Функции цены на современном этапе развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Выход из кризиса страны и эффективное функционирование экономики России во многом будут зависеть от успешности создания конкурентоспособного производства. Таким образом, создание механизма ценообразования и регулирования цен, направленного на обеспечение высоких темпов интенсификации производства и способствующего повышению его эффективности и жизненного уровня населения, является весьма актуальной проблемой.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….

3
1. Роль и значение цены в экономике страны……………………………………………………………………….


5


1.1. Понятие, значение и сущность цены в рыночной экономике…..

5

1.2. Функции цены и их характеристика………………………………………………………


7

1.2.1. Учетная функция цены как основа процесса ценообразования…..……………………………………………………….
1.2.2. Стимулирующая функция как двигатель развития производства……………………………………………………………
1.2.3. Распределительная функция цены и ее роль в экономике………………………………………………………………
1.2.4.Функция сбалансирования спроса и предложения……………………………………………………………
1.3.Функция цены как критерий рационального размещения производства………………………………………………………………


8

10

12

14

16

2. Виды и разновидности цен в Российской федерации и их взаимосвязь с экономическими критериями……………………………………………..


18


2.1. Основные виды цен и их характеристика …..……………………………………………………………………


18

2.2. Связь цен с другими экономическими категориями…………………………………………………………
2.2.1. Взаимосвязь с финансово кредитной системой……………..
2.2.2.Взаимосвязь цен и налогов……………………………………


21
21
25

Заключение………………………………………………………………….

27

Список использованных источников и литературы……………………...

30

Приложения………………………………………………

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 88.78 Кб (Скачать)

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет

которой компенсируются издержки обращения в розничной  торговле и создается

прибыль организаций  и учреждений розничной торговли.

Задача:

Рассчитать  розничную цену женской пары сапог. Магазин ООО «Буратино» закупил  у обувной фабрики сапоги по свободно отпускной цене (СОЦ) 3000 рублей, в т.ч. НДС-18%. Торговая надбавка магазина-50%.

Формулы для  решения задачи:

1.Торговая надбавка=СОЦ б/НДС*% торговой надбавки/100%

2.НДС  розницы=18%*(СОЦ б/НДС + торговая надбавка)/100%

3.Розничная  цена=СОЦ б/НДС + торговая надбавка + НДС розницы

Решение:

1.СОЦ б/НДС=3000*100%/118%=2542

2.Торговая  надбавка=2542*50%/100%=1271

3.НДС розницы=18%*(2542+1271)/100%=686

     4.Розничная цена=2542+1271+686=4499 руб.

Закупочные  цены – это цены государственных закупок продукции у

предприятий, организаций, населения. Термин «закупочные  цены» может

трактоваться  гораздо более широко, применительно  ко всем видам государственных закупок. Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

 

 

2.2. Связь цен с другими экономическими  категориями

 

2.2.1. Взаимосвязь с финансово кредитной системой

 

 

В рыночной экономике в процессе формирования и установления цен конкретных товаров  и услуг прослеживается тесная взаимосвязь  цен с экономическими категориями  и финансово-кредитной системой, взаимозависимость цен и денежного  обращения, а также взаимовлияние  цен и налогов. Цены тесно связаны  с такими экономическими категориями, как финансы и кредит, денежное обращение, инфляция, государственный заказ, налоги, себестоимость, прибыль, оплата труда, закон спроса и предложения и др. Эти экономические категории одновременно выступают как рычаги управления экономикой, методы хозяйствования и конкретные формы использования экономических законов. Каждая экономическая категория решает специфические задачи хозяйственной жизни. Вместе с тем ни одна из них не может работать изолированно, не затрагивая другие элементы хозяйственного механизма. Взаимодействие их является обязательным условием нормального функционирования хозяйственного механизма. Например, госзаказ и цены должны рассматриваться как компоненты единого целого и действовать согласованно. От уровня цен зависит объем программных показателей. Цены также влияют на финансовую систему, А она в свою очередь оказывает преобладающее воздействие на цены через налоги, акцизы, кредиты.

Цены, деньги, финансы и кредит пронизывают  все сферы экономической жизни  общества. Они являются не только своеобразными  показателями состояния национальной экономики, но и действенными рычагами управления социально-экономическими процессами. Поэтому любые изменения в ценах, налогах, выплатах непосредственным образом затрагивают интересы производителя и потребителя. То, что цена является денежным выражением стоимости, предопределяет глубинную сущность взаимосвязи двух рассматриваемых категорий - цен и финансов. Как цена немыслима вне денежных отношений, так и финансы могут функционировать лишь на основе цен. Посредством цен финансовые потоки тесно взаимодействуют с материальными, стимулируют и перераспределяют их. Если цены жестко увязаны с товарной формой общественного продукта, то финансы совершают часть движений, вполне независимых, но не самодовлеющих. Они направлены в итоге на перераспределение материальных потоков валового внутреннего продукта как в стоимостной, так и в материальной формах, что делает относительной степень их самостоятельности. Сумма цен реализации служит источником финансовых ресурсов, а цены возникают в результате производства и обмена. Структура и уровень цен, несмотря на свободу их формирования и влияние на них рыночных факторов, в значительной степени определяются финансовыми нормативами и потребностью в финансовых источниках как для общества в целом, так и для каждого предприятия. Например, налоги и другие обязательные платежи, образующие доход государства, частично возмещаются из себестоимости, частично из прибыли или являются прямой надбавкой к цене (НДС, акцизы). В свою очередь сумма цен реализации образует выручку и денежные накопления предприятия, которые служат источником его обязательных платежей и финансовых ресурсов. Взаимосвязь цен и финансов отчетливо проявляется в их распределительной функции. Уровень и структура цен реализации предопределяют первичные доходы предприятия и его работников. На стадии обмена через цены осуществляется перераспределение доходов. В процессе формирования различных фондов предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников, самого предприятия и государства. Дальнейшее многократное перераспределение осуществляется в процессе использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, финансов предприятий и организаций непроизводственной сферы. Процесс перераспределения заканчивается формированием конечных доходов через цены потребляемых средств и предметов. В рыночных условиях финансовая система, оставаясь в определенной степени регулируемой, выполняет ведущую роль в перераспределении общественного продукта и национального дохода. Поскольку цены, финансы и кредиты представляют собой элементы единой системы стоимостных экономических категорий, то цена является основной стоимостной категорией, она в денежной форме выражает стоимость товаров и услуг, формируя реальный базис исполнения финансовых отношений. Уровень и структура цен, их динамика определяют объем и структуру валового общественного продукта и национального дохода страны. Цены, финансы и кредит воздействуют на воспроизводство через распределение и перераспределение стоимости. В результате формируются финансовые ресурсы. Основным финансовым инструментом этих процессов является государственный бюджет. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный бюджет доходов и расходов. Последние напрямую зависят от динамики и уровня цен. Повышение оптовых и розничных цен приводит к увеличению доходов бюджета. Рост цен в добывающей промышленности или топливно-энергетическом комплексе вызывает пропорциональное изменение доходной части бюджета, так как продукция добывающих отраслей, топливо, электроэнергия, бензин, нефтепродукты, газ являются составной частью производства. Государственный бюджет выигрывает от роста цен, но расходы могут оставаться неизменными или несколько увеличиваются. Их рост происходит за счет предоставления льготных услуг, таких как льготное питание, льготные путевки в санатории, оплаченные из фондов общественного потребления по возросшим ценам. Необходимо также отметить, что сумма цен реализации образует выручку и денежные накопления предприятия, которые служат источником его обязательных платежей и финансовых ресурсов. Взаимосвязь цен и финансов нередко отражает негативные процессы в экономике. Возросшие цены конечной продукции повышают расходы населения и бюджета. Это вызывает необходимость увеличения доходов бюджета через систему налоговых платежей. При спаде производства это возможно только через повышение налогов, что в свою очередь увеличивает налоговую составляющую в структуре цены, усиливает инфляцию и ведет к дальнейшему снижению производства. Цены тесно взаимосвязаны с кредитом. Они воздействуют на денежные ресурсы и границы кредита. Рост цен увеличивает ресурсы кредитования, а их снижение уменьшает последние. Повышение цен основных видов продукции производственно-технического назначения, продукции сельского хозяйства, реализуемых через торговлю потребительских товаров вызывает резкое увеличение издержек производства и обращения. В результате предприятия оказываются не в состоянии самостоятельно оплачивать приобретаемые сырье, материалы, оборудование и вынуждены обращаться в коммерческие банки для получения ссуды. Ограниченность свободных денежных ресурсов для кредитования, с одной стороны, способствует развитию кредитных отношений, а с другой - увеличению цены на кредитные ресурсы. Ставки процента за пользование кредитом возрастают, и одновременно сужается круг объектов кредитования. Используемые в хозяйстве оборотные средства, приобретаемые за счет подорожавшего кредита, увеличивают себестоимость изготавливаемой продукции. Цена выпускаемых изделий постоянно повышается, усиливая инфляцию. При этом сами предприятия стремятся предусмотреть в ценах опережающий рост затрат, чтобы компенсировать возможные инфляционные издержки. Существенные темпы роста цен способствуют поддержанию постоянного спроса па кредитные ресурсы, а следовательно, и высокой пены кредита. Таким образом, задача состоит в том, чтобы обеспечить в стране снижение темпов роста цен, уменьшить ставки рефинансирования Центрального банка РФ и тем самым способствовать увеличению количества объектов кредитования.

 

2.2.2.Взаимосвзяь  цен и налогов

 

 

Налоги, сборы, пошлины и платежи, образующие систему финансовых отношений предприятий (фирм) с государством и его организациями, по-разному отражаются в ценах. Одни входят в состав затрат (себестоимость), другие в прибыль, третьи являются надбавкой (наценкой) к цене (тарифу). В себестоимость продукции включаются следующие налоги и платежи: платежи в фонды государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; лесные таксы (тарифы) в лесной промышленности; платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в добывающей промышленности; плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; платежи по обязательному страхованию имущества предприятий; земельный налог; таможенные пошлины; разовый регистрационный сбор; гербовый и лицензионный сбор; налог на операции с ценными бумагами; налог на рекламу. Кроме того, применяются местные налоги. Основными налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Прибыль составляет ту часть произведенного национального дохода, которая в наибольшей степени подвергается перераспределению. Она тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия, функционирующие в условиях нормальной рыночной экономики, стремятся к ее максимизации. Налог на прибыль устанавливается в РФ в законодательном порядке в процентах от суммы прибыли; с прибыли уплачивается налог на имущество. Влияние налога на прибыль при определении структуры и уровня цен значительно меньше, чем НДС и акцизов. Последние устанавливаются к оптовым ценам предприятия. Налоговые платежи могут составить суммы, превышающие 60% выручки предприятия, а следовательно, и цены предприятия. Подобный налог является неоправданно высоким и существенно сдерживает развитие производства. Принятый Налоговый кодекс РФ направлен на упорядочение системы налогов, снижение их количества. Основными направлениями реализации этого Кодекса являются:

    • повышение роли налогов как основных источников государственных финансовых ресурсов;
    • установление размера и соотношения налогового бремени на физических и юридических лиц;
    • снижение налогового бремени на отечественных товаропроизводителей с целью повышения конкурентоспособности их продукции;
    • упрощение налоговой системы;
    • увеличение поступлений налогов и сборов;
    • сокращение использования бартера и денежных суррогатов с одновременным расширением налогооблагаемой базы и усилением контроля над поступлением налогов и сборов.

Все налоги, входящие в структуру цен, формируют  доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, которая балансируется с расходной частью. Большую долю в общей структуре доходов занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль и имущество.

 

 

Заключение

 

 

В условиях рыночной экономики цена является одним  из наиболее важных показателей, существенно  влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность  предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных  решений.

Цена  влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы  влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные  товары их ассортимент. Структура ценообразования  изменяется одновременно с тем, как  товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности  покупателей.

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию  многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению  цен на новые и уже выпускаемые  изделия, оказываемые услуги в целях  увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление  цены – один из важных элементов  маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень  и соотношение цен на отдельные  виды продукции, особенно на конкурирующие  изделия, оказывают определяющее влияние  на объемы совершаемых клиентами  закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими  маркетинга и деятельности фирмы  в целом. От цен во многом зависят  реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные  виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и  другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно  же, фактическая себестоимость товара. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать  на товары такие цены, так варьировать  ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально  возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические  задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию  компании, предоставляющую самые  минимальные цены, приучать покупателей  к своим ценам, формировать интерес  к своей компании, добиваться роста  доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение  на рынке ―вот главные задачи фирмы. В рамках ценовой политики частные  решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование  скидок, варьирование ценами, обеспечение  оптимального соотношения своих  цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются  в единую интегрированную систему.

Государственное регулирование также оказывает  значительную роль в формировании цен. В России законодательным путем  ограничиваются попытки сговора  о ценах и установления фиксированных  цен производителями товара, представителями  оптовой и розничной торговли, а также запрещается ценовая  дискриминация, если она наносит  ущерб конкуренции. Государственное  регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке  товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике  и социальную защищенность отдельных  категорий граждан.

Государственное регулирование цен необходимо для  предотвращения:

-инфляции роста цен при устойчивом дефиците;

-монополизма  производителей;

-резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо.

Принятый  в Российской Федерации Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности  для развития предпринимательской  деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя  с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

Все выше сказанное позволяет сделать  вывод, что прежде чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и  динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных  торговцев, которые продают товар  конечному потребителю. Таким образом, успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики. Поэтому дальнейшее изучение цены как экономической категории и процесса ценообразования останется одной из важнейших задач экономической науки.

 

Список  использованных источников и литературы

 

 

  1. Карпенко Е.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. - Москва, 2007.
  2. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий). – Москва, 2006.
  3. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. – Минск, 2000.
  4. Кантор Е.Л. Экономика предприятия. – Москва, 2003.
  5. Салимжанов И.К. Ценообразование. – Москва, 2008.
  6. Зайцев Н.Л. Экономика организации. – Москва, 2000.
  7. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – Москва, 2002.
  8. Котерова Н.П. Микроэкономика. – Москва, 2003.
  9. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества. – Москва, 2007.
  10. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – Москва, 2002.
  11. Любушин Н.П. Экономика организации. – Москва, 2010.
  12. Егоров И.В. Управление товарными системами. – Москва, 2001.
  13. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). – Москва, 2008.

Информация о работе Функции цены на современном этапе развития экономики