Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:22, реферат
В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления.
По отношению к органам
исполнительной власти полномочия Президента
заключаются прежде всего в том,
что он полностью формирует
В отношениях с судебными органами полномочия Президента ограничиваются тем, что он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.
Осуществляя свои полномочия,
Президент России формирует свои
исполнительные органы в виде Администрации
Президента и Управления делами; создаёт
различные совещательные
В процессе реализации своих полномочий Президент Российской Федерации издаёт установленные Конституцией юридические акты– указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это– властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.
Акты Президента являются актами прямого действия и не нуждаются в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.
По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные и индивидуальные акты. Нормативные указы и распоряжения содержат в себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определённый круг лиц. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные акты Президента создают правовую основу для издания правительственных актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.
Индивидуальные акты
Президента– указы и
Все акты Президента, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 90, п. 3).
Конституционность актов Президента обеспечивается Конституционным судом РФ, который наряду с рассмотрением актов других государственных органов на предмет их соответствия Конституции России, разрешает также дела о соответствии ей нормативных указов и распоряжений Президента. В случае признания актов Президента или их отдельных положений неконституционными они немедленно утрачивают юридическую силу.
В соответствии с действующим законодательством акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования, если иное не указано в самом акте. Индивидуальные акты вступают в силу немедленно, после их подписания. Официально все акты Президента публикуются в информационном издании «Собрание законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете».
Президент Российской Федерации во время пребывания у власти и, соответственно, в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же самое время он, как высшее должностное лицо и как представитель государства, за свои действия несёт ответственность. Так, Президент выступает в качестве ответчика в Конституционном суде при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан– физических лиц и различных объединений и организаций– юридических лиц. Наконец, Президент может оказаться в положении ответчика по обвинению «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией (ст. 93, п. 1), заключается в отрешении его от должности. Отрешение Президента от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний послуживших основанием отрешения от должности.
Процедура отрешения Президента от должности определена и закреплена в статье 93 Конституции РФ. По сравнению с аналогичными процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она носит многоэтапный усложнённый характер. В процедуре отрешения от должности Президента участвует несколько высших государственных органов: Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд. Срок решения вопроса об отрешении Президента от должности ограничивается тремя месяцами после выдвижения обвинения против Президента. Инициатива выдвижения обвинения против Президента и, соответственно, начала процесса отрешения его от должности может исходить только от Государственной думы. Для этого требуется специальное обращение депутатов думы в количестве не менее 150 чел., т.е. не менее одной трети депутатского состава. При наличии такого обращения Государственная дума обязана, согласно Конституции, создать специальную комиссию (на основе пропорционального представительства в ней фракций) для подготовки проекта обвинительного заключения. Данное заключение Думы должно быть принято двумя третями голосов от общего числа её депутатов. В соответствии со статьёй 93 Конституции решение думы направляется в Верховный суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента признаков состава преступления, а затем в Конституционный суд РФ для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документ направляется в Совет Федерации, который решает вопрос об отрешении Президента от должности. Решение принимается большинством в две трети голосов от общего числа членов данной палаты. Если в трёхмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента решение Совета Федерации не будет принято, то «обвинение против Президента считается отклонённым» (ст. 93, п. 3).
Заключение
По существу система президентской власти в России — это уже сформировавшаяся структура, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. Иначе говоря, президентская власть обладает в президентской республике юридически и практически всегда верховенством в обществе, все другие власти по отношению к ней носят подчиненный характер. Одним из существенных признаков, характерных для государственной власти, является ее сила. Сила государственной власти понимается как степень способности субъекта достичь желаемого результата, несмотря на имеющиеся препятствия и помехи. Несмотря на формальные основания и аргументации различных точек зрения о существовании в нашей стране полупрезидентской формы правления, главное, что характеризует форму правления в современной России, как пишет В.Е. Чиркин, «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важное значение, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически». Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют прежде всего о силе Президента РФ. Мы видим, что, несмотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти,
Таким образом, важным критерием разграничения форм государственного правления мы называем степень юридической самостоятельности главы государства в реализации своих полномочий, которая определяется участием правительства в придании актам главы государства юридической силы.