества по интересам, политические партии, и в конечном итоге общество научится самоуправляться на уровне государства. А самое главное, детям этих самых студентов будет привит навык самоорганизации и самоуправления с самых ранних лет.

Дадим определение студенческому самоуправлению с точки зрения институциональной теории экономики. ССУ представляет собой особое институциональное образование, исследование которого предполагает выявление реальных моделей поведения, складывающихся в студенчестве под влиянием как законодательных норм (формальные институты), так и исторически сложившихся образцов поведения (неформальные институты). То есть институт ССУ складывается под воздействием двух видов нормотворчества – традиции и законодательство. И в случае серьезного расхождения между формальными и неформальными нормами могут возникнуть проблемы в функционировании и развитии самого института ССУ.

Сегодня мы можем видеть, что в ВУЗах России ССУ практически  неразвито. Если и есть какие-то группы студентов, занятые культурно – массовой или научно -  исследовательской деятельностью, то это больше является «показухой» для соответствия пункту Болонской декларации о том, что «Студенты являются полноправными партнёрами в управлении высшим образованием». Такое «самоуправление» выполняет скорее функцию поддержания имиджа вуза, чем решает реальные проблемы, требующие посредничества между студентами и администрацией.

ССУ в каждой стране имеет  глубокие исторические корни. Становление  данного институционального образования  шло как естественным способом, когда  правила взаимодействия для совместной деятельности вырабатывались самими студентами (эволюционный путь), так и путем принятия нормативных актов на уровне государственных органов с целью упорядочения системы ССУ в ВУЗах (революционный путь, импорт или трансплантация институтов в том числе).

Из истории России мы помним, что во времена СССР институт ССУ  был навязан сверху, революционным  путем – создавались группы октябрят в школах, дружины пионеров, комсомольцы  в ВУЗах. Однако данную систему сложно назвать самоуправлением, так как  это была система вертикального  подчинения. После развала СССР прошло чуть более 20 лет, а в нашей стране все еще не сложилась эффективная  и массовая система ССУ. В связи  с этим, мы считаем, что наиболее правильным решением будет импорт института или его трансплантация. Трансплантация - это процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде [4]. Смысл трансплантации институтов состоит в ускорении институционального развития, в данном случае в ускорении развития ССУ.

Однако эта стратегия  не всегда приводит к успеху. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что институты, эффективные в  одной среде, могут оказаться  бесполезными или даже деструктивными в другой. Следовательно, возникает  задача выявить принципы отбора трансплантируемых  институтов и эффективные технологии трансплантации [3].

Рассмотрев системы ССУ  в ВУЗах европейских стран  и США, по нашему мнению, наиболее подходящим «трансплантантом» для российской институциональной среды является институт ССУ в ВУЗах США.

Организационные принципы студенческого  самоуправления в высших учебных  заведениях США основываются на Конституции  государства, поскольку структурное  строение студенческого правительства  полностью воспроизводит структуру  создания государства и специфику  деления власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Именно Конституция США является источником для разработки нормативно-правовых документов студенческого правительства, таких как: Конституция, Устав и Положение о выборах членов студенческого правительства [5].

Американская система  студенческого самоуправления копирует не только структуру, но и систему управления государством. Студент начинает как волонтер, потом становится представителем группы студентов (попасть в каждую из групп не так–то просто), далее сенатором и на старших курсах обучения его могут выбрать президентом. Общественная, волонтерская,  научная, политическая и другие виды деятельности в самоуправляющихся группах являются своего рода опытом работы студента, который в дальнейшем имеет вес при трудоустройстве. Таким образом, все студенты задействованы в самоуправлении, а финансирование производится из бюджета ВУЗа – ведь это часть общего образовательного процесса, и самоуправление поощряется.

Такая система студенческого  самоуправления готовит лидеров  для политической элиты США. Многие президенты, сенаторы и госслужащие  Америки вышли из закрытых студенческих клубов.

Однако перенимая форму ССУ ВУЗов США, не следует забывать о содержании - недостаточная мотивация студентов ВУЗов России, их инертность, отсутствие хоть какого-либо финансирования – все это будет тормозить развитие ССУ «по-американски».

Еще одной огромной проблемой на пути эффективного развития студенческого самоуправления является законодательство России, где нет указанных четких положений, которые регулируют сотрудничество этого органа с администрацией ВУЗа.

Организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления, а именно: научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное, - позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов университета, которые в последующем составят основу государства, воспитают навыки самоуправления в своих детях. Однако организация эффективной системы ССУ невозможна без институциональных изменений, которые могут быть реализованы лишь посредством государственного управления и контроля.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  2. Сырцова Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 7 – С. 77-79
  3. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.:ИНФРА-М,2005г,с. 206
  4. В.М. Полтерович. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. – 2001.- № 3.
  5. http://pedsovet.org/content/view/16348/530/

Информация о работе Институты самоуправления