Холдинговая компания: принципы формирования и проблемы в их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Холдинг – это акционерное общество, владеющее определенным пакетом акций другой компании, и имеющее право голоса в решении вопросов управления данной компанией.
Глобальная тенденция распространения холдинговых компаний - непосредственное следствие развития крупного интегрированного предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
Понятие холдинговой компании 4
Принципы формирования холдинга 6
Проблемы деятельности холдинговых компаний 10
Заключение 12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

контрольная по экономике предприятия.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»

на тему «Холдинговая компания: принципы формирования и проблемы в их деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Понятие холдинговой  компании 4

Принципы формирования холдинга 6

Проблемы деятельности холдинговых компаний 10

Заключение 12

Список использованных источников 13

Введение.

Холдинг – это акционерное  общество, владеющее определенным пакетом  акций другой компании, и имеющее  право голоса в решении вопросов управления данной компанией.

Глобальная тенденция  распространения холдинговых компаний - непосредственное следствие развития крупного интегрированного предпринимательства. Появление все большего количества разнообразных по характеру деятельности юридических лиц, реализующих общие стратегические цели одного и того же бизнеса, объективно нуждается в организационно- экономической координации. Командные, предельно централизованные методы управления крупными совокупностями таких лиц, разумеется, не могут быть эффективными. Однако и без определенной меры управляемости здесь не достичь эффекта совместной деятельности. Таким образом, холдинговая структура управления является одной из форм разрешения противоречия современного крупного бизнеса между необходимостью расширения количества его участников и сохранения уровня согласованности действия разнообразных юридических лиц в соответствии с общей стратегией собственника. Это обстоятельство важно иметь в виду, рассматривая проблемы правового и организационного обеспечения становления и развития холдингов.

Понятие холдинговой компании

Холдинговая компания (холдинг) — по законодательству РФ предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. При этом под "контрольным пакетом" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия (отклонения) определенных решений на общем собрании его участников и в его органах управления. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с учетом особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой компании. Холдинги кредитных организаций образуются путем получения кредитной организацией (основной кредитной организацией) в силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным с одной или несколькими кредитными организациями договором, который дает возможность определять решения, принимаемые указанными кредитными организациями.

Зачастую в уже созданных  и успешно работающих холдингах проводятся слияния, разделения и поглощения.

В соответствии с действующим  законодательством холдинговая  компания имеет право осуществлять инвестиционную деятельность, в частности  покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении.

Холдинговые компании представляют собой важное звено так называемой системы участий, при помощи которой  финансисты подчиняют себе формально независимые компании, располагающие капиталом, во многом раз превосходящим их собственный. Внешне деятельность холдингов заключается только в управлении пакетом акций и сборе дивидендов и доходов от биржевых операций. В действительности же, холдинги, захватывая контрольный пакет акций какой-либо компании, получают возможность назначать своих людей в правление, совет директоров и другие органы подконтрольной компании.

Принципы формирования холдинга

Известны два типа холдингов:

1. «Чистый», или финансовый холдинг, в котором головная компания только контролирует финансовые потоки группы дочерних компаний

2. «Производственный», так называемый квази-холдинг, где головная компания ведет производственную деятельность и одновременно, как центральное управленческое звено, координирует деятельность группы как многопрофильной системы.

Есть два пути формирования группы:

1) покупка акций существующих компаний;

2) превращение структурных подразделений  корпорации в юридически самостоятельные  компании.

Эти пути не альтернативны и часто существуют рядом и дают разнообразные сочетания - варианты холдинговых структур.

Первый вариант. Покупкой акций создаются объединения по горизонтали компаний, работающих на одном уровне. Такие объединения могут быть альтернативой слияния и способом устранения конкуренции или же первым шагом к полному слиянию, при котором на время снимается проблема взаимной «притирки» управленческого персонала, но можно координировать производство, и сбыт продукции. Другой способ такого объединения состоит в том, что группа из двух или больше компаний создает фирму-ядро, которая увеличивает свой капитал при помощи эмиссии акций на сумму, равную совокупному капиталу группы. Затем компании группы обменивают свои акции на акции фирмы - ядра, выкупая ее эмиссию, и фирма - ядро становится «чистым» холдингом. Но без управленческой иерархии холдинг - лишь «простая федерация автономно работающих дочерних компаний.

Второй вариант организации холдинга - банковское учредительство. Крупные банки берут на себя объединение таких компаний, акции которых они не могут в ближайшее время пустить в обращение. Способом объединения может быть и недобровольное участие в капитале промышленных предприятий, например, покупка залоговых пакетов.

В банковском холдинге акции банка  замещают акции компаний, непригодные для публичного размещения.

Третий, наиболее распространенный в настоящее время вариант - холдинговая группа с управленческой иерархией. Это интегрированный комплекс, участники которого связаны вертикальными технологическими цепочками либо по линиям диверсификации деятельности головной фирмы. Такая холдинговая группа может создаваться и развиваться сочетанием превращения структурных подразделений корпорации в юридически самостоятельные компании с покупкой пакетов акций существующих компаний. У иерархических структур могут быть большие преимущества перед чисто рыночным механизмом в координации деятельности и распределении ресурсов.

Холдинговая компания может действовать  как центр координации хозяйственной  деятельности всей группы, наподобие «видимой руки» администрации в крупных корпорациях. Более гибкие формы, чем единая фирма на административном контроле, требуются там, где отрасли переживают резкие изменения, где появляются новые технологии и новые рынки, либо силы конкуренции заставляют фирмы дифференцировать продукцию и открывать себе рыночные ниши. Холдинговая группа - выигрышная форма экономической организации для сложных производственно-сбытовых цепочек от добычи первичного сырья или разработки продукции, через промежуточные стадии производственного процесса и до конечных продаж.

Длинная цепочка часто превосходит  организационные возможности фирмы. Замена внутренней иерархии межфирменной кооперацией помогает группе решить проблему неуправляемости сложной  административной единицы. Степень контроля в группе ниже, но управляемость комплекса в целом выше. Кроме того, головная компания не несёт риски дочерних.

Ещё одно преимущество холдинговой  группы состоит в том, что она  может реализовать экономию на масштабах  с меньшими объемами инвестиций путем включения поставщиков в состав своих групп. Следовательно, отпадает необходимость вкладывать средства в создание собственного агрегатного производства. Включение компаний в состав холдинга обычно сопровождается обменом акций дочерних компаний на единую акцию холдинга. После того, как акции участников группы обмениваются на единую акцию холдинга, компании группы уходят с открытого фондового рынка. Акция холдинговой компании - это субститут акций производственных компаний её группы. Это своего рода диверсифицированный портфель, который предлагается инвесторам на фондовом рынке. Собственникам холдинговой компании достаются дивиденды дочерних компаний за вычетом некоторой части, которую аккумулирует холдинговая компания.

Для предприятий, объединенных в холдинг, дирекция холдинга - единственный акционер с неограниченным господством. Но дочерние компании могут реализовать свои тенденции к росту и учредительству. Широко известны случаи, когда дочерние компании создают свои дочерние - «внучатные» по отношению к «ядру» холдинговой группы, и иерархическая структура группы становится многоярусной. Система субституции ценных бумаг в таких иерархиях уменьшает предпринимательский риск, равномернее его распределяя. Для контроля над большой пирамидой головной компании достаточно вложения средств в половину акций первого яруса этой пирамиды.

Холдинговые компании выступают  посредниками на фондовых рынках для  компаний, испытывающих потребность  в крупномасштабном внешнем финансировании. Это публичные компании, которые нуждаются в фондовом рынке, достаточно масштабном. Холдинги выполняют функцию мобилизации капиталов потому и постольку, поскольку дисперсия их акций достаточно широка.

Юридическая форма компании, в том числе дочерней, даёт ей право на принятие независимых решений, контролируемых собственниками её капитала. Фактически дочернюю фирму связывают с головной компанией не только формальные линии связи, но также постоянный товарный оборот, кредитные отношения, совместное использование патентов и технической документации и многое другое. Бывают и неформальные линии, такие, как управление через доверенных лиц и личные или семейные связи. В вертикально интегрированных группах действует монополия головной компании как крупнейшего и подчас единственного заказчика или поставщика. Образно говоря, в холдинговых группах действует невидимая концентрация корпоративной власти. Она способна больше или меньше заменять внутрифирменный административный контроль.

В экономической литературе нередко ставится знак равенства между многопрофильной, многообъектной корпорацией и холдингом. Действительно, координация на контрактной основе, действующая в корпоративной группе, трудноотличима от координации на административной основе в корпорации. Тем более что крупнейшие корпорации децентрализуют управление, предоставляя своим структурным подразделениям значительную автономию. Различия между корпорацией и группой наименее заметны в группах, где головная компания, «чистый» холдинг, владеет 100% акций всех дочерних компаний.

И корпорация и холдинг  часто именуются «концерном», а  дочерние компании - отделениями или  филиалами. Но холдинговая группа признается менее жесткой, чем единая корпорация. О холдинге можно говорить как об организации с рыхлой дивизиональной структурой, в которой контроль головного подразделения над отдельными оперативными частями лимитирован и зачастую не систематичен. Отделения пользуются значительной автономией при слабой административной структуре.

Проблемы деятельности холдинговых компаний

В настоящее время деятельность холдингов практически не регламентирована. А это порождает управленческие и правовые проблемы в компаниях и не позволяет максимально извлечь из данной формы все возможные преимущества.

Правовая неопределенность объединений юридических лиц имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. К положительным можно отнести то, что субъекты холдинга – отдельные самостоятельные субъекты права. Это позволяет распределять возможные риски бизнеса в целом. Так, каждое отдельное юридическое лицо отвечает только по своим обязательствам и только принадлежащим ему имуществом. Поэтому логично распределять имеющиеся активы бизнеса между несколькими организациями, и тогда «удар» по одному из них позволит выстоять всей структуре. К отрицательным можно отнести то, что объединение компаний виртуально и не является самостоятельным субъектом.

Кроме того, компании, входящие в холдинг и имеющие постоянные взаимоотношения между собой, вынуждены  соблюдать требования законодательства, разработанные для юридических лиц, функционирующих автономно, без учета того факта, что они могут действовать в единой «связке».

И хотя первая попытка  урегулировать деятельность холдингов  была предпринята еще десять лет назад (в 2000 году Президент отклонил федеральный закон о холдингах, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации), но до сих пор никаких изменений в этой области не произошло.

Также существует налоговая  проблема. Как известно, существует несколько путей оптимизации налогов. Один из законных способов минимизации заключается в использовании холдинговых структур. Сэкономить на налогах можно, в частности, введя в состав холдинга фирмы с разными системами налогообложения (компании, работающие по УСН, ЕНВД, оффшорные компании).

Однако следует помнить, что все операции, проводимые внутри холдинговых компаний, должны быть реальными, экономически обоснованными и подтверждаться первичными документами. Кроме того, есть несколько видов операций, которые у налоговых органов вызовут пристальное внимание.

Прежде всего, если компании являются взаимозависимыми, то контролеры могут применить к ним статью 40 Налогового кодекса. Так, на основании указанной нормы налоговые органы могут оспорить цену сделки и доначислить налоги и пени.

Иногда в интересах  холдинговых компаний происходит безвозмездное пополнение бюджетов дочерних компаний. В то же время, в соответствии с гражданским законодательством, подарки между юридическими лицами на сумму более 5 МРОТ запрещены.

Информация о работе Холдинговая компания: принципы формирования и проблемы в их деятельности