Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:50, курсовая работа
Целью данной работы является определение основных направлений развития основ правового регулирования предпринимательской деятельности.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучение теоретического материала по данной теме
Рассмотрение проблем связанных с процессом государственного регулирования предпринимательской деятельности
Сделать выводы по проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………................3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………….............5
Роль государства в развитии предпринимательского процесса………………………………………….……............5
Цели государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………..........7
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………...........9
Правовое регулирование предпринимательства .................12
Государственная поддержка малого бизнеса………...........17
ГЛАВА 2. Нормативно-правовые документы регулирования и развития предпринимательства...........................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………..33
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Большое
значение на практике приобретают гарантии
предпринимательской
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Предприниматели
все более ощущают
Запреты
органам власти и управления вмешиваться
в ту сферу предпринимательской
деятельности, в которой право
принятия решений принадлежит
Наиболее эффективным способом защиты прав предпринимателей является предусмотренное ст. 12 ГК РФ признание недействительным противоречащего законодательству акта органа государственного управления или органа местного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт в суде или арбитражном суде как акт, нарушающий государственную гарантию соблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признания властного акта недействительным является издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка и сроков.
Порядок
обращения в арбитражный суд с
заявлением о признании акта недействительным,
сроки рассмотрения и принятия решения
определены Арбитражным процессуальным
кодексом РФ. Дела по таким заявлениям
возбуждаются без предварительного, претензионного
урегулирования разногласий и обращения
к вышестоящему органу.
1.5. Государственная поддержка малого бизнеса.
Государственное
регулирование и поддержка
Организационные
структуры поддержки бизнеса
сегодня представлены в первую очередь
Государственным комитетом РФ по
поддержке и развитию малого предпринимательства,
Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства, региональными фондами,
агентствами, центрами и др. Все более
активно действуют на федеральном и региональном
уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные
объединения малых предприятий.
Существенно укрепилась система торгово-промышленных
палат, обладающая значительным потенциалом
в сфере поддержки мелких предпринимателей.
Вторую
группу мер поддержки
В
развитии предпринимательства
Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.
Важной
сферой регулирования является применение
финансовых методов в отношении
тех рыночных структур, которые работают
с предприятиями малого бизнеса.
Здесь может применяться
Организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.
В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: во-первых, соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основы такой поддержки. Так, на федеральном уровне это Закон №88-ФЗ, на региональном уровне, например в Москве, это Закон г. Москвы от 28.06.95 №14 "Об основах малого предпринимательства в Москве"; во-вторых, соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.
В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. В свою очередь первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).
Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия "малое предприятие". Их можно разделить на три вида.
Во-первых,
это определение, содержащееся в п.3
ст.3 Закона № 88-
ФЗ. Оно определяет субъектов малого предпринимательства,
которые вправе претендовать на льготы
и преимущества, предусмотренные федеральным
законодательством.
Во-вторых,
это определения малого предпринимательства,
содержащиеся в законодательных актах
субъектов федерации. На примере Москвы
и Московской области можно сказать, что
понятие малого предприятия в региональном
законе может несколько отличаться от
того, что содержится в Законе № 88-ФЗ.
Региональное законодательство определяет
малые предприятия как субъекты, которые
вправе претендовать на льготы и преимущества,
предусмотренные субъектам малого предпринимательства
региональным законодательством.
В-третьих,
это определение субъектов
Согласно п.1 ст.3 Закона № 88-ФЗ субъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия не могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и др. При этом коммерческие организации должны отвечать двум требованиям.
Первое требование. Должен быть соблюден определенный Законом № 88-ФЗ размер участия в уставном капитале малого предприятия некоторых субъектов.
Так, малым предприятием может быть только такая коммерческая организация, в уставном капитале которой не превышает 25% доля следующих субъектов:
-
Российской Федерации и
Закон не устанавливает размер (долю) участия
в уставном капитале малого предприятия
муниципальных образований;
-
общественных и религиозных
-
одного или нескольких
Второе требование. Для того чтобы предприятие имело статус малого, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ).
Малые
предприятия, осуществляющие несколько
видов деятельности
(многопрофильные), относятся к таковым
по критериям того вида деятельности,
доля которого является наибольшей в годовом
объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Значит, в случае, когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или объем прибыли.
Однако в региональном законодательстве возможны случаи, когда власти субъекта федерации сами определяют, какую деятельность принимать для расчета многопрофильными предприятиями.
Средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.
Порядок
расчета средней численности
работников представлен в
Инструкции по заполнению организациями
сведений о численности работников и использовании
рабочего времени в формах федерального
государственного статистического наблюдения,
утвержденной Постановлением Госкомстата
от
07.12.98 № 121, и Инструкции по заполнению
формы федерального государственного
статистического наблюдения N ПМ "Сведения
об основных показателях деятельности
малого предприятия", утвержденной
Постановлением Госкомстата РФ от 29.02.2000
№ 17.
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности